Мандала практика в буддизме. Значения тибетских мандал — сакральные символы буддизма. Мандала: значение символов




Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

СИМВОЛИКА БУДДИЗМА. МАНДАЛА

Мандала в буддизме - это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.


2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала -геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - изображение божеств, бодхисаттв, Будд.
Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.


В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого "бытия", заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.


Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.


Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.
В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти.
Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.


Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи. Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением.
Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной.
Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе. Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.
Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.
Инструменты
Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.
Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.
Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.
Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть.
Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном отличается центр мандалы, где изображены божества. Боковые части, периферия остается неизменной.


Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.
Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.
Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды. В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.
Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы затем благословляется.


Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков. Используется не только песок, но и частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.
Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить опускается в белый песок мелкого помола, натягивается над поверхностью мандалы и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки.
Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Они заранее планируют работу на день, помогают друг другу в работе.
Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ.
Каждый день монахи начинают работу с пения. Они обращаются к центральному божеству мандалы и разжигают в своем сердце желание трудиться на благо всего живого. Создавая мандалу, монахи воссоздают в своем уме объемный дворец божества.
Мандалу нельзя оставлять в музее, как экспонат. Она служит основой для медитации.

Разрушение мандалы - подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения - это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.
Руководитель ритуала надрезает мандалу с помощью ваджры.


В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») - символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме - от Ваджры), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), пассивность.

Мандала надрезается в местах входов, по диагональным линиям. После этого монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу.
Считается, что песок, очищенный в процессе ритуала, обладает очистительной силой. Эта сила преподносится всем живым существам. Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести чудодейственный песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру.
Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы были обильными урожаи. Песком посыпают макушку умирающего, что поможет перерождению в высших мирах.
Странно наблюдать, как разрушается удивительно творение, в которое вложено столько труда. Европейскому человеку приходится наблюдать воочию буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

Forum.roerich.info/showthread.php?t=8969
myfhology.narod.ru/magik-things/vadjra.html

«Мандала - это внутренняя цельность,

которая стремится к гармонии

и не терпит самообмана».

Наверняка многие из вас слышали это слово. Но что же такое мандала, какова её история, значение, какая она бывает, чем может быть вам полезна? Попробуем разобраться в данной статье.

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок , то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной. Этот символ пришёл в мир из восточных религиозных практик (буддизм, индуизм), где был сакральным изображением мира божеств. Само слово в переводе с санскрита обозначает «круг», «диск», «центр».

Именно круг чаще всего лежит в основе изображения Mandal. Её внешний круг символизирует Вселенную, в него вписан квадрат, а внутри квадрата – ещё один круг — мир божеств. Этот круг обычно разделен на сегменты или изображен в форме цветка, чаще всего – лотоса.

Такова основная структура мандалы , но вариантов её изображения может быть множество. Она может быть плоской и объёмной, нарисованной на песке (или с помощью цветного песка) и вышитой на ткани, вырезанной из металла или из специально окрашенного масла. Обычно её используют в ритуальных целях, рисуют на полу, стенах или потолках храмов, ей поклоняются, она считается священной.

Вообще, если взглянуть на этот символ шире, то можно обнаружить, что круг, лежащий в основе изображения мандалы, встречается повсюду в макро- и микромире. Например, в природе: это и округлость нашей матушки-Земли, и круги на воде, и радужка человеческого глаза, даже круговорот времен года! И в быту человека: колесо, тарелка, часы, — ряд можете продолжить самостоятельно. И, конечно же, в любой религии будет присутствовать символика круга.

Совсем не обязательно это будет называться «мандалой», но общая идея круга, объединяющая, к примеру, розетки готически соборов, индейских «ловцов снов», формы шаманских бубнов или округлости куполов христианских храмов, — очевидна.

Немного истории. Тибетская мандала

Историки сообщают, что впервые слово «мандала» появляется в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе» и является многозначным: это одновременно и круг, и постранство-вместилище чего-то. Далее это понятие через буддистские учения распространяется в Центральной Азии, на Востоке.

По буддистскому преданию самую первую мандалу изготовил тантрический йогин Падмасамбхаве (в некоторых направлениях буддизма почитается как второй Будда) в восьмом веке.

В течение семи дней он беспрерывно молился и трудился над созданием этого ритуального предмета, с помощью которого он надеялся призвать божество. На восьмой день в центр созданной Падмасамбхаве мандалы спустилось божество, которое исполнило все его желания.

