Священный синод 18 век какие издал постановление. История святейшего синода в российской империи. Когда оформилась в России абсолютная монархия




24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены – митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии – по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев) , а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) . Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года . Временное правительство , как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора . В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв , получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх . 17 ноября года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января

Тестовые задания для студентов являются оперативной формой проверки знаний по курсу «История государственного управления». Они позволяют проконтролировать одновременно достаточно большую группу студентов по всему объему учебного курса.

Цели данного контрольного листа:

Выявить насколько полно и глубоко усвоили студенты весь материал курса истории государственного управления, закономерности развития системы государственного управления в России и ее особенности в различные хронологические периоды:

Определить уровень знаний студентов в пределах запоминания конкретных событий, фактов, дат.

Выявить те аспекты учебного материала, которые вызывают затруднения.

Критерии оценки знаний студентов при использовании контрольного листа:

- правильный ответ на 24 вопроса оценка «неудовлетворительно»

- правильный ответ на 25- 29 вопросов оценка «удовлетворительно»

- правильный ответ на 30 -34 вопроса оценка «хорошо»

- правильный ответ на 35 - 40 вопросов оценка «отлично»

Вариант 1

Вариант 2

ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Вариант 1

    Что входит в понятие военной демократии?

А. народное вече

Б. народное ополчение

В. боярская дума как высший орган власти

2. В Новгородской феодальной республике исполнительная власть принадлежала

в. посаднику

3. Термин «служебные князья» относиться

а. периоду централизации

б. периоду Киевской Руси

в. периоду феодальной раздробленности.

4. Губной староста-

А. глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского округа.

Б. управляющий волостью

В. глава канцелярии приказа

Г. глава городского управления

5.Назначение на должность в зависимости от знатности происхождения и от должности, которую ранее занимали предки, называется

а. местничество

б. кормление

в. выслуга

6. Кто первым из русских правителей получил официальный титул «Государь Всея Руси»

Б. Иван III

7. Приказные люди – сословная группа служилых людей сформировалась в:

8. Земский собор в 16-17 вв.

А. центральный орган исполнительной власти

Б. орган по управлению русской православной церковью

В. законосовещательный орган при особе царя

Г. законодательный орган Московского государства.

9.Абсолютизм – это форма государственного правления, при которой

а. верховная власть принадлежит безраздельно монарху

б. происходит наивысшая степень централизации

в. действуют сословно-представительные учреждения

г. создается разветвленный бюрократический аппарат

д. все выше перечисленное

10. Синод в 18-19 вв.

А. высший церковный орган управления православной церковью

Б. канцелярия Сената

В. государственный орган управления православной церковью

Г. орган государственного управления национальными окраинами Российской империи.

11. Отметьте три основные черты системы государственной власти и управления при Петре I :

А. бюрократизация

Б. централизация

В. милитаризация

Г. секуляризация

Д. демократизация

12. «Кондиции» (условия), ограничивавшие императорскую власть были разработаны при вступлении на русский престол:

А. Екатерины I

Б. Елизаветы Петровны

В. Анны Иоанновны

Г. Василия Шуйского

13.Верховный тайный совет в эпоху дворцовых переворотов

а. был высшим учреждением в государстве

б. был подчинен Cенату

в. правил во время смены императоров

14. Система дворянского самоуправления юридически оформлена в России при

а. Петре I

б. Екатерине II

в. Павле I

г. Александре I

15. Для какой эпохи была характерна исполнительная власть, имеющая 3 центра: Сенат, Советы при государе и особо доверенные лица государя – фавориты.

А. Петра I

Б. Дворцовых переворотов

В. Александра I

16. Проект первой русской конституции был разработан

а. Паниным

б. Аракчеевым

в. Мордвиновым

г. Сперанским

17.Структура: департамент, отдел, стол в XIX в. была характерна для

а. коллегий

б. губернского правления

в. министерств

г. земства

18. Высшим законосовещательным органом Российской империи с 1810 по 1917 был

а. Государственный Совет

в. Кабинет Министров

г. Совещание Министров

19. Какие земские учреждения были созданы в 1864 году?

а) городские собрания и думы

б) Дворянские собрания и управы

в) Земские собрания и управы

20. Что являлось основным содержанием судебной реформы 1864 г. ?

а) Вводилось равенство всех социальных групп перед законом

б) Сохранялся принцип сословного суда

в) Создавался специальный суд для дворян

г) вводился суд присяжных заседателей

д) создавался мировой суд

21. Россия была провозглашена республикой:

22. Избирательный закон 1905г. предусматривал выборы в Думу по принципу:

б. сословному цензу

в. имущественному цензу

23. С какой целью была введена в 1889 г. должность земских начальников?

А. Для контроля за земскими учреждениями

Б. Для контроля за крестьянским самоуправлением

в. Для контроля за мировым судом.

24. Период двоевластия в России продолжался

25. В результате каких событий перестала действовать в России в начале XX в. Дума?

А. начала Первой мировой войны

Б. в результате поражения Первой русской революции

В. в ходе февральской революции

Г. в результате событий октября 1917г.

26. Под каким политическим лозунгом пришли к власти большевики осенью 1917 г.

А. Долой десять министров-капиталистов

Б. Никакой поддержки Временному правительству

В. Вся власть Советам

27. С какой целью на селе в 1918г. были созданы комбеды?

а) Для последующей передачи им власти на местах

б) Для борьбы с кулачеством

в) Для создания с их помощью колхозов

28.Учредительное собрание-

А. орган по созданию новой системы власти и управления в России после Февральской революции

Б. законосовещательный орган с широкими полномочиями, предусмотренный по проекту государственных реформ М.Т.Лорис-Меликова

В. парламент РСФСР, созданный по Конституции 1918 г.

Г. законосовещательные органы, создаваемые в губерниях

29. В каком году была принята первая Конституция Советского государства?

30. В годы гражданской войны в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти. Какие из перечисленных органов относятся к ним?

А. ревкомы

Б. комбеды

Г. ВЧК л|б

Д. все вышеперечисленные

31. Какой период советской истории называют «оттепелью»

32. Какие государства подписали в декабре 1991г. договор о создании СНГ?

А) все бывшие советские республики

Б) Россия, Украина, Белоруссия

В) Россия и Казахстан

33. Что является высшим законодательным органом России по новой Конституции?

А) Верховный Совет

Б) Федеральное Собрание

В) Кабинет министров

34. Мировой посредник:

а) человек, назначаемый для разрешения споров, могущих возникнуть при освобождении крестьян между ним и помещиком;

б) человек, ответственный за уплату долгов сельским обществом;

в) человек, назначенный помещиком для контроля исправного выполнения крестьянами своих поручений.

35. Городская дума:

а) орган городского самоуправления в России, избираемый по городовому положению в 1870 г. на бессословной основе;

б) орган по сбору налогов с городской недвижимости;

в) орган надзора за ремесленниками.

36.Либерализм:

а) буржуазно-идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства;

б) общественно-политическое течение сторонников реформ;

в) общественно-политическое течение в поддержку абсолютизма.

37. Консистория:

а) военно-полевой суд;

б) суд для высших духовных лиц;

в) политические процессы над революционерами.

38. Негласный комитет эпохи Александра I – …

а) комиссия по разработке конституции;

б) кружок близких друзей императора;

в) отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

39.Созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ занималось …

а) учетом казенных земель;

б) сбором налогов;

в) управлением государственными крестьянами.

40.Только действующие законы были объединены под руководством М.М. Сперанского в …

а) Свод законов Российской Империи;

б) Соборное Уложение;

в) Полное Собрание законов Российской Империи.

ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Вариант 2

1.Как называлась соседская община в Киевской Руси?

Б.ополчение

Г.вотчина

2. «Тысяцкий» - это

а. наместник князя в подвластных ему землях

б. военный предводитель городского ополчения

в. сборщик налогов

3. Ярлык в 13-15 вв.

А. документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на ведение торговой деятельности

Б. документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на княжение

В. вид дани, выплачиваемой Русью Золотой Орде

Г. дорожная повинность, заключающаяся в организации постоялых дворов и конюшен

4. Мытник –

А.государственный торговый агент в Киевской Руси

Б. Древнерусский воин

В. Княжеский судья

Г. Чиновник, собирающий торговые пошлины

5. Губа – это:

а. часть волости

б. объединение нескольких волостей

в. судебный округ

6. В XVI в. В России складывается сословно-представительная монархия, т.к.:

а. действовали земские Соборы

б. Боярская Дума

в. Избранная Рада

г. была установлена опричнина

7. Приказы были построены по признаку

а. отраслевому

б. региональному

в. всех выше перечисленных

8. Какой законодательный акт разделил государственную службу на гражданскую и военную

а. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г.

б. генеральный регламент 1720 г.

в. Устав воинский 1716 г.

г. Табель о рангах 1722 г.

9. Что такое «тоталитаризм»?

А. Учение об идеальном устройстве общества

Б. Политический режим, контролирующий все сферы жизни людей

В. Форма политического правления, при которой государственная власть принадлежит одному лицу.

10. Петр I создал Сенат как высший

а. судебный орган

б. орган для сбора налогов

в. законодательный орган

г. высший контролирующий орган

11. Когда оформилась в России абсолютная монархия?

а) При Иване Грозном

б) При Петре I

в) При Екатерине II

12. Коллегии действовали в России

а. с начала XVII в.

б. с начала XVIII в.

в. со второй половины XVIIIв.

г. с начала XIXв.

13. Россия стала империей с

14. Какой законодательный акт изменил коренным образом принципы государственной службы

а. Манифест 1762г «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

б. Табель о рангах

в. Жалованная грамота дворянству 1785г.

15. Губернское правление при Екатерине II состояло из:

а. губернатора

б. помощника губернатора

в. вице-губернатора

г. генерал-губернатора

16.Екатерина II осуществила реформу Сената. В чем ее суть?

А. Сенату были возвращены функции определенные Петром I.

Б. Сенат стал исполнительным органом власти.

В. Сенат стал высшей судебной инстанцией.

Г. Сенат был разделен на 6 департаментов.

17. Как назывался всероссийский представительный орган в проекте государственных реформ М.Сперанского?

а) Государственный Совет

б) Негласный Комитет

в) Государственная Дума

18.Какой государственный орган был создан в России Александром II для оперативного управления в период реформ?

а. Совет министров

б. Комитет министров

в. Кабинет министров

г. Совещание министров

19. Земство в 1864-1917 гг.

А. единица территориального деления губернии

Б. присяжные заседатели бессословного суда

В. система местного самоуправления на выборной основе

Г. органы местного управления по решению споров между помещиками и крестьянами

20. Понятие «контрреформы» связано со временем правления

а. Александра I

б. Николая I

в. Александра II

г. Александра III

д. Николая II

21. Для борьбы с революционным движением в России в 1880 г. было создано

а. Верховная распорядительная комиссия

б. III отделение императорской канцелярии

в. Тайную полицию

г. Корпус жандармов

22. Какие изменения произошли в политической жизни страны в ходе первой Российской революции?

а) Создан представительный орган Государственная Дума

б) Провозглашены гражданские права и свободы

в) сложилась многопартийная система

г) все выше перечисленное

23. В 1905 г. произошло реформирование Совета Министров. Он стал

а. законосовещательным органом

б. исполнительным органом

в. периодически собираемым совещательным органом

24. Какие две власти существовали в период двоевластия?

а. Временное правительство и Советы

б. Временное правительство и Дума

в. Временное правительство и царь

г. Временное правительство и Земское собрание

25. Какой центральный государственный орган в 1905 г. был преобразован в верхнюю палату Российского парламента?

А. Государственный Совет

В. Кабинет министров

26. Какой документ был принят первым на II съезде Советов 25 октября 1917г?

а. Декрет о земле

б. Декрет о мире

в. Декрет о власти

27. Что такое «военный коммунизм»?

А. Политика, проводимая советским государством после гражданской войны.

Б. Политика, проводимая советским государством в 1930-е гг.

В. Политика, проводимая советским государством в годы гражданской войны.

28. Когда было созвано Учредительное собрание?

А. в октябре 1917

Б. в декабре 1917

В. в январе 1918

29.Верховным органом власти Советского государства в 1917 году стал

а. Совет народных комиссаров

б. Всероссийский съезд Советов

в. Всероссийский центральный исполнительный Комитет

30. Какой орган являлся высшим органом государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны?

А) Государственный Комитет Обороны

Б) Президиум Верховного Совета

В) Совет народных комиссаров

31. В 1946 году Совет народных комиссаров СССР был преобразован в

а. Совет Министров

б. Совет Народного хозяйства

в. Экономический Совет

32. По Конституции 1993 г. Россия является….. государством

А. унитарным

Б. федеративным

В. конфедеративным

33. Верховный Совет СССР в 1989-1991 гг.

А. часть Съезда народных депутатов, нижняя палата советского парламента

Б. парламент Советского союза

В. совещательный орган при президенте СССР по внедрению реформ государственного управления

Г.высший контрольно-ревизионный орган СССР

34.Сельский староста:

а) надсмотрщик над заключенными;

б) выбираемое лицо в сельском обществе (миру) для управления сходом домохозяев, председатель сельского схода;

в) беглый крестьянин.

35.Консерватизм:

а) общественно-политическое течение охранительного направления, приверженность к старому;

б) общественно-политическое течение в поддержку демократических преобразований;

в) общественно-политическое течение в среде славянофилов.

36. Городовой:

а) с1867 г. низший полицейский служащий в уездах, губернских и безуездных городах, посадах и местечках, набирались из отставных солдат и унтер офицеров, служили по вольному найму, содержались за счет города;

б) высший полицейский чин;

в) охранник городской думы.

37. Ревизские сказки:

а) документ, в который вносились недоимщики;

б) документ, в который при переписи населения вносились ревизские души (т.е. мужчины податных сословий), в т.ч. принадлежавшие помещикам крестьяне;

в) временнообязанные крестьяне.

38. Первенствующее значение в строе центральной власти второй четверти XIX в. занял орган личной власти императора …

а) Комитет министров;

б) Государственный совет;

в) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.

39.Реформа народного образования Александра II провозглашала принцип …

а) всесословности школы;

б) обязательного начального образования;

в) образования только для детей высших сословий.

40. В 1839 – 1843 гг. реформу, связанную с преодолением девальвации ассигнаций "переводом денежной системы на серебряный монометаллизм, провел …"

а) Е.Ф. Канкрин;

б) Ф.П. Вронченко;

в) П.М. Волконский.

), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

  • Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  • Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  • Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский ; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  • Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
  • Персональный состав Священного Синода в настоящее время

    Председатель

    • Кирилл (Гундяев) - патриарх Московский и всея Руси

    Постоянные члены

    1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
    2. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
    3. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии
    4. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
    5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
    6. Варсонофий (Судаков) - митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии
    7. Иларион (Алфеев) - митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Временные члены

    1. Агафангел (Саввин) - митрополит Одесский и Измаильский
    2. Лев (Церпицкий) - архиепископ Новгородский и Старорусский
    3. Ионафан (Цветков) - архиепископ Абаканский и Кызыльский
    4. Елисей (Ганаба) - архиепископ Сурожский
    5. Маркелл (Михэеску) - епископ Бельцкий и Фэлештский

    Учреждения и комиссии

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел;
    • Отдел по тюремному служению;
    • Комитет по взаимодействию с казачеством;
    • Финансово-хозяйственное управление;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

    • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная Богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей.

    В синодальный период ( -)

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

    Учреждение и функции

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский , находясь в эмиграции , так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село .»

    Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию - при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора .

    Примечания

    Литература о Святейшем синоде

    1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
    2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею ». 1904, № 1 и 2.
    3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
    4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
    5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
    6. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж, 1937.
    7. И.К. Смолич Глава II. Церковь и Государство Из История русской церкви. 1700-1917 гг. (Geschichte der Russische Kirche ). Лейден , 1964, в 8 книгах.
    8. Шавельский Г.И. Русская Церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 56-147.
    9. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 . СПб.: Наука, 1998, Т. 1, стр. 134-147.

    См. также

    Ссылки

    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    4. Синодальный период (XVIII - XIX вв.)

    В XVIII столетии начинается новый период истории Русской церкви, который, в соответствии с названием высшего органа ее управления - Святейшего Правительствующего Синода, называется синодальным.

    XVIII век знаменует собой эпоху, в которой рождалась новая Россия, происходил переход к принципиально иной исторической фазе. В политическом отношении это выражалось в том, что российская сословно-представительная монархия XVI-XVII вв. превращалась в XVIII в. в монархию абсолютистскую. Перемены в социально-экономическом плане знаменовали собой развитие новых, капиталистических по своей сути отношений, сменявших феодальный экономический уклад. Эти фундаментальные обстоятельства предопределили принципиально новое качество взаимоотношений государства и Церкви.

    Существенным фактором, оказавшим значительное влияние на положение Русской православной церкви в XVIII в., стало многократное увеличение территории государства. Рост ее происходил по трем направлениям: на запад, на юг и на восток. Продвижение в каждом из этих направлений ставило перед Церковью новые задачи. В состав населения западных областей, присоединенных к России, с евреями, исповедующими иудаизм, входили униаты и католики, а также протестанты. Расширение империи к югу, до берегов Черного и Азовского морей, означало приобретение степных областей, которые со второй половины XVIII в. заселялись немецкими колонистами, принадлежавшими большей частью к различным евангелическим сектам. Территориальные приобретения на востоке означали присоединение большого числа язычников и мусульман. Таким образом, в течение XVIII-XIX вв. Россия превратилась в многоконфессиональную империю, где православное население составляло лишь около половины. В этих условиях Православная церковь являлась господствующей только в силу того правового статуса, который был придан ей законами государства. В этом состояло еще одно существенное отличие от допетровского времени.

    Включение в состав Российского государства новых национально-конфессиональных групп поставило перед Русской церковью вопрос об ее отношении к другим исповеданиям.

    Изменилось положение Православной церкви не только в конфессиональном, но и в политическом плане. Та внутренняя связь между Церковью и государством, которая имела решающее значение для Московской Руси, в синодальное время становилась все более формальной и менее легитимной, декларированной государственными законами, но не более. Законы о веротерпимости, изданные после 1905 г., утвердившие и расширившие права лиц других исповеданий, объективно отражали процессы ослабления политических позиций Православной церкви, ее роли в жизни государства.

    Наряду с названными внешними трудностями, с которыми Православной церкви пришлось столкнуться в течение синодального периода, необходимо отметить и внутренние трудности, связанные прежде всего с пастырским задачами Церкви.

    Усложнение социальной ситуации в России во второй половине XIX в., рост либеральных устремлений в обществе ставили перед Церковью серьезные социальные и политические проблемы. Она подвергалась критике со стороны либеральных кругов, которые считали ее не только консервативной, но и политически реакционной силой, опорой и приспешницей государственного абсолютизма. Это, в свою очередь, приводило к росту религиозного индифферентизма. Возник многочисленный общественный слой, представители которого формально числились православными, хотя фактически не поддерживали никаких отношений с Церковью. Поэтому Церкви необходимо было приспосабливать методы пастырского окормления, помимо обычных прихожан, и к индифферентно настроенной массе.

    Одним из основных недостатков церковной жизни предшествующего периода была необразованность приходского духовенства. Синодальная церковь получила в наследие от прошлого неразвитость школьного дела. Новые задачи государственного строительства потребовали от нее выхода из национально-замкнутого существования на "вселенское" поприще, прежде всего в культурно-образовательном отношении.

    Таков круг основных проблем, с которыми пришлось иметь дело Православной церкви в новый период ее истории. Решение этих проблем тесно переплетено с государственными преобразованиями, начало кот-м положил Петр I.

    Церковная реформа Петра I. Положение Церкви в конце XVII в. давало немалые основания ее руководству для беспокойства, так как новое правительство, пришедшее к власти после устранения в 1689 г. регентши Софьи Алексеевны и руководимое молодым царем Петром I, открыто декларировало намерения приступить к широким переменам в политико-экономической, военной и культурно-идеологической сферах жизни.

    После смерти патриарха Адриана в 1700 г. правительство приступило к реформе церковной системы и церковной администрации. По совету приближенных царь приказал "повременить" с избранием нового патриарха. Была введена новая должность - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Поначалу Петр I довольствовался лишь временными мерами, касавшимися в основном секуляризации церковных владений, и только с 1718 г., когда победа над шведами стала несомненной, он интенсивно занялся реорганизацией государственного и церковного управления. Теперь настало время приспособить церковное руководство к государственному механизму, включив первое во второй.

    Поскольку большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживало проводившихся преобразований, правительство, нуждаясь в религии как идеологической опоре и в Церкви, приспособленной к потребностям абсолютизма, нашло сторонников не в России, а на Украине. С этим связано внимание Петра I к воспитанникам Киево-Могилянской академии, не чуждым влияниям европейской культуры и образования. В 1700 г. он издал указ о вызове в Россию малороссийских священников. Среди приехавших оказались такие известные лица, как Стефан Яворский (ставший в 1700 г. Местоблюстителем Патриаршего Престола), Дмитрий Туптало (с 1702 г. - митрополит Ростовский), Филофей Лещинский (митрополит Сибирский), Феофан Прокопович (с 1718 г. - епископ Псковский) и др. В борьбе с церковными консерваторами царю удалось найти помощников именно в этой среде.

    Когда мысль об отмене патриаршества у Петра окончательно созрела и настало время издать законодательный акт, который разъяснял бы и оправдывал это нововведение, единственным, кому Петр мог доверить это дело, оказался архиепископ Феофан Прокопович. Он был преданным приверженцем петровских реформ и их официальным апологетом, что проявлялось неоднократно, особенно в его трактате "Правда воли монаршей". Взгляды Феофана на взаимоотношения государства и Церкви целиком совпадали со взглядами Петра I: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу писать регламент Духовной коллегии, или Духовный регламент. Чтобы замысел царя был наилучшим образом мотивирован и защищен, Феофан написал целую книгу. По форме это было публицистическое произведение, в которое были вкраплены краткие законодательные тезисы.

    Получивший 25 января 1721 г. силу закона Духовный регламент в первых своих разделах говорил о новом высшем церковном учреждении -Духовной коллегии. Много места в Регламенте уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. Регламент прямо пояснял, почему единоличное управление Церковью нежелательно государству: "простой народ", удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его"1.

    Структурно Духовный регламент делится на три части. Первая представляет собой введение. Вторая - "Дела, управлению сему подлежащие" - подразделялась на: 1) "Дела общие всея Церкви" и 2) "Род дел, собственным чином потребных". Третья часть Регламента -"Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" -содержала законодательные установления в отношении духовного сословия.

    В разделе первом коллегии вменялось в обязанность следить за правильным совершением богослужения и цензурой книг.

    Второй раздел включал в себя, в свою очередь, три подраздела. Первый подраздел посвящен вопросам епархиального управления. В нем содержатся 15 правил об управлении и объездах епархий, об отношении к подчиненному духовенству (которое не следовало чрезмерно обременять налогами), о епархиальном суде и о надзоре за епископскими слугами. Здесь подчеркивалось, что епископы подлежат юрисдикции Святейшего Синода. Предписывалось составлять ежегодно два отчета о состоянии епархии. В сомнительных случаях следовало подробно изложить дело, предоставив его решение на усмотрение Святейшего Синода. Регламент подробно очерчивал круг дел епископов, придавая их статусу черты рачительного чиновника: надзирание за поведением духовенства, заботы о духовном просвещении и нравственном состоянии мирян, контроль хозяйства вверенных ему епархиальных монастырей и церквей. В 1721-1727 гг. Святейший Синод располагал даже штатом инквизиторов для ревизий и контроля за епархиями. Наряду с Духовным регламентом главными руководящими документами для епархиальных управлений являлись указы Святейшего Синода, которые часто издавались по повелению императора.

    Второй подраздел содержал указания об учреждении епархиальных училищ. Для подготовки священников рекомендовалось открывать школы, доступные для юношей всех сословий, а не только духовного. При этом на епископа возлагалась ответственность следить за тем, чтобы выпускники семинарий имели преимущество при поставлении во

    После утверждения Духовной коллегии Петр быстро понял, что духовное ведомство по своему универсальному статусу не могло быть приравнено к узкоспециализированному статусу обычной коллегии и что это унижало привычное иерархическое самосознание. Поэтому вскоре Петр откликнулся на пожелания иерархов и учредил Святейший Синод. Чтобы придать ему надлежащий статус и не допустить превращения в узкоцерковное учреждение, царь позволяет ему именоваться Правительствующим, т.е. имеющим государственные полномочия по подобию Сената.

    священники или монашеском пострижении перед теми, кто не имел образования. Предписывалось также в каждой епархии открыть архиерейскую школу "для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных", причем на средства из доходов архиерейского дома. При этом указывался конкретный и очень высокий процент отчислений: 30% хлеба с земель церковных и 20% с монастырских и архиерейских.

    Опираясь на положения Духовного регламента, епископы приступили к организации в своих епархиях духовных школ.

    В течение всего XVIII столетия и даже после школьной реформы 1808-1814 гг. Духовный регламент был для Синода и епископов основой их деятельности в области духовного образования и послужил серьезным толчком к его развитию. К концу XVIII в. Россия располагала 4 духовными академиями, 46 семинариями и, сверх того, обширной сетью начальных школ в епархиях.

    И наконец, еще один подраздел содержал вопросы, посвященные самой Духовной коллегии (с 1721 г. - Святейший Синод). Согласно царскому манифесту от 25 января 1721 г., Святейший Синод состоял из одиннадцати членов. К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника и асессоры из среды белого духовенства. Кроме того, здесь перечислялись обязанности членов Синода: 1) наблюдение за всем церковным управлением и церковными судами; 2) оценка проектов всякого рода улучшений; 3) цензура; 4) изучение и удостоверение чудес; 5) рассмотрение новых сектантских учений; 6) исследование неясных вопросов совести; 7) испытание кандидатов на звание епископа; 8) выполнение функций бывшего патриаршего суда; 9) надзор за использованием церковного имущества; 10) защита епископов и прочего духовенства перед мирскими судами; 11) проверка подлинности завещаний; 12) искоренение нищенства и обновление благотворительности; 13) борьба с симонией.

    Далее в Регламенте следовал пункт о присяге. Весь смысл и буква ее подчеркивали чисто государственную природу данного учреждения: в присяге монарх объявлялся верховным судьей в Церкви. Кроме того, весьма существенным являлось то обстоятельство, что духовенство давало присягу на верность не церковным догматам, а только монарху и династии.

    Третий раздел Регламента - "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского". В первой части раздела говорилось о белом духовенстве: "о пресвитерах, диаконах и прочих причетниках".

    Здесь предусматривались меры по сокращению численного состава духовенства, усилению сословной замкнутости и наследственного порядка замещения церковно-приходских должностей. Вторая часть - "О монахах" - касалась монастырской жизни.

    Для обеспечения постоянного государственного надзора за деятельностью Синода в 1722 г. Петром была учреждена должность обер-прокурора Синода, который возглавлял аппарат наблюдения за духовенством на местах. Лица, составлявшие этот аппарат, получили официальное название инквизиторов. В компетенцию обер-прокурора входило представление императору докладов и ежегодного отчета от имени Синода, заведование синодальными учреждениями: канцелярией Синода, хозяйственным управлением, учебным комитетом, типографией и т.д. То, что обер-прокурор занимал ключевую позицию в секретариате Синода, создавало предпосылку для будущего возвышения института обер-прокуратуры.

    Письмом от 30 сентября 1721 г. Петр I ходатайствовал перед патриархом Константинопольским о каноническом признании нового учреждения. Утвердительный ответ пришел через два года. В нем зарубежные патриархи официально признали Синод как равного себе "собрата". Таким образом, неканоническая церковная реформа Петра была формально легализована.

    С реформами Петра I тесно связана новая постановка церковно-земельного вопроса в форме секуляризации.