Развитие письма. Палеография - важный инструмент исследования древней письменности Наука исследующая памятники древней




Палеография изучает историю письма по рукописным памятникам, начертанным на папирусе, пергаменте и бумаге, т. е. на таком материале, на котором буквы не вырезываются, а написываются. Рукописи эти могут сделаться предметом научного изучения лишь после того, как они будут разобраны, т. е. будет удостоверена их подлинность и определено время написания. Для разбора же рукописей необходима палеография. Исполняя эту задачу, П. является наукой служебной. В качестве же науки самостоятельной она преследует другие цели, а именно: она оценивает рукопись с внешней стороны независимо от внутренней, т. е. от содержания. При оценке рукописи палеограф обращает внимание во-1-х, на письмо рукописи, во-2-х, на материал, послуживший для ее написания, в-3-х, на материал, которым она писана.

Не должен он опускать из виду и другие более мелкие черты, если таковые налицо. Сюда относятся сокращения, лигатуры, линейки, по которым идет письмо, заставные буквы, орнамент, киноварь. Затем, если рукопись обозначена годом написания (датой), ученый получает полную возможность подвести добытые им данные под рубрику положительных фактов. Если же рукопись не снабжена датой, он полученные результаты сравнивает с теми итогами, которые достигнуты при помощи рукописей датированных, и таким образом недатированную рукопись относить к известному периоду: это значит датировать рукопись. Как датированные, так и недатированные рукописи, в свою очередь, распадаются сообразно материалу, послужившему для письма, на папирусные, пергаментные и бумажные.

Древние греки для сохранения актов официальной жизни, в роде договоров, постановлений, прибегали к помощи такого материала, как камень, бронза и т. д., на котором буквы нужно было не написывать, а вырезать. Для целей науки и обыденной жизни подобный материал был мало пригоден, а потому его пришлось заменить другим, более удобным для письма, - папирусом. При переносе письма с камня на папирус буквы утратили угловатый характер, присущий надписям, и таким образом получился особый тип письма, более округлый в контурах, так наз. маюскулы. Этот род письма, несмотря на сравнительную мягкость линии, особенно в начале своего образования сильно напоминал письмо надписей. Таков например Папирус Артемизии III в. до Р. Хр. (снимок в "Palaeographical Society" II, pl. 141). Но затем, постепенно удаляясь от своего прототипа, он подвергался все большим и большим изменениям и наконец, дал начало другому типу, так наз. курсиву (скорописи).

Сперва задачи маюскула и курсива были различны. Первый употреблялся для записывания произведений литературы, второй - для целей обыденной жизни. В скором времени маюскулы были вытеснены курсивом, который приблизительно с V в. по Р. Хр. сделался почти исключительным письмом папирусов. Причина этой замены объясняется просто. С одной стороны, курсив, главный принцип которого был "писать как можно скорее", представлял гораздо более удобства, а с другой - в IV в. по Р. Хр. вошел в употребление новый материал для письма - пергамент. Пергаментные рукописи.

Будучи материалом более плотным и удобным для письма, пергамент к началу VII в. окончательно вытеснил папирус, который с тех пор встречается лишь в виде исключения. Письмо надписей, отразившееся на характере первоначального письма папирусных рукописей, оставило еще более яркий след на письме пергаментных рукописей IV и V вв. Это письмо, наз. уставом и существовавшее вплоть до конца Х в., в рукописях IV-V вв. является почти сколком с алфавита надписей и очень сильно напоминает собой папирусные маюскулы. Разница между уставом и маюскулами в большей правильности, определенности и монументальности первого рода письма, что объясняется до некоторой степени самим материалом, более плотным, чем папирус.

Особенной правильностью отличается устав IV-V вв. Круглые буквы (ε, σ, о, υ, ω) в нем действительно круглы, квадратные действительно квадратны, причем стройность письма доведена до того, что буквы кажутся стоящими одна под другой. Эта стройность заметна до известной степени и в уставе VI в. С VII в. устав начинает слегка наклоняться вправо, к IX в. наклон увеличивается, а в Х в. буквы снова выпрямляются, но зато, удлиняясь, принимают овальные формы. Уставное письмо существовало главным образом для переписывания произведений литературы, светской и духовной, в обыденной же жизни продолжал употребляться курсив. Так как курсив вследствие своего принципа "писать как можно скорее" сделался неразборчивым, а устав для обыкновенного письма не годился, то в конце VIII в. курсив был преобразован в письмо строчное. Этот новый тип письма, который взял от устава его правильность, а от курсива - буквенные элементы, уже к началу X в. вытеснил устав и удержался в рукописях вплоть до введения книгопечатания (древнейшая из строчных рукописей - Порфирьевское Четвероевангелие 835 г. Хранится в СПб., в публичной библиотеке).

С течением времени строчное письмо утратило первоначальную правильность и к XV в. сделалось таким же неразборчивым, как письмо курсивное. Главная причина в небрежности писцов, которые в погоне за скоростью извращали формы букв до неузнаваемости. Немалую роль играет здесь и система сокращений, которая наряду с буквенными элементами была перенесена в строчное письмо из курсива. Сокращения заменяют как конечные слоги, так и наиболее употребительные слова, вроде предлогов, союзов и т. д. Будучи остатками стенографических систем древности, эти знаки, удобные для ускорения процесса письма, в скором времени приобрели права гражданства и сделались необходимым элементом каждой строчной рукописи. Сообразно изменениям письма изменялись и их формы.


Бумажные рукописи начинают конкурировать с пергаментом с Х века; но окончательно вытеснить пергамента бумага все-таки не могла, и он продолжал употребляться в качестве писчего материала даже в XV-XVI вв. Письмо бумажных рукописей исключительно строчное.

Палимпсесты. Кроме обыкновенных рукописей, писанных на папирусе, пергаменте и бумаги, П. очень часто приходится иметь дело с так наз. палимпсестами. Палимпсест (παλίμψηστον от πάλιν - снова и ψάω - стирать) - рукопись (редко папирусная, обыкновенно пергаментная), в которой по старому письму, смытому губкой, нанесено новое. Обычай смывать рукописи ведет свое начало от глубокой древности. Так например Платон сравнивает тирана Дионисия со смытой рукописью, так как в нем из-за философского наслоения проглядывает прежняя грубая натура. Обычай смывать старое письмо объясняется дороговизной писчего материала. Благодаря этому обычаю, мы утратили ряд драгоценных памятников, но в настоящее время найдены химические средства, при помощи которых иногда возможно бывает вызвать старое письмо, уничтожая новое.

Начало греч. П., как отдельной научной отрасли, относится к 1708 г., ко времени появления знаменитого труда бенедиктинского монаха Бернарда де Монфокона, изучившего все известные в то время рукописи и создавшего новую дисциплину, которой оставалось только развиваться по указанному им методу. Смерть Монфокона приостановила дальнейшее развитие созданной им науки . Работы последующего периода носят характер компиляций. Только "Cominentatio palaeographica" Баста (вышла в 1811 г. в Лейпциге) может быть рассматриваема как самостоятельный труд, так как предметом ее служит вопрос, лишь слегка затронутый в труде Монфокона, а именно: вопрос о сокращениях в греческих рукописях. Открытие в XIX в. ряда папирусных и пергаментных рукописей, материал, представленный этими рукописями, наконец, недостаточность прежних сведений - отразилось на дальнейшем развитии греч. П., которая быстро пошла вперед.

Из ученых этого периода главным образом выделяются известный германский богослов Тишендорф. Всю свою жизнь посвятил он изучению уставных рукописей библейского содержания, которые почти не были известны Монфокону. Тишендорф опубликовал добытые им данные в ряде трудов, которые еще долгое время будут служить основанием для дальнейших изысканий. Им, между прочим, открыта и образцово описана древнейшая из уставных рукописей - синайская Библия IV в., которая хранится теперь в СПб., в Публичной библиотеке. Далее следует упомянуть о лейпцигском проф. Гардтгаузене, главным трудом которого является "Griechische Palaeographie", появившаяся в 1879 г.

Сочинение это, устаревшее в той части, где речь идет о папирусах, все-таки имеет значение как хорошее руководство.

Особенно удачны в нем те главы, где трактуется о строчном письме и его возникновении - вопрос, вовсе не затронутый Монфоконом благодаря неимению рукописных источников. Важное место в истории греч. П. занимает также молодой, рано умерший палеограф Шарль Гро. Он дал ряд драгоценных указаний.

Из его трудов наиболее крупным является "Essai sur les origines du fond grec de l‘Escurial", а из открытых им рукописей первое место занимает cod. Matritensis, содержащий "Параллельные биографии" Плутарха. В настоящее время из ученых, занимающихся греческой палеографией, наиболее известны: Томпсон - автор ряда статей, рецензий, краткого руководства по греч. и лат. палеографию каталога рукописей Британского музея и главный издатель сборника "Palaeographical Society", содержащего снимки со всех наиболее важных рукописей и надписей Востока и Запада; Ваттенбах - палеограф, известный крупными трудами, из которых наиболее важны "Anleitung zur gr. Palaeographie" и "Das Schriftwesen im Mittelalter"; Омон (Omont) - французский ученый, которому принадлежит классическое издание очень важного для истории греческой палеографии codex‘a Sarravianus Colbertinus (VI в. по Р. Хр.) и целый ряд описаний провинциальных библиотек Франции; Вителли - наиболее крупный палеограф настоящего времени, известный замечательными статьями по греч. палеографии (в журнале "Museo Italiano di antichitá classica") и изданием ряда интересных текстов. Русская наука также может указать на ряд ученых, посвятивших свои силы трудам по греческому П. Из этих ученых следует отметить проф. Срезневского, епископа Савву, арх. Порфирия (Успенского) и арх. Амфилохия. Преосв. Савве мы обязаны прекрасным трудом: "Палеографические снимки с греч. и славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки", преосв. Порфирию - рядом статей, изданий и, наконец, редкой коллекцией датированных рукописей, преосв. Амфилохию - множеством мелких и крупных трудов, драгоценных по обилию собранных в них данных.

Профессор Ернштедт пользовался известностью не только в России , но и за границей. Первое место среди его трудов занимают "Порфирьевские отрывки" - прекрасная работа, содержанием которой служат впервые опубликованные Ернштедтом отрывки пергаментной рукописи, содержавшей комедии Менандра. Из других работ Ернштедта, имеющих отношение к П., отметим образцовое издание речей Антифонта, а также ряд статей, помещенных в "Журнале Мин. Нар. Просвещения".

П. латинская. Переписывание было главным способом издания книг в древнем Риме , а также после падения Рима до появления инкунабул включительно. Неудивительно, поэтому, что в громадном большинстве случаев дошедшие до нас рукописи латинских авторов весьма неисправны, автографы же исчезли почти бесследно. Когда начали печатать памятники классического периода, то долгое время не обращали должного внимания на точную оценку достоинства рукописи: брали нередко первый попавшийся список, исправляли наиболее явные промахи и пускали в печать. Лишь в сравнительно недавнее время явилась критика текста, давшая толчок развитию П. Как самостоятельная наука - латинская П. явилась лишь в конце прошлого столетия; до тех пор она входила в качестве вспомогательного отдела в дипломатику. Основатель дипломатики, Иоанн Мабильон, считается и основателем латинской П. В нашем столетии много сделано для П. французскими учеными. Великая революция отняла у древних документов их практическое значение: дипломатика постепенно превратилась во вспомогательную науку в области истории, но зато П. выделилась в особую дисциплину, и с помощью новых средств воспроизведения рукописей (фотография, фототипия и друг.) дала множество прекрасных научных пособий в своей области.