До сей поры люди верят в священную силу мандалы, и многие обряды и ритуалы не обходятся без её создания.

В 20 веке с легкой руки великого психиатра Карла Густава Юнга символ мандалы перекочевал и в западную культуру, а вернее сказать, возродился и укрепился в сознании западного человека, поскольку, как уже упоминалось выше, символика круга всегда так или иначе присутствовала в коллективном бессознательном человечества.

И сегодня это символ не только не потерял своей актуальности, но является одним из самых популярных, пользуясь огромным успехом. Мандалы используются в разных сферах, возникло великое множество их разновидностей.

Назначение мандалы

Первоначальная символика мандалы как культового изображения, предмета сейчас значительно расширилась и активно используется не только в религиозных обрядах, но и в искусстве, а Карл Юнг впервые стал использовать этот символ в психотерапии и психологии для самопознания.

Юнг считал, что мандала является визуальным проявлением бессознательного, доступным для понимания языком, которым может говорить наша душа, проявляя себя, раскрывая себя миру.

  • мандала защищает и гармонизирует;
  • помогает в процессе медитации;
  • способствует расширению сознания, концентрации внимания;
  • оказывает терапевтический эффект при работе с соматикой, эмоциональными проблемами, снятии перенапряжения.

На Тибете верят, что узор мандалы излучает тончайшие вибрации, которые способствуют просветлению ума , постижению высшего смысла.

Разновидности мандал

Считается, что эти священные геометрические узоры соединяют в себе разные энергии. Гармоничность мандалы, сакральный символизм и сила побуждают человека использовать её в разных сферах жизни.

Майя, танец мандала видео

Существует особый мандала-танец , по сути, представляющий собой динамическую медитацию. Исполняют его исключительно женщины. Выстраивается этот танец по принципу лотоса – цветка жизни. Здесь есть свои линии (спирали, волны, зигзаги), придающие направление энергии, которая рождается в танцевальном движении, и, конечно, круги, соединяющие весь рисунок танца в единое целое. Этот танец позволяет достичь спокойствия, гармонизировать энергии тела, а при регулярном исполнении – увеличить телесную гибкость и пластичность.

Мандала-йога, видео

Это специальная техника, позволяющая самосовершенствоваться, постигая структуру сущности человека. Упражнения здесь совмещают в себе звуки мантры, позы-асаны, и всё это повторяется много раз. В результате повторения таких серий в пространстве выстраивается сложный по геометрической структуре узор-мандала, который ориентирован на 4 стороны света, а в центре этого узора находится сам исполнитель.

Говорят, что регулярность этих занятий не важна – достаточно нескольких раз, чтобы почувствовать необычайные новые ощущения и обрести новый уровень общения с собственным телом.

Мандала рисунок

И всё же наиболее популярна мандала как рисунок . Хотя и тут её разновидностей может быть множество.

Например, столь зачастую имеют мотив того же геометрического рисунка. Правда, не многие отдают себе отчёт в том, какой многозначный сакральный символ они выбрали для украшения своего тела. Конечно, если брать изначальный смысл, то такая татуировка будет являться схемой строения Вселенной и мира богов, которые отнюдь не всегда безмятежны и добры.

Но вообще такой рисунок у сведущих людей чаще всего призван, конечно, защищать, оберегать целостность человека, его духовность, напоминать о том, что Дух выше материи, притягивать всё, способствующее духовному росту и отталкивать негативное.

Эзотерики верят в магическую силу числовой мандалы, которая строится по принципам нумерологии, считающей, что всё в мире можно выразить числами, которые при этом обретают магические смыслы.

Здесь задействованы дата рождения человека и его имя (буквам присваиваются свои цифры), каждой цифре соответствует свой цвет, и сочетание таких цветовых обозначений создаёт особую матрицу, рисунок судьбы. Понятно, что такой рисунок индивидуален.

Считается, что по нему можно определить, какие возможности есть у человека, что из своего потенциала он использует, а что пока «пылится в чулане», какой негативный сценарий («родовое проклятие») может мешать в осуществлении жизненных планов и т.п.

Мандала тату, эскизы

История Mandala восходит к доисторической эпохе. Это форма искусства, используемая древними людьми для представления всей вселенной. Это также символ, используемый в духовном аспекте буддизма и индуизма. Хотя это древнее искусство, многие люди все еще в восторге от того, как здорово выглядит.

