Нормальный вольтаж аккумулятора. Нагрузочная вилка - проверяем, что может ваш аккумулятор




Батарея машины с низким зарядом принесёт немалые хлопоты по его восстановлению. Чтобы этого избежать, автовладельцам приходится регулярно обслуживать АКБ. Нагрузочная вилка - это прибор, который путем анализа характеристик аккумулятора позволяет оценить его работоспособность. Чтобы сделать правильный выбор и грамотно применить аппарат, надо выяснить что он из себя представляет и как работает.

Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами: С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:

  • измерить выходное напряжение генератора, но не всегда;
  • проверить степень заряда;
  • определить как долго аккумулятор сохраняет резерв электроэнергии;
  • узнать ресурс АКБ;
  • выяснить есть ли замыкание между пластинами;
  • оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния источника питания.

Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта - это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две - большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:

  • диапазон работы вольтметра;
  • температура эксплуатации;
  • проверочная сила тока;
  • точность измерений;
  • предназначение: для щелочных или кислотных аккумуляторов.

Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств - от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.

Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок

При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.

Модель Диапазон напряжений, В Ток нагрузки, А Ёмкость АКБ, А*ч Особенности Цена, руб
ВН-1 0-15 100 15-190 Повторный и короткий режимы работы 2500-3500
НВ-01 0-15 100/200 15-190 Рабочая температура от -30 до +60°С точность 2,5% 600-850
НВ-02 0-15 100/200 15-240 точность 2,5% 1000-1500
НВ-03 0-16 100/200 15-240 точность 0,5%, рабочие режимы переключаются кнопками 2100-2900
НВ-04 0-32 при 12 В – 50 при 24 и 3 В – 100 15-240 Может тестировать отдельные части АКБ точность 0,5%, рабочая температура от -20 до +60°С 2100-2300
НВ-Б 3-0-3 100 до 500 Не проверяет батарею целиком, укомплектована вольтметром М10001М 3900

Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок

У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.

Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция

Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.

Важно!

  • Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окиси.
  • Подключение к источнику питания более 6-10 секунд негативно влияет на состояние вилки, вплоть до её неисправности.
  • Измеряют напряжение в отключённой от автомобиля батарее, которая не работала в течение шести и более часов. Такое же время должно пройти после того, как мотор заглушили.
  • Проверка осуществляется только при нормальном уровне электролита. При его недостатке доливается дистиллированная вода.

Подключаются нагрузочной вилкой в цепь ЭДС на обоих этапах одинаково. Контакт тестера подсоединяется к положительной клемме источника питания автомобиля, а отрицательный штырь – к минусовой. Затем можно снимать показания вольтметра. Второй шаг отличается только нагрузкой. Наглядно процесс показывает видео: https://www.youtube.com/watch?v=PrMGXTIncOc&app=desktop Проверка АКБ с внутренним и внешним соединением банок отличается тем, что во втором можно понять работоспособность каждого из этих элементов в аккумуляторе, а не только источника питания целиком. Быстрое падение напряжения говорит о его неисправности. Тот же вывод можно сделать, если показания вольтметра одной банки отличается от остальных больше, чем на 0,1 В. В остальном замеры оцениваются по следующей таблице.

Этап Показания вольтметра, В Степень заряженности АКБ, %
Первый (без нагрузочного тока) Больше 12,7 100
12,5 75
12,3 50
12,1 25
меньше 11,9 0
Второй больше 10,2 100
9,6 75
9,0 50
8,4 25
меньше 7,8 0

Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.

Особенности измерения под нагрузкой

Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.

  • Пробки банок в аккумуляторе должны быть завёрнуты.
  • Соединение штыря и отрицательно заряженной клеммы сопровождается появлением искры.
  • Измерения повторяются с перерывами не менее пяти минут. За это время должны остыть контакты, нагревающиеся при операции.
  • В процессе сильно нагревается минусовой зажим прибора, поэтому по завершении его трогать нельзя.

Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.

Многие хозяева автомобилей однажды сталкиваются с дилеммой, как проверить аккумулятор машины. Как правило, такая потребность возникает в двух случаях - после покупки нового АКБ или же при появлении проблем с источником питания, во время эксплуатации.

При работе в некоторых режимах, аккумуляторная батарея может быстро выйти из строя. Причиной может быть недозаряд или, наоборот, перезаряд устройства. Недозаряд возможен, при включении прогрева в холода, частых поездках на небольшие расстояния, а также при поломке регулятора напряжения генератора машины. Как следствие, может возникнуть сульфатация пластин - опасное явление, протекающее в АКБ.

Вторая потенциальная проблема - перезаряд, следствием которого может быть осыпание пластин или деформация батареи (если она является необслуживаемой). Перезаряд может возникнуть по двум причинам - из-за сбоев в работе регулятора (с генератора подается повышенное напряжение) или при продолжительных поездках, на повышенных оборотах мотора.

Чтобы проверить АКБ, требуется предпринять ряд действий:

  • Осмотреть источник питания на наличие внешних повреждений.
  • Убедиться в нормальном уровне электролита АКБ и проверить его плотность.
  • Измерить напряжение на выводах аккумуляторное батареи. Для этих целей, допускается применение мультиметра (многофункциональный прибор) или вольтметра.
  • Проверить аккумулятор, с применением нагрузочной вилки.

Особенности внешнего осмотра

Сверху аккумуляторная батарея защищена крышкой капота, что ограничивает попадание на нее грязи, воды и посторонних элементов. Но вот снизу и по бокам, защита хуже. Со временем, на поверхности АКБ, накапливается влага и грязь. Кроме того, из-за испарения при кипении, появляются потеки рабочей жидкости (электролита). Если вовремя не проверить АКБ, то возможны следующие проблемы:

  • Появление токов саморазряда.
  • Окисление клемм АКБ.
  • Токи утечки на электрическую часть машины.

Рассмотренные факторы приводят к постепенному разряду источника питания и его неспособности выполнять поставленные задачи. Если вовремя не зарядить устройство, возможен глубокий разряд, приводящий к снижению ресурса. Чтобы проверить аккумулятор автомобиля, на наличие саморазряда, достаточно одного вольтметра. Подключите первый щуп прибора к выводу батареи, а второй - к поверхности устройства на различных участках. Если на циферблате вольтметра появится какое-то напряжение, то это и будет ток саморазряда.

Чтобы убрать потеки электролита, разведите 1 ч.л. соды в 1 ст. воды, после чего обработайте загрязненную поверхность. Для зачистки клемм, используйте наждачную бумагу, после чего проверьте надежность соединения контактов с выводами батареи. Следующим этапом осмотрите корпус машины.

Не менее важный момент - крепление АКБ. При недостаточно прочной фиксации, пластиковый корпус может повредиться, что особенно актуально в холодную погоду. При ударе о твердую поверхность, высок риск появления трещины и вытекания электролита.

Как проверить уровень и плотность электролита в аккумуляторе, а так же видео - .

Если вы решили внимательно проверить АКБ, измерьте плотность электролита. Снижение этого параметра, на каждые 0,01 г/см3, свидетельствует о разряде источника питания на 5-6 процентов. Если батарея разряжена частично, то достаточно ее зарядить. В случае исправности АКБ, параметр емкости должен восстановиться до оптимального уровня. Главное - исключить разряд источника питания более, чем наполовину.

От плотности электролита, зависит еще один параметр - температура замерзания. Чем выше плотность рабочей жидкости внутри АКБ, тем при меньшей температуре она замерзает. Если зимой плотность электролита снижается ниже допустимого уровня, то риск застывания возрастает. Далее, процесс развивается лавинообразно - снижается емкость, и появляются прочие проблемы, вплоть до механических повреждений.

Как измерить напряжение на АКБ?

Рассмотрим, как проверить напряжение аккумулятора. Для решения этой задачи, требуется мультиметр или вольтметр (первый прибор более удобен в применении и обладает лучшей функциональностью). Для проведения измерений, переведите переключатель в режим измерения напряжения и выставьте параметр, превышающий ожидаемое напряжение на аккумуляторе. Теперь подключите щупы: красный - к плюсу АКБ, а черный - к минусу. Остается зафиксировать измеренный параметр, отражаемый на дисплее прибора.

Напряжение заряженной батареи - от 12,6 Вольта и выше. Если параметр упал ниже допустимого предела, можно говорить о разряде АКБ более, чем наполовину. В такой ситуации, требуется срочная зарядка источника питания. Стоит еще раз отметить, что глубокий разряд опасен для устройства, и может привести к сульфатации пластин. Если же напряжение на вводах ниже 11,6 Вольт, то это свидетельствует о полном разряде источника питания.

Если вы решили проверить АКБ, помните, что нельзя ориентироваться только на напряжение. Этот параметр тесно связан с плотностью электролита в батарее. При этом сам источник питания состоит из шести последовательно соединенных банок.

Формула расчета напряжения в АКБ

Напряжение в одной банке высчитывается так:

U(одной банки) = 0,84 +ρ

В приведенной формуле ρ - плотность электролита. Общее напряжение в аккумуляторе высчитывается по следующей формуле:

U(аккумулятора) = 6 x (0.84 +ρ)

По данному выражению видно, что напряжение напрямую зависит от плотности рабочей жидкости в корпусе батареи.

Как проверить АКБ, используя нагрузочную вилку?

Знание, как проверить аккумулятор автомобиля при нагрузке, обязательно для каждого автовладельца. Зная напряжение и ток, много проще выполнить оценку источника питания и проверить его работоспособность. Бывают случаи, когда аккумулятор на 100 процентов заряжен, но стартер крутится плохо или не работает вовсе. Здесь можно сделать вывод о снижении емкости АКБ, из-за продолжительной или неправильной эксплуатации. В итоге, батарея разряжается почти мгновенно.

Чтобы проверить АКБ, потребуется нагрузочная вилка, ниже представлена ее схема.


Как сделать нагрузочную вилку

Нагрузочная вилка - это есть не что иное, как вольтметр, позволяющий подключать нагрузку в параллель выводам. Если АКБ стартерная, уровень сопротивления выставляется на уровне 1-1,4 от емкости батареи. Этот ток относится к категории максимально разрядных (важно не путать параметр со стартерным током). Для начала измеряется напряжение источника питания без нагрузки, после чего вычисляется уровень заряда с помощью табличных данных (таблица приведена ниже).

Таблица 1. Зависимость уровня заряженности аккумулятора от напряжения на холостых оборотах (условие - батарея стоит без нагрузки не меньше суток).

Следующий этап - измерение напряжения на АКБ при подключенной нагрузке, а также вычисление уровня заряженности с помощью рассмотренной таблицы. Показания снимаются под нагрузкой ровно через пять секунд после подключения вилки.

Таблица 2. Зависимость уровня заряженности аккумулятора от напряжения, через пять секунд с момента начала теста, с применением нагрузочной вилки.

Данные в таблице взяты из инструкции к нагрузочным вилкам.

Видео: Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Если видео не показывает, обновите страницу или

Чтобы проверить аккумулятор автомобиля, важно учесть еще один момент. Если АКБ полностью заряжен, то напряжение под нагрузкой не должно снижаться ниже 10,2 Вольт. В ином случае, можно говорить о недозаряде источника питания и необходимости его подзарядки.

В ситуации, когда на выводах присутствует напряжение заряженного на 100% аккумулятора, даже без нагрузки, а, при включении последней, напряжение снижается и отклоняется от параметров, приведенных в таблице, то это прямое свидетельство либо короткого замыкания пластины, либо сульфатации, либо других проблем.

Вот почему так важно вовремя проверить АКБ, устранить поломку или купить новый аккумулятор. В противном случае, источник питания может подвести.

Добрый день всем.
Ни как не мог определится какую информацию нужно вносить в блог, чтобы общественности было интересно и самое главное полезно. Решение пришло само собой. В моём 2111 сдохла АКБ. Теоретически правильно писать об этом её в бортовом журнале. Но процедура проверки АКБ будет интересна и другим моим подписчикам. Итак теперь я в своём блоге буду делится информацией на околоавтомобильную/гаражную/инструментальную тематику или спрашивать у Вас совета по разным вопросам. Попробуем, что из этого выйдет, может это и будет кому нибудь интересно.