Главнейшие: Natalis de Wailly, "Eléments de Paléographie" (Пар., 1838), переработка бенедиктинского "Nouveau Traité", с 17-ю таблицами прекрасных facsimilia рукописей IV-XVI вв. и с 20-ю таблицами facsimilia печатей. Silvestre, "Paléographie universelle" (П., 1841, 4 т. imperial-fo) - труд, занимающий по выполнению одно из первых мест среди пособий по П. I т. - П. Востока, II и III - Греция и Рим со средними веками, IV - письмена национальные. Aimé Champollion, "Paléographie des classiques latins" (П., 1839 г. 1 т., 12 таблиц образцов рукописей латинских авторов IV-XV вв.). Chassant, "Paleographie des Chartes et des manuscrits du XI au XVII s." (Париж, 1839, с 10-ю таблицами); его же, "Dictiounaire des abreviations latines et françaises" (Париж, 2-е изд., 1862) - словарь употребительных в рукописях сокращений (теперь более новый сборник этих аббревиатур: Zanino Volta, "Delle abbreviature nella Paleografia Latina", Мил., 1892). Delisle, "Le cabinet des manuscrits de la Bibl. Nat." (П., 1881; большой атлас 4°, образцы лат. письма V-XV вв.); его же, "Album Paléographique" (П., 1887; 50 отличных таблиц фотогравюр grd f0 с лат. рукописей). Chatelain, "Paléographie des classiques latins" (П., 1884), еще не оконченный сборник гелиогравюр in f0 с лучших рукописей лат. классических авторов. Вне Франции: сборник Перца (Pertz), 10 вып. facsimilia, приложенных к его сборнику "Monumenta Germaniae historica". Sickel, "Monumenta graphica medii aevi" (Вена, 1858-82 f°), Zangemeister-Wattenbach, "Exempla codicum latinorum litteris maiusculis scriptorum" (Гейдельб., 1876-1879; 62 фотографических таблицы). Arndt, "Schrifttafeln zur Eriernung der lat. Palaeographie" (В., 3 изд., 1897, I-II; 60 таблиц). Руководства: Wattenbach, "Anleitung zur lat. Palaeographie" (4 изд., Лпц., 1886). Blass, "Lat. Palaeographie", в энциклопедии Ив. Мюллера. Prou, "Manuel de Paléographie" (П., 1890). Thompson, "Handbook of Greek and Latin Palaeography" (Лонд., 1893). Paoli-Lohmeyer, "Grundriss der lat. Palaeographie" (Иннсбр., 1885). Из англ. сборников 1 место занимают издания лонд. палеографического общества под руководством Бонда и Томпсона; Бондом же изданы в 1873 г. "Facsimiles of ancient charters in the Brit. Museum". Из итальянских упомянем: Vitelli-Paoli, "Collezione fiorentina di facsimili paleografici greci e latini" (Флор., 1886, 2 вып.). Ср. Geraud, "Essai sur les livres dans l‘antiquité et particulièrement chez les Romains", П., 1840; Berger, "Histoire de l‘écriture dans l‘antiquité" П., 1891; Birt, "Das antike Buchwesen", Б., 1882; Wattenbach, "Das Schriftwesen im Mittelalter", Лпц., 1875.

Древнейшим типом письма латинских рукописей, почти одинаковых с письмом надписей, была scriptura capitalis, устав, письмо сплошь прописными, заглавными (litterae capitales) буквами, без разделения строк на слова (фиг. 1, табл. I); устав дает несколько разновидностей своего типа, и в более поздних рукописях (VI-VII вв.) строка уже разбивается на слова, отделенные или точкой, как в надписях, или пространством (spatiolum).

Древнейшие рукописи этого типа относятся к IV в. по Р. Хр. и держится он до VII в., а для заголовков - и позднее. С V в. встречается второй тип латинского письма - scriptura uncialis, полуустав, уже отступающий от прежнего строго прямого, квадратного типа (uncialis от uncus, кривизна, изгиб). Это письмо более округлое, уже более близкое к новому времени, особенно в некоторых литерах (фиг. 2, 3, тал. I). В начале и в этом типе строка не разбивается на отдельные слова.

Держится до VIII века, особенно в документах. Оба эти типа носят общее название в палеонтологии litterae maiusculae. Хотя каждая литера в рукописях этого класса выписана очень тщательно, но отсутствие интерпункции сильно затрудняет чтение, особенно незнакомого текста: понятно, почему нам древние римские авторы (Геллий) с похвалой говорят о таких lectores (чтецах вслух), которые разбирали такие рукописи a livre ouvert, толково и без запинки. Курсив, scriptura cursiva - в массе разновидностей, бывший обиходным, повседневным родом письма у римлян, встречается в наших памятниках спорадически уже в доклассический период, до Цицерона, и держится, рядом с другими типами, до позднего средневековья.

В начале он отличался от устава только большей свободой начертаний, но вскоре выработался в особый тип, представляющий порой значительные трудности для прочтения. Древнейшие его разновидности - рукописи на свинце (всего чаще заклинания, находимые в гробницах; см. И. В. Помяловский, "Эпиграфические этюды", СПб., 1873; здесь facsimile одной такой рукописи) и надписи на стенах домов, нацарапанные всего чаще острием гвоздя или ножа на штукатурке (graffiti); такими надписями особенно богаты стены в Помпеях; собраны они с facsimilia в IV т. Корпуса. Сюда же относят письмо вощеных дощечек (cerae), как помпейских, так и австрийских, о чем мы говорили выше; но их письмо читается уже несколько труднее. Несколько новее тип, называемый средним или императорским курсивом, памятники которого относятся к IV-V вв. по Р. Хр.

Это была каллиграфия императорской канцелярии, употреблявшаяся для официальных грамот и документов; письмо очень вычурное и далекое от уставного. Под именем нового римского курсива разумеют тип письма, встречающегося особенно в папирусных грамотах и документах V-VII вв. итальян. городов: Равенны (ф. 4), Неаполя, Ареццо и др. Хорошие образцы у Мабильона. Это - красивый, округлый курсив, не особенно затейливый, напоминающий в некоторых буквах нашу современную скоропись и читающийся без особого труда. Особенно известна равеннская хартия 565 г. по Р. Хр., носившая некогда имя Testamentum Julii Caesaris, а теперь Charta Plenariae Secaritatis: длинная полоса папируса 2,34 м длины и 28 см ширины, хранящаяся в Париже .

Из курсива вышли и так называваемые - письмена национальные: 1) лонгобардское VIII-XIII вв., особенно разработанное в монастырях Средней Италии (Monte-Cassino) и принятое между прочим и в папских буллах этого периода; 2) вестготское, VII-XII вв. - распространенное в вестготском царстве, главным образом в Испании (библиотека Эскориала); хорошие образцы дают Ewald-Loewe: "Exempla scripturae Visigothicae", 40 фотогр. таблиц (Гейдельберг, 1883); 3) меровингское, развившееся в Галлии из римского курсива, дающее нам множество памятников, особенно дипломов франкских королей Меровингской династии, весьма важных для изучения истории Франции этого времени. - наиболее вычурное и трудное из нац. письмен.

В эпоху Каролингов оно было преобразовано, упрощено и, перейдя постепенно в строчное письмо, вытеснило собой все другие типы; 4) ирское и англосаксонское письмо, довольно далекое от римского курсива, хотя несомненно родственное с ним, выработавшееся в Англии около VI в. по Р. Хр. и переходившее иногда через ирландских ученых монахов и на материк Европы. Держалось в Англии до XII в. Позднейшим типом латинского рукописного письма является минускульное или строчное письмо (litterae minusculae), развившееся из унциального в начале средневековья. Это и есть почерк, которым писано большинство латинских рукописей названного периода, особенно же рукописей латинских классиков.

Со времени Карла Великого это письмо сливается с преобразованным меровингским курсивом и постепенно вытесняет собой все другие типы, дожив до XV в. и дав начало типам печатных букв первых инкунабул. Особенной красотой и вместе простотой отличаются каролингские минускулы IX и Х вв.: в них строки уже разбиты на слова, интерпункция и прописные (капитальные) литеры в начале периодов и глав (ф. 5, 6, 7). Кроме каролингских минускулов в отдельных странах Европы из того же полуустава под влиянием национальных письмен вырабатывались национальные минускулы: 1) лонгобардские, каллиграфически усовершенствованные в тех же монастырях, особенно в Monte-Cassino c его богатой рукописной библиотекой; характерная особенность этого типа - изломанность линий букв (Lombard brisé); 2) вестготские, более округлого типа; 3) англосаксонские, отличающиеся острыми нижними концами литер (рукопись Беды в нашей Публичной библиотеке).

В XII и XIII ст. все эти минускулы постепенно вытесняются каролингскими; но и последние не остаются без изменения: к XII в. они утрачивают понемногу свою округлость, становятся все более и более изломанными и минускулы XIV в. (готические) напоминают современную немецкую швабскую печать: ими и воспользовались первые печатники для инкунабул, тогда как гуманисты конца XV и XVI вв. применяли в своих печатных изданиях более чистый тип минускулов (antiqua) начала каролингского периода (фирмы Альда, Эльзевиров и др.).

Кроме общеупотребительных римских цифр, с Карла Великого и особенно с XIII в. входят в употребление арабские, особенно благодаря трудам пизанского ученого Leonardo Fibonacci, хорошо знакомого с арабской ученостью. Название нуля al zyfr (zefiro, zefro, zéro) - дало название и знакам - zifrae, cifrae. Интерпункция - очень разнообразна; в древнейших типах просто точка, в каролингских нередко употребляется довольно сложная система. Сокращения (аббревиатуры) встречаются уже в древнейших типах, но очень редко; в сильное употрбление они входят особенно в XII и XIII в.; есть рукописи, где на десяток слов 7 или 8 писаны сокращенно, что значительно затрудняет чтение, тем более, что кроме общепринятых сокращений вроде ds (= deus), dns (= dominus), eps (= episcopus), sps (= spiritus), scs (= sanctus), mia (= misericordia) и др., в каждой стране была своя система; несмотря на сборники Шассана, Пру, Вольты и др. - эта сторона чтения рукописей требует много навыка и сообразительности.

Есть еще род письмен, который, хотя и редко применялся к связным текстам, но встречается среди текстов довольно часто. Это - notae Tironianae, значки римской стенографии, получившие имя от Тирона, отпущенника Цицерона; Тирон считается изобретателем римской стенографии, но, вероятно, он только применил уже существовавшее до него у греков стенографическое письмо к латинской речи; см. Zeibig, "Geschichte und Literatur der Geschwindschreibekunst" (Дрезден, 1874); Ruess, "Die Tachygraphie der Römer" (Мюнхен, 1879); Tardif, "Mém. sur les notes Tironiennes" (в "Mém. de l‘Acad. des inscr." 1852, т. III); лучшее собрание дошедших до нас в рукописях образцов этого письма сделал Schmitz: "Commentari inotarum Tironianarum" (Лпц., 1894, с таблицами facsimilia).

