Кипение аккумулятора. Почему кипит аккумулятор легкового автомобиля




Аккумулятор (АКБ) - ключевой узел автомобиля, который питает стартер и других потребителей до момента пуска двигателя. После этого к работе подключается генератор. Несмотря на видимую надежность, узел чувствителен ко многим факторам - температуре, нагрузке и прочим неблагоприятным условиям эксплуатации.

При несоблюдении правил обслуживания возможны следующие последствия - АКБ может выйти из строя, или же снизится его ресурс. К примеру, зимой при длительном хранении машины на холоде, электролит может замерзнуть.

Летом же при эксплуатации в условии повышенных нагрузках возможно закипание аккумуляторной батареи . Что делать в этом случае? Какие возможны последствия? В чем причины неисправности? Эти нюансы требуют разъяснения.

Общие положения

Для начала разберемся с терминологией. Что такое «кипит аккумулятор»? Под этим определением понимается достижение электролитом температуры кипения и начало процесса гидратации жидкости. При таком процессе происходит разложение воды на две составляющие - водород и кислород.

Главной причиной неисправности являются сбои в работе бортовой сети автомобиля. Если же говорить точнее, кипение вызвано следующими проблемами:

  • Перезарядка источника питания.
  • Нарушение правил эксплуатации.
  • Работа в условии высоких температур.
  • Короткое замыкание пластин.

Получается, что охват потенциальных проблем весьма солидный. При этом главная причина может скрываться в неисправности АКБ, выходе из строя элементов авто или ошибочных действиях хозяина автомобиля. Ниже разберем подробно, почему закипает аккумулятор на машине, и что с этим делать.

Причина кипения аккумулятора, перезарядка

Главная причина, почему батарея выходит из строя - сбои в работе регулятора (реле), контролирующего уровень напряжения в сети. Известно, что этот параметр на выходе генератора и число оборотов мотора находятся в прямой зависимости друг от друга. Задача реле - стабилизация напряжения и недопущение его выхода из оговоренных пределов.

Оптимальное напряжение бортовой сети - 12,9-13,4 Вольта, но у некоторых автомобилей этот показатель выше и достигает 14-14,2 Вольт. Если измерения показали больший параметр, необходима проверка реле на факт исправности.

В случае неисправности генератора напряжение будет ниже нормы, что приведет к недозаряду аккумуляторной батареи во время движения авто. Если же показатель, наоборот, вырос, то внутри АКБ пускается процесс гидролиза. В этом случае говорят, что на машине кипит аккумулятор.

Чтобы не допустить проблем, время от времени проверяйте напряжение в сети. Если этот параметр превышает 14,3 Вольта, ресурс АКБ снижается. В случае повышения напряжения от 14,6 Вольт и выше эксплуатировать такую батарею запрещено. Здесь не обойтись без полноценной диагностики и ремонта.

Ошибки в эксплуатации, причина кипения аккумулятора

Порой случаются такие ситуации, когда хозяин нагружает АКБ (включает печку, освещение и прочие устройства) при заглушенном моторе. Как результат, батарея разряжается, а при попытке завести движок начинается процесс кипения.

Причина - в завышенном токе, который подается от генератора на АКБ. Во избежание проблем стоит демонтировать устройство и произвести подзарядку с применением сетевого устройства. При этом ток подзаряда должен составлять 10% от емкости устройства.


Некоторые автовладельцы делают еще одну ошибку - ставят две АКБ разной емкости. Такая практика распространена на автобусах, спецтехнике и грузовых авто. В процессе движения устройство подзаряжается одинаковым током.

В итоге возможна ситуация, когда одна батарея еще не получила необходимый заряд, а другая уже перезаряжена. Избежать таких перекосов несложно. Если на авто и ставятся две батареи, они должны иметь идентичные параметры.

Короткое замыкание пластин, может привести к кипению

Еще одна причина, почему кипит аккумулятор на машине - сбои в работе внутри АКБ. Возможно в устройстве вышла из строя банка (одна или несколько), из-за чего напряжение на выходе снижается.

Так, если вышел из строя один элемент, то этот параметр уменьшится на 2,1 Вольта. При этом напряжение на выходе с генератора будет превышать напряжение на АКБ. В итоге начинается кипение.

Причин кипения аккумулятора множество:

  • Замыкание между «плюсовой» и «минусовой» пластиной.
  • Разрушение активной части пластин с последующим замыканием последних.
  • Отсоединение электродов от соединяющего мостика.

Во избежание проблем требуется проверять банки АКБ путем измерения их напряжения. Если параметры какой-то одной банки отличаются, это свидетельствует о его выходе из строя.

Работа в режиме повышенной температуры возможна летом, в сильную жару. В этом случае воздух в подкапотном пространстве может прогреваться до уровня сто, двести градусов Цельсия. Это притом, что рабочая температура АКБ составляет сорок пять, пятьдесят градусов. Если же этот параметр будет выше, то вода попросту начинает кипеть.

Чем это чревато кипение аккумулятора

Кипение электролита в аккумуляторе опасно не только для самого устройства, но и для окружающих деталей. Из-за кипения уменьшается уровень электролита, корректируется его состав. В итоге меняются характеристики АКБ. Чаще всего это негативно сказывается на емкости (она снижается) и сульфатации (этот параметр растет).

Если не заметить проблему сразу, уровень электролита опустится под пластины. Эксплуатировать АКБ в этом состоянии запрещено из-за резкого снижения ресурса. Кроме того, кипение жидкости приводит к подъему паров электролита и последующему окислению выводов.

В случае попадания рабочей жидкости на крышке к последней прилипает грязь и пыль, а также образуется пленка. Наличие такой пленки ускоряет саморазряд батареи и создает проблемы с пуском машины. Чтобы избежать проблем с АКБ, контролируйте его состояние, и своевременно принимайте меры. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

После нескольких лет эксплуатации аккумуляторной батареи у владельцев автомобилей иногда возникает вопрос о том, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит. Чаще всего такое происходит именно с батареями, которые по несколько лет в эксплуатации, но не всегда. Эксплуатация аккумулятора не возможна без подзарядки стационарным зарядным устройством.

Особенно часто такое происходит с наступлением зимних холодов, когда на батарею отрицательно воздействует низкая температура наружного воздуха.

Почему при зарядке аккумулятора кипит электролит . Практически всегда это является свидетельством, что в скором времени процесс зарядки подойдёт к завершению. В некоторых случаях кипение может стать сигналом для владельцев о том, что в аккумуляторе назревают проблемы.



Когда закипает?


Чтобы понять, что происходит внутри АКБ, нужно вспомнить школьный курс химии. На самом деле этот процесс сложно в прямом смысле назвать кипением, так как нет значительного повышения температуры электролита. В банках АКБ происходит процесс, который химики называют электролизом. При подзарядке батареи происходит выделение газа, его называют, «гремучим».

Каждая аккумуляторная батарея имеет свою, ограниченную, электрическую ёмкость. Этот показатель указывает на то, сколько «химической» энергии он может в себе накопить. При достижении предельной нормы заряда и не отключении зарядного устройства, начинается усиленное выделение газа. Это нужно прекратить, так как можно нанести вред аккумулятору.

Обильное газовыделение приводит к тому, что уменьшается объём электролита в банках, но это ещё не весь вред, так как может начаться процесс разрушения пластин. Некоторые водители предпочитают оставлять АКБ на зарядку на всю ночь. Такой процесс возможен, но только в том случае, когда зарядный ток не будет превышать 2-3 ампера, это позволит полностью зарядить без возникновения проблем.

Слишком быстрое начало кипение электролита может свидетельствовать о проблемах с аккумуляторной батареей.

Если есть сульфатация в аккумуляторе, начинает осыпаться на дно банок покрытие пластин, тем самым замыкая их в нижней части. В результате этого ёмкость АКБ снижается, заряд происходит раньше времени с обильным выделением газов. Установлено, что причиной сульфатации является именно большой зарядный ток, это может случиться при выходе из строя реле регулятора автомобильного генератора, или по недосмотру владельца при постановке на зарядку стационарным ЗУ.



Как правильно заряжать?


Рекомендованный ток заряда аккумуляторов не должен превышать одну десятую часть ёмкости батареи. Например, ёмкость батареи равна 50 А/ч, это значит, что зарядный ток не должен быть больше чем 5,0 ампер. В том случае, когда произошёл полный разряд батареи, этот метод использовать нельзя. Процесс необходимо проводить пониженным до 2 ампер током, зарядка будет длиться дольше, но позволит избежать возникновения проблем с батареей.

Перед началом процесса заряда «севшего» аккумулятора, необходимо приготовить место, где будет происходить такой процесс. Это можно проводить вне гаража на открытом воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Это поможет избежать отравления выделяемыми газами и возможного взрыва его скопления. Выделяемый при зарядке водород перемешивается с воздухом, и становиться взрывоопасным.

АКБ устанавливают на горизонтальной площадке, тщательно протирают его поверхность и открывают банки. Тут следует учитывать тот фактор, что батареи могут быть обслуживаемыми, мало обслуживаемыми и необслуживаемыми. В аккумуляторах первого типа имеется пробка на каждой банке, а в остальных типах имеется отверстие для отвода газов, которое нужно прочистить.

Теперь нужно проверить уровень электролита в каждой банке, он как минимум должен покрывать пластины, а как максимум находится на уровне контрольной метки. Если есть такая необходимость, корректируют его, . После этого можно подключать зарядное устройство. Важно! Нельзя допускать неверного подключения клемм ЗУ, иначе можно полностью вывести АКБ из строя.



Ещё несколько советов


Процесс зарядки необходимо постоянно контролировать. Это делают, проверяя зарядный ток . Процесс кипения не должен длиться более 2-3 часов. Современные зарядные устройства снабжаются контрольными приборами, по которым можно контролировать зарядный ток и напряжение. Плотность электролита проверяют денсиметром. Как только её величина достигнет уровня 1,28, заряд батареи следует остановить.

Исключите возможность попадание на батарею воды или других атмосферных осадков, в том случае, когда процесс идёт на открытом воздухе. Нельзя также использовать рядом с АКБ открытый огонь во избежание взрыва.

Напоследок хочется ещё раз напомнить о соблюдении всех правил безопасности. Мы постарались доступно рассказать о том, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит. Теперь вы во «всеоружии» и этот процесс не будет производить на вас пугающее действие.

Кипение аккумулятора в легковом автомобиле доставляет хозяину много хлопот. Ресурс прибора сразу падает, что требует дальнейшей перезарядки. Нарушается внешний вид аккумулятора, он становится сырой и грязный. Главная проблема состоит в том, что выкипающий электролит попадает на оборудование и полированный кузов. Это грозит быстрым разъеданием краски и самого кузова.

Причины кипения аккумулятора

Чтобы избежать перезаряда аккумулятора, лучше постараться предусмотреть это явление. Знание причин поможет предпринять нужные действия по предотвращению или устранению последствий поломки. Причины кипения аккумулятора могут быть разные, в зависимости от влияющего фактора.

Причиной может послужить старое зарядное устройство. В этом случае аккумулятору уже не помочь. Могут выйти из строя приборы заряда аккумулятора, из-за чего снизится эксплуатационный период автомобильного аккумулятора или будут проблемы с запуском двигателя.

    Возникнуть нарушение работы аккумулятора может из-за проблем, связанных:
  • с релейным регулятором автомобиля;
  • с поломкой генератора переменного тока.

Поломка реле – регулятора

Если реле – регулятор не отрегулирован, то он будет периодически перегорать, а аккумулятор, соответственно, закипать. Качество прибора, отвечающего за напряжение бортовой сети, будет напрямую отражаться на работе основного автомобильного устройства. Если неисправен электромеханический регулятор – возможна регулировка. В случае выхода из строя электронного регулятора реставрация не предусмотрена – только замена. Проще с механическим регулятором, при котором требуется его настройка согласно заводским характеристикам.

Поломка генератора переменного тока

Генератор переменного тока – это второй по значимости прибор, отвечающий за бесперебойную работу аккумулятора легкового автомобиля. Чтобы контролировать переменный ток генератор имеет диодный мост. Поломка может наступить при повреждении одного из диодов. Вследствие чего, аккумулятор начинает перезаряжаться и происходит его кипение.

    Действия для устранения поломки:
  • съем генератора;
  • его реставрация;
  • смена диодного моста.

После восстановительных работ генератор вновь устанавливают на автомобиль и проводят проверку электрического заряда. Избежать закипания аккумулятора из-за выхода из строя генератора переменного тока поможет периодическая проверка величины заряда и его регулировка.

Автомобильный аккумулятор имеет свойство «кипеть» при превышении напряжения или тока заряда. Это значит, что в нем происходит перезаряд или электролиз - распад воды на водород и кислород.

К «кипению» АКБ приводят:

Напряжение на неисправном регулирующем реле генератора, превышающее 14,3 B. Определить его можно, используя тестер. Напряжение это не постоянное и стабилизируется именно реле-регулятором. Как правило, производители машин подбирают такое напряжение заряда (14,1±0,2 В), которое не допускает «кипения» батареи. Отклонение напряжения от этого показателя всего на 10% уже грозит выходом АКБ из строя. При отклонениях до 10% возможно нарушение работы генератора или регулирующего реле. Напряжение, превышающее 14,6 В, недопустимо.

Неисправность аккумулятора из-за короткого замыкания банок, их переполюсовки или необратимой сульфатации. КЗ одной из банок на новой АКБ - гарантийный случай. Также «закипеть» аккумулятор может по причине дефекта в банках батареи: отсоединения пластины-электрода, КЗ между пластинами разных полюсов.

Если у батареи выходит из строя 1 из 6 банок, то из АКБ 12V она превращается в АКБ 10V. При этом напряжение заряда становится высоким и возникает «кипение».

А вот еще одна причина, почему «кипит» аккумулятор на машине - избыточный перегрев корпуса АКБ. Так, в летнее время температура под капотом автомобиля может достигать +100⁰ С, в то время как для аккумулятора максимальный рабочий показатель +50⁰ С. Это запросто приведет к закипанию батареи.

Почему «кипят» аккумуляторы на грузовых авто и автобусах

В машинах данного типа применяются по 2 батареи. Чаще всего причиной их кипения является неправильная эксплуатация. Например:

Установлены АКБ, разные по емкости, возрасту и другим характеристикам. Поскольку ток заряда все равно общий и принимается среднее сопротивление, разные батареи реагируют по-разному - одна еще может быть заряжена только наполовину, а другая уже «кипит».

Установлены 2 одинаковые АКБ, но их не меняют местами каждый месяц, как это положено по инструкции. В итоге одна из батарей постоянно получает большую нагрузку, чем другая, что приводит к разбалансировке.

Используется электрооборудование при выключенном двигателе 12 и более часов, что приводит к сильной разрядке батарей. Согласно правилам эксплуатации при такой нагрузке заряжать их нужно стационарным ЗУ током 15-25А, что не превышает 1/10 емкости батареи. Если ток в сильно разряженную батарею будет подавать генератор грузового авто, то он будет значительно выше нормы. А если начать движение с разряженными АКБ, то можно гарантированно получить их «кипение» и даже разрушение корпуса.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сильно разряженный аккумулятор недопустимо использовать в автомобиле, как и заряжать его от автогенератора. Используйте только специальное зарядное устройство!

Если батарея «закипела», не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не обладая необходимым оборудованием и навыками. Обратитесь в сервис. Там профессионалы точно определят причину закипания и исправят ситуацию.

Как показывает практика, неисправные АКБ «кипят» чаще всего (за редким исключением) по причине КЗ между разнополюсными пластинами в банках. А само короткое замыкание может произойти из-за невысокого качества аккумулятора или его длительной эксплуатации. Помните, что использовать такую батарею опасно.

«Кипение» АКБ должно стать для вас сигналом к срочной замене агрегата на новый.

Кипение аккумулятора всегда воспринимается как чрезвычайная ситуация, при ее возникновении немедленно начинается поиск причин. Правда, рецепты и советы обычно сводятся к замене или аккумулятора - мол, бракованный, если начал кипеть, или зарядного устройства - вышло из строя. Четкого ответа на вопрос, почему кипит аккумулятор при зарядке, каковы реальные причины, не дают даже специалисты фирм-производителей батарей для автомобилей.

Необычайную сложность процессов можно представить хотя бы тем, что при зарядке только химических реакций, идущих в свинцово-кислотном элементе, современным химикам известно более 40. Еще почти два десятка - процессы тепловые, конвективные, электрические, не имеющие химической природы, но влияющие на зарядку и кипение.

Теория достаточно сложно описывает переходные процессы образования заряда. Ответить на вопрос - почему при зарядке кипит электролит, можно, сославшись на упрощенное объяснение процесса и пару формул:

  • электродвижущая сила, или Э.д.с., на клеммах одиночной банки аккумулятора формируется, как разность потенциалов на электродах из свинца и двуокиси свинца;
  • при заряде на положительной и отрицательной пластинах образуются свинец и двуокись свинца.

Э.д.с. на электродах можно увеличивать, повышая концентрацию серной кислоты в электролите, но при этом растет внутреннее сопротивление электролита. Оптимальное значение проводимости достигается при плотности в 1,24 -1,30 г/см3.

В ходе зарядки аккумулятора увеличивается плотность электролита, напряжение на электродах возрастает и достигает значений, при которых вместо отложений соединений свинца происходит разрядка ионов водорода и ионов гидроксония с выделением газообразных водорода и кислорода. Электролит кипит от пузырьков, а не от температуры. Кипение меняет интенсивность процессов заряда.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? Наука говорит, что заряженный и исправный аккумулятор должен начать кипеть, далее зарядку батареи необходимо прекращать. Если аккумулятор начал кипеть при зарядке - возникла неисправность цепи, или заряд достиг физических возможностей емкости батареи.

В реальной ситуации процесс образования кислорода и водорода начинается при достижении аккумулятором 30% заряда и более, его интенсивность увеличивается с ростом плотности электролита. Наглядным является процесс зарядки на обслуживаемом аккумуляторе, через отверстия для доливки воды можно различить одиночные пузырьки газов, выделяющиеся в процессе заряда батареи. Если считать выделение газов кипением, то при зарядке кипит аккумулятор всегда. Вопрос сводится к определению грани безопасного кипения, по достижении которой газообразование и кипение скачкообразно меняют свою интенсивность и приводят к необратимым последствиям. Важно вовремя остановить кипение аккумулятора или изменить характеристику заряда для предотвращения разрушения пластин батареи.


К сведению! Многочисленные рекомендации в интернете советуют перейти к зарядке малыми токами с целью избежать кипения, но на практике эффективность подобных советов не доказана.

Обычная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, объединенных последовательно в одну систему. Параметры зарядки устанавливаются для всех банок общим напряжением и током, формируемыми зарядным устройством. На начальном этапе зарядки образование пузырьков газа всегда было признаком нормального процесса накопления заряда. Если через пару часов в аккумуляторе одна банка не кипит, т.е. не выделяет одиночных пузырьков и не «работает на заряд», процесс останавливают для выяснения причин проблемы. Наиболее часто отказ возникает из-за внутреннего замыкания электродов.

Выход из строя одной банки приводит к тому, что на остальных пяти напряжение с 2,33 В увеличивается до 2,88 В, что значительно превышает расчетные параметры и зарядка выходит на режим перезаряда. Почему кипит аккумулятор при зарядке - происходит нагрев электролита, увеличивается его проводимость, возрастает зарядный ток, большое количество пузырьков кислорода и водорода заставляют кипеть электролит.


Если электрические параметры зарядки вовремя не скорректировать, очень быстро остальные пять элементов батареи получат поверхностный заряд и перейдут в режим интенсивного кипения электролита. При такой зарядке, параметры емкости определяются ионами металла, осевших на поверхностных порах пластин электродов. Величина заряда, как правило, составляет не более трети номинальной емкости батареи. Остальные поры электродного вещества, более глубокого залегания, соединения свинца не накапливают и остаются заполненными электролитом, поэтому в накоплении заряда участия не принимают. Аккумулятор, не получив заряда исчерпал свои возможности и начал кипеть.

Внимание! Зарядку необходимо останавливать и проверять причины аномального заряда. При кипении масса электролита интенсивно перемешивается, захватывает и поднимает частицы шлама со дна банки, повышая проводимость, интенсивность кипения и риск замыкания электродов.

Даже закрытые или герметизированные необслуживаемые аккумуляторы довольно сильно страдают от продуктов разложения электролита. При кипении водород и кислород, накапливающиеся в объеме банки при кипении, могут повышать внутреннее давление, вплоть до физического разрушения корпуса.


Специальный клапан, предусмотренный конструкцией батареи, легко пропускает водород из-за его высокой летучести, но с кислородом могут возникать определенные трудности. Особенно, если материал резины не способен полноценно противостоять воздействию адской смеси из серной кислоты и кислорода. В дешевых необслуживаемых батареях резина превращается в подобие эбонита, намертво запечатав клапан. Для водорода даже в этом случае подобный дефект не будет препятствием для вытекания из банки, кислород будет накапливаться, растворяться в электролите, тем самым усиливая коррозию электродов и тоководов.


Несмотря на единую технологию и материал, применяемый для изготовления положительных и отрицательных электродов аккумулятора, практически всегда банки одной батареи имеют небольшие отличия характеристик анодов. В процессе эксплуатации банки нагревались до разной температуры, по-разному накапливали и отдавали энергию. После 2-3 лет эксплуатации в одной связке аккумуляторной батареи находятся элементы с различными характеристиками. Практические измерения напряжения на банках подтверждают предположение.

В таких условиях одна или две банки батареи, имеющие пониженную из-за сульфатации или по иным причинам емкость, зарядятся быстрее остальных банок нормальной емкости. Возникает стандартная ситуация, когда в «немолодом» аккумуляторе часть банок подвергается перезаряду с кипением, а часть - недополучили заряд и поэтому очень уязвимы для глубоких разрядов и низких температур. Внешне выглядит так - аккумулятор кипит при зарядке, но не заряжается.

Кипит аккумулятор при езде

В ситуации с кипением электролита при заряде стационарным прибором еще как-то можно контролировать ход процедуры и при необходимости вносить коррективы. В условиях, когда аккумулятор годами эксплуатируется на автомобиле без какого-либо обслуживания, срок его службы может уменьшиться в разы. Если начинает кипеть аккумулятор на машине, причины те же, но последствия тяжелей. Почему кипит аккумулятор при езде? Вследствие появления дополнительных негативных факторов, связанных с эксплуатацией машины.

К отрицательным факторам относятся:

  • наличие вибраций и ударов, способных вызвать расслоение и осыпание массы положительного электрода;
  • огромные тепловые потоки в подкапотном пространстве в летний период нагревают батарею и электролит до нежелательных температур в 50-60ºС. Вода испаряется интенсивнее, выше саморазряд и коррозия клемм. При этом пузырьки интенсивно кипят, испаряют и выводят воду из электролита. В газах, выбрасываемых через клапан батареи, половину объема составляют водяные пары.
  • работа генератора осложнена большим количеством бортовых потребителей энергии, снижающих возможность полноценного заряда батареи.
    При длительном использовании фар, дворников, даже в продолжительном движении, аккумуляторная батарея не может получить заряд нужного уровня, а значит, резко повышается риск кипения одной из проблемных банок при недостаточном заряде остальных.

Статистика исследований причин выхода из строя необслуживаемых аккумуляторов говорит о том, что в 80% аккумулятор терял свои качества из-за сульфатации и кипения электролита. Практически всегда кипение обнаруживается на этапе выхода аккумулятора из строя.


Опасно! Во время работы с кипящим аккумулятором, остерегайтесь применять открытый огонь. Выделяющиеся газы чрезвычайно взрывоопасны!

Видео почему кипит аккумулятор: