Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных. Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие в процессе военной службы Толерантная личность в экстремальных условиях военной службы




Личность, в том числе и личность воина, обладает определёнными психологическими признаками, которые позволяют человеку проявить себя в деятельности и взаимодействии с другими людьми. К основным из них относятся:

1) сознание;

2) самосознание;

3) саморегулирование;

4) активность;

5) индивидуальность;

6) самоопределение;

7) самовыражение;

1) Сознание представляет собой способность человека, воина осознано отражать окружающий мир. Осознание своего воинского долга, личной ответственности за защиту Отечества способствует добросовестному выполнению каждым воином своих служебных обязанностей.

2) Самосознание заключается в способности сознавать самого себя, свою сущность и предназначение, определить своё место в коллективе, в системе выполнения боевых задач подразделением.

3) Саморегулирование является важной чертой личности воина, отражающей способность управлять своим поведением и деятельностью в различных условиях. Саморегулирование – очень важное качество при действиях в неблагоприятных условиях.

4) Активность проявляется в конкретной деятельности. Однако, активность может носить как общественный, так и антиобщественный характер. Поэтому важно, чтобы активность каждого воина имела общественно полезную направленность.

5) Индивидуальность выражается в совокупности неповторимых черт, определяющих социальный облик воина, отличающих его от других военнослужащих.

6) Самоопределение личности воина- это стремление осознать себя, свои интересы, определить своё место в жизни, в обществе, в коллективе. Чёткая организация воинской деятельности, здоровые взаимоотношения между военнослужащими способствует формированию у воинов высокой ответственности за своё поведение, отношение к выполнению воинского долга.

7) С самоопределением военнослужащего неразрывно связано самовыражение, т.е. стремление к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей, своих способностей и качеств.

8) Основой самоутверждения является потребность человека утвердить себя в глазах окружающих и в своём мнении, приобрести определённую общественную и личную зависимость.

9) Авторитет военнослужащего является надёжным индикатором его самоутверждения и представляет собой социально-психологическое влияние одного военнослужащего на других, признание его заслуг, превосходства, добровольное ему подчинение.

Социально-психологические признаки личности, рассмотренные выше, находят своё выражение в статусе и роли личности в коллективе. Статус личности – это её положение в системе межличностных отношений, определяющие её права, обязанности и привилегии. В различных группах одна и та же личность может иметь различный статус. Его существенные различия определяются уровнем группового развития, содержанием деятельности и общения.


Роль представляет собой социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в группе. Статус, как и роль, может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным). Например, статус подчинённого – это официальный статус номера расчёта (оператора). Однако он может быть лидером в расчёте, т. е. играть роль первого в группе. В ходе исследования было выявлено, что каждый военнослужащий помимо своих должностных обязанностей выполняет ряд функций, соответствующих определённой роли. В коллективе насчитывается в среднем от 10-12 основных ролей: ЛИДЕР, МАСТЕР, ЗНАТОК, ШУТНИК, ЛЕНТЯЙ, МИРОТВОРЕЦ, БУНТАРЬ, СУДЬЯ, ПРАВЕДНИК, КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬ и др. Это – не официальные роли в межличностных отношениях. Какую роль играет воин, зависит от многих факторов – его уровня профессиональной подготовки, общей эрудиции, индивидуально-психологических качеств, его физических данных, традиций, установленных в группе, уровня развития коллектива, роли младших командиров в подразделении и др. Было выявлено, что наиболее конфликтными по отношению к руководителям являются роли ЛИДЕРА, МАСТЕРА, ЗНАТОКА, а роли ЛЕНТЯЯ, БУНТАРЯ, ШУТНИКА менее конфликтными, но всё же не оптимальными.

В условиях формирования Вооружённых Сил ведущей ценностью армии становится личность военнослужащего, что предъявляет повышенные требования к психолого-педагогической компетентности командиров всех уровней, особенно в части, касающейся знаний о сущности, структуре и индивидуально-психологических характеристик личности воина.

Воинский коллектив – высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идёт о боевом расчёте, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.

В своём развитии воинский коллектив проходит определённые стадии. Чаще всего выделяют три основные стадии развития коллектива:

1. социального единства

2. войскового товарищества

3. социальной зрелости.

Первая, начальная стадия социального единства развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии развития военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий.

Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определённые трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных солдат становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому командир подразделения должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.

На второй стадии, стадии войскового товарищества , как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплочённость, дисциплинированность и коллективные привычки. Данная стадия создаёт весьма благоприятные условия для всестороннего развития личности воина.

На этой стадии развития воинского коллектива командир обязан изменить стиль управления. Если на первой стадии офицер воспринимается коллективом как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он должен стать руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчинённых, единоначалие с опорой на коллектив. Поэтому при проведении воспитательной работы командир обязан активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.

Стадия социальной и боевой зрелости является третьей стадией развития воинского коллектива. На данной стадии достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций.

Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Коллектив является неотъемлемой частью общественного организма, поэтому психология каждого конкретного коллектива представляет собой проявление общественной психологии.

Однако следует иметь в виду, что в психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности (особенности решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.). Именно эти частные условия в значительной степени и определяют специфические особенности психологии данного коллектива. Таким образом, хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная» психология неповторима.

В повседневной жизни, когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат , под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.

В структуре социально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив, и их отношение друг к другу. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, офицерами-сослуживцами) и отношения по вертикали в системе руководства и подчинения.

Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью – основой его существования.

Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную , общественно-политическую , неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект – систему межличностных психологических отношений .

Служебные отношения – важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни.

Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне её взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих.

Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления .

Одно из таких явлений – стремление личности к самоутверждению .

Процесс самоутверждения личности – это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играет значимую роль в коллективе.

В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение. Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего связан со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчинённым в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любого коллектива, является коллективное мнение . Коллективное мнение – это один их компонентов морально-психологической атмосферы подразделения (части, корабля).

Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на коллектив (например, командир подразделения), но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает своё место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нём. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Например, для воинского коллектива такими принципами должны являться честность, готовность выполнить воинский долг, товарищеская помощь и взаимовыручка. Поэтому опытные командиры при проведении воспитательной работы всегда учитывают и используют коллективное мнение. Но следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия коллективного мнения может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.

Поэтому в практике нередко случается так, что в повседневной жизни, на общем собрании военнослужащих вдруг обнаруживаются два мнения: одно официальное, внешнее, и другое – внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений.

Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характерным для большинства коллективов, является коллективное настроение .

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности их ратного труда. Командиры обязаны учитывать это в своей работе и проявлять активность в формировании соответствующих коллективных настроений.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата воинского коллектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные традиции .

Роль традиции коллектива в воспитании личности чрезвычайно велика, поскольку человек незаметно для себя усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения. Следовательно, каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения и поддерживать эти традиции, используя их возможности для воспитания своих подчинённых.

«Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины».

Специфической особенностью воинской деятельности является то, что ее субъекты находятся в постоянном взаимодействии не только с различными условиями службы, используемым вооружением и оборудованием, но и друг с другом, что порождает их взаимную обусловленность и межличностную связь. При этом сам процесс взаимодействия представляется необходимым условием эффективности деятельности. Военнослужащий взаимодействует с другими людьми и окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии с ней, тождества и непротиворечивости своего существования. Это непременное условие его жизни в армейских (флотских) условиях.

Однако окружающий военнослужащего мир (условия военно-профессиональной деятельности) и сам он постоянно изменяются. Следовательно, абсолютного тождества личности и условий ее деятельности нет и не может быть. Человек постоянно находится в мире "нарушенного равновесия", единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Значит нельзя выделить ни одного момента в профессиональной деятельности военнослужащего, когда бы он не испытывал нужды восстановить баланс нарушаемого равновесия между его личностным содержанием и условиями службы. А для этого он вынужден проявлять достаточную психологическую активность.

Активность военнослужащего заложена в самой его природе и присуща ему объективно. Однако направленность активности в воинской деятельности всегда ориентирована на вполне определенную реальность (объект), в качестве которой выступают служебные явления и процессы. Все их составляющие формируют целостный феномен воинского труда. Основными его сторонами являются военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения и личностное развитие.

Отечественная военная психология исходит из того, что состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности, есть потребность. Именно она выступает источником постоянной активности военнослужащего, его "внутренним двигателем" и направлена на удовлетворение биологической (пища, одежда, жилье и др.) и социальной (информация, общение, искусство и др.) нужды.

Различия между людьми менее всего выражены в наборе биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах. Личность здесь проявляет себя в основном в способах их удовлетворения, которые базируются на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражают достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта, практики военной службы. Это важно учитывать при организации жизнедеятельности личного состава, особенно в условиях проживания в казарме. В противном случае наличие различного опыта удовлетворения биологических потребностей становится одной из причин межличностных и внутриличностных конфликтов.

Главные различия между военнослужащими как личностями проявляют себя в количественных и качественных параметрах социальных потребностей. Чем выше уровень личностного развития военнослужащего, тем больше у него социальных контактов, а значит богаче его социальные потребности, социальная активность и деятельность.

В то же время важно учитывать, что военнослужащий по своей сути предстает как субъект воинского труда, целостный феномен со своими специфическими макрохарактеристиками как индивид, личность и индивидуальность. В каждом проявлении его активности представлена система потребностей, но в разной иерархии. В результате, вступая во взаимодействие с объектами военно-профессиональной деятельности, он тем самым не только познает их свойства, но и самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворения какой-либо потребности военнослужащий, опираясь на свой опыт, направляет собственную активность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность военнослужащего с целью удовлетворения потребности, и является предметом этой потребности. В итоге объекты, формирующие условия воинской деятельности, становятся предметами личностной потребности.

Другим фактором, проявляющимся в военно-профессиональной деятельности, выступает мотив. При этом военные психологи исходят из того, что воинская деятельность полимотивирована, т.е. побуждается многими мотивами, их иерархией. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Но это не исключает влияния на нее в определенных ситуациях мотивов, не имевших первоначально побудительной силы. Другими словами, в процессе воинской деятельности может изменяться иерархия побуждающих ее мотивов. Это, как правило, происходит тогда, когда деятельность побуждается мотивами, которые в системе ценностных ориентаций военнослужащих не занимают ведущих позиций.

Системообразующим фактором профессиональной деятельности военнослужащего выступает цель, представляющая собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимопереходят друг в друг. Например, цель, которая ранее побуждалась мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становиться мотивом, Мотивы, имеющие такое происхождение, являются сознательными мотивами деятельности.

Таким образом, военнослужащий, как и любой другой человек, объективно предрасположен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и реализовывать себя в специфической деятельности, представленной военной службой. Это условие его жизни. Всякая попытка ограничить его активность в воинской деятельности, поиск новизны взаимодействия с окружающим миром на определенном этапе ведет к психологическому дискомфорту, росту личностной напряженности, оказывает негативное влияние на целостное функционирование ведущих компонентов психологической структуры личности.

Психологическую структуру личности формируют ряд психических и психологических явлений, которые, в зависимости от их функций, можно объединить в три группы: психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые), психологические образования и психологические свойства В ряде учебных пособий по военной психологии и педагогике в психологической структуре личности выделяется четыре группы психических явлений: процессы, состояния, образования и свойства. . Рассмотрим их структуру, общее содержание и специфику проявления в сфере военно-профессиональной деятельности.

Психические процессы как основа формирования и функционирования личности Познавательная деятельность - необходимая составная часть жизни человека, условие его формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной и другой деятельности. В ее основе находятся психические процессы - ощущение, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление и речь. В соответствии с решаемыми задачами перечисленные процессы получили название психических познавательных процессов.

Одновременно с познанием окружающего мира военнослужащий определенным образом посредством своей психики реагирует на происходящие события и явления соответствующим состоянием, которое выступает продуктом эмоционально-волевых процессов - эмоций, чувств и воли.

Психические познавательные процессы Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира. При этом можно выделить три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). При этом решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь. Общая структура психических познавательных процессов представлена на схеме.

Ощущение - процесс отражения в сознании военнослужащего отдельных свойств и качеств объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.

Восприятие - процесс целостного отражения в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие (ощущается) на психику военнослужащего.

Информация, поступающая в сознание военнослужащего на основе восприятия объективного мира, далее обрабатывается памятью. По своей сути память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

В отечественной военной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной.

Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Выделяются два вида представлений: единичные (образы отдельных предметов и явлений) и общие (обобщенные образы предметов и явлений).

Представления наиболее взаимодействуют не только с процессами памяти, но и воображения, представляющего собой процесс создания в сознании новых предметов и явлений на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов и явлений (элементов военно-профессиональной деятельности).

Рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе внимания, которое рассматривается как избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность, особенно в условиях военной службы. Вместе с тем в военной психологии принято увязывать внимание прежде всего с психической познавательной деятельностью военнослужащего на элементарном и промежуточном уровнях.

Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние и на высшую психическую деятельность, представляемую мышлением. С позиций военной психологии мышление - опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Это высший процесс психической познавательной деятельности военнослужащего.

Принято считать, что у большинства людей, наряду с образным мышлением (например, у шахматистов), ведущим средством мышления все же представлена речь. В этом случае она выступает как процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. В психической познавательной деятельности участвуют два вида речи: знаковая (образная), использующая в мышлении знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере личности, формируемой на основе эмоционально-волевых процессов.

Эмоционально-волевые процессы Эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

Эмоции - это процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях. Чувства, в свою очередь, представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.

Эмоции и чувства различаются по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действенности. В зависимости от их величины различают соответствующие эмоционально-чувственные состояния (иногда просто эмоциональные состояния), представляющие собой определенный временный уровень целостного функционирования психики военнослужащего.

Ё Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Ё Испуг - простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.

Ё Боязнь - эмоциональное состояние на основе осознания военнослужащим реальной угрозы его положению, здоровью или жизни.

Ё Страх - астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля военнослужащего над своими действиями.

Ё Аффект - переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.

Ё Стресс - непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания военнослужащим сложности ситуации, в которой он находится.

Ё Фрустрация - эмоциональное состояние военнослужащего, возникающее при осознании им непреодолимости возникшей для него трудности.

Ё Аффективный страх - остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность военнослужащего к сознательной деятельности.

Ё Паника - крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.

Наряду с перечисленными, у военнослужащих также могут возникать и специфические эмоционально-чувственные состояния. К ним, прежде всего, относят состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием в условиях бездействия опасности для жизни, здоровья или социального положения предстоящих действий) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, тормозящее аналитическую функцию сознания в активной боевой деятельности военнослужащего).

Если эмоции и чувства военнослужащего переводят функционирование его психических процессов в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли.

Воля - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия). В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные. В зависимости от уровня волевых характеристик у военнослужащего формируются соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др.

Как следует из содержания изложенного выше, психические процессы, прежде всего, обеспечивают отражение в сознании военнослужащего окружающей его действительности, а также формирование ее субъективного образа. Их полнота и качество всецело зависят от показателей психики (характеристик рассмотренных психических явлений) конкретного человека и во многом предопределяются особенностями его психофизиологии (наследственностью). Однако только этим функции психических процессов не ограничиваются. В результате взаимодействия психики с окружающим миром происходит формирование и последующее развитие еще двух групп психических явлений, обозначаемых как психологические (иногда - психические) образования и свойства личности. Используя психические механизмы, они полностью зависят от характера и содержания воздействующих на человека внешних факторов. Следовательно, образования и свойства, в отличие от процессов, имеют не психическое, а психологическое содержание.

Психологические образования и свойства личности военнослужащего В отечественной военной психологии и педагогике принято считать, что психологические образования - это лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения (обучения) и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психологическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность военнослужащего.

Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.). Иными словами - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний:

Знания-знакомства, которые позволяют военнослужащему ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные "знания-узнавания", когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, "опознать" ее;

Знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал;

Знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах военно-профессиональной деятельности;

Знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях военно-профессиональной деятельности.

При условии достаточности необходимого уровня знаний начинается формирование соответствующих навыков и умений.

Навык - это автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания (доведенное до автоматизма действие, сопровождаемое или контролируемое сознанием). Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание предваряет выполняемое действие.

Анализ сущностного определения навыка и умения говорит о том, что оба они представляют собой деятельность человека. Однако если в навыке вначале выполняется действие, качество которого в последующем контролируется сознанием, то в умении сначала с помощью сознания действие планируется и лишь затем выполняется.

В зависимости от уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений: начальные умения, простые навыки (двигательные, сенсорные, умственные, смешанные), сложные навыки и сложные умения.

Рассмотренные психические явления являются ведущими в психологической структуре личности военнослужащего и проявляются повсеместно. Однако мир психологических образований личности включает и некоторые другие, имеющие не меньшую значимость для военнослужащего, хотя и реализуемых лишь в соответствующих условиях. К ним относятся привычки, убеждения и интегральное качество личности - сознательность.

Как уже отмечалось, психические образования личности предопределяют качество выполняемой человеком деятельности. Однако нередки случаи, когда военнослужащий может выполнить какую-то деятельность, совершить мужественный или героический поступок, но не делает этого. Следовательно, в структуре личности есть еще какие-то явления, заставляющие человека поступать так или иначе в конкретной военно-профессиональной ситуации. В отечественной военно-психологической литературе они объединены понятием психологические свойства под которыми понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие военнослужащего преимущественно с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей военнослужащего и показывает, к чему он стремится в жизни, в военно-профессиональной деятельности, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные военнослужащие внешне проявляют себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психологическим свойством - темпераментом. С точки зрения военной психологии - это индивидуальное психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения. В нем психика и деятельность взаимосвязаны, но именно особенности функционирования психики (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) определяют своеобразие поведения человека.

Темперамент, как психологическое свойство личности, изучался и систематизировался многими учеными, но в современной отечественной военной психологии используется его научное обоснование, предложенное И.П. Павловым и предусматривающее выделение холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темпераментов.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется другое психическое свойство - характер, сущность которого заключается в совокупности наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Это стержневое психологическое свойство личности военнослужащего, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. Особенности характера конкретного военнослужащего формируются в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.

Способности - соответствие психических особенностей личности военнослужащего требованиям, предъявляемых к нему конкретным видом его военно-профессиональной деятельности. На данном понимании способностей базируется разработка большинства методик профессионального психологического отбора.

Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психологическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой лишь стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие военнослужащему эффективно выполнять конкретную деятельность по военно-учетной специальности. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе не востребованным. Их конкретные показатели, как, впрочем, и других психических и психологических явлений личности, устанавливаются в результате специального психологического изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

Определяя социально-психологические особенности офицерского состава, в первую очередь следует отметить, что офицеры составляют основной костяк воинской части. Именно они являются непосредственными организаторами учебно-боевого и воспитательного процессов. Однако следует учитывать, что по своим социально-психологическим характеристикам офицерский состав также не однороден.

В интересах повышения объективности и практической значимости даваемых социально-психологических характеристик офицерского состава целесообразно эту категорию условно разделить на две большие группы: офицеры первого периода службы и офицеры, имеющие значительный служебный опыт, находящиеся на втором, завершающем этапе своей служебной деятельности.

К первой группе, как правило, относятся молодые офицеры и большинство младших офицеров (естественно, в эту группу не попадают те, кто в 35-40 лет находится в звании старшего лейтенанта или капитана). Во вторую группу целесообразно включить тех, кто заканчивает службу, и большинство старших офицеров.

Рассмотрим общую социально-психологическую характеристику каждой из выделенных групп офицерского состава в виде совокупности положительных и отрицательных качеств, знание которых позволит выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия с ними.

К наиболее существенным позитивным характеристикам офицерского состава первой группы целесообразно отнести:

· сформированные мировоззренческие позиции;

· социальную зрелость;

· широту интересов;

· склонность к воинской профессии;

· осознанный выбор вида Вооруженных Сил, рода войск;

· хорошую теоретическую подготовку;

· старательность, исполнительность, дисциплинированность;

· доверие к опыту старших офицеров;

профессиональное честолюбие, потребность совершенствоваться в избранной профессии;

стремление к самостоятельности, инициатива, желание проявить себя, продвинуться по служебной лестнице;

· повышенная потребность в общении;

· близость к солдатам и другие качества.

Противоположность перечисленным составляют следующие характеристики этой группы офицерского состава: недостаток опыта; непрочность убеждений; восприимчивость к негативному влиянию среды; высокая ранимость; максимализм в оценках; эмоциональность; поспешность в решениях и поступках; слабые навыки в работе с людьми; приверженность к жесткому прагматизму в выполнении своих обязанностей; нередко, особенно в последнее время, проявляется стремление найти применение своим профессиональным знания и умениям вне флотских (воинских) подразделений; недостаточная сформированностъ навыков в преодолении служебных и бытовых трудностей; неясное представление перспектив своей служебной карьеры; неудовлетворенность бытом, материальным положением, организацией досуга и др. В результате значительная часть молодых офицеров оставляют армию и флот в первые 5 лет военной службы.

Характеризуя офицерский состав второй группы, следует обратить особое внимание на такие присущие ей положительные качества, как жизненный и служебный опыт; высокий профессионализм; ответственность; требовательность к себе и подчиненным; развитая коммуникабельность; хорошие навыки и умения в работе с людьми; способность принимать взвешенные решения; профессиональное честолюбие; адаптированность к ограничениям личной свободы и жесткой регламентации служебной деятельности и личной жизни; сосредоточенность на служебных делах; дисциплинированность и др.

В качестве негативных характеристик следует отметить сформировавшиеся к этому времени склонность к консерватизму (шаблону деятельности); прочное доверие своему служебному и коммуникативному опыту; крайне редкий отказ от привычных, в том числе и отрицательных, стереотипов поведения и служебной деятельности (что, по замечанию В.О. Ключевского, возможно, характеризует не столько твердость убеждений, сколько инерцию мысли).

В большинстве случаев ими отдается предпочтение административным, командным методам работы с людьми, реже используется потенциал других методов; превалирование материальных интересов в мотивации службы; проявление служебного снобизма, авторитарного стиля поведения, покровительственного тона во взаимоотношениях; наблюдается определенное снижение служебной активности в силу так называемых "предпенсионных настроений"; у многих присутствует ощущение социальной, моральной и материальной незащищенности, определенной ущербности в социальном плане по сравнению с представителями других слоев общества равного уровня подготовки и квалификации; чувствуется, а иногда подчеркнуто демонстрируется так называемая служебная усталость и др.

Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта

Деятельность многих командиров и начальников Вооруженных Сил РФ связана с обеспечением адаптации военнослужащих как к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта, так и их последующей реабилитации, что требует от них сбалансированной, целенаправленной и непрерывной работы.

Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности

Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособленческих форм поведения человека, при переменах обстановки. Психологи употребляют этот термин как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к социально-психологическим условиям существования. Другими словами адаптация понимается и как процесс, и как состояние. При этом различаются состояние устойчивой психологической адаптации и переадаптации.

Устойчивая психологическая адаптация - процесс приспособления всех психических функций человека к психологическому климату новых условий среды с целью получения максимального удовлетворения, самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и т.д. Данное состояние военнослужащий испытывает в привычной для себя среде обитания и службы до участия в вооруженном конфликте.

Вооруженный конфликт является мощнейшим фактором дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение военнослужащего в привычных условиях. У него появляются новые психические реакции. Этот дезорганизующий импульс является сигналом, включающим механизмы регуляции и компенсации, в результате чего происходит организация нового уровня психической деятельности личности в соответствии с изменившимися условиями ее функционирования. Это состояние называется переадаптацией личности военнослужащего.

Психологическая переадаптация - это процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях службы и быта в состояние относительно устойчивой адаптации в условиях служебно-боевой деятельности во время вооруженного конфликта. Этот процесс проходит несколько этапов.

Подготовительный этап адаптации имеет место, когда военнослужащий предполагает или знает о предстоящем убытии в зону вооруженного конфликта, а по временным рамкам он совпадает с подготовкой подразделений к участию в боевых действиях.

В содержательном плане этот этап носит познавательный характер. Военнослужащий накапливает информацию о среде предстоящего пребывания, условиях боевой деятельности. Важнейшим условием формирования адаптивного состояния на этом этапе является деятельность командиров и начальников, направленная на доведение до военнослужащих своевременной и достоверной информации о предстоящих событиях.

В зависимости от уровня мотивации на выполнение служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта познавательное поведение военнослужащего может носить активно-целенаправленный или пассивный характер. При этом необходимым условием выбора военнослужащим того или иного типа познавательной стратегии являются его индивидуально-личностные качества.

Этапу стартового психического напряжения соответствует период служебно-боевой деятельности военнослужащего по прибытии в зону вооруженного конфликта, но перед участием в боевых столкновениях с противником (предбоевое возбуждение). Схожее состояние может испытывать спортсмен перед началом соревнований. Этот этап можно считать пусковым механизмом процесса переадаптации. В это время происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов военнослужащего для их предстоящего использования в условиях боевых действий.

Психическая напряженность, однако, выполняет конструктивную, мобилизующую функцию лишь в том случае, когда у военнослужащего имеется чувство относительной уверенности в себе и в своих силах, сформированных в предбоевой период и соотнесенных с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что впоследствии также негативным образом проявится на последующих стадиях адаптации.

Этап острых психических реакций входа - является стадией адаптационного процесса, на которой военнослужащий, выполняя служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта, непосредственно начинает испытывать на себе стресс-факторы боя. Временные параметры этого этапа, как правило, не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе военнослужащий начинает испытывать состояние фрустрации и происходит активизация адаптационного механизма.

1. Этап переадаптации или перехода в состояние относительно устойчивой адаптации к боевым условиям;

2. Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.

Второй путь наиболее опасен для психики военнослужащего и характеризуется состоянием дезадаптивности, которое может выражаться в неадекватном реагировании и поведении военнослужащего, обусловленных функционированием его психики на пределе регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме. В этом случае, как правило, военнослужащему требуется специализированная психологическая и медицинская помощь.

Таким образом, разделяясь на два противоположных по своему результату пути, адаптационный процесс определяет благополучие завершения служебно-боевой деятельности военнослужащего в условиях военного конфликта.

При развитии процесса переадаптации в благоприятном направлении военнослужащий вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики военнослужащего к возвращению старых форм функционирования и реакций. Завершение участия военнослужащего в выполнении боевых задач, его подготовка к убытию из зоны вооруженного конфликта к месту постоянной дислокации сопровождаются симптомами тревожности и напряженности ожидания момента возвращения к мирной служебной деятельности.

Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в некоторой степени аналогичен этапу реакций входа. Возвращение военнослужащего к месту постоянной дислокации вновь предполагает перестройку его психических реакций и психической деятельности. Причиной тому является несовпадение ожидаемых военнослужащим и реально существующих условий, с которыми он сталкивается по прибытии из зоны вооруженного конфликта. Во многом это связано с посттравматическими изменениями в структуре личности самого военнослужащего, произошедшими после его участия в боевых действиях. Этот этап характеризуется широким спектром поведенческих реакций от возвращения к состоянию устойчивой реадаптации до дезадаптивного, асоциального поведения.

Индивидуальные возможности каждого военнослужащего к успешной переадаптации в условиях вооруженного конфликта различны. Их диапазон проходит от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к служебно-боевой деятельности в данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, необходимым этапом психологического обеспечения адаптационных процессов военнослужащих перед убытием в зону вооруженного конфликта является диагностика или оценка их адаптивных способностей.

Психологическая адаптация ветеранов боевых действий

Не менее важным этапом деятельности должностных лиц по психологическому сопровождению адаптационных процессов военнослужащих является их работа по психологической адаптации ветеранов вооруженных конфликтов после их прибытия в места постоянной дислокации. Успешность такого рода деятельности во многом зависит от строгого соблюдения общих принципов и правил по психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Командирам и начальникам, занимающимся такой деятельностью, следует знать:

1. Перед началом работы необходимо уделить достаточное время для выработки собственного представления о психологической адаптации и прежде всего определить, на что необходимо опираться, преследуя цели адаптации - на внешнюю деятельность или на внутренние ресурсы.

Деятельность (как внешняя, так и внутренняя) сама по себе является уникальным способом адаптации и независимо от конечного результата создает предпосылки перестроек системы регуляции, то есть в процессе расходования собственных ресурсов параллельно вырабатывается механизм их пополнения.

2. Необходимо обратиться к анализу собственного жизненного и профессионально-служебного опыта. То, что помогало находить выход в новых, нестандартных ситуациях взаимодействия с людьми (умение выслушать, терпение, дар убеждения, доброжелательность, любопытство, умение разглядеть сильные стороны другого, побудить его к активным действиям и т.д.), - будет помогать и при работе с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях.

3. Необходимо тщательно изучить нормативно-правовую базу, определяющую и регулирующую права ветеранов боевых действий, особенно дополнительные права и льготы данных военнослужащих. В силу того, что данные военнослужащие, как правило, высоко чувствительны к нарушению своих прав, а иногда даже склонны преувеличивать их, требуя к себе особого отношения, хорошее знание законодательных актов позволит предотвратить возможные конфликты и побудить ветеранов воспользоваться предоставленными льготами для повышения успешности адаптационных процессов.

4. Следует знать сущность и содержание основных психологических понятий в области адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях (стрессовое состояние, посттравматический синдром, стресс-факторы боя, диагностика проблем адаптации, реабилитация, профилактика стрессовых расстройств и т.д.). Это позволит разговаривать со специалистами по социальной работе, психотерапевтами, реабилитологами на одном языке, осуществлять необходимое взаимодействие в этой работе.

5. Необходимо также установить отношения конструктивного взаимодействия с организациями, занимающимися проблемами военнослужащих - ветеранов боевых действий (стационарными лечебными учреждениями, общественными организациями, социальными службами, центрами медико-социальной помощи и т.п.).

Вопросы успешности психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, во многом зависят от согласованности действий широкого круга специалистов.

6. Работа по психологическому сопровождению процесса адаптации ветеранов должна носить целенаправленный, плановый и поэтапный характер. Для этого необходимо четко уяснить для себя содержание этапов адаптационных процессов.

7. Нужно адекватно оценить и при необходимости скорректировать свое личное отношение (социальную установку) и профессиональную позицию во взаимодействии с данной категорией военнослужащих. В случае необходимости следует провести коррекцию своей позиции, используя один из предлагаемых способов:

Познакомиться с достижениями ветеранов, успешно преодолевших травматический синдром, вызванный участием в боевых действиях;

Найти позитивные последствия участия данного военнослужащего в вооруженном конфликте;

Настроить себя на конструктивное взаимодействие;

Попытаться «разрушить» свои негативные ассоциации, связанные с восприятием военнослужащих - ветеранов боевых действий;

Представить военнослужащего, с которым вы работаете, успешно адаптированным, как результат своей профессиональной деятельности;

Проанализировать, как сформировались ваши актуальные установки на работу с военнослужащим и не являются ли они результатом усвоенных стереотипов мышления;

Убедиться в том, что вы профессионально можете отличить внешние атрибуты поведения ветерана от его внутренней позиции.

8- Необходимо установить доверительно-конструктивный контакт с военнослужащим - участником боевых действий, выбрать правильный стиль и способы взаимодействия. По возможности нужно исключить все препятствующие этому процессу моменты. Правильная оценка мимики, жестов собеседника, простые и понятные вопросы, задаваемые вами, будут побуждать его к полным и откровенным высказываниям. Не нужно торопить события и требовать от военнослужащего немедленных ответов на ваши вопросы. Не стоит опускать руки, если доверительный контакт с ветераном складывается не сразу - может существовать масса причин закрытости и недоверия со стороны собеседника.

Помните, что диалог позволяет точно определить источник и сущность проблемы, прояснить чувства и эмоциональное состояние военнослужащего-ветерана, повысить его самооценку и активность в разрешении проблем.

9. Следует вовлекать самих военнослужащих в деятельность по психологической адаптации. Необходимо помнить о том, что решение задач адаптации возможно только в том случае, если военнослужащий сам является активным участником адаптационного процесса и стремится к новой социально - служебной интеграции. Как правило, военнослужащий прилагает максимум усилий для реализации решения, которое он принял самостоятельно.

10. Важно изучить личностные психологические характеристики военнослужащего - участника боевых действий. Специфические жизненные и служебно-боевые обстоятельства, физические факторы накладывают отпечаток на личность человека, приводят к повышенной чувствительности, изменению самооценки, специфическим страхам и переживаниям, демобилизации сил и др. В каждом конкретном случае возможна встреча с индивидуальным характером, проявлением отношения к пережитым событиям, мотивам поведения. Разобраться в этих вопросах поможет знание общих характеристик поведения военнослужащих - ветеранов боевых действий, признаков проявления посттравматических расстройств. Знание психологических особенностей военнослужащего - участника боевых действий способствует ускорению установления с ним контакта и адекватному выбору эффективной стратегии и способов его психологической адаптации.

11. Организация и проведение профессиональной деятельности по психологической адаптации военнослужащих - участников боевых действий наиболее результативны только в том случае, когда специалистом строго соблюдаются ключевые принципы работы с военнослужащим.

Основными принципами психологического сопровождения адаптационных процессов выступают:

Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то стандартам, «быть как все», а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.

Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать действовать, думать и чувствовать по-новому, исходя из полученного боевого опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование в себе особых чувств, Мигелей, образов и реакций.

Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся, перестал думать о прошедших боевых действиях, могут натолкнуться на усиление чувства неполноценности и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев. Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и осознан, что должно явиться первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях службы.

Устойчивая реадаптация наступает в том случае, когда все, что произошло с военнослужащим в условиях выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, интегрируется в опыт, которым можно пользоваться в мирных условиях службы.

Боевой опыт приводит не только к негативным, но и к позитивным последствиям в постбоевой период, к которым можно отнести переживания военного братства, переосмысление ценности собственной жизни, отношений с близкими людьми, расширение границ возможностей ветерана и т. д.

Следующим шагом на пути к устойчивой реадаптации может послужить проработка такого вопроса, как «Чему меня научила война?». Совместные со специалистом размышления ветерана приводят к получению доступа к собственным психологическим и физическим ресурсам, сильным сторонам своего боевого опыта.

Каждая поведенческая реакция, каждый симптом, «ненормальное поведение» имели жизненно важное значение, были изначально эффективными способами достижения конкретной цели (например предвосхитить удар, отвлечься от боли, максимально мобилизовать психофизиологические ресурсы и в конечном итоге уничтожить противника и выжить).

Необходимо исходить из того, что все, чему военнослужащий научился на войне, в экстремальной обстановке может пригодиться. Нельзя полностью отбрасывать выбранную военнослужащим программу поведения только потому, что в мирной служебной деятельности ее проявление может выглядеть неадекватно и нелепо (например немотивированная обстановкой бдительность и настороженность в безобидных, с точки зрения окружающих условий, ситуациях). Самим ветераном эти поведенческие реакции могут рассматриваться как «ненормальные».

Восстанавливая смысл «ненормального поведения», можно научить военнослужащего распознавать первичные сигналы, предшествующие возникновению подобных реакций, а затем и выработать навык их контроля.

12. Следует научиться поддерживать собственное психологическое равновесие и работоспособность. Многие ветераны, испытывая в процессе общения неуверенность, беспокойство и другие негативные чувства, могут проявлять их внешне, поэтому специалист, вовремя не выстроивший психологическую защиту, подвергается прямому негативному эмоциональному заражению. В связи с этим необходимо не только знать сигналы проявления негативных эмоций, но и уметь выстроить способы защиты от них.

Необходимо помнить о том, что наибольшего успеха в решении задач психологической адаптации военнослужащих можно добиться, находясь в спокойном состоянии духа. Поддержание собственного равновесия - это не только забота о собственном психическом здоровье, но и необходимое условие эффективности работы, важное профессиональное качество.

13. Необходимо проявлять наряду с настойчивостью и изобретательностью терпение в достижении конечной цели - психологической реадаптации.

14. Помните, что всегда можно найти свой собственный, нестандартный способ решения возникшей проблемы.

1. Во вступительном слове необходимо раскрыть актуальность изучаемой темы занятий, ее место в системе знаний о психологической адаптации военнослужащих к служебно-боевой деятельности и особенностях работы с ветеранами боевых действий, определить ее цель и подчеркнуть востребованность в ходе предстоящего после нее семинарского занятия.

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятиям адаптации, переадаптации, реадаптации, обратить внимание на важность этапов протекания адаптационных процессов у военнослужащих в ходе их служебно-боевой деятельности в районе вооруженного конфликта и уяснения каждого из этапов.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо добиться понимания слушателями сущности, принципов и правил профессиональной деятельности должностных лиц по проведению психологического сопровождения реадаптационных процессов, нацелить их на строгое и точное их исполнение.

5. В ходе проведения семинарского занятия рекомендуется рассмотреть и обсудить два основных вопроса:

Деятельность командиров и начальников по выявлению признаков дезадаптированности военнослужащих - участников боевых действий.

Формы и методы диагностики дезадаптивных состояний военнослужащих в предбоевой и постбоевой периоды.

1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. - 2001. -

2. Данилов В. Психологическая готовность воина к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.

3. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. -№ 6.

4. Жмурим И. Воспитать готовность к бою // Ориентир. - 2002. - № 3.

5. Психологическая поддержка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / И.А. Волошина, Л.Г. Жидунова и др.; Под ред. И.А. Волошиной и М.В. Бубнова. - М.: Логос, 2001.

6. Соловьев И. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и реабилитация. - М., 2000

кандидат психологических наук, преподаватель Военного университета,

Подполковник
Владислав Глебов

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности, к которым относят:

  1. интерес к внешнему миру;
  2. наличие смысла жизни, определённой жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
  3. существование иерархии ценностей;
  4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
  5. сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;
  6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
  7. соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
  8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

Военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу, так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

Все военнослужащие, в соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а затем и в воинской части группой профессионального психологического отбора, в ходе которого у них определяется уровень нервно-психической устойчивости.

В соответствии с тестовыми методиками, разработанными в ГВМУ МО РФ, военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

2 группа — лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1 и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны даже если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях, что ограничивает использование этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

Военнослужащие этой группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного наряда. Лица 3 группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных и воспитательных мер, после принятия которых, и только в персональном порядке, может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

4 группа — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках. Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам медицинской службы для принятия мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Военнослужащие 3 и 4 групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно проводить изучение и тестирование лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые для изучения личного состава, должны быть предварительно адаптированы, приведены в соответствие с законом нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.
Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

  • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
  • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
  • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
  • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.
Работа с военнослужащими групп с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. I. Военная служба как особый вид государственной службы
  3. II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
  5. IX. Основные направления государственной политики в области военной безопасности.
  6. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы
  7. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  8. Активизация международных общественных движений антивоенной направленности

В деятельности офицера-командира и воспитателя- главное- работа с людьми. В ней обнаруживается ряд взаимосвязанных неразрывных направлений: руководство воинскими коллективами в дни мирной учебы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. Все эти процессы весьма сложны и динамичны, но управляемы. Они подчиняются определенным закономерностям, которые вскрывают общественные науки - педагогика, психология и другие. Основой успеха воспитательной работы с людьми и коллективами, всесторонней подготовки их к ведению боевых действий является высокая подготовленность офицерских кадров.

В Вооруженных Силах России сегодня идут глубокие перемены. Медленно, болезненно, трудно, но военная реформа постепенно меняет существо наших армий и флота, делает их более гибкими, мобильными, соответствующими требованиям времени. Важнейшей составной частью этого процесса стала реформа системы работы с личным составом. Почему? Прежде всего, потому, что в центре военного строительства был и остается человек, его взгляды, убеждения, действия и поступки. По сути дела, все остальные сферы жизнедеятельности войск и сил флота - производные от результатов процесса воинского воспитания.

Человек, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь, на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо, от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность. Однако было бы неправильно считать личность пассивным продуктом социальной среды и не видеть в ней активного деятеля, процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражаемое отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.



Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это, прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общественные, коллектива, воспитанием и обучением.



Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.

Очень часто человек выявляет сходные качества в различных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее, совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах, выполняемых человеком. При этом, как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общественные, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, а которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но, прежде всего, определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть, выяснив место человека в классовой структуре общества.

Психологический склад личности, сочетание психологических особенностей образуют у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического оклада личности. При непрерывном изменении психических состояний, при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и жизненных различных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием и т.д., психологический склад личности остается в известной мере постоянным. Эта устойчивость связана с известным постоянством совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые конституируют личность, с условиями его жизни, особенностями физического облика и т.д. Однако отмеченное постоянство относительно. Изменения психического склада личности выявлены в многочисленных исследованиях психологов. Эти изменения являются следствием тех изменений, которые происходят в условиях существования человека и его деятельности и обусловлены, прежде всего, процессом общественного воспитания.

Совершенно очевидно, что процесс формирования таких качеств, как верность долгу, профессионализм, дисциплинированность, чувство товарищества занимает много времени. Тем более что становление личности военнослужащего проходит в несколько этапов: первый - когда изучают основы военной службы, второй и третий- время приобретения профессиональных навыков, и в оставшееся время их совершенствование. На каждом из них ставятся общие и конкретные цели и задачи, определяемые как логикой воспитательного процесса в целом, так и частной логической моделью деятельности, свойственной определенному периоду службы.

На первом этапе самое главное, как свидетельствует анализ результатов исследований, изучить личность воина. Это, прежде всего, уровень развития тех его качеств, которые позволят ему овладеть специальностью, а также развить любовь к армии, чувство локтя и товарищества, верность присяге. В дальнейшем работа офицера сводится к "блокированию" и нейтрализации плохих привычек и ошибочных взглядов. Помочь адаптироваться к специфике службы, сформировать интерес к новому делу - вот те задачи, которые стоят перед командиром на этом этапе.

Одним из важных этапов воспитания является период адаптации. Интересы службы требуют, чтобы в войсках он приходился на первые полгода. В противном случае усложняется процесс профессионального совершенствования.

Как показывает практика, первое время молодые люди сильно тоскуют по дому. Учитывая это, опытные командиры предоставляют им возможность связаться с родителями, побыстрее наладить переписку. Затем важно развивать у вновь прибывших необходимые качества, которые позволят успешно преодолевать тяготы службы и армейской жизни. Именно такая целенаправленная работа помогает солдату изменить негативную установку на службу, вызывает желание преодолевать все трудности.

Наивно полагать, что у военнослужащего можно сразу воспитать чувство долга или, к примеру, добиться психологической устойчивости. Тут важно хорошо представлять, как этого добиться. Понимать особенности психики и психологии человека и в соответствии с этим отроить воспитательную деятельность на каждом этапе.

Что же подразумевается, когда речь заходит о психологической подготовке личного состава? Под этим термином принято понимать систему мероприятий по формированию у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. Она не является отдельным предметом обучения. Это комплекс специальных мер органически включенных в учебный процесс и повседневную службу, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами их боевого мастерства и реальными требованиями современного боя.

Основу психологической подготовки составляют плановые занятия и учения, максимально приближенные к реальному бою с применением всех средств вооруженной борьбы. В конечном счете, надо добиться такого положения, чтобы каждый военнослужащий отчетливо понимал, что любая опасность в ходе боевой учебы, вызывающая состояние внутренней напряженности, обязательно окажется на его последующих действиях. И не только в отрицательном плане. Нередко она вызывает необходимую активизацию психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, повышает готовность к борьбе в критических ситуациях.

Основные задачи психологической подготовки:

1. Формировать физическую и психологическую выносливость военнослужащих, готовить их к преодолению различных трудностей воинской службы, к действиям в экстремальных условиях с превосходящим по силе противником.

2. Вырабатывать и закреплять у воинов эмоционально-волевую устойчивость и такие качества, как мужество, отвага, боевая активность, упорство, способность противостоять страху и панике.

3. Развивать социально-психологическую сплоченность военнослу­жащих на основе войскового товарищества, взаимопомощи в бою, а также безусловного выполнения приказов командиров.

Общая психологическая подготовка предполагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношение военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнутся в реальной обстановке. При этом непременным условием является знание морально-психологического облика, боевых возможностей подразделений вероятного противника и способов вооруженной борьбы с ним.