Наиболее часто встречаются среди текстов тиронианские значки - сплошь этим письмом писаны, напр., парижская и вольфенбюттельская рукописи Псалтири начала средних веков.

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1—7).

1. Нет ошибок в транскрипции слова.

1) [пр"ил"эстный]

2) [д"ильф"ин]

3) [пр"атки]

4) [й"ожик]

2. В слове счастливую орфограмм.

3. Схеме соответствует слово.

1) заморозок

3) захрустит

4) завистливый

4. Слово белоснежный правильно разобрано по составу

5. Есть ошибка в схеме.

1) [- =], [= _].

2) [- = О, О, О].

3) [- , и ].

6. Найди «лишнее» слово:

1) языковедение

2) языкознание

3) лингвист

4) лингвистика

7. Найди «лишнее» слово:

1) существительные

2) местоимения

4) сказуемое

8. Распредели слова в группы, обозначенные циф-рами:

1) местоимение

2) имя прилагательное

3) имя существительное

г) певчая

д) певунья

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Из греческого языка многие слова и элементы слов вошли в русский язык. Вам хорошо известны та-кие слова, как телефон, микрофон, а также музы-кальный инструмент ксилофон . Во всех этих словах есть греческий корень фон , который обозначает звук . В русском язы-ке такой же корень в названии раздела науки о язы-ке, который изучает звуковой строй, состав языка .

Изобретатель Эдисон придумал особый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф. В этом слове два греческих корня фон и граф . Запишите слова, включающие второй корень, если известно их значение:

Правописание — фонография .

Письмо рисунками — графика .

Наука, исследующая памятники древней письменно-сти, - палеография .

Изображение предметов на пленке, бумаге, снимок - фотография .

Выпиши из текста однородные члены предложения: телефон, микрофон, ксилофон .

10. Прочитай отрывок из рассказа В. Драгун-ского.

А потом нос распух, его заложило, и Вова поте-рял речь. Он даже не мог сказать «мама», вместо этого он говорил «баба». И вместо «урок» у него получалось «удок». Всем известно, что заложенный нос сильно влияет на произношение. И потому, когда Вова сказал дома: «Баба, у бедя дасмодк!» - его мама не слишком огорчилась...

Запиши звуки, которые герою было трудно про-износить при насморке, и рядом те, которыми он их заменяет: [м] [р] [н] . Про-верь, зажав нос, все ли звуки действительно так произносятся. Укажи, где автор «допустил» ошибку, [р] на [д] не меняется . Запиши фразу «Мне нельзя мороженое», в которой все звуки будут заме-нены правильно: "Бде дельзя бодожедое" .

Максимальный уровень.

Попробуй догадаться после прочтения этого от-рывка, как называются звуки [м], [н], и запиши их название: сонорные, носовые (под-сказка: через что проходит воздух при произнесе-нии звука).

Наука, исследующая памятники древней письменности, называется палеографией. Термин образован от двух греческих слов: παλαιός (старый) и γράφειν (пишу). То есть изучение древнего и исторического почерка, его форм и процессов письма, а не содержания документа.

В дисциплину входят: дешифрование, чтение и датирование исторических манускриптов, определение особенностей их внешнего вида, а также методы, использованные при написании. Наука, исследующая памятники древней письменности, очень тонкая и кропотливая, она важна для понимания и аутентификации текстов. Это словно один из пазлов, необходимый для создания цельной картины.

Слова, определяющие время создания

На время и место создания книги могут указать детали, содержащиеся в ней. Заметки переписчиков или авторов иногда помогают определить время написания отдельных рукописей. Постепенное развитие всех ремесел, вовлеченных в процесс производства книг, позволяет уточнить и упорядочить имеющийся материал.

Некоторые типы текстов, например, календари или литании, содержат отсылки: кому, когда и для чего их создавали. Однако не стоит ссылаться на палеографию, если необходимо указать конкретную дату.

Наука, исследующая памятники древней письменности, изучает также стиль оформления и декорации манускриптов. Иллюстрации быстро меняли свою форму и вид, оформители следовали тенденциям рисования того или иного времени. Археология и искусство - это путеводители палеографа.

История дисциплины

В 1681 году монах-бенедиктинец Жан Мабильон издал в Париже книгу De re diploma libri sex. Ее публикация - это начало становления науки, исследующей памятники древней письменности. Это первое полноценное исследование, в котором изложены принципы датирования шрифтов и орнаментов в рукописях. Впервые термин «палеография» был использован в 1708 году Бернардом де Монфауконом, учеником Мабильона.

В начале XIX века наука полностью отделилась от дипломатики. Большой вклад в этот процесс внесли Вильгельм Ваттенбах и Леопольд Делисл, изучая взаимосвязь между рукой и письмом. Их усилия были направлены на воссоздание движения пера при написании буквы и создание генеалогии письменности.

Одним из первых трудов по палеографии в России считается изданная в 1913 году книга Шляпкина И. А. «Русская палеография по лекциям в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте»

Открытие неизвестного

Ученым нужно знать больше, чем просто значение слова, для интерпретации и изучения древних свитков. Они должны иметь представление о знаках препинания, формах букв, аббревиатурах. Важны также множественные стили почерка, используемые для разных целей, и письменные обычаи, принадлежащие к конкретному отрезку времени. Понимание языка, лексики и грамматики - все это помогает ученым идентифицировать подделки.

Наука, исследующая памятники древней письменности, помогает так же определить возраст документа, если автор не указал дату его написания. Палеограф учитывает стиль и форму исследуемого материала, почерк, используемый при создании рукописи. Как и все археологические дисциплины, работа палеографии направлена от известного к неизвестному.

