Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Open Library - открытая библиотека учебной информации Реформа революция социальная динамика эволюция общественный прогресс




Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями :

  • первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества;
  • второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.

В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции :

  1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
  2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
  3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
  4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения -- невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

По К. Марксу, революция -- это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, -- пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П.А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика -- революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:

увеличение подавленных базовых инстинктов -- основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;

репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;

силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию -- замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Реформы в социальных системах -- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.


Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

Пояснение.

Социальная революция - качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Экономическая реформа - переустройство, затрагивающее экономическую сферу.

Общественный прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Ответ: социальная динамика.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Пояснение.

Социальная динамика - это общественное изменение, движение, развитие.

Революционные преобразования - качественный, переворот во всей социальной структуре общества.

Социальная реформа - переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.

Прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Регресс - упадок, откат назад.

Ответ: социальная динамика.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Пояснение.

Социальная динамика - движение, изменение и развитие общества. Существуют разные направления (прогресс и регресс), формы и типы социальной динамики (революция и эволюция).

Реформа - изменение, преобразование в какой-либо социальной сфере, исходящее от власти.

Ответ: 26

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по обществознанию.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , политическая реформа , социальная динамика , контрреформа в области образования , общественный прогресс .

Пояснение.

Все представленные понятия - это изменения в обществе, то есть социальная динамика.

Ответ: социальная динамика.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

1) В указанный период наблюдается снижение уровня бедности. Да, верно, с 2005 по 2007 годы снизилось число населения, которое находится за чертой бедности.

2) Рост числа браков в указанный период сопровождался ростом числа разводов. Да, верно, положительная динамика наблюдается в столбцах «браки» и «разводы».

3) В указанный период произошло снижение уровня бедности вдвое. Нет, неверно, с 17 до 13.

4) Количество браков с 2005 по 2007 год выросло на треть. Нет, неверно, с 7 до 9, что не составляет треть.

5) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности. Да, верно, мы наблюдаем положительную динамику в столбцах «браки» и отрицательную в столбцах «население за чертой бедности».

Ответ: 125.

Ответ: 125

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Динамика - это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.

Ответ: 26.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Евгений Жарко (Таганрог) 01.02.2013 02:06

почему стратификация не является термином изменения общества,проявление его динамики? ведь, меняться на протяжении жизни доход,удваивается или утраивается образование человека, достижение престижных потребностей-всё это примой показатель динамики,изменения в обществе

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Сама по себе стратификация не характеризует динамику. Её наличие говорит о наличии динамики, но не более того.

Реформа и революция являются

1) проявлениями социальной динамики

2) элементами структуры общества

3) видами социальных связей

4) типами социальных институтов

Пояснение.

Социальная динамика - изменение, развитие, движение общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Социальные изменения, приводящее к глубоким качественным сдвигам называются социальным развитием.

Социальная структура - взаимосвязанные элементы, составляющие внутреннее строение общества. Ими являются социальные группы, институты и т. д.

Социальные институты - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Важнейшие институты- собственность, власть, государство, семья, религия, образование, наука и т. д.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Петр Дмитриевич Садовский

Социальные институты - обобщающее понятие, в том числе включает в себя политические институты.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

К социальной динамике не относятся понятия неравенство и социальная структура.

Ответ: 2, 6.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Валентин Иванович Кириченко

Реформа- это преобразование, значит, изменение, поэтому относится.

Ксения Кондылева 17.11.2016 09:55

А мобильность разве как-то относится к соц. динамике?

Валентин Иванович Кириченко

Мобильность - это изменение, значит динамика

Страны с тёплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инфляция

2) конкуренция

3) специализация

4) монополизация

5) информатизация

6) гуманизация

Пояснение.

1) инфляция - нет, не верно, сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет, но ничего не сказано о динамике общего уровня цен в данных государствах.

2) конкуренция - да, верно, две страны.

3) специализация - да, верно.

4) монополизация - нет, неверно, две страны.

5) информатизация - нет, неверно.

6) гуманизация - нет, неверно.

Ответ: 23.

Ответ: 23

Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.

Пояснение.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования - да, верно.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей - нет, неверно.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики - да, верно.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная - да, верно.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

Иван Хеорхе

Существуют универсальные экономические закономерности, которые влияют на развитие различных стран.

Афина Магеррамова 23.01.2019 11:09

Поясните,пожалуйста,почему 5 неверно?Разве не объем ВВП определяет экономическое развитие страны?

Иван Иванович

Реальный ВВП макроэкономический показатель, который определяет экономический рост государства. Но утверждение не про экономический рост или развитие, а про экономический потенциал, то есть совокупную способность экономики страны, ее отраслей, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

5) революция

6) система

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Система и структура не относятся к динамике.

Ответ: 26.

Ответ: 26

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Микроэкономика - деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика -экономическая деятельность в пределах страны. Показатели макроэкономики: ВВП, инфляция, безработица и т. д.

А) динамика валового внутреннего продукта - макроэкономика.

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг - микроэкономика.

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах - микроэкономика.

Г) изменение курсов валют - макроэкономика.

Д) причины экономических кризисов - макроэкономика.

Ответ: 21122.

Ответ: 21122

ВЦИОМ была изучена динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов. Исследования проходили с 1997 по 2010 год. Результаты последнего года исследования представлены в таблице. Сделайте три возможных вывода на основе этих данных.

Динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов (в %)

Демократические институты 2010 г.
Многопартийность
Важно 41
Не важно 39
Затрудняюсь ответить 20
Наличие представительных органов власти
(Совета Федерации, Государственной Думы, др.)
Важно 47
Не важно 29
Затрудняюсь ответить 24
Свобода предпринимательства
Важно 65
Не важно 15
Затрудняюсь ответить 20
Свобода слова и СМИ
Важно 75
Не важно 11
Затрудняюсь ответить 14
Свобода выезда за границу
Важно 61
Не важно 23
Затрудняюсь ответить 16
Выборность органов власти
Важно 75
Не важно 10
Затрудняюсь ответить 15

Источник: мониторинговые исследования ИС РАН.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия истории

Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный.. по проблеме единства и многообразия истории выделяют по меньшей мере две точки зрения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия истории
Экзаменационные вопросы № 42-44, 57 Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии

Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – общество, наход

Цивилизационный подход
Философия Арнольда Тойнби А.Тойнби выдвинул две гипотезы: 1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальны

Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер. Каждая культура существует изолированно и замкнуто. Таких культур восемь: индийская,


Смысл проблемы источника развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исто

Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса
В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить: «Кто является творцом истории?». В связи с этим в философии истории используется два близких,

Концепции элит (элитаризма)
Данная концепция оформилась в конце 19- начале 20 в. (В.Парето, Г. Моска). Общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к соз

Феномен толпы
Данный подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения е

История понятия
Сама идея прогресса зародилась еще в античное время. Авторы данного времени приходят к выводу о наличии только умственного прогресса, в нравственном отношении человечество регресси

Критерии прогресса
Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего спец

XX XXI вв.

План семинара

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.

Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.

Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.



Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).


Рис. 2. Схема Октябрьской революции 1917 г.

Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980–1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально-политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика

Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

· революция – коренное преобразование, реформа – частичное;

· революция радикальна, реформа более постепенна;

· революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

· революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов.

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара.

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

Российские реформы имели свои характерные черты:

· Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг.

· Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

· Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

· В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева.

· Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

· Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

· При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

· Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России

Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.

Составляющие процесса модернизации:

· в политике – создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений;

· в экономике – интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством;

· в социальной сфере – формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникает и развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников и демократической системы;

· в культуре – формирование высокодифференцированной, унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма.

Различают два типа модернизации:

1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.

2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.

Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:

1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.

2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.

3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.

4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.

Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные теоретические концепции революции.

2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции.

3. Какова история идеи социализма в России?

4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г.

5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»?

6. Каковы особенности российских реформ?

7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности.

8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации?

9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации.

10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации?

11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации?

Литература

1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997.

2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998.

4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995.

5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992.

7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002.

8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990.

9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994.

11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002.

12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010.

13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.

14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.

15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005.


6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.

План семинара

6.1. Идеология: понятие, структура, функции.

6.2. Основные типы идеологий.

6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России.

6.1. Идеология: понятие, структура, функции

Термин «идеология» возник на рубеже XVII XVIII вв. и был введен в научный оборот французским исследователем Антуаном Дестют де Трасси.

Идеология – это теоретическое выражение в виде идей, концепций представлений определенных социальных групп об устройстве и принципах функционирования реального общественного организма и общественном идеале. Идеология выступает отражением интересов, целей, систем ценностей конкретного общественного субъекта. Стремление различных групп общества воплотить свои собственные интересы (социальные, экономические, национальные и др.) привели к возникновению различных политических идеологий, которые стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания той или иной группы на власть, ее использование.

Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

Выделяют несколько уровней политической идеологии:

- теоретико-концептуальный – наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства и формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека. В марксистско-ленинской идеологии, которой придерживалась партия большевиков, к данному уровню относится, например, положение об отсутствии частной собственности в коммунистическом обществе;

- уровень идеологической пропаганды и агитации , на котором происходит адаптация, перевод основных требований с языка социально- философских принципов на язык программы и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Обращаясь к вышеприведенному примеру из марксистско-ленинской идеологии, положение об отсутствии частной собственности конкретизируется в требование «Земля - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим»;

- актуализированный уровен ь определяет степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности политической идеологии.

Политическая идеология выполняет ряд функций в обществе:

· ориентационную: задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека;

· мобилизационную: способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям;

· интегративную: на основе приверженности определенной идеологии происходит политическая социализация и объединение людей;

· выражение и защита интересов определенной социальной группы, как правило, институционально оформленных в политических партиях, движениях, для которых важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

Представления о том, как должно развиваться общество и какими методами добиваться этого развития, серьезно отличаются друг от друга. Поэтому существует широкий идейно-политический спектр политически значимых идейных направлений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества.