Какой аккум лучше обслуживаемый или необслуживаемый. Что означает необслуживаемый АКБ и чем он хорош





Устройство необслуживаемых АКБ

Сей час на рынке доминируют именно необслуживаемые аккумуляторные батареи. От традиционных свинцовых аккумуляторов они отличаются, в первую очередь тем, что не имеют отверстий для долива дистиллированной воды, чтобы восполнять электролит. Тем самым конструкция предусматривает максимальную простоту эксплуатации. Но на деле это вызвало уже другие неприятные обстоятельства, о которых речь пойдет позже.

Кроме очевидного функционального отличия, необслуживаемые автомобильные аккумуляторы имеют также другое технологическое построение, что немаловажно. При проектировании нового типа автомобильных аккумуляторов инженеры решили использовать своеобразные конверты из микропористого полиэтилена. В один из конвертов заворачивается электрод, это позволяет избежать замыкания электродов различной полярности. Другая сторона такого решения – увеличение емкости электролита при тех же размерах корпуса аккумулятора.

История развития необслуживаемых АКБ

Первыми в производство пошли свинцово-кальциевые аккумуляторные батареи. Эти батареи не требовали восполнения электролита около двух лет – по сравнению с обычными аккумуляторами вроде бы прогресс. Разряжались они при этом в разы медленнее. Однако глубокие разряды сильно убивали батарею, вплоть до полного выхода из строя всего за несколько циклов. С конца девяностых начинают применять свинцово-кальциевые токоотводы, которые позволяют батарее не так критично реагировать на полный разряд. В то же время сама технология построения батареи позволила совсем не доливать дистиллированную воду – потребность в этом была очень мала.

У традиционных свинцовых аккумуляторов основная проблема (со временем)– это понижения уровня электролита, уровень его падает из-за электрохимической реакции. А для поддержания работоспособности батареи следует доливать воду.

Это, конечно же, лишние заботы для водителя, но также это еще один рычаг влияния на работу батареи. Так как необслуживаемые батареи нельзя доливать водой, то и влиять как-то на их работу не представляется возможным.

Проблемы необслуживаемых АКБ

Водитель не может проверить уровень и плотность электролита, из-за этого он не может определить состояние батареи, эффективность её работы. И даже точно зная, что батарея работает не так как надо – он не сможет это исправить. Да, батарея может прослужить 5 лет без обслуживания, на такой срок она рассчитана. Но чтобы она столько проработала, она требует определенного деликатного отношения, которого можно было бы избежать с обычными свинцовыми батареями.

Если в оборудовании автомобиля есть какие-то утечки тока, или если генератор работает в нестабильном режиме, если ремень у генератора болтается, если выпрямитель напряжения не работает как надо – все это убивает нашу необслуживаемую батарею. И если в обычном аккумуляторе можно было посмотреть плотность электролита и предпринять нужные действия, то здесь, увы, ничего не поделаешь. Даже после устранения проблемы в работе оборудования АКБ, как правило, выбрасывается.

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы часто оснащаются индикатором – шариком-поплавком . Он работает на принципе погружения-всплытия из-за изменения плотности электролита в процессе заряд-разряд. Располагается сам этот поплавок над пластинами.

У этого решения есть недостатки.

Поплавок работает не плавно, он всплывает или погружается лишь на максимальной или минимальной плотности. При заряженности 60 процентов он может показать, что батарея уже заряжена, и вы не будете знать, оставлять ли еще батарею заряжаться или нет. А ведь батарея не любит недозаряда так же, как и полного разряда.

Еще одним нюансом является то, что этот поплавок ставится лишь в одной банке, а ведь банки в процессе эксплуатации могут разниться по параметрам. Вы не увидите всю картину состояния батареи, ориентируясь на один лишь поплавок. К тому же, если банки уже начали оголятся, то поплавок не будет работать вообще – а батарея вполне себе еще может быть здоровой и рабочей.

Таким образом, на деле упрощение эксплуатации повлекло более строгие требования к этой самой эксплуатации. При зарядке батареи зарядным устройством контролировать процесс все равно придется. Устранить легкие нарушения работоспособности батареи Вы не сможете. А машина, куда будет установлен аккумулятор, должна быть безупречно отлаженной в плане утечек тока и качества напряжения, которое подает генератор при запущенном автомобиле.