Модернизация палеографии

Описанная ранее аналитическая палеография основывается на традициях. Но сегодня, в век развития технологий, существует новая ветвь исследований - цифровая палеография. Как самостоятельное направление она возникла в конце 2000-х годов, после успешного семинара, проведенного в научно-исследовательском центре компьютерных наук Dagstuhl (Германия). На нем обсуждали взаимодействие палеографии и компьютерных инструментов, разработанных в Computer Vision, для анализа оцифрованных изображений.

Учитывая существующие методы, разработанные для восстановления поврежденных документов, зрительного распознавания текста или транскрипции с помощью компьютерных программ, идентификации и классификации почерков и надписей, актуальной технической задачей является разработка «новых машин». Иными словами, эффективных ноу-хау для решения палеографических задач и предоставления ученым количественных данных в рамках заданных параметров.

Даже не учитывая чтение «старых» текстов (древних, средневековых и ранних современных документов), это направление может представлять особый интерес для широкой общественности и для сообщества генеалогов.

  • Сущность письма, его отношение к языку и мышлению
    • Вопрос о сущности письма
    • Первая особенность письма
      • Первая особенность письма - страница 2
    • Вторая особенность письма
    • Третья особенность письма
    • Отношение письма к остальным средствам общения
  • Вопросы терминологии и классификации
    • Понятие «система письма»
    • Пиктографическое письмо
    • Идеографическое письмо
      • Идеографическое письмо - страница 2
    • Слоговое письмо
    • Звуковое письмо
    • Системы письма промежуточного типа
  • Происхождение первоначального письма и его особенности
    • Теории происхождения письма
    • Первобытное искусство как источноик письма
    • Периодизация появления пиктографических изображений
      • Периодизация появления пиктографических изображений - страница 2
      • Периодизация появления пиктографических изображений - страница 3
    • «Предметные» способы передачи сообщений
      • «Предметные» способы передачи сообщений - страница 2
  • Закономерности возникновения и развития логографического письма
    • Формирование зачаточного картинно-синтетического письма
    • Теория моногенезиса логографического письма
    • Египетское логографическое письмо
      • Египетское логографическое письмо - страница 2
    • Ацтекское логографическое письмо
    • Шумерское логографическое письмо
      • Шумерское логографическое письмо - страница 2
    • Начальные этапы развития китайского письма
    • Развитие логографических способов передачи речи
      • Развитие логографических способов передачи речи - страница 2
    • Фонетические логограммы
    • Применение фонетических логограмм в китайском
    • Государственное закрепление основных принципов китайского письма
    • Преимущества логографического письма
    • Упрощение графической формы знаков
      • Упрощение графической формы знаков - страница 2
  • Закономерности возникновения и развития слогового письма
    • Слоговые системы письма
    • Преимущества слогового письма
    • Шумерское слоговое письмо
    • Ассиро-вавилонское слоговое письмо
    • Письменные системы эламитов, хеттов и урартов
    • Древнеперсидское слоговое письмо
    • Критское слоговое письмо
      • Критское слоговое письмо - страница 2
    • Слоговое письмо майя
    • Индийские системы письма
      • Индийские системы письма - страница 2
    • Эфиопское слоговое письмо
    • Японская слоговая система письма
      • Японская слоговая система письма - страница 2
    • Корейская лигатурно-звуковая система
    • Возникновение буквенно-звукового письма
    • Появление консонантно-звуковых знаков
    • Особенности финикийского письма
    • Древние западносемитские системы письма
    • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 2
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 3
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 4
    • Закономерности развития буквенно-звукового письма
    • Происхождение восточных систем буквенно-звукового письма
    • Еврейская и иранская ветви буквенно-звукового письма
    • Сирийская ветвь буквенно-звукового письма
    • Арабсквя ветвь буквенно-звукового письма
    • Греческое письмо
      • Греческое письмо - страница 2
    • Латинский алфавит
    • Развитие латинского и греческого письма
      • Развитие латинского и греческого письма - страница 2
  • Возникновение и развитие славяно-русского письма
    • Возникновение славянского письма
    • Вопрос о оригинальности кирилловской азбуки
    • Деятельность Кирилла и Мефодия
    • Существование в доконстантиновский период письменности у славян
      • Существование в доконстантиновский период письменности у славян - страница 2
    • Летописные и литературные источники IX-X вв.
      • Археологические памятники письменности - страница 2
    • Первоначальная азбука
      • Первоначальная азбука - страница 2
    • Развитие кирилловского письма в России
    • Советские системы письма
  • Особые виды письменных знаков
    • Цифры
      • Цифры - страница 2
      • Цифры - страница 3
      • Цифры - страница 4
    • Специальные научные знаки
    • Знаки препинания (пунктуации)
      • Знаки препинания (пунктуации) - страница 2
    • Строчные и прописные буквы
    • Диакритические знаки и лигатуры
    • Общие закономерности развития письма
      • Общие закономерности развития письма - страница 2
      • Общие закономерности развития письма - страница 3
    • Развитие систем письма отдельных народов
      • Развитие систем письма отдельных народов - страница 2
    • Фактор различного содержание первоначальной письменности
    • Влияние на развитие письма соседних народов
    • Классовые влияния на развитие письма
    • Материалы и орудия письма как фактор
    • Влияние на графику назначения письменных памятников
    • Особенности изобразительного искусства различных народов
    • Генеалогические группы систем письма
    • Некоторые перспективы развития письма

Археологические памятники письменности

Подтверждается существование письменности в дохристианской Руси также и археологическими памятниками.