Это популярный символ индуизма и буддизма, который делает его религиозным по своей природе. Существуют такие эскизы, которые представляют Солнце, Вселенную и Звезды.

Некоторые люди верят, что только те, кто имеет благословение небес, могут наносить такие рисунки на тело. Но важно то, во что вы верите и если вам сильно хочется, то ни чего вам не помешает сделать красивую татуировка, а на нашем сайте вы сможете найти подходящий эскиз.

Искусство Мандалы состоит из основных геометрических форм , в частности квадратов и треугольников. Однако, когда вы смотрите на большую картинку, она будет отображать круг, а не квадраты и треугольники. Это связано с гармоничным сочетанием геометрических фигур, чтобы создать единый узор. Получение этого дизайна как татуировки будет отличной идеей, особенно для людей, которые любят древнее искусство.

Как работает мандала. Практическая польза

Юнг, считавший мандалу проекцией внутренней психической жизни человека, первым стал использовать её в терапевтических целях, для самопознания, диагностики. Сейчас интерес к таким методикам значительно возрос и всевозможные упражнения и техники работы с мандалой активно используются в курсах арт-терапии , тренингах по самопознанию и др.

Знаменитый психоаналитик пристально изучал мандалы и сам рисовал их. У Юнга был специальный дневник, в котором он ежедневно зарисовывал эти волшебные круги. Позже, проанализировав свой опыт, он пришёл к выводу, что мандала – это один из мощнейших архетипических образов, отражающий внутреннюю целостность человека, его «самость» .

Этот образ может появляться во снах, в галлюцинациях, в любых фантазиях. Такой круг как прообраз мира с сохранённым центром, ассоциируется с защитой ядра личности человека.

Мандала – сакральное пространство, защищающее человеческую суть, внутреннее «я» человека от разрушительных воздействий извне. Круглое – как символ материнского чрева, из которого рождается всё живое и где зарождается этот центр.

Ежедневные зарисовки мандал позволили Юнгу собрать большой материал и заметить, что каждый рисунок по-разному отражал внутреннее состояние автора именно в момент рисования. Получились как бы зарисовки динамики его внутренней жизни , его психической трансформации. Это позволило учёному сделать вывод о том, что мандалы – путь к неповторимой индивидуальности, к центру его личности.

Если вы решите воспользоваться техникой Юнга и будете ежедневно рисовать свои мандалы, то, помните о том, что эти рисунки – отражение внутреннего состояния, и такая работа может возыметь терапевтический эффект . Не старайтесь приукрасить то, что выходит на бумагу: если в какие-то дни рисунки получаются тревожными, мрачными, разорванными – позвольте этому происходить, возможно, именно так необходимо выразиться вашей душе сегодня и это единственный для неё целительный путь.

Мандала интегрирует взгляд на мир, позволяет почувствовать собственную целостность, посмотреть на себя со стороны, принять и разрешить внутренние конфликты.

Благодаря своей форме она идеально подходит для медитаций, помогая расслабленно сконцентрировать внимание. Она интегрирует взгляд на мир, что может в итоге повлиять и на вашу собственную жизнь.

Практика созерцания мандалы, учит успокаиваться, управлять вниманием, эмоциями , открывает нам новое и, возможно, неожиданное в нас самих. Здесь требуется неспешность и безоценочное внимание к своим внутренним изменениям, ощущениям в процессе созерцания.

Медитация с мандалой

Медленно рассматривайте мандалу , двигая взгляд по часовой стрелке от края к центру. В центре остановитесь, но не фокусируйтесь, а сосредоточьте внимание на том, что вы чувствуете, какие ощущения замечаете, прислушайтесь к ним.

Без оценки и анализа просто наблюдайте за тем, что происходит внутри во время созерцания центра мандалы, просто позвольте всему происходить. Время концентрации зависит от вашего индивидуального состояния (кому-то достаточно 5 минут, кому-то мало и часа): если вы почувствуете усталость или больше не заметите никаких изменений, можно завершить практику.

Такая ежедневная работа с мандалой даст вам интересные результаты, позволит узнать много нового о себе, о мире.

Мнение эксперта

В следующем видео Маргарита Ткачёва, специалист по мандалам, рассказывает что это такое, для чего нужны и что дают, также отвечает на часто задаваемые вопросы практического характера (медитация и финансы, не грех ли пользоваться этими рисунками для представителей других культур, как она создает свои мандалы, в том числе персональные и т.д.) Смотрим:

Создание мандалы. Как сделать мандалу?

Самое простое, что можно сделать, это, конечно, нарисовать мандалу. Но, вообще-то, вариантов её создания может быть множество. Мандалу вышивают, вяжут, плетут, вырезают (к примеру, снежинки, которые мы вырезаем на Новый Год, украшая окна, чем не мандалы?!), строят из камня, выкладывают из природных материалов и даже пекут!

Нарисовать мандалу достаточно легко – это сможет и ребенок. Кстати, для подрастающего поколения рисование мандал может стать прекрасным инструментом для развития мышления, тренировки в постановке задач и их решения.

Кроме того, современные издательства упростили задачу: продаются всевозможные заготовки мандал и хералов (крестообразные мандалы), которые можно просто раскрасить по своему желанию.

Итак, приготовьте необходимые цветные карандаши, выберите мандалу, которую хотите раскрасить и положите её перед собой. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандалу, прикройте глаза и прислушайтесь к тому, что возникает внутри.

Возможно, это будут какие-то слова или образы, — просто наблюдайте за тем, что происходит. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к раскрашиванию.

Мандалы для раскрашивания распечатать со значением

Ниже представлены шаблоны, которые вы можете распечатать и разукрасить на свой вкус, (нажмите на изображение чтобы увеличить его).

Мандала финансовая свобода

Мандала денежный колодец

Мандала — щит

Мандалы появились в Индии тысячи лет назад, и их использовали для продвинутых буддийских и индуистских медитативных практик. Сегодня они стали частью массового сознания. В начала XX века швейцарский психоаналитик Карл Юнг принёс мандалы на Запад как терапевтический инструмент для исследования бессознательного. Последние годы поп-культура позаимствовало слово «мандала», и его можно встретить не только в нью-эйдже, но и в названии отелей, спа-салонов, ночных клубов, журналов и так далее. Не так давно тибетские монахи начали возводить красочные песочные мандалы в музеях по всему миру, знакомя посетителей с высокоразвитой культурой Тибета. Что же такое мандала?

Мандала – это круглый символ вселенной, передающий глубокий смысл.

Мандалы используются в разных буддийских медитациях . В этой статье мы рассмотрим основные из этих практик.

Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

В тантрических практиках медитирующие растворяют обычное представление о себе как о твёрдом, неизменном «я» и вместо этого визуализируют себя в форме одного из образов будды, по-тибетски йидамов [См.: ]. Йидамы олицетворяют один или несколько аспектов полностью просветлённого будды, например, хорошо известный многим Авалокитешвара воплощает сострадание. Тантрические практикующие визуализируют себя в форме Авалокитешвары и ощущают, что они сами являются воплощением сострадания. Мы представляем, что уже способны помогать другим, как этот будда, но при этом ясно осознаём, что пока не достигли его уровня. Таким образом мы эффективно создаём причины собственного просветления.

Будды живут в совершенно чистых мирах, которые тоже называют мандалами. Термин «мандала» может относиться как к местности этого мира, так и к существам, его населяющим. Чистые миры несколько отличаются друг от друга, но обычно устроены следующим образом: в центре красивой местности стоит богато украшенный квадратный дворец, окружённый сферой, которая защищает от препятствий в практике медитации. Основной образ будды может быть мужского или женского пола, один или в союзе. Он стоит или сидит в центре дворца, во многих случаях окружённый множеством других будд. Иногда за пределами здания также есть дополнительные образы будд. У многих из них по нескольку лиц, рук, ног, и в руках они держат различные предметы.

Чтобы заниматься тантрической практикой, необходимо получить посвящение. Это сложная церемония, которую проводит полностью квалифицированный тантрический мастер [См.: ]. Во время посвящения рядом с мастером находится двухмерное изображение мандалы определённого образа будды. Обычно её рисуют на ткани или создают из песка, а затем помещают в закрытую деревянную конструкцию, упрощённую модель дворца. Однако визуализируя мандалу, мы всегда представляем её трёхмерной.

