Снижение интеллектуально мнестических функций. Интеллектуально-мнестическое снижение. Нарушения памяти при поражении затылочной области




К этим симптомокомплексам относят Корсаковский синдром, дементный синдром, синдром олигофрении .

При Корсаковском амнестическом синдроме - на первый план выступает нарушение памяти на текущие события (фиксационная амнезия) . Факты давно прошедших лет обычно сохраняются в памяти больного, в то время как непосредственная реальность не фиксируется . Больные не могут запомнить только что встречных лиц, найти свою палату, постель, не помнят числа, времени года, места нахождения. Они не в состоянии воспроизвести только что услышанную речь или содержание недавно прочитанного. Больные компенсируют отсутствие памяти на текущие события различными вымыслами или воспоминаниями событий, имевших место в прошлом.

Для таких больных характерны малоподвижность, повышенная утомляемость, раздражительность . Грубого нарушения интеллектуальной деятельности у них не наблюдается, так как память удерживает все ранее приобретённые знания, опыт, профессиональные навыки.

Корсаковский синдром наблюдается при алкоголизме, старческих психозах, травматических поражениях головного мозга.

Деменция (приобретённое слабоумие) - проявляется стойким снижением умственных способностей, интеллекта . Развивается в результате атрофических процессов в коре головного мозга, на поздних стадиях эпилепсии, при злокачественных формах шизофрении, вследствие тяжёлых черепно-мозговых травм, нейроинфекций. Слабоумие может быть тотальным (полным) и лакунарным (частичным).

При тотальном слабоумии - у больных наряду с полным отсутствием критической оценки своего состояния нарушается способность приобретать новые знания и навыки . Их суждения и умозаключения непоследовательны, поверхностны, память грубо нарушена, этические нормы долга, морали теряются. Растормаживаются инстинктивные влечения: появляются гиперсексуальность, прожорливость, циничность на фоне общей беззаботности, благодушия . Профессиональные навыки сохраняются несколько дольше. В быту больные беспомощны и нуждаются в постороннем уходе.

Тотальное слабоумие наблюдается при прогрессивном параличе, старческих психозах .

Локунарное слабоумие - затрагивает лишь отдельные сферы психической деятельности: память, внимание . Больные в процессе производственной деятельности замечают снижение своих умственных способностей, критически оценивают это состояние и нередко обращаются за медицинской помощью. У них в первую очередь теряется способность к счёту, запоминанию дат, имён, текущих событий. Быстро истощается активное внимание, появляются раздражительность, наклонность к аффективным реакциям.

Лакунарное слабоумие встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, гипертонической болезни, при опухолях и сифилисе мозга .

В тяжёлых случаях деменция может прогрессировать. Заключительной её стадией является психический маразм - полный распад психической деятельности, утрата возможности контакта с окружающими, полное исчезновение интересов и побуждений к деятельности . Такое состояние сочетается обычно с признаками общего маразма - физическим истощением, трофическими расстройствами, появлением пролежней.

Синдром олигофрении (врождённое слабоумие, малоумие) - представляет собой задержку умственного развития в результате поражения головного мозга плода в пренатальном периоде или же в первые три года жизни ребёнка . В основе олигофрении лежит множество причин как наследственного характера (хромосомные аномалии, резус-несовместимость, обменные нарушения), так и экзогенного (инфекции, различные интоксикации, травмы).

Рыбальский М.И. Бред. - М.: Медицина, 1993. - 368 с. Снежневский А.В. Общая психопатология. - Валдай, 1970. Терентьев Е.И. Бред ревности. - М.: Медицина, 1990. - 272 с. Bleuler Е. Руководство по психиатрии: Пер. с нем. - Репринтное издание, 1993. - 542 с.

Глава 6. Мнестические расстройства

Память - это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта. Это важнейший механизм адаптации, позволяющий длительное время удерживать в голове самые различные психические фе­номены - полученные ощущения, сделанные выводы, двига­тельные навыки. С работой памяти связаны такие важнейшие элементы процессов восприятия и мышления, как представ­ления и понятия. Память - основа, важнейшая предпосылка работы интеллекта.

Механизмы памяти к настоящему времени изучены недоста­точно, но накоплено много фактов, свидетельствующих о су­ществовании кратковременной памяти, основанной на быстро образующихся временных связях; и долговременной памяти, представляющей собой прочные связи. Оба вида памяти име­ют в основе химические перестройки (белков, РНК и пр.) и активацию соответствующих межклеточных контактов (синап­сов). Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память, возможно, связан с работой глубоких отделов височных долей мозга и лимбической системы, поскольку дву­стороннее поражение этих отделов нарушает процесс фиксации информации.

Чаще всего расстройства памяти связаны с органическим поражением мозга. В таких случаях они отличаются стойкос­тью, необратимостью. Однако нарушение памяти может воз­никать вторично, как проявление расстройств других сфер пси­хики. Так, с работой памяти тесно связаны функции внима­ния и сохранения ясности сознания (поддержания уровня бод­рствования), поэтому нарушение внимания, высокая отвлека- емость, возникающие при ускорении мышления у больных с маниакальным синдромом, могут временно нарушить процесс запечатления информации. Как правило, при расстройствах сознания соответственно в той или иной мере нарушается па­мять (см. главу 10).

Дезадаптацию может вызвать изменение любой из фаз ра­боты памяти - запечатления (регистрации, фиксации), сохра­

нения (ретенции), воспроизведения (репродукции). В клини­ческой практике не всегда возможно разделить нарушения этих процессов, поскольку врач может судить о сохранении и запе- чатлении информации только по тому, что было воспроизве­дено. Можно ориентировочно определить состояние памяти больного, обсудив с ним события, произошедшие несколько часов назад, накануне, в прошлом году, в детстве. Оценке процесса фиксации помогает проба на запоминание 10 слов (см. раздел 2.5).

Расстройства памяти условно можно разделить на количе­ственные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) наруше­ния, которые в особом сочетании составляют корсаковский амнестический синдром.

    Дисмнезии

К дисмнезиям относятся гипермнезия, гипомнезия и различ­ные варианты амнезий.

Гипермнезия - непроизвольная, несколько беспорядочная актуализация прошлого опыта. Наплыв воспоминаний о слу­чайных, малосущественных событиях не улучшает продуктив­ности мышления, а лишь отвлекает больного, мешает ему ус­ваивать новую информацию. Гипермнезия либо отражает об­щее ускорение психических процессов (например, при маниа­кальном синдроме), либо служит проявлением измененного со­стояния сознания. Так, наплыв ярких воспоминаний может возникнуть при приеме некоторых психотропных средств (га­шиш, ЛСД, опий, фенамин) либо сопутствовать эпилепти- формным пароксизмам (например, во время ауры или психо­сенсорного припадка).

Гипомнезия - общее ослабление памяти. При этом, как правило, страдают все ее составляющие. Больной с трудом за­поминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроиз­вести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Пациенту при­ходится записывать важную для него информацию, раньше легко запоминавшуюся без записей. При прочтении книги он вынужден возвращаться на несколько страниц назад, чтобы вспомнить сюжет. Нередко гипомнезии сопутствует симптом анэкфории, когда больной не может без подсказки извлечь из памяти различные слова, названия предметов, имена. Наибо­лее частая причина гипомнезии - широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозга, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и пре­ходящими функциональными расстройствами психики, напри­мер состоянием утомления (астенический синдром).

Под термином амнезия объединяют ряд расстройств, харак­теризующихся потерей (выпадением) участков памяти. При

органических поражениях мозга это чаше всего утрата некото­рых временных промежутков. При истерии имеет место тема­тическая амнезия с выпадением из памяти эмоционально не­приятной информации при прочном запечатлении других со­бытий. Так, женщина утверждает, что прекрасно помнит, как они с мужем ужинали вчера, но забыла, как супруг во время еды потребовал у нее развода.

Ретроградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания (чаще всего ос­трой мозговой катастрофы с выключением сознания). В боль­шинстве случаев из памяти выпадает короткий промежуток времени, непосредственно предшествовавший травме или по­тере сознания. Это объясняется тем, что некоторые события за столь короткий промежуток времени не успели консолиди­роваться в долговременную память и при потере сознания без­возвратно утратились. Значительно реже выпадают сведения, которые были включены в долговременную память. Здесь уже речь идет о разрушении биологических структур, необратимых изменениях в биохимических процессах.

Больной 42 лет, родившийся в Геленджике, получил образо­вание и женился в Ухте, прожил в этом городе около 15 лет, вос­питывал 2 сыновей. После развода с первой женой вернулся к ро­дителям в Геленджик, устроился работать водителем грузовика. Же­нился повторно, в браке родился сын. Однажды вечером больной не вернулся домой от товарища. Был обнаружен без сознания под мостом на следующее утро. В таком состоянии находился в реани­мации 10 дней, затем пришел в себя. Не мог ничего вспомнить об обстоятельствах получения травмы. В дальнейшем обнаружилось, что не помнит событий последних нескольких лет: не имел понятия, что развелся с прежней женой; не помнил, что переехал жить в Гелен­джик; ничего не знал о втором своем браке. При этом точно назы­вал многие даты прошлой жизни, рассказывал о проживании в Ухте. Радовался приходу второй жены, узнавал ее среди незнакомых лиц, но называл именем первой жены. Наблюдение за больным в тече­ние 3 последующих лет показало стойкий характер произошедших расстройств памяти.

Важно, что при органическом поражении мозга практичес­ки не утрачиваются сведения, тесно консолидированные с личностью больного: имя, год рождения, род деятельности, воспоминания о детстве, элементарные школьные навыки. Описанные в литературе случаи грубой амнезии с утратой ба­зовых воспоминаний о личности пациента почти всегда имеют исключительно психогенное происхождение: в основе такой симптоматики лежит истерическое вытеснение. Истерическая амнезия в отличие от органических заболеваний полно­стью обратима. Утраченные при истерии воспоминания мож­но легко восстановить в состоянии гипноза или лекарственно­го растормаживания (см. главу 15).

Конградная амнезия - это амнезия периода выключения со­

знания. Объясняется не столько расстройством функции па­мяти как таковой, сколько невозможностью воспринять какую- либо информацию, например, во время комы или сопора.

Антероградная амнезия - выпадение из памяти событий, происходивших после завершения острейших проявлений за­болевания (после восстановления сознания). При этом боль­ной производит впечатление человека, вполне доступного контакту, отвечает на поставленные вопросы, однако позже даже фрагментарно не может воспроизвести картину проис­ходившего накануне. Причиной антероградной амнезии бы­вает расстройство сознания (сумеречное помрачение созна­ния, особое состояние сознания). В этом случае способность фиксировать события в памяти может восстановиться в бли­жайшее время. При корсаковском синдроме (см. раздел 6.3) антероградная амнезия выступает как следствие стойкой ут­раты способности фиксировать события в памяти (фиксаци­онной амнезии).

Фиксационная амнезия - резкое снижение или полная ут­рата способности длительно сохранять вновь полученные све­дения в памяти. Страдающие фиксационной амнезией не могут запомнить ничего из только что услышанного, увиден­ного и прочитанного, однако хорошо помнят события, про­изошедшие до начала заболевания, не утрачивают професси­ональных навыков. Способность к интеллектуальной дея­тельности также может сохраняться. Вместе с тем расстрой­ства памяти приводят к столь грубой дезориентации больного в любой новой ситуации, что самостоятельная трудовая дея­тельность становится практически невозможной. Фиксацион­ная амнезия может представлять собой чрезвычайно грубый вариант гипомнезии на конечных стадиях течения хроничес­ких сосудистых поражений мозга (атеросклеротическое слабо­умие). Она также является важнейшей составной частью кор- саковского синдрома. В этом случае она возникает остро в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая амнезия - последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания. Т.Рибо (1882) описал очеред­ность, с которой разрушаются запасы памяти при прогресси­рующих процессах. Позакону Рибосначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате организованных (научных, абстрактных) знаний. В последнюю очередь утра­чиваются эмоциональные впечатления и практические автома­тизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детс­ких и юношеских воспоминаний.

Прогрессирующая амнезия - проявление широкого круга хронических органических прогрессирующих заболеваний: бе- зынсультного течения атеросклероза сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, болезни Пика, сенильной деменции.

    Парамнезии

Парамнезии - это искажение или извращение содержания вос­поминаний. Примерами парамнезий являются псевдореминис­ценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение утраченных промежутков памяти событиями, происходившими в действи­тельности, но в другое время. Псевдореминисценции отража­ют еще одну закономерность разрушения памяти: в ней доль­ше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»). Поэтому для больных с расстройствами памяти так естествен­но представить, что вчера они занимались «тем же, чем и обычно». Женщина, находящаяся в течение 2 мес в больни­це, заявляет, что вчера готовила обед, проверяла уроки у внука, смотрела телевизор. Мужчина, в связи с нарастающим слабоумием оставивший работу преподавателя 3 года назад, утверждает, что неделю назад проводил занятия со студента­ми, принимал зачеты.

Конфабуляции - это замещение провалов памяти вымышлен­ными, никогда не происходившими событиями. Появление конфабуляций может свидетельствовать о нарушении критики и осмысления ситуации, поскольку больные не только не помнят происходившего в действительности, но и не понимают, что описанные ими события и не могли происходить. От подобно­го родазамещающих конфабуляций следует отличатьфантасти­ческие конфабуляции (конфабуляторный бред), не сопровождаю­щиеся утратой прежних воспоминаний, а выражающиеся в об­манчивом представлении о том, что в прошлом с больным происходили невероятные приключения, фантастические собы­тия, что он тесно связан с выдающимися людьми, что с дет­ства находится под их покровительством. Замещающие конфа­буляции - проявление синдрома Корсакова, фантастические конфабуляции входят в структуру парафренного синдрома.

Криптомнезии - это искажение памяти, выражающееся в том, что в качестве воспоминаний больные присваивают све­дения, полученные от других лиц, из книг, события, произо­шедшие во сне. Реже наблюдается отчуждение собственных воспоминаний, когда больной считает, что он лично не уча­ствовал в событиях, хранящихся в его памяти. Таким обра­зом, криптомнезии - это утрата не самой информации, а не­возможность точно установить ее источник. Страдающие крип- томнезией могут приписывать себе известные стихи, научные

сведения, поскольку чувствуют, что хорошо их знают. Иног­да подобное расстройство возникает как нарушение мышления (бред), а не памяти.

Больной 49 лет, страдающий хроническим психическим забо­леванием с 25-летнего возраста, утверждает, что является одновре­менно Пушкиным, Лермонтовым и Есениным. Эта мысль пришла к нему тогда, когда он на фоне возникшего заболевания заинтересо­вался поэзией и решил перечитать стихи, которые изучал в школе. При чтении сразу «почувствовал собственную мысль», поскольку все было знакомо. Он даже мог закрыть глаза и продолжать декламиро­вать написанное в книге. Это привело его к мысли, что он совре­менное воплощение давно умерших поэтов.

Криптомнезии могут быть проявлением как органических психозов, так и бредовых синдромов (парафренного и парано­идного).

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) выражает­ся в ощущении, будто нечто подобное настоящему уже про­исходило в прошлом. Это чувство не сопровождается паро- ксизмально возникающим страхом и феноменом «озарения», какdeja vu. Нет и полной идентичности настоящего и про­шлого, а только ощущение сходства. Иногда возникает уве­ренность, что событие происходит уже не во второй, а в тре­тий (четвертый) раз. Данный симптом бывает проявлением различных органических заболеваний мозга с преимуществен­ным поражением теменно-височной области.

    Корсаковский амнестический синдром

Синдром был впервые описан в 1887 г. С.С.Корсаковым как проявление специфического алкогольного психоза. Однако в последующем обнаружилось, что сходная клиническая карти­на наблюдается при самых различных органических заболева­ниях мозга.

Важнейшим из симптомов корсаковского синдрома являет­ся фиксационная амнезия. Грубое расстройство фиксации ме­шает больному запомнить не только содержание предшествую­щей беседы с врачом, но и сам факт встречи. Находясь дол­гое время в отделении больницы, пациент не может запомнить своего лечащего врача, соседей по палате, расположение по­мещений в отделении. Записи не помогают больному восста­новить утраченные воспоминания, поскольку он не знает, за­писывал ли где-нибудь ответ на интересующий его вопрос. Таким образом, больной не помнит ничего с момента возник­новения заболевания, т.е. у него наблюдаетсяантероградная амнезия. Поскольку корсаковский синдром нередко возникает вследствие острой мозговой катастрофы, наряду с антероград- ной наблюдается и ретроградная амнезия(ретроантероградная амнезия). Больной замещает образовавшиеся в памяти пробе­

лы парамнезиями (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии). Резкое расстройство памяти приводит к нару­шению ориентировки(амнестическая дезориентировка). В от­личие от синдромов помрачения сознания у больного с корса- ковским синдромом не затруднен процесс получения инфор­мации об окружающем мире, относительная сохранность ин­теллекта и прошлого опыта позволяют ему составить правиль­ное общее представление о ситуации. Больной не чувствует себя дезориентированным в привычной обстановке (у себя дома, в знакомом дворе). Однако, оказавшись в больнице, он будет беспомощен, не сможет найти свою койку и туалет.

Возникновение корсаковского синдрома в результате остро­го поражения мозга в большинстве случаев позволяет надеять­ся на некоторую положительную динамику. Хотя полное вос­становление памяти в большинстве случаев невозможно, в те­чение первых месяцев после лечения больной может фиксиро­вать отдельные многократно повторяющиеся факты, имена врачей и пациентов, ориентироваться в отделении.

У больного 49 лет, длительное время злоупотреблявшего ал­коголем, после перенесенной белой горячки возникли грубые рас­стройства памяти. Не мог вспомнить ничего из произошедшего с начала болезни; забыл и многие факты, предшествовавшие возник­новению психоза, в частности то, что около года назад развелся с женой, которая не в силах была терпеть его пьянство. Навещавшую его в больнице бывшую супругу всегда ревновал, упрекал в том, что она редко приходит. Когда жена указывала на продукты, оставшие­ся от прошлого посещения, заявлял, что это ему «местные ребята собрали кто-что мог». Первое время не ориентировался в больнич­ных помещениях, заходил в чужие палаты. По прошествии 2 мес привык к условиям отделения, запомнил имя лечащего врача. Вы­ходил подметать двор с другими больными. Однажды, завершив работу, решил погулять вокруг больницы. Тут же потерял дорогу. В течение 3 ч ходил по улице, пытаясь найти обратный путь. Стес­нялся спросить дорогу у окружающих, так как понимал, что нахо­дится очень близко от больницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем воз­расте. Психиатрический аспект геронтологии и гериатрии. - Л.: Медицина, 1969. - 284 с.

Бухановский А. О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатоло­гия: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1992. - 192 с.

Зейгарник В.В. Патопсихология. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 240 с.

Корсаков С.С. Избранные произведения. - Медгиз, 1954.

Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болезнях. - РСФСР- Берлин, 1923.

Психиатрический диагноз /Завилянский И.Я., Блейхер В.М., Крук И.В., Завилянская Л.И. - Киев: Выща школа, 1989.

e) Нарушение мнестических процессов при поражении лобных долей мозга

Нарушение мнестических процессов наблюдается при различных по локализации поражениях мозговой коры. Однако характер этих нарушений в различных случаях оказывается неодинаковым.

Как мы уже видели выше, нарушения мнестических процессов, возникающие при поражениях корковых отделов слухового, зрительного, кожно-кинестетического анализаторов, носят, как правило, очень (специальный характер, составляя неотъемлемую часть сензорных и гностических нарушений. Так, мнестические расстройства в случаях поражения левой височной области выступают наиболее отчетливо в сфере акустических (или акустико-речевых) следов, успешно компенсируясь сохранными зрительными или тактильными следами, а в случаях поражения затылочных и затылочно-теменных отделов мозга имеют преимущественно характер зрительных или зрительно-пространственных дефектов при возможности компенсации их системой слуховых или двигательных следов. Как мы видели выше, даже нарушения следовых процессов более высоких уровней деятельности продолжают в этих случаях сохранять специальный характер; компенсация дефектов за счет сохранных анализаторов остается во всех этих (случаях основным принципом восстановительного обучения.

Мы еще не знаем, насколько этот принцип преимущественного страдания мнестических процессов определенной модальности распространяется на случаи поражения лобных отделов мозга. Возможно, что нарушение прочности интероцептивных и двигательных следов выступает здесь с большей отчетливостью, но исследование этого остается еще делом будущего.

Мы позволим себе остановиться специально на нарушении мнести-ческих процессов при поражении лобных долей мозга потому, что нарушение избирательного строения деятельности, которое типично для больных с поражением лобных долей мозга, приводит к отчетливым нарушениям не только гностических, но и мнестических процессов этих больных. Глубокое нарушение процессов произвольного запоминания является не менее существенным симптомом поражения лобных долей мозга, чем нарушение произвольного действия или избирательного осмысленного восприятия.

Дефекты мнестических процессов в виде нарушения отсроченных реакций отмечались уже исследователями, изучавшими животных после экстирпации лобных долей. Характерно, что нарушения отсроченных реакций проявлялись особенно отчетливо в тех случаях, когда в интервале между условным сигналом и реакцией на животное действовали посторонние раздражители. В опытах, протекавших в условиях устранения побочных раздражителей, избирательные отсроченные реакции сохранялись значительно лучше (Мишкин, 1957; Прибрам, 1959 и др). Нарушения мнестических процессов у больных с поражением лобных долей мозга изучены относительно подробно и наблюдаются уже при их клиническом исследовании.

Больные с тяжелым «лобным синдромом», протекающим на фоне общего снижения тонуса коры, могут проявлять грубые дефекты памяти в виде нарушения избирательности следов, о чем мы уже говорили выше.

Такие больные узнают подошедшего к ним врача, однако это «узнавание» очень часто оказывается недостаточно точным: нередко достаточно одного какого-либо общего признака (очки, цвет волос и т. π), чтобы больной принял врача за другого человека. Аналогичные факты можно наблюдать и при воспроизведении прежних словесных связей. Так, например, вместо действительного адреса больной может назвать город, где он жил когда-то раньше, или город, название которого близко к искомому по звучанию. Влияние побочных (более упроченных или сходных по какому-либо звену) связей оказывается часто настолько сильным, что у больных этой группы становится невозможным собрать даже самый элементарный анамнез. При этом особенно грубо страдает система следов, (связанных с личными переживаниями больного.

Характер нарушения мнестических процессов при поражении лобных долей мозга выступает, однако, с особой отчетливостью при специальном экспериментально-психологическом исследовании процессов произвольного запоминания. Эти процессы обнаруживают заметные дефекты даже у тех больных с поражением лобных долей мозга, у которых нет выраженных общемозтовых симптомов. Однако эти дефекты неодинаково проявляются при исследовании разных сторон мнестиче-ской деятельности. Узнавание раз показанного объекта у данных больных обычно более сохранно, чем активное воспроизведение.

Больные даже с относительно массивным «лобным синдромом» могут назвать показанную им картинку или найти ее среди нескольких других. Однако стоит расширить объем предлагаемого материала или поставить больных в условия, требующие переключения с одних систем связей на другие, чтобы увидеть, как легко поддаются мнастические процессы влиянию патологической инертности (раз возникших следов или побочных связей. Так, например, при тяжелой патологии лобных долей мозга больной, однажды назвав предъявленный ему (рисунок, все остальные рисунки обозначает тем же названием, не корригируя своих ошибок.

Однако с особенной отчетливостью нарушение селективности систем связей выступает в опытах с активным воспроизведением материала.

Как мы уже видели выше (см. II, 5, в), больные с тяжелым «лобным синдромам», легко выполняющие единичное задание (например, нарисовать круг или крест), часто заменяют выполнение нового задания персеверацией прежнего действия. Даже те больные, которые выполняют единичные задания без труда, при расширении объема заданий (например, нарисовать серию фигур) дают признаки смешения следов новой и предшествующей инструкции. Аналогичные факты можно получить у этих больных и в классических опытах с воспроизведением ряда из 4-5 предложенных слов или цифр (после однократного предъявления).

Больные с поражением лобных долей мозга легко воспроизводят заданные им ряды из 3-4 слов или цифр. Однако если после однократного воспроизведения (ряда предъявить им ряд других слов или цифр или изменить порядок тех же элементов, то у больных обнаруживаются грубые нарушения β воспроизведении нового ряда. Следы прежнего ряда оказываются инертными и начинают мешать воспроизведению новых вариантов. Адекватное воспроизведение нового ряда заменяется повторением старых шаблонов.

Этот факт можно особенно отчетливо видеть, если, предложив больному с поражением лобных долей мозга запомнить и воспроизвести предложенный ряд из 3-4 слов, затем перейти к запоминанию второго ряда из такого же числа слов. Нередко инертные следы прежнего ряда вмешиваются в воспроизведение последующего, и больной начинает воспроизводить серию слов, состоящую частично из элементов первого, частично - из элементов второго ряда. В еще большей степени этот дефект выявляется, если после заучивания второго ряда слов больному предлагается возвратиться к воспроизведению первого ряда. В этом случае инертность прежних следов часто оказывается настолько велика, что больной воспроизводит смешанный ряд, включающий контаминацию из элементов обоих рядов.

С особенной отчетливостью эти дефекты могут проявиться у больных с поражением лобно-височных отделов мозга или у больных, у которых синдром поражения медиальных отделов мозга протекает на фоне общего снижения селективности психических процессов (см. II, 2, ж).

От описанных выше явлений инертности, наблюдающихся у больных с моторной афазией, эти факты отличаются тем, что больные с выраженным «лобным синдромом», как правило, совершенно не учитывают ошибочности воспроизводимых ими слов и не исправляют неверно воспроизводимого ряда.

Особенно отчетливо выступает патология мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга в опытах с заучиванием материала, состоящего из большого числа элементов (например, из 10-12 слов или цифр).

Если нормальному испытуемому в целях запоминания несколько раз подряд предъявляется подобный ряд, он, чтобы лучше выполнить эту задачу, сравнивает данный ряд с воспроизведенным, обращает специальное внимание на пропущенные слова, постепенно увеличивает число заученных слов и т. п.

Больной с выраженным «лобным синдромом» дает совершенно иную тактику выполнения этого задания. Как правило, он сразу удерживает лишь небольшое число слов или цифр (не больше 3-4) и при дальнейшем предъявлении образца продолжает повторять те же элементы, не сличая своих результатов с заданным рядом. Если он один раз допускает какую-либо ошибку, то инертно продолжает повторять ее без всякой коррекции. Весь дальнейший процесс запоминания представляет собой чаще всего простое воспроизведение непосредственно удерживаемой группы без всяких активных попыток расширения числа удержанных элементов. Поэтому «кривая запоминания» приобретает характер «плато», остановившегося на низком уровне (3-4-5 удержанных слов или цифр), не обнаруживая никакой тенденции роста. На рис. 104 мы приводим несколько подобных кривых, взятых нами из опытов, проведенных Б. В. Зейгарник.

Рис. 104. «Кривая запоминания» у нормальных испытуемых и у больных с поражением лобных отделов мозга (по Б. В. Зейгарник). Кривые показывают результат запоминания ряда из 10 слов при последовательных 10 предъявлениях. По абсциссе - номера опытов (I-X); по ординате - количество удержанных слов (0-10)

Нарушение активного характера мнестических процессов у больных с поражением лобных долей мозга проявляется и в том глубоком изменении «стратегии» запоминания, которое выступает у этих больных в опытах с заучиванием. Как было показано выше в опытах Хоппе (1930), нормальный испытуемый, приступающий к выполнению опреде-ленного задания, формулирует для себя определенный «уровень требований», учитывая успех или неуспех своих прежних действий. Так, запомнив 6 слов, такой испытуемый не берется при следующем повторении ряда сразу запомнить 10 или 12 слов. Не выполнив соответствующего намерения, он не повышает дальнейших требований к себе, прежде чем успешно не оправится с предшествующей задачей.

Такая «стратегия» уровня требований, как правило, сохраняющаяся при поражениях задних отделов мозга, резко нарушается у больных с «лобным синдромом». Динамика «уровня требований» при этом поражении извращается по сравнению с нормой, и на вопрос, сколько слов больной берется запомнить, он продолжает повторять одну и ту же цифру, не согласуя ее с уже достигнутыми результатами. Рис. 105 приводит пример такого патологического изменения динамики «уровня требований» у больных с поражением лобных долей мозга, раскрывающий еще одну существенную сторону нарушения мнестической деятельности этих больных.

Рис. 105. Динамика «уровня требований» при заучивании слов у больного с «лобным синдромом»

Глубокое нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием.

Еще 30 лет назад А. Н. Леонтьев (1931) показал, что развитие процессов запоминания в детском возрасте идет по пути выработки все более и более сложных форм опосредствования, под которыми он понимал использование вспомогательных связей с целью лучше запомнить тот или иной материал. Предложенный им метод давал возможность объективно исследовать этот процесс использования вспомогательных связей и измерить его эффективность. Существо опыта заключается в том (см. III, 11, в), что испытуемому Предлагается запомнить ряд слов, каждый раз выбирая какую-либо картинку или делая на бумаге условную заметку. Просматривая затем отобранные картинки или сделанные заметки, испытуемый должен восстанавливать в памяти образованную им вспомогательную связь и с помощью этой связи воспроизводить требуемое слово.

Опыты, проведенные с помощью этой методики над больными с поражениями задних (височных и теменно-затылочных) отделов мозга, показали, что использование вспомогательных связей для процесса запоминания остается у них принципиально сохранно. Более того, на использовании таких вспомогательных связей у данных больных можно строить процесс восстановительного обучения (А. Р. Лурия, 1948).

В отличие от этого больные с поражением лобных долей мозга дают в данных опытах совсем иные результаты. Процесс образования вспомогательных связей, которые должны в дальнейшем сыграть роль средства для воспроизведения заданного слова, глубоко нарушается, и даже возникшая ассоциативная связь между заданным словом и картинкой, как правило, не используется такими больными. Поэтому последующее предъявление картинки не возвращает их к нужному слову, а чаще является лишь источником для появления побочных ассоциаций.

Опыты с опосредствованным запоминанием у больных с поражением лобных долей мозга показывают, таким образом, что основной дефект мнестической деятельности в этих случаях связан с тем, что у них страдает не столько само возникновение словесных связей и ассоциаций, сколько избирательное использование этих связей соответственно с поставленной перед больным задачей.

Таким образом, нарушение структуры мнестической деятельности, использующей для запоминания ряд вспомогательных средств, оказывается важным признаком нарушения высших психических процессов при поражении лобных долей мозга.

На ряде особенностей нарушения осмысленной памяти, характерных для больных с массивным «лобным синдромом», мы еще остановимся ниже.

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на - "плохо" и "хорошо", "выгодно" - "невыгодно". Они воспринимают абсолютно все.

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Мнестическая деятельность - это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Методы исследования памяти

Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.

Классический метод исследования памяти придумал психолог Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем "технической памяти". То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.

Нарушения памяти. Причины

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и "перегрузиться".
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.

В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.

Виды интеллектуальных и мнестических нарушений

В основе классификации лежат , включающие в себя:

  • — невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости;
  • — ослабление памяти в целом;
  • ретроградную амнезию – утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания;
  • фиксационную амнезию – отключение кратковременной памяти;
  • – постепенное стирание памяти.

Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.

Корсаковский синдром

Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает . – это последствия , повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.

– результат из-за атеросклероза, сердечной недостаточности.

Начало провоцируется различными факторами:

  • атеросклеротическим поражениям;
  • новообразованиями головного мозга ();