К сожалению, систематическое, плановое изучение и обобщение фактического материала по этому вопросу, накопленного дореволюционной русской и советской археологией, не сосредоточено ни в одном из научно-исследовательских институтов. В результате такое изучение проводится в значительной мере в порядке индивидуальной инициативы отдельных исследователей. Лишь часть найденных памятников опубликована. Публикаций нередко представляют собой не документальные фотографии, а случайные зарисовки, и, как правило, разбросаны по многочисленным, подчас трудно доступным сборникам и трудам институтов.

Наибольший интерес из обнаруженных на территории России памятников дохристианской письменности представляют те, которые содержат надписи или отдельные знаки, отличные от букв кириллицы, глаголицы и других известных систем письма.

Самыми древними из таких памятников (конец I тысячелетия до н.э. и в особенности первые три-четыре века нашей эры) являются знаки и изображения, найденные в русском Причерноморье, - в Херсонесе, Керчи, Ольвии и других местах, где когда-то существовали греческие поселения. Знаки эти, наряду с греческими надписями, встречаются на каменных плитах, надгробьях, на черепице, амфорах, монетах и т.п. Одни из них представляют собой схематические рисунки; большинство имеет условную, линейно-геометрическую форму, как правило, довольно сложную. Некоторые сходны с буквами глаголицы. Подавляющее большинство знаков или расположено изолированно (иногда в сочетании с греческими текстами), или же в беспорядочном скоплении. Лишь в трех-четырех памятниках расположение знаков упорядочено; при этом только один из них (архитектурный фрагмент, найденный в 1946 г. в Ольвии, состоит из знаков, нанесенных одновременно, и, возможно, представляет собой связный текст.

Первые публикации, посвященные причерноморским знакам, появились в середине и второй половине XIX в.

Первоначально многие относили эти знаки к готской письменности; в настоящее время считается доказанным их сарматское происхождение. Академик И.И. Мещанинов в работе, посвященной причерноморским знакам, считал большинство этих знаков родовыми знаками скифо-сарматских родов, а некоторые более сложные и поздние- царскими монограммами. Встречающиеся же иногда скопления знаков на одном памятнике И.И. Мещанинов объяснял разновременным их нанесением или же одновременным участием в каком-либо обряде (например, в погребальном) представителей разных родов. В то же время И.И. Мещанинов (вслед за П. Бурачковым) признавал возможным влияние причерноморских знаков на глаголическое письмо.

За последние годы ряд статей о причерноморских знаках опубликовал Н. А. Константинов. Согласно его гипотезе, причерноморские знаки ведут происхождение от кипрского слогового письма V-IV вв. до н.э., которое могло стать известным скифо-сарматскому, а затем и праславянскому населению Причерноморья через греческих колонистов. Впоследствии кипрские слоговые знаки превратились, согласно Н. А. Константинову, в буквенно-звуковые знаки протоглаголического письма.

Недостаток гипотезы Н. А. Константинова в том, что она оставляет открытым вопрос, почему сарматы, а затем славяне заимствовали слоговое кипрское письмо, а не звуковое греческое. Ведь последнее было больше известно жителям Причерноморья и лучше передавало фонетику сарматской и славянской речи. Кроме того, сложность формы, а также изолированное или хаотическое расположение знаков делает более вероятным и понимание их не как слоговых и звуковых, а как условных знаков рода, племени и т.п.

Другой недостаток гипотезы Н. А. Константинова в том, что она базируется лишь на графическом сходстве некоторых причерноморских знаков со знаками, с одной стороны, кипрского и, с другой, - глаголического письма. Между тем одно графическое сходство не может служить доказательством, так как очень часто оно объясняется случайным совпадением. Доказательством правильности расшифровки той или иной системы знаков следует считать только прочтение связных текстов, переданных этими знаками. А среди памятников причерноморской письменности связные тексты (негреческие), видимо, отсутствуют. Наконец, большие сомнения вызывает пятивековой разрыв между последними памятниками причерноморской письменности (IV в.) и древнейшими памятниками славянской письменности (IX-X вв.).

Последнее по времени и тщательно документированное исследование причерноморских знаков принадлежит Э.И. Соломоник. На основе анализа формы, места и порядка расположения знаков, Э.И. Соломоник приходит вслед за И.И. Мещаниновым, к выводу, что большинство причерноморских знаков представляют собой родовые, племенные или личные (в том числе царские) знаки, знаки собственности, клейма мастеров и магически культовые знаки. Лишь немногие знаки имеют сравнительно простую форму и относительно упорядоченное расположение.

Согласно Э.И. Соломоник, это «свидетельствует о тенденции развития их в стройную систему письма. Этот процесс был замедлен благодаря заимствованию верхушкой местного населения греческой письменности и не успел завершиться, т.к. к IV в. н.э. в северное Причерноморье хлынула новая миграционная волна». Э.И. Соломоник тоже считает возможным влияние причерноморских знаков на форму некоторых букв глаголицы, но, во-первых, только на форму, и, во-вторых, через посредство предполагаемых славянских «черт и резов» V-VIII вв.

Следующей группой вероятных памятников дохристианской русской письменности являются найденные на территории России и до сих пор не расшифрованные надписи на предметах X-XI вв.

Наибольший интерес из них представляет так называемая «алекановская» надпись. Надпись эта, нанесенная на глиняный сосуд X-XI вв., была открыта в 1897 г. В. А. Городцовым во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью; надпись содержит 14 знаков, расположенных в строковой планировке. В 1898 г. там же на обломках посуды было обнаружено еще пять аналогичных знаков. Как указывает А. А. Городцов «сосуд плохо обожжен, изготовлен, очевидно, наспех... следовательно, изготовление местное, домашнее, а следовательно, надпись сделана местным или домашним писцом, т.е. славянином». Знаков слишком много, чтобы их можно было принять за клеймо мастера. «Остается предположить, - делает вывод В. А. Городцов, - что знаки представляют собой литеры неизвестного письма».

Близки по форме к алекановским знаки на горшках из бывшего Тверского музея, а также на медных бляхах, найденных А. В. Арциховским при раскопках тверских курганов XI в. На двух бляхах знаки идут по кругу, образуя две одинаковые надписи. Некоторые из знаков, подобно алекановским, напоминают буквы глаголицы.

Загадочные знаки, вероятно, не славянского, а тюркского происхождения были обнаружены при раскопках на Дону, на кирпичах Цимлянского городища и на камнях из стен Маяцкого городища. Аналогичные по происхождению и характеру знаки имеются также на баклажках, хранящихся в Новочеркасском музее.

Многочисленные статьи посвящены знакам, обнаруженным (впервые в 1864 г.) на свинцовых пломбах, видимо, торговых печатях X-XIV вв., найденных на Западном Буге у с. Дрогичина; общее количество этих знаков измеряется многими сотнями. На лицевой стороне некоторых дрогичинских пломб стоит буква кириллицы, а на оборотной стороне - один из «загадочных» знаков. К XI-XII вв. относятся загадочные знаки, встречающиеся на старорусских пряслицах, т.е. на каменных колечках, надевавшихся на веретено для ускорения его вращения, и на других бытовых предметах.

Наряду с кирилловскими буквами встречаются загадочные знаки в надписях на монетах русских князей XI в. (Владимира, Святослава, Изяслава, Ярополка) и др. Надписи эти обычно строятся по схеме «Владимир на столе, и се его сребро» с изменением только имени князя. На многих из монет вместо пропущенных букв стоят непонятные черточки и точки. Большинство исследователей объясняло появление этих черточек и точек безграмотностью русских граверов XI в. Однако потворяемость одних и тех же знаков на монетах разных князей, причем часто с одинаковым звуковым их значением, делает такое объяснение маловероятным.

Наука, исследующая памятники древней письменности, называется палеографией. Термин образован от двух греческих слов: παλαιός (старый) и γράφειν (пишу). То есть изучение древнего и исторического почерка, его форм и процессов письма, а не содержания документа.

В дисциплину входят: дешифрование, чтение и датирование исторических манускриптов, определение особенностей их внешнего вида, а также методы, использованные при написании. Наука, исследующая памятники древней письменности, очень тонкая и кропотливая, она важна для понимания и аутентификации текстов. Это словно один из пазлов, необходимый для создания цельной картины.

Слова, определяющие время создания

На время и место создания книги могут указать детали, содержащиеся в ней. Заметки переписчиков или авторов иногда помогают определить время написания отдельных рукописей. Постепенное развитие всех ремесел, вовлеченных в процесс производства книг, позволяет уточнить и упорядочить имеющийся материал.

Некоторые типы текстов, например, календари или литании, содержат отсылки: кому, когда и для чего их создавали. Однако не стоит ссылаться на палеографию, если необходимо указать конкретную дату.

Наука, исследующая памятники древней письменности, изучает также стиль оформления и декорации манускриптов. Иллюстрации быстро меняли свою форму и вид, оформители следовали тенденциям рисования того или иного времени. Археология и искусство - это путеводители палеографа.

История дисциплины

В 1681 году монах-бенедиктинец Жан Мабильон издал в Париже книгу De re diploma libri sex. Ее публикация — это начало становления науки, исследующей памятники древней письменности. Это первое полноценное исследование, в котором изложены принципы датирования шрифтов и орнаментов в рукописях. Впервые термин «палеография» был использован в 1708 году Бернардом де Монфауконом, учеником Мабильона.

В начале XIX века наука полностью отделилась от дипломатики. Большой вклад в этот процесс внесли Вильгельм Ваттенбах и Леопольд Делисл, изучая взаимосвязь между рукой и письмом. Их усилия были направлены на воссоздание движения пера при написании буквы и создание генеалогии письменности.

Одним из первых трудов по палеографии в России считается изданная в 1913 году книга Шляпкина И. А. «Русская палеография по лекциям в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте»

Открытие неизвестного

Ученым нужно знать больше, чем просто значение слова, для интерпретации и изучения древних свитков. Они должны иметь представление о знаках препинания, формах букв, аббревиатурах. Важны также множественные стили почерка, используемые для разных целей, и письменные обычаи, принадлежащие к конкретному отрезку времени. Понимание языка, лексики и грамматики — все это помогает ученым идентифицировать подделки.

Наука, исследующая памятники древней письменности, помогает так же определить возраст документа, если автор не указал дату его написания. Палеограф учитывает стиль и форму исследуемого материала, почерк, используемый при создании рукописи. Как и все археологические дисциплины, работа палеографии направлена от известного к неизвестному.

Модернизация палеографии

Описанная ранее аналитическая палеография основывается на традициях. Но сегодня, в век развития технологий, существует новая ветвь исследований — цифровая палеография. Как самостоятельное направление она возникла в конце 2000-х годов, после успешного семинара, проведенного в научно-исследовательском центре компьютерных наук Dagstuhl (Германия). На нем обсуждали взаимодействие палеографии и компьютерных инструментов, разработанных в Computer Vision, для анализа оцифрованных изображений.

Учитывая существующие методы, разработанные для восстановления поврежденных документов, зрительного распознавания текста или транскрипции с помощью компьютерных программ, идентификации и классификации почерков и надписей, актуальной технической задачей является разработка «новых машин». Иными словами, эффективных ноу-хау для решения палеографических задач и предоставления ученым количественных данных в рамках заданных параметров.

Даже не учитывая чтение «старых» текстов (древних, средневековых и ранних современных документов), это направление может представлять особый интерес для широкой общественности и для сообщества генеалогов.

Палеография — наука, исследующая памятники древней письменности — все о путешествиях на сайт