Итак, как я уже упоминал, в моём ВАЗ 2111 после четырёх дней простоя сдох АКБ. Решено максимально проверить состояние АКБ и оценить её жизнеспособность. У меня обычная обслуживаемая АКБ и её проверить и обслужить не составляет труда. В большинстве, те сервисы которые проверяют АКБ, они и продают их. Им гораздо выгодней продать новую батарею. Поэтому буду проверять сам. Использовать буду методику, которую мне давно рассказал один работник сервиса по аккумуляторным батареям. Методика очень простая и доступна практически всем. Прошу гуру не пинать сильно, если всё это вам давно известно. Просто я хочу поделится с теми кому это может быть полезно и интересно.
Инструмент и приспособления
Для проверки нам понадобится:
1. Цифровой мультиметр (по умолчанию должен быть у каждого автолюбителя). У меня их два, потому что были случаи неправильных показаний в дешёвых китайских мультиметрах. Если мультиметра нету, то его нужно купить - благо цена на него начинается от 3 долларов до …(необязательно покупать Fluke - они уж сильно дорогие))))) и он может быть полезным для решения многих других вопросов по электрике, в томи числе и домашней.
2. Ареометр - цена от 3 долларов.
3. Кусочек проволоки 1-3 мм (сталь, медная- пофиг) длиной 50-100 мм
4. Огрызок многожильного провода медного (подойдёт от автопроводки) длиной до 100 мм.
5. Желательно иметь нагрузочную вилку (но если её нет - ну и ладно)
6. Зарядное устройство для АКБ (я пользую старый – добрый выпрямитель ВСУ-5К)

Начало
Самое первое необходимо проверить зарядку АКБ. Для этого на заведённом двигателе в режиме изменения постоянного напряжения проверяем напряжение на клеммах. Должно быть не менее 13.9V.
Дальше, снимаем АКБ с авто, выкручиваем пробки и заглядываем внутрь. Тут обращу внимание на то что в АКБ присутствует кислота. Я не буду петь дифирамбы про технику безопасности, просто скажу - народ действуем осмотрительно и внимательно! Итак проверяем количество электролита. Он должен покрывать пластины.
Если его мало или нет совсем:
1. Осматриваем на наличие механических повреждений на корпусе АКБ и предмет утечек.
2. Если утечек нет, доливаем дистиллированную воду! Дело в том, что в процессе эксплуатации АКБ выкипает вода, а не кислота.
После того как проверили уровень электролита (либо долили воду до уровня) проверяем плотность электролита. Проверку идеально проводить при температуре 20С. Методика простая: нажимаем грушу ареометра, вставляем в банку АКБ и отпускаем грушу. Всплывший поплавок ареометра укажет на плотность. Обращаем внимание на прозрачность электролита.


Норма для каждого региона разная – в среднем 1.27 – 1.28.
Обращаю внимание на поправку к отношению температуры к плотности электролита. (указана в таблице)



Зарядка
Ставим на зарядку. Ток зарядки должен быть равным 0,1 от номинальной ёмкости АКБ при 20-ти часовом режиме разряда. То есть, АКБ ёмкостью 60А/ч, ток заряда автомобильного аккумулятора должен быть равен 6А.



Для повышения степени заряженности АКБ рекомендуется ступенчатое снижение силы тока по мере того, как увеличивается зарядное напряжение. АКБ считается полностью заряжена, в случае, когда ток и напряжение сохраняются в течение 1-2 часов без изменений.
После полного цикла зарядки, даём остыть электролиту и меряем плотность (при идеальном раскладе она должна быть 1,270 г/см3). Не забываем о поправке по отношению к температуре электролита указанной в таблице выше. Также как и в первый замер обращаем внимание на цвет электролита (он должен быть прозрачным).
Проверка банок АКБ
Далее приступаем к прозвонке банок АКБ. Для начала нужно знать сопротивление самих щупов, для этого в режиме «Прозвонка» соединяем щупы вместе и смотрим на показания мультиметра.



В моём случае это 0,02 Ома. (запоминаем эту цифру, на неё будем делать поправку). Приступаем, берём мультиметр и мягким проводом плотно приматываем кусок проволоки к одному из щупов (как бы удлиняем щуп тестера, причём всё равно какой щуп удлинять).



Ещё раз проверяем сопротивление, но уже между удлинителем щупа и другим щупом (при нормальном контакте должно остается 0,02 Ома). Прикладываем один щуп к плюсовой клемме АКБ, а второй к пластине банке. (В ближайшей к испытуемой клемме должно быть около 2 Вольт, потом в следующей 4.5 Вольта, далее 6.5, 9, 11, до 13).







Также проверяем минусовую клемму. В моём случае – каюк одной банке(((. К сожалению лечению не подлежит. (я не буду рассказывать про замену банок на старых чёрных АКБ и заливку банки смолой – времена не те). Ну и фотопример замкнутой банки.


И вот тут засада (банке труба) (((((


соответственно в этой банке только 2.15V вместо 4V


При проверке аккумулятора автомобиля нагрузочной вилкой, Вы проведёте качественное тестирование АКБ, что даст замечательную возможность правильного установления заряда батареи и её исправности.

Нагрузочные вилки для тестирования АКБ

Этот инструмент заслуживает по праву вхождение в список лидеров среди основных помощников автомобильных владельцев, которые систематически диагностируют состояние всех функций жизнедеятельности своих четырёхколёсных любимцев. При помощи нагрузочной вилки, каждый водитель с лёгкостью в состоянии определить работоспособность аккумуляторной батареи автомобиля. А это, несомненно, придаёт уверенности в завтрашнем дне, что батарея не подведёт в ответственный момент движения на дороге.

Стандартная нагрузочная вилка имеет простейшую конструкцию. Это нагрузочный резистор с большой мощностью, который оснащён вольтметром и двумя щупами. Первый помещён в цельнометаллический корпус. К минусовому выходу вольтметра подключается стальной штырь, что находится на тыльной поверхности данного приспособления. От плюса выходит достаточно толстый и массивный провод. Также на тыльной стороне вольтметра располагается зажим, с помощью которого нагрузочную вилку и подсоединяют к , и гайки в количестве двух штук, к которым подключаются нагрузочные сопротивления или спирали.

Конечно, в наше время полки автомобильных магазинов пестрят разнообразием и более «прокачанных» приспособлений для проверки аккумуляторных батарей абсолютно любых средств передвижения, не только легковых или грузовых автомобилей. При помощи данных современных приспособлений случилось возможным проверять и самостоятельно анализировать каждый компонент электроцепи Вашего транспортного средства.

Самые распространенные виды нагрузочных вилок

Наиболее часто встречающимися моделями нагрузочных вилок являются ВН-1 и НВ-01. Они разработаны для проверки аккумуляторов с напряжением 12 В и ёмкостью до 190 А*ч. Из основных характеристик нагрузочной вилки ВН-1 можно выделить следующие:

- диапазон температур, в которых применяется аппарат от +1°С до +35°С;

Сопротивление спирали 0,1Ом ± 15%;

Повторный и кратковременный режимы работы нагрузочного измерения с длительностью в 5 секунд и паузой в 15 секунд.

Эта модель нагрузочной вилки уже не так распространена в своём применении, как ранее. Её преемницей стала более совершенная и точная модель НВ-01.

Диапазон работы вольтметра в измерении напряжения 0–15 В;

Величина нагрузки электрического тока для аккумуляторных батарей ёмкостью 15–100 А*ч равна 100 А, а для АКБ с ёмкостью 100–190 А*ч равна 200 А;

Большой диапазон применения в температурных условиях от –30°С до +60°С;

Сопротивление спирали 0,1 Ом ± 5%.

НВ-02 применяется в тестировании аккумуляторных батарей с ёмкостью 15–240 А*ч и напряжением в 12 В. Её основные характеристики следующие:

- измерения с точностью в 2,5 %;

Диапазон работы вольтметра в измерении напряжения 0–15 В;

Величина нагрузки электрического тока для аккумуляторных батарей ёмкостью 15–100 А*ч равна 100 А, а для АКБ с ёмкостью 100–240 А*ч равна 200 А;

Сопротивление спирали 0,1Ом ± 5%;

Диапазон применения в температурных условиях от –20°С до +60°С.

Три вышеперечисленных прибора оборудованы стрелочным вольтметром. Четвёртый прибор НВ-03 схож по характеристикам с НВ-02, но более совершенен в следующем:

- точность проводимых измерений составляет 0,5 %;

Диапазон работы вольтметра в измерении напряжения 0–16 В;

Вольтметр оснащён цифровым жидкокристаллическим табло;

Кнопочные переключатели между режимами работы.

Универсальная НВ-04 и мощная НВ-Б

Модель нагрузочной вилки НВ-04 – это замечательный универсальный помощник. Её предназначение заключается в тестировании с напряжением в 12 и 24 В и ёмкостным диапазоном 15-240 А*ч. Также при помощи данного прибора возможно выполнять проверку отдельных элементов аккумулятора напряжением 2В. Основные характеристики:

- проведение высокоточных измерений 0,5 %;

Диапазон работы вольтметра в измерении напряжения 0–32 В;

Ток нагрузки при 12 В – 50 А, при 24 В и 2 В – 100 А;

Сопротивление спирали «2 В» – 0,02 Ом ± 5%, «24 В» – 0,2 Ом ± 5%;

Большой диапазон применения в температурных условиях от –20°С до +60°С.

Данная модель нагрузочной вилки хороша тем, что не только с высокой точностью проверяет заряд и исправность всей аккумуляторной батареи, но и может диагностировать отдельные её элементы, что порой бывает очень необходимо. Кроме этого время нагрузочного измерения с подключенной спиралью у данной модели составляет 9 секунд, что почти в два раза превышает максимально допустимые значения других моделей. Оснащённая цифровым жидкокристаллическим табло и кнопочным переключением режимов, эта нагрузочная вилка весьма удобна в эксплуатации.

Ко всему этому НВ-о4 поистине универсальный аппарат, позволяющий проводить все возможные тесты аккумуляторных батарей. Нагрузочная вилка модели НВ-Б создана для проведения тестов лишь отдельных элементов аккумулятора на 1,2 и 2 В с ёмкостью самой батареи до 500 А*ч. То есть сама батарея может иметь напряжение как 12 так 24 В. Основные характеристики НВ-Б:

- в её оснащение входит магнитоэлектрический вольтметр М1001М. Отклонение стрелки в нём происходит в обе стороны;

Диапазон работы вольтметра в измерении напряжения составляет 3–0–3 В;

Приборная шкала градуирована по 0,2 В;

Сопротивление спирали 0,02 Ом ± 5%;

Нагрузочный ток составляет 100 А.

Нагрузочная вилка НВ-Б – самый мощный представитель из вышеперечисленных моделей. Но главным её недостатком является то, что этот аппарат не имеет возможности тестировать всю аккумуляторную батарею целиком.

Проверка АКБ без нагрузки при помощи нагрузочной вилки

При помощи даже простейших нагрузочных вилок, Вы можете диагностировать уровень заряда аккумуляторов как на 12 вольт, так и с большей мощностью. В случае со слабой аккумуляторной батареей используется одно нагрузочное сопротивление на вольтметре, в остальных же случаях – два. Проверять аккумулятор без нагрузки нужно следующим образом:

На аккумуляторных клеммах напряжение определяется без прибегания к нагрузочным сопротивлениям. Для корректного проведения замеров, нужно чтобы Ваш автомобиль не эксплуатировался в течении как минимум семи часов. Двигатель должен быть заглушен и ток на батарею подаваться не должен. Далее соедините положительную аккумуляторную клемму с идентичным зажимом нагрузочной вилки, но при этом не используя нагрузочное напряжение. Штырём нагрузочной вилки с отрицательным значением проверяется напряжение на минусовой клемме аккумулятора.

Значения, которые Вы получите, будут свидетельствовать о том напряжении, которое характеризует разомкнутую цепь аккумулятора. Эти значения сверьте с нормативными для установления уровня заряда аккумулятора. Если вольтметр показывает значения от 11,5 до 11,8 В , значит аккумулятор Вашего автомобиля разрядился полностью. От 11,8 до 12,1 В – осталась ещё четверть заряда батареи. От 12,1 до 12,3 – аккумулятор наполовину заряжен. От 12,3 до 12,6 В – заряжен на три четверти. От 12,6 до 12,9 В – заряд аккумулятора 100 %.

Проверка аккумулятора под нагрузкой

В случаях, когда батарея полностью заряжена, то можно прибегать к обследованию аккумулятора под нагрузкой. Выполнять процесс следует по вышеописанной схеме. Правда есть один нюанс. Нагрузочную вилку следует держать подключенной ровно пять секунд, затем на финальном времени Вы и записываете, показанную вольтметром, величину. Важно! Когда Вы выполняете замеры аккумулятора, пробки батареи должны быть завёрнуты. Лучшим показателем вольтметра во время такой проверки считается 9 вольт. Это гласит водителю, что аккумулятор его автомобиля находится в прекрасном состоянии. При других показаниях следует либо зарядить аккумулятор, либо вообще заменить его. Особенности осуществления измерений под нагрузкой:

- При контакте штыря с минусовой клеммой могут возникать искры. Ничего в этом страшного нет, ведь ток, необходимый для запуска автомобиля идентичен нагрузке, которая подаётся на клемму.

Штырь, что используется для замеров довольно ощутимо греется, поэтому лучше использовать во время процедуры перчатки.

Интервал между замерами должен составлять 5 минут.

Слишком частое применение нагрузочной вилки для замера заряда аккумулятора не рекомендуется, ибо каждый раз АКБ испытывает серьёзные нагрузки.

Подписывайтесь на наши ленты в

Аккумуляторная батарея (АКБ) – основной элемент автомобиля. Источник питания обеспечивает питание для всех электрических систем и приборов автомобиля. Единственный минус этого устройства, как и многих других источников электричества — он выходит из строя. Для того, чтобы обеспечить батарее максимально долгую жизнь, для него необходимо проводить техническое обслуживание. Среди немногих способов технического обслуживания аккумулятора существует метод — нагрузочной вилкой. Нагрузочная вилка является отличным устройством для определения наличия заряда или его отсутствия в автомобильных аккумуляторах. Современные нагрузочные вилки бывают различные (в конструкцию включены некоторые дополнения), но суть их работы заключается в одном – проверка аккумулятора.

Нагрузочная вилка – прибор для определения уровня заряда автомобильного аккумулятора (12-вольтного). Как считают многие автолюбители, вилка – это один из главных помощников и порой просто необходимый прибор для водителя. Данный измерительный нагрузочный прибор можно приобрести в любом автомобильном магазине. Конструктивно вилка состоит из нагрузочного резистора большой мощности, вольтметра и двух щупов и штыря. Чаще всего, визуально, нагрузочный прибор имеет следующий вид: корпус из металла, в который встроенный вольтметр и одна или несколько нагрузочных спиралей, которые называются сопротивлением. На плюсовой выход конструкции измерительного прибора подсоединен провод (провод должен иметь значительную толщину), выход вилки с отрицательным зарядом подключается к металлическому штырю, который расположен на задней части корпуса измерителя. С обратной стороны аппарата расположен специальный зажим. Этот зажим предназначен для подключения вилки к батарее автомобиля, точнее, к клемме на его положительном заряде. На задней панели есть две гайки, которые предназначены для подключения нагрузочных спиралей.

Для проверки аккумулятора с малой емкостью применяют одну нагрузочную спираль. В случае с повышенной емкостью необходимо задействовать две спирали. Такая конструкция является самой примитивной. Существуют более сложные измерительные приборы для проверки АКБ, к примеру: устройство с наличием амперметра.

С помощью такого усовершенствованного устройства можно измерить различные параметры всей электрической цепи автомобиля. Но, не зависимо от того, как укомплектован измерительный нагрузочный прибор, для проверки уровня заряда достаточно наличие примитивной конструкции описанной в первом случае. Проверка выполняется элементарно, ведь устройством достаточно просто пользоваться.

Но, для того, чтобы правильно проверить заряд, необходимо следовать инструкции и придерживаться правил безопасности. Ведь при работе (при проверке заряда с применением нагрузки) измерительный прибор, а особенно его металлический штырь, нагревается.

Инструкция проверки

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой может осуществляться в два этапа: без нагрузки и с подачей нагрузки на АКБ. Ниже я описал, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой двумя методами.

Без нагрузки

Данный способ заключается в проверке уровня заряда без включения сопротивления нагрузки. Перед проведением замера необходимо провести подготовительные работы. Они заключаются в том, что нужно полностью отключить аккумулятор от источника зарядки. Так нужно, чтобы после последней работы двигателя прошло не менее семи часов, то есть, аккумулятор не использовался последние семь часов и больше. Это два важных критерия, которые необходимо исполнять.

Далее я беру устройство без включения спиралей и подсоединяю его к испытуемому. Подключать нужно следующим образом: положительный выход нагрузочной вилки (кабель с клеммой) подсоединяем к положительному выходу аккумулятора. Затем металлическим штырем (он является отрицательным) прикасаемся к отрицательному выходу АКБ. Смотрим на табло вольтметра, на котором должно появиться значение, которое и охарактеризует положение заряда.

В зависимости от того, какие показания покажет вольтметр, можно судить о источнике питания для авто: заряжен он на сто процентов или его заряд составляет 0%. Если, судя по данным, заряд стопроцентный, можно приступать ко второму методу проверки, который заключается в подаче сопротивления нагрузки. Ниже приведена таблица с показателями.

В принципе, на этом завершается первый метод проверки заряда без нагрузки. Можно приступать ко второму этапу.

С нагрузкой

Этот вариант обследования применяется в тех случаях, когда заряд составляет 100 процентов (вольтметр должен показать значения в диапазоне 12,6-12,9). Первым делом нужно подключить нагрузку, следуя шагам, указанным в инструкции по эксплуатации. Для измерения заряда АКБ вторым этапом нужно выполнить все те же действия, которые применялись в способе без нагрузки. Важный аспект во втором способе — устройство должно работать не более пяти секунд после его подключения. Показания необходимо снимать именно на пятой секунде. При касании штыря к минусу батареи машины будут появляться искры. Ничего страшного в этом нет, так и должно быть.

Во втором случае вольтметр также покажет определенные значения. Если на его табло засветится цифра девять и больше, то это значит что аккумулятор исправный и заряжен полностью. В противном случае его нужно попытаться зарядить и провести контрольный замер еще раз. Если эта диагностика не поможет, это значит что батарея не рабочая и ее пора утилизировать.



Важно помнить, что частое использование такого метода может привести к ухудшению состояния источника питания автомобиля, так как происходит подача нагрузки на нее. Во время проведения данного типа измерения металлический штырь нагревается, причем довольно сильно. Так что во время эксплуатации измерительного прибора с целью избегания ожогов желательно не прикасаться руками к нему. Между измерениями желательно соблюдать небольшие паузы (3-5 минут), таким образом штырь будет немного остывать. Пробки на батарее автомобиля не должны заворачиваться во время тестирования.

Нагрузочный аппарат для проведения замеров заряда в аккумуляторе автомобиля можно не только приобрести в магазине, его также можно сделать самостоятельно. Ведь это действительно важный инструмент для каждого автолюбителя и он прост в эксплуатации. Хочется надеяться, что информация в данной статье будет полезной многим интересующимся. И важно помнить то, что при работе с нагрузочной вилкой следует соблюдать правила безопасности.

Видео «Как проверить аккумулятор под нагрузкой»

Посмотрев запись, вы узнаете, как в домашних условиях с помощью нагрузочной вилки можно проверить автомобильный аккумулятор.