Читайте так-же, другие обзоры

Здравствуйте, Алексей.

Выбор аккумуляторной батареи является важным решением для любого автовладельца. В настоящее время большинство автомобилей комплектуются необслуживаемыми аккумуляторами. В то же время многие продолжают пользоваться обслуживаемыми устройствами. Нередко возникают дискуссии - какой источник питания лучше? Чтобы разобраться в этом, необходимо обратить внимание на преимущества и недостатки каждого типа аккумуляторных батарей (АКБ).

Нужно отметить, что кроме обычных обслуживаемых существуют также и малообслуживамые батареи. И те и другие нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита, чтобы они находились в работоспособном состоянии. Кроме этого, в них необходимо постоянно доливать дистиллированную воду и выполнять дозарядку. Если этого не делать, то такой аккумулятор быстро придет в негодность. Необслуживаемые аккумуляторные батареи имеют герметичный корпус. Поэтому во время работы расход электролита за счет испарения не происходит.

Преимущества необслуживаемых АКБ

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы имеют и другие положительные стороны:

  • Периодическая подзарядка - это единственная процедура по обслуживанию таких батарей;
  • Они могут работать при любом положении корпуса;
  • Необслуживаемые АКБ вырабатывают высокий стартовый ток;
  • Срок службы таких батарей намного дольше при условии правильной эксплуатации.

Виды необслуживаемых АКБ

Кроме того, владельцам автомобилей необходимо знать, что необслуживаемые аккумуляторы бывают двух различных типов - гибридные (кальциево-свинцовые) и кальциевые. Гибридные батареи имеют более простую конструкцию и поэтому стоят дешевле. Однако кальциевые АКБ служат несколько дольше.

Недостатки необслуживаемых АКБ

Впрочем, необслуживаемые аккумуляторы имеют и недостатки по сравнению с обслуживаемыми устройствами.

  • При нарушениях работы электрооборудования автомобиля часто бывает необходимо контролировать уровень электролита и доливать дистиллированную воду. Делать это позволяет только конструкция обслуживаемых АКБ;
  • Обслуживаемые аккумуляторные батареи имеют более низкую цену (при равных остальных параметрах);
  • Необслуживаемые АКБ более чувствительны к низким температурам (при эксплуатации на морозе их срок службы значительно снижается, как и общая работоспособность);
  • Если в автомобиле неисправно электрооборудование, они быстро выходят из строя.

Учитывая эти факторы, владельцы новых и современных автомобилей предпочитают аккумуляторные батареи, которые не нуждаются в дополнительном уходе. При этом необходимо помнить, что общее состояние автомобиля в целом может значительно сократить срок их службы, так как они не подлежат ремонту. Главное в эксплуатации необслуживаемых АКБ - это соблюдение правил пользования:

  • При запуске двигателя зимой не допускать работы стартера дольше 10-15 секунд;
  • Если двигатель не удалось запустить с первого раза, повторную попытку осуществлять через 40 - 60 секунд;
  • Полностью выжатая педаль сцепления облегчит работу стартера.

Вывод

Короче говоря: если у вас новый и исправный автомобиль - необслуживаемый аккумулятор обеспечит комфортную и надежную работу в течение длительного времени, если же ваш автомобиль уже далеко не новый и пользоваться им приходится зимой - обслуживаемый аккумулятор будет лучшим и более дешевым выбором.

С уважением, Сергей.

Как правильно выбрать аккумулятор? Какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый?

Аккумулятор - это устройство для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как электричество. Аккумулятор работает благодаря тому, что два различных металла, находясь в кислотном растворе, вырабатывают электричество.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АККУМУЛЯТОРОВ

Ниже приводятся некоторые важные особенности аккумуляторов, которые помогут вам правильно выбрать аккумулятор для автомобиля.
Аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27оС. При -18 стартовые характеристики того же аккумулятора падают до 40%. Теперь для того, чтобы запустить двигатель, необходимо иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при 27оС. Обратите внимание на этот важный момент. Существует необходимость больших аккумуляторов, особенно в холодном климате.

Ток холодного запуска показывает способность аккумулятора стартовать в условиях очень холодной погоды. Он показывает количество ампер, которое вырабатывает аккумулятор в течение 30 секунд при -18оС без падения напряжения ниже 7.2 вольт (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Емкость показывает протяженность времени в минутах, в течение которого аккумулятор обеспечивает 25 ампер при 27оС. Этот фактор представляет собой время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе заряда.
Функционирование в условиях холодной погоды. В зимних условиях при -18оС аккумулятор будет плохо заряжаться в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затраченная аккумулятором на пуск, не компенсируется. В результате аккумулятор работает на износ, постоянно разряжается и в конце концов отказывает.

“Горячий старт”. В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно стартовать заново. Такие “горячие старты” иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или больше. Это особенно распространяется на высококомпрессионные двигатели с большим рабочим объемом и автомобили с кондиционерами. Это еще раз подчеркивает важность правильного выбора аккумулятора в соответствии с двигателем автомобиля.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР?

Наверное, у каждого автомобилиста наступает такой момент, когда возиться дальше со старой аккумуляторной батареей становится слишком хлопотно. Особенно, если на дворе зима и стоят трескучие морозы. Постоянные проблемы с запуском двигателя, бесконечные “домашние” подзарядки и боязнь, что осыпающаяся активная масса в самый неподходящий момент замкнет пластины, после чего с какого-нибудь перекрестка вас потащат домой на буксире. Напрашивается вывод: нужен новый аккумулятор. Но, какой?
Все стартерные аккумуляторные батареи делятся на три категории:

1. обслуживаемые или ремонтопригодные

2. малообслуживаемые

3. необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторы пока еще встречаются в продаже, хотя лет десять назад они составляли практически абсолютное большинство. Сейчас их производят лишь несколько российских заводов да еще в нескольких странах бывшего соцлагеря. Их легко узнать по эбонитовому корпусу и черной мастике, которая залита сверху. Такой аккумулятор дает возможность сменить блок пластин одной или нескольких банок, если между пластинами произошло короткое замыкание. Но подавляющее большинство автомобилистов этим заниматься не будут. К тому же более дорогой в производстве эбонитовый корпус менее прочен, чем пластиковый, и при ударе раскалывается. Мастика тоже имеет существенный недостаток - со временем от грязи и перепадов температуры она теряет свои изоляционные свойства, отчего аккумулятор начинает очень быстро самопроизвольно разряжаться.

Владелец же необслуживаемого аккумулятора попросту лишен возможности что-либо сделать с ним: на крышке такой батареи нет никаких отверстий и заливных пробок. Это специальные аккумуляторы, предназначенные для определенных (читай, идеальных) условий эксплуатации с мягким климатом, отлаженным сервисом. Они очень дороги и подходят для использования не на всех автомобилях.

Большинство выпускаемых во всем мире автомобильныхаккумуляторов является малообслуживаемыми. Они не имеют таких жестких ограничений в эксплуатации и шире представлены на рынке, от относительно дешевых и простых, до дорогих, качественных, буквально нашпигованных современными технологиями.

Допустим, вы решили купить аккумулятор, но где и как? Сначала - где. Лучше всего пойти в солидную фирму, где быстро подберут то, что нужно. И дадут реальную гарантию. Если фирма имеет собственную гарантийно-сервисную мастерскую, это то, что надо. Теперь - какой.

Дадим некоторые рекомендации.
Престиж и известность какой-то марки аккумуляторов имеет решающее значение при покупке, но надо учитывать и некоторые технические моменты. Конечно, химический состав пластин, технология их изготовления вряд ли известны продавцу. А нужно ли это покупателю? Лучше обратить внимание на то, что можно увидеть самому. Например, на пакетированные пластины (каждая пластина упакована в микропористый конверт-сепаратор), которые предотвращают короткое замыкание между ними вследствие осыпания активной массы и соответственно продлевают срок “жизни” аккумулятора. Такие пакеты хорошо видны, если открыть заливную пробку. Обратите внимание и на пробки. Известно, что при зарядке аккумулятора вода из электролита выпаривается и при электролизе разлагается на водород и кислород.

Чтобы аккумулятор не взорвался, в пробках делают сбоку или сверху небольшое отверстие для выхода газов. В самых простых (и самых дешевых) аккумуляторах делают просто маленькое отверстие, которое быстро может забиться грязью. В более дорогих пробки изготавливают наподобие клапана, не дающего электролиту выплескиваться, с полостью для конденсации паров. Лучше всего, если пробки не имеют отверстий, а в крышке батареи есть система полостей для конденсации воды, а также единый газоотводный канал, как в необслуживаемых аккумуляторах.

Малообслуживаемые аккумуляторы поставляются производителями сухозаряженными (как большинство обслуживаемых) или залитыми электролитом на заводе. Если покупаете аккумулятор впрок, то лучше купить сухозаряженный, у него большой срок хранения. Для того, чтобы привести в рабочее состояние, нужно залить электролит. Залитые на заводе аккумуляторы уже готовы к работе. Электролит для них готовится специалистами из высококачественных составляющих и содержит много (иногда более двадцати) добавок, препятствующих сульфатации, осыпанию активной массы и др. Надо сказать, что в продаже появились специальные модификаторы, содержащие такие добавки, но доверия они не вызывают. Есть еще одно преимущество у залитых аккумуляторов. Прежде, чем они попадут в торговую сеть, их подвергают специальной зарядке с контролем параметров на специальной аппаратуре. При этом выявить некачественные батареи легче.

Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. И третья характеристика - пусковой ток (измеряется в амперах), т.е., ток, подаваемый на стартер во время пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырем разным системам:

1. ГОСТ (на отечественных)

2. ЕN (стандарт Единой Европы)

3. SАЕ (американский стандарт)

Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских батарей ставится “по умолчанию”, т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер провернет двигатель.
Лучше, если вы купите аккумулятор с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля: так он прослужит вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить аккумулятор меньшей емкости, но служить он вам будет меньше обычного срока и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного большей емкости, вы не выиграете в сроке службы, т.к. постоянный недоразряд аккумулятора приведет к сульфатации пластин, и проиграете в деньгах. Увлекаться повышенным пусковым током также не следует: сожжете стартер. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.

Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторы не являются исключением. Есть несколько признаков, по которым можно с достаточной точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе - должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье - качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.

Главной задачей аккумулятора является подача тока для запуска двигателя. Ток, требующийся для проворачивания холодного двигателя, отличается в зависимости от автомобиля. Он зависит от величины хода поршня и диаметра, количества цилиндров, соотношения прокручивания двигатель/ стартер, сопротивления цепи, температуры, вязкости масла двигателя и нагрузки вспомогательных устройств. Четырехцилиндровый двигатель может требовать такой же величины тока запуска, как и восьмицилиндровый с большим рабочим объемом. Когда оригинальное аккумуляторное оборудование подбирается к автомобилю, то учитываются все эти факторы.

Вторым назначением аккумуляторной батареи является восполнение нагрузочных требований автомобиля, когда они превышают возможность зарядной системы по снабжению энергией. Зарядная система выдерживает электрическую нагрузку при нормальных условиях движения. Тем не менее, если двигатель находится на холостом ходу, батарея может восполнить часть энергии для вспомогательных устройств. Это имеет место при постоянных остановках и возобновлении движения при нормальной нагрузке вспомогательных устройств. Аккумуляторная батарея должна восполнить электрическую нагрузку автомобиля при отказе зарядной системы. При замене автомобильного аккумулятора применяйте эквивалентный оригинальной аккумуляторной батарее. Применяйте аккумуляторную батарею большей емкости, если необходим больший фактор надежности.

Третьим назначением аккумуляторной батареи является действие в качестве стабилизатора напряжения в зарядной системе. Время от времени в электрической системе вырабатываются очень высокие переходные напряжения. Это может иметь место при замыкании или размыкании цепи и т.п. Аккумуляторная батарея частично поглощает и значительно сглаживает эти пиковые напряжения и защищает полупроводниковые компоненты от выхода из строя.

БЕРЕГИТЕ АККУМУЛЯТОР!

Чем холодней на улице, тем больше проблем у водителей. Одна из главных - как на морозе запустить двигатель. И здесь в первую очередь дает себя знать аккумулятор. Именно на него в мороз падает наибольшая нагрузка: запуск двигателя требует намного больших усилий. Чтобы стартер повернул коленвал холодного двигателя, аккумуляторной батарее нужно отдать значительно больше энергии. При этом не забывайте, что восстановление работоспособности аккумулятора происходит не мгновенно, а через некоторое время: загустевший на холоде электролит медленно проникает внутрь пластин. Именно поэтому повторную попытку запуска двигателя рекомендуют производить только через несколько минут. К тому же на морозе батарея при работе стартера разряжается очень быстро. Некоторые водители, пытаясь пустить “замерзший” двигатель, беспрерывно крутят стартер раз за разом. В результате этого насилия аккумулятор очень быстро “сдыхает” - окончательно и бесповоротно: пластины батареи, не выдерживая чрезмерных нагрузок, начинают коробиться и осыпаться.

Видимо, нет нужды говорить о необходимости регулярного ухода за аккумулятором, о том, что нужно не реже раза в неделю проверять уровень электролита в банках и при необходимости доливать дистиллированную воду. Если аккумулятор необслуживаемый - забот поменьше. Но все равно внимание уделять придется - периодически следует проверять натяжение приводного ремня, а при первых же признаках снижения мощности аккумулятор необходимо подзарядить. А теперь речь пойдет о том, как побыстрее и наименее безболезненно для аккумулятора пустить двигатель на морозе:

Сначала - очевидное. Своевременно замените масло на зимнее. Лучше - на импортное, ибо наше (в том числе и фасованное) нередко имеет неприятную особенность превращаться на морозе в кисель или вовсе замерзать. Не говоря уже о том, как такое масло будет смазывать детали двигателя, аккумулятору с ним придется очень туго, и дни его будут сочтены.

Второе - свечи. На зиму лучше установить новые. Но это теория, а на практике часто в силу вступают такие факторы, как “экономность” или отсутствие оных в нужное время под рукой. Ибо, пока двигатель пускается нормально, многие даже не вспоминают о том, что в нем есть свечи... Если свечи все же старые - установите в них необходимый зазор, который постоянно увеличивается из-за обгорания электродов. Лучше это сделать загодя, иначе придется ковыряться тогда, когда нужно ехать. В крайнем случае, если двигатель не пускается, зазор можно установить меньше рекомендуемого, но в этом случае электроды будут обгорать еще быстрее. В сильные морозы, перед тем как включить стартер, “разогрейте” аккумулятор - включите на пару минут дальний свет. И не пытайтесь завести двигатель сразу. Сначала несколькими короткими включениями стартера погоняйте поршни в цилиндрах, чтобы слегка разогнать загустевшее масло. А уже после этого попытайтесь его запустить. Если двигатель не запустился с первой попытки, не выключайте сразу же стартер. Самый оптимальный режим пуска двигателя - серия 10-15 секундных попыток с трехминутными перерывами.

Такой непростой выбор аккумулятора

Здравствуйте уважаемые члены сообщества!
Да простят меня модераторы, решил поднять тему, особенно актуальную для осени, но с которой сталкивался каждый автомобилист, содержащий автомобиль, с кажем так, не первой свежести, коих подавляющее большинство на постсоветском пространстве.

Так какой аккумулятор выбрать на своё авто?

Попробуем разобраться!

Сначала представлю свои скромные изыскания на эту тему из интернетов.
1. Выбираем емкость АКБ согласно паспорта авто. Больше можно, меньше нет.
Аккумулятор является подобием бочки, в которую налита вода. Генератор - насос с определенной производительность (максимальный ток). Стартер - черпак, которым из бочки вычерпываем воду (объем т.е. мощность тоже фиксирована).
Бочка полна - аккумулятор заряжен. Пускаем двигатель - вычерпываем из бочки ковшик, два, три, смотря сколько крутить стартером. На такой объем наша бочка и опустела. И, соответственно, нашему насосу-генератору потребуется разное время для ее наполнения, но рано или поздно бочка будет наполнена! Вне зависимости от объема. Можно из ведра вычерпать 3 литра, можно из канистры 50л, можно из бочки 200л - насос все равно ее наполнит.
Вот так вот на пальцах в общих чертах думаю донес мысль.
Сразу опережу людей, знающих чуть более, чем бочки и насосы: про образование слоев сульфатов и недозаряде я в курсе, но так яснее суть установки разной емкости АКБ.

2. Полярность АКБ.
Прямая или обратная - смотрите по своему авто. Отечественные старые авто - "унисекс" - им одинаково подойдет что прямая, что обратная полярность. На иномарках иной подход. Зачастую провода к АКБ подведены со смещением относительно центра, а значит абы какой АКБ воткнуть не удастся.
Загляните себе под капот перед покупкой нового аккумулятора и обратите внимание на расположение и полярность клемм.

3. Пусковой ток.
Ну тут все знают: чем выше он, тем комфортнее будет себя чувствовать АКБ и тем легче и уверенной запуск зимой.
Но к сожалению тесты нагрузочной вилкой в магазине дают неутешительные результаты. Половина полностью заряженных АКБ не в состоянии дать заявленный ток. Об этом есть несколько статей на Драйве, к сожалению, не могу дать на них ссылку по правилам сообщества, но дам координаты где искать: в поиск забейте "анализатор АКБ"
Ну и понятно, что в местности с суровыми погодными условиями жизненно необходим АКБ с бОльшим пусковым током, а где климат помягче - допустим с меньшим.

4. Форм-фактор.
Это тоже понятно. Не засунешь большую АКБ в ограниченное пространство. Тут каждый подбирает себе по габаритам.

5. Обслуживаемый или нет?
Сейчас практически все ведущие фирмы выпускают так называемые необслуживаемые аккумуляторы. Без пробок. На них есть лишь патрубок для вывода газов.
АКБ подешевле и не брендовых фирм, как правило, имеют пробки.
Нафига оно мне? - спросите Вы. - Я не собираюсь марать руки и тратить драгоценное время и/или я не понимаю в плотностях электролита, уровне заряда и т.д. - для таких выбор очевиден - необслуживаемый АКБ с заменой его каждые 3-5 лет при хороших условиях эксплуатации.
Но мой выбор остановился-бы на обслуживаем. Почему?
Что в обслуживаемых, что в не обслуживаемых АКБ происходят абсолютно одни и те-же процессы, думаю это ясно каждому.
При эксплуатации авто с полностью заряженным АКБ идет выделение газов - "кипение" - суть его в том, что вода в электролите под воздействием зарядного тока разлагается на водород и кислород. Эти газы выводятся через канал вентиляции в систему вентиляции АКБ или на улицу (в нашемарках).
Но тем не менее, вода постепенно уходит из электролита, а значит увеличивается его плотность (концентрация серной кислоты)!
Так приходит конец вашему АКБ. Пластины начинают более активно сульфатироваться, теряется емкость, уменьшаются пусковые токи. Знакомо, не правда-ли?


Белое вещество - активное, принимающее участие в процессах принятия и отдачи заряда АКБ. Серое - сульфатация. Образование вместо активного вещества (диоксида свинца) пассивного (сульфата свинца), которое практически не растворимо, а значит бесполезно заменяют активное вещество, уменьшая все параметры вашего аккумулятора. Со временем оно может отслоиться от свинцовой решетки и выпасть осадком.
Вот чем опасна сульфатация. Процесс практически не обратим даже ЗУ с функциями десульфатации. Они помогут, но емкость вашей АКБ никогда уже не будет прежней.

Так о чем это я? - в необслуживаемых АКБ нет возможности регулировать плотность электролита. Потому срок их службы не превышает 3-5лет.
Почему производитель так поступил и выпустил такой плохой АКБ? - все очень просто. Из нас растят потребителей. Будет ваш АКБ работать 10 лет - вам хорошо, но производителю лучше, если он проработает в 2-3 раза меньше и вы придете за новым и отдадите ему свои кровные. Всё! Вся суть необслуживаемых АКБ!
Хотя производители и утверждают, что новые технологии (добавление кальция в материал пластин) позволяют минимизировать потери воды на разложение и долив воды на протяжении всего срока службы АКБ не требуется.

Тут стоит отвлечься и заглянуть немного вперед: подаляющее большинство необслуживаемых АКБ на рынке изготовлены по технологии Са/Са. Это значит, что в материал обеих пластин добавлен кальций. Да, это позволяет уменьшить газовыделение АКБ, но тут есть один жирный подводный камень. Но об этом позже!

Как обращаться с обслуживаемыми - это старо как мир и вы без труда найдете в интернетах море информации об этом.

6. Материал активного вещества
В зависимости от добавок для материала электродов автомобильные аккумуляторы делят на:
Традиционные («сурьмянистые»)
Малосурьмянистые
Кальциевые
Гибридные
Гелевые, AGM

Традиционные («сурьмянистые»)

АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.
Сурьму добавляют в свинец, чтобы увеличить прочность пластин. Но из-за этой добавки резко усиливается, ускоряется процесс электролиза, который начинается уже при 12 вольтах. Из-за выделяющихся газов (кислород и водород) кажется, что вода кипит. Из-за того, что вода улетучивается наружу в большом количестве, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Для компенсации «выкипевшей» воды в АКБ заливают дистиллированную воду.
Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.

Малосурьмянистые
Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.
Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода.
Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Огромным плюсом малосурьмянистой батареи является ее нетребовательность к качеству электрооборудования автомобиля. Даже при перепадах напряжения бортовой сети характеристики данной АКБ не меняются так необратимо, как это бывает с более современными аккумуляторами, например, кальциевыми или гелевыми.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.

Кальциевые

Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.

Применение кальция позволило значительно снизить интенсивность газовыделения и потери воды, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Фактически, потери воды за весь срок службы батареи составили столь малую величину, что отпала необходимость в проверке плотности электролита и уровня воды в банках. Таким образом, кальциевые аккумуляторные батареи имеют право называться необслуживаемыми.

Кроме низкой скорости «выкипания» воды, кальциевые аккумуляторы имеют еще и сниженный почти на 70%, по сравнению с малосурьмянистыми, уровень саморазряда. Это позволяет кальциевым батареям дольше сохранять свои эксплуатационные свойства при долгом хранении.

Т.к. использование кальция вместо сурьмы позволило повысить напряжение начала электролиза воды с прежних 12 до 16 вольт, перезаряд стал не так страшен.

Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.

Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.

Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.

Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.

Но пожалуй главным минусом этой технологии является повышенное напряжение полного заряда батареи. Порядка 16,5В. А это значит, что при установке на авто со стандартным электрооборудованием (максимальное напряжение генератора 14,5В) ваша батарея будет иметь хронический недозаряд! Генератор не способен полностью восстановить активное вещество пластин таких батарей даже при длительном заряде. Это значит, что часть активного вещества (а значит и емкость и пусковые токи) вашей АКБ будет неизбежно потеряны в виде сульфатации.
Правильное решение тут лишь два: или отказазаться от использования таких батарей или дозаряжать их не менее 1 раза в месяц от стационарных ЗУ, способных зарядить до напряжения 16,5В.

Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано. При покупке аккумулятора данного типа следует иметь в виду, что батарея в эксплуатации более требовательна, чем малосурьмянистая, но зато при должном уходе Вы получаете высококачественный и надежный источник питания для Вашего автомобиля.

Но новых иномарках работой генератора управляет не реле-регулятор (в простонародье "шоколадка"), а непосредственно ЭБУ. И ЭБУ подает на АКБ повышенное напряжение заряда 16,5В. Вот для таких авто и предназначен этот тип аккумуляторов и именно на них они будут работать долго и счастливо.


Гибридные

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные - кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.

По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

Гелевые, AGM

Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).
Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок - сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит - водный раствор серной кислоты - мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.

Эта проблема была решена путем перевода электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы - активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).

И в гелевых, и в AGM батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Отличие в том, что в AGM аккумуляторах помимо этого между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается - Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). Т.к. гелевые и AGM аккумуляторы имеют почти схожие характеристики, далее по тексту под гелевыми будут иметься в виду и AGM батареи. В случае имеющихся различий об этом будет указано отдельно.

Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении. Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать гелевые АКБ в перевернутом состоянии.

Отличная виброустойчивость - это не единственное положительное качество гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.

Гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.

Если при разряде гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд - процесс зарядки гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности - необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.

К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего - в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

Из этого опуса каждый для себя может извлечь нужную информацию. Я не преследовал цель углубленно изучить все нюансы, но основные тезисы, думаю, донес.

Спасибо, кто сумел осилить до конца всё это, теперь вопрос вам: какой аккумулятор используете Вы и какой о нем отзыв.

Просьба писать отзывы в формате:

1. Фирма
2. Емкость
3. Разрядный ток
4. Материал пластин
5. Обслуживаемый или нет
6. Срок эксплуатации
7. На каком авто и какого года выпуска эксплуатировался
8. Отзыв

Надеюсь, этот пост станет некоей мини-базой опыта Драйва и каждый сможет найти отзыв по интересующей его информации касаемо батареи аккумуляторов.


1 год

Перед владельцами автомобилей часто встает вопрос, кой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый. Поскольку эта деталь — самая важная для работы двигателя, каждый старается приобрести наиболее надежную модель для своей машины. Но какую технологию выбрать , особенно если человек впервые сталкивается с заменой аккумуляторной батареи?

В первую очередь стоит отметить, что рассматриваемые виды аккумуляторов в значительной степени различаются. Таким образом, у устройств можно выделить определенные плюсы и минусы, способные сильно повлиять на решение об установке АКБ .

Главное преимущество обслуживаемой технологии для опытных автовладельцев состоит в полной подконтрольности элемента. Конструкция аккумулятора позволяет получить доступ к его «внутренностям», что в определенных ситуациях бывает полезным, например, становится возможной проверка уровня, плотности и состояния электролитов. Кроме того, пользователь способен самостоятельно осмотреть свинцовые пластины, отследить начало процесса сульфатации и степень заряда батареи по кипению.


Подобная открытость элемента представляет определенный интерес для экспериментаторов, ведь на такой модели довольно просто изучить принцип работы АКБ , поиграться с плотностью, уровнем жидкости и другими параметрами. Однако для новичков необходимость постоянного контроля может быть затруднительной, и это не единственный недостаток. Люди, не знакомые с устройством батареи , столкнутся со следующими проблемами:

  1. Выкипание электрохимического состава. Данная модель аккумулятора негерметична, поэтому избежать нарушений в его работе сложно. В результате понижения уровня электролитов происходит уменьшение емкости элемента, т. е. его мощности не хватит для запуска двигателя автомобиля .
  2. Повышение плотности кислоты. Этот фактор ведет к разрушению свинцовых пластин и сокращению срока службы оборудования.
  3. Ускоренный процесс сульфатации на открытых участках аккумулятора.
  4. Образование на клеммах налета, провоцирующего замыкания.

Несмотря на довольно серьезные недостатки, служить подобный элемент может долго, но только при непосредственном участии владельца. Ему придется время от времени проверять все параметры АКБ и при необходимости поднимать их до нормальной отметки. Однако если автомобилист не готов уделять внимание этой детали машины, то устанавливать такую батарею глупо, поскольку срок беспроблемной эксплуатации составит всего 2-3 года.

Необслуживаемая технология


Как следует из названия, данный аккумулятор не требует постороннего вмешательства. Конструкция устройства полностью герметична и вмешаться в его работу не получится — сверху отсутствуют пробки, выкрутив которые можно было бы заглянуть внутрь. При этом наполнение батарей не отличается: в коробе также расположены 6 банок, заполненных электрохимической жидкостью и свинцовыми пластинами. Закрытая система имеет немало преимуществ, например, содержимое не испаряется, а пластины всегда находятся в составе и не высыхают. Кроме того, плотность остается на нужном уровне.

Для начинающего автовладельца необслуживаемый аккумулятор подходит идеально, ведь он не требует постоянного контроля, держит установленную емкость и является более безопасным для человека из-за отсутствия отверстий для выброса горячего пара.

Однако без негативных сторон не обошлось. Они противоположны недостаткам обслуживаемой системы: если она нуждалась в постоянном контроле, то в этом устройстве нет возможности проследить неисправность самостоятельно. Не получится и определить, какая из ячеек дала сбой с помощью мультиметра, изменился ли цвет жидкости или уровень электролитов.

Впрочем, часть из перечисленных проблем решаема, если выбирать модель с прозрачным корпусом и индикацией некоторых параметров. Единственное, о чем стоит помнить — это неустойчивость батареи к перезаряду и полной разрядке. Несколько подобных упущений приведут к поломке элемента, и даже клапан аварийного сброса давления едва ли поможет, ведь часть жидкости, вырвавшаяся наружу, впоследствии не восполнится.

Заключение

Сравнивая обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы , можно сказать, что стоит выбирать вторые, поскольку сейчас очень немногие автомобилисты действительно способны контролировать состояние батареи . Покупка устройства, работающего без вмешательства человека, более выгодна: оно позволит сократить время, затрачиваемое на уход за машиной, и полностью оправдает расходы долгим сроком эксплуатации.

Обслуживать АКБ — задача не самая хлопотная, но в современном мире каждая минута на счету, поэтому чем меньше техника требует внимания от владельца, тем лучше она выглядит в его глазах. Однако стоит подготовиться к тому, что придется хорошо подумать перед выбором батареи или отдать предпочтение брендовой модели. В противном случае можно легко наткнуться на мошенников, продающих некачественное оборудование, способное сломаться уже через пару лет.