Во время церемонии мастер дарует обеты тем, кто получает посвящение, и разрешает войти во дворец, после чего ученики представляют, что заходят внутрь. Различные визуализации активизируют в учениках так называемые потенциалы природы будды, благодаря которым они могут достичь просветления с помощью данной практики. Если мандалу возводили из песка, то в заключительной части церемонии песок перемешивают и подносят в водоём.

После этого получившие посвящение уполномочены визуализировать себя в образах данного будды и мандалы, выполняя ежедневную практику. Каждый из этих образов и предметов, которые они держат в руках, символизирует что-либо, связанное с практикой медитации. Например, шесть рук могут символизировать шесть далеко ведущих состояний ума (шесть совершенств).

Практикующие представляют, что являются не только всеми образами внутри и снаружи дворца, но и самим дворцом мандалы, архитектурные детали которого символизируют различные аспекты практики медитации. В некоторых мандалах четыре стены символизируют четыре благородные истины, а равные стороны квадратного дворца указывают, что, с точки зрения пустотности, будды и те, кто ещё не достиг просветления, равны.

В некоторых очень продвинутых тантрических практиках есть даже визуализации, где медитирующие представляют, что части их тела – это детали дворца, либо что разные образы, населяющие дворец мандалы, находятся внутри их тела. Это называется мандалой тела. Выполнять такую практику очень трудно, потому что для этого нужно отличное сосредоточение и всестороннее понимание буддийской философии.

Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Перед тем как получить от буддийского учителя любые наставления – тантрические или общие, – ученики в начале подносят мандалу с просьбой даровать учение, а в конце – мандалу с благодарностью. Здесь мандала символизирует совершенную вселенную, наполненную драгоценными объектами. Поскольку для учеников нет ничего ценнее учения, подношение мандалы символизирует их готовность отдать всё без исключения, чтобы получить наставления.

Мандалу можно подносить в форме круглой плоской чаши, перевёрнутой кверху дном. На поверхности такой мандалы один за другим располагаются обручи, наполненные горстками зерна или драгоценных камней, которые насыпают одну поверх другой. Каждый последующий обруч меньше предыдущего, а венчает всё декоративная диадема. Кроме того, подношение мандалы делают с помощью жеста – мудры , перекрещивая определённым образом пальцы. В обоих случаях мандала символизирует идеальную вселенную, как она описана в традиционной буддийской литературе. Делая подношение мандалы, ученики произносят строки, посвящённые тому, чтобы все обстоятельства в мире способствовали получению учения и чтобы все существа могли жить в совершенном мире и получать превосходные наставления.

Многие буддисты выполняют предварительные практики (тиб. нгондро ) – обычно это сто тысяч повторений определённых практик – как подготовку к более продвинутым медитациям. Предварительные практики помогают устранить эмоциональные блоки и создать положительную силу, необходимую для успеха в медитации. Сто тысяч подношений мандалы – одна из таких практик, благодаря которой практикующие избавляются от нежелания посвящать медитации всё своё время и усилия, а также развивают твёрдую готовность отдать всё, чтобы добиться успеха в практике.

Резюме Arrow down Arrow up

Как мы видим, мандалы используются в различных буддийских практиках, где они символизируют не только вселенную, но и многие аспекты буддийского пути. Тибетские монахи сооружают прекрасные мандалы из песка в разных странах мира, привлекая внимание к ситуации в Тибете, но мы не должны рассматривать мандалы только как экзотическое искусство. Мандалы – это сложный инструмент для медитации, который играет важную роль как в общей, так и в продвинутой тантрической практике и помогает нам продвигаться по пути к просветлению.

Мандала

(санскр.; тиб. кхьилкхор, «всеобщность», буквально «центр и окружность»). У этого слова имеется несколько значений:

Поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы;

Мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы преподносим Буддам, выполняя подношение мандалы – третью часть основополагающих упражнений;

Металлический диск, используемый при подношении мандалы.

Мандала - один из основных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения [Топоров 1991:338]. Образ мандалы пришел в символику буддизма из древнеиндийской мифологии, но в буддизме мандала (в значении «всеобщность») стала символизировать поле того или иного будды или бодхисатвы, его Чистую страну. Символика мандалы содержится в важном ритуальном предмете Ваджраяны - алмазном скипетре (санскр. ваджра; тиб. дордже) и др.
Мандала как символ Чистой страны
В своем предметном выражении мандала может выглядеть как своеобразный «план» такой Чистой страны: изображаться двумерной, цветной или чёрно–белой, строиться из мелкого окрашенного песка в ходе продолжительных ритуалов. А может представлять собой большой трехмерный Дворец того или иного Будды или Великого Бодхисаттвы. Пространство мандалы состоит из четырех секторов, ориентированных по сторонам света, и центра. В центре в цветке лотоса, размещается главная фигура или ее символ, говорящий о том, кому посвящена мандала. Такая пятичленная структура мандалы соответствует пяти будда-семействам и пяти видам мудрости. Попасть в такой дворец, в его центр, значит достичь Просветления . Для этого нужно пройти через одни из четырех врат: трансформировать одну из основных мешающих эмоций и реализовать соответствующий вид мудрости, благодаря чему преобразовываются и другие мешающие чувства. Каждый сектор окрашен в соответствующий цвет и ориентирован по сторонам света в соответствии с древнеиндийскими представлениями: запад оказывается наверху, восток внизу, юг – слева, а север – справа. Таким образом, структура мандалы, как и структура дордже, соответствует представлениям буддиста о микро- и макрокосме, его внутреннем и внешнем мирах [Шиманская 2009: 487]. В целом этот дворец символизирует изначальную мудрость будды, просветленное состояние ума. Графическое изображение мандалы представляет собой схему того же дворца, развернутую на плоскости [Шиманская 2009: 486]. Каждая деталь: симметричные пропорции четырёх врат, окружающих стен, цвета и атрибуты, - все имеет глубокое символическое значение и характеризует качества просветленного ума Будды, пробуждая соответствующие качества в уме медитирующего. Буддийскую ступу - силовое поле Будды - можно рассматривать как мандалу.
Медитационные практики, ритуалы В тибетском буддизме существуют разного рода ритуалы и медитативные практики, связанные с мандалами.

Подношение мандалы Например, третья из практик Четырех Основ (тиб.Нендро) – Подношение Мандалы. В этой медитации используется подобие чаши, символизирующей диск земли и украшенной Восемью благоприятными символами. В ходе медитации совершается ритуал, когда мандала наполняется ячменем или рисом, драгоценностями и другими субстанциями - символами богатства и полноценности переживания вселенной. Такая мандала подносится всем Буддам и Бодхисатвам ради блага всех существ, и благодаря этому происходит мощное накопление позитивных впечатлений в уме практикующего.
Песочные мандалы Особый интерес представляют медитативные ритуалы построения песочных мандал. Сооружение песочной мандалы требует филигранного мастерства и слаженности работы монахов, которые создают ее совместно, одновременно от центра к периферии, с четырех сторон света. В центре всегда расположен символ главного Будды или Бодхисатвы мандалы. Например, в мандале Авалокитешвары это символ Будда-семейства Падма (санск. лотос) Будды Амитабхи - внутренний восьмилепестковый лотос. Сам дворец с сопредельными территориями покоится на громадном многоцветном внешнем лотосе из шестидесяти четырех лепестков. Вокруг центрального символа на лепестках лотоса расположены символы еще четырех будда- семейств: Ваджр, Драгоценность, Колесо Дхармы и объятый пламенем меч. Красные лотосовые лепестки, указывают на четыре стороны света: север, юг, восток и запад с четырьмя входами во дворец мандалы. Их опоясывают кольца из золотых ваджров. Синий фон, на котором нарисованы золотые ваджры, символизирует пустотную природу всех явлений, (санск. дхармадхату), а сами ваджры - постижение этой природыПоскольку символика мандалы нейобычайно сложна, здесь рассмотрены лишь некоторые ее элементы. В то же время общий смысл ее, как и в других произведениях искусства буддизма – вневременный свет ума, Просветление, к которому можно прийти по любому из путей (образ четырех врат во дворец Будды), в зависимости от преобладающих тенденций ума. Вместе с очищением доминирующего аффекта постепенно исчезают и остальные. Трансформация четырех аффектов в мудрости влечет за собой исчезновение пятого - корня сансарического существования - неведения, так достигается Просветление.
Литература: Топоров В.Н. Словарные статьи // Мифологический словарь, под редакцией Е.М.Мелетинского, М., 1991. Шиманская А.А. Памятники буддийской культуры в процессе музейной коммуникации// Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб, 2009 – С.480-488