Развитие волевых качеств научная статья. Волевые качества человека и их развитие. Умение взвешивать разные ценности




Выполняя различную деятельность, человек преодолевает различные внутренние и внешние препятствия, при этом у него вырабатываются волевые качества. Под волевыми качествами понимают устойчивые, независимые от ситуации психические образования, свидетельствующие об определенном уровне сознательной саморегуляции поведения личности.

К волевым качествам относится сила воли, то есть способность преодолевать затруднения, препятствующие достижению цели. Чем труднее препятствие на пути к цели, тем выше и сильнее проявления воли. Только преодоление препятствий с помощью волевых усилий свидетельствует об объективном проявлении силы воли.

К волевым качествам также принято относить выдержку и самообладание. Они проявляются в способности сдерживать свои чувства в случае необходимости, не допуская необдуманных и импульсивных действий, умении выполнять задуманное действие. Таким образом, самообладание и выдержка выражаются в способности волевым усилиям ослаблять действия, мысли, которые мешают достижению цели .

По мнению В.К. Калинина, существует два вида волевых качеств: базальные или первичные и системные качества. Рассмотрим их подробнее.

К базальным волевым качествам относятся: энергичность, выдержка и самообладание, терпеливость и смелость .

Энергичность – способность быстро поднимать уровень активности с помощью волевого усилия.

Смелость – способность сохранять устойчивость психических функций в случае появления опасности, а также выполнять деятельность на обычном уровне. Данное качество связано с умением идти на риск для достижения цели, а также противостоять своему страху.

Терпеливость – умение поддерживать интенсивность работы дополнительным усилием на задано уровне при возникновении внутренних препятствий, таких как, плохое настроение, усталость и т.д.

Системные волевые качества – это объединение однонаправленных проявлений сознания. Их системность связана с волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферами. Базовые волевые качества выступают основой для развития системных волевых качеств. Среди системных волевых качеств выделяют: целеустремленность, настойчивость, принципиальность, инициативность, решительность, организованность, самостоятельность, самоконтроль и самооценку.

Целеустремленность – умение человека руководствоваться твердыми убеждениями и взглядами в своих действиях. Выделяют два вида целеустремленности: стратегическую (умение руководствоваться определенными принципами во всей жизнедеятельности) и оперативную (умение ставить точные цели для выполнения отдельных целей).

Настойчивость – умение добиваться цели долгое время, не смотря на трудности. Такие люди готовы длительно двигаться к достижению цели, оценивать обстоятельства и находить в них то, что может помочь.

Принципиальность – умение руководствоваться устойчивыми принципам и взглядами в своих поступках. Она имеет свое появление в устойчивой дисциплине поведения и поступках.

Инициативность – умение генерировать и предлагать нешаблонные способы решения ситуаций, а также предпринимать попытки по реализации этих решений.

Решительность – проявляется в отсутствии колебаний при борьбе мотивов, в быстром и точном принятии решения.

Организованность – умение человека руководствоваться намеченными планами в поведении, и проявлять гибкость при изменении обстоятельств.

Последовательность в действиях проявляется в том, что совершаемые поступки вытекают из одного принципа.

Самостоятельность – умение обходиться без чужой помощи, выполняя какую-либо деятельность.

Воля формируется в процессе возрастного развития человека. До четырехлетнего возраста волевая сфера ребенка характеризуется неустойчивостью. Обычно желания сменяют друг друга быстро, могут носить неопределенный характер. Уже в четырехлетнем возрасте желания приобретают более устойчивый характер. В этом возрасте появляется борьба мотивов, то есть дети способны после некоторых раздумий сделать выбор между несколькими действиями.

Воля не развивается сама по себе, а в связи с общим развитием личности. У детей творческого типа или увлеченных интересным занятием формируется достаточно высокий уровень развития воли. Именно увлеченность делом, сопровождаемая трудом, способствует формированию волевых качеств.

Формирование воли в первую очередь зависит от родителей. Одно из важных условий воспитания выступает формирование у ребенка сознательной дисциплины. Развитие волевых качеств является предпосылкой дисциплинированности, которая помогает понимать необходимость соблюдения правил поведения, а также регулировать свои желания.

В воспитании волевых качеств важную роль играет школа. Она предъявляет ряд требований к ребенку, без которых не возможно школьное обучение, формирует дисциплинированность ребенка.

Учитель оказывает непосредственное влияние на формирование волевых качеств ребенка, а также различных характеристик. Дети часто стремятся подражать поведению учителя.

Физическое воспитание ребенка оказывает не менее важное влияние на развитие волевых качеств ребенка. В старшем возрасте формирование волевых качеств не прекращается. Они достигают наивысшего развития в трудовой деятельности.

Развитие волевой регуляции происходит в нескольких направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение контроля над поведением.
  3. Выработка волевых качеств.

Все перечисленные процессы начинаются с того момента, когда ребенок начинает овладевать речью.

Внутри каждого из этих направлений происходит специфические преобразования, способствующие развитию волевой регуляции. Например, воля как познавательный процесс вначале выступает как форма внешнеречевой регуляции, а затем выступает как форма внутриречевого процесса. В поведении сначала волевое управление касается произвольных движений только отдельных частей, а позже становится сложным комплексом движений. В развитии происходит движение от первичных качеств к системным.

Кроме того существует еще одно направление развития волевых качеств когда человек сознательно ставит перед собой трудно достижимые цели и задачи, требующие волевых усилий.

Развитие волевой регуляции поведения у детей связано и с интеллектуальным уровнем, проявлением личностной и мотивационной рефлексии. В связи с этим воспитывать волю, не обращая внимания на общее психологическое развитие не целесообразно.

Особая роль в развитии волевых качеств у детей отводится игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Разные виды игры вносят свой специфический вклад в развитие волевых качеств. Предметные игры способствуют развитию произвольной регуляции. Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества. Коллективные игры укрепляют саморегуляцию поступков. Учение вносит наибольший вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов .

Список литературы:

  1. Еникеев, МИ. Общая психология. Учебник для студентов вузов / М.И. Еникеев. – М.: «ПРИОР», 2000. – 400 с.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. - СПб: Питер, 2017. - 582 с

ТГПУ им. Низами


Ключевые слова

воля, развитие, уровень, импульсивность, поведение, обстоятельства, инстинкт, will, development, level, impulsivity, behavior, circumstances, instincts

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблема воли, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных. Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Сложность изучения проблемы воли и её влияния на различную деятельность человека состоит в разноплановости понимания и определения категории воли.

Текст научной статьи

Development of volitional regulation of behavior in humans occur in several ways. RS Nemov identifies three sides - in this process. On the one hand - this transformation of involuntary mental processes at random, on the other - the person acquiring control of their summing up, the third - generation of strong-willed qualities of the person . All these processes are developmentally starting from the moment of life, when the child masters speech and learns to use it as an effective means of mental and behavioral self-regulation. Within each of these areas of development as it will strengthen its place, the specific conversion, gradually raising process and mechanisms of strong-willed regulation at the higher levels. So, for example, in cognitive processes will initially appears in the form of externally-speech regulation and only then - in terms of intra-speech process. In the behavioral act of volitional control of voluntary movement first concerns the individual parts of the body, and subsequently - the planning and management of a complex set of movements, including inhibition and activation of some other complexes muscles. In the formation of strong-willed qualities of the person will develop can be represented as moving from primary to secondary and further - to the tertiary volitional qualities. Another trend in the development of the will manifested in the fact that a person consciously sets itself more and more challenges and pursue ever more distant goal, requiring the application of considerable effort of will for quite a long time. For example, the student still in adolescence can put the task to develop at such powers, the formation of which have expressed no natural inclinations. At the same time he can set a goal to do in the future, challenging and prestigious activity for the successful implementation of which requires this kind of ability. For this example, there are many examples in life of how people become famous scientists, artists, writers, achieve your goals, not having good instincts, mainly due to increased capacity and will. Formation will begin in early childhood. In the first years of life a child (under 3 years) will develop due to the gradual mastery of voluntary movements and elementary independent actions with objects (in the process of eating, dressing and undressing, washing, games), which is the premise of voluntary actions. Approximately 3 years in a child manifests the desire for a more complex self-sufficient, he masters the ability to set goals (at first only the closest), the achievement of which involves overcoming certain difficulties. From that age gradually develop the ability to subordinate their actions are not only appealing to the purposes and immediate desires, but also the need (clean in place toys, and so on. P.), Ie, within certain limits, to limit himself. By about 6 years children are already to a certain extent capable of "inhibitory control" over their behavior. Are crucial requirements for the child and his motives for appropriate action on the part of adults. Labor advocates an effective means of educating the will. At preschool age, the child should be the basic duties, in particular, for self-service. It is useful to involve children in feasible kinds of practical work. By participating in a variety of activities, the child learns to overcome difficulties, to act not only in their own interests, but also for other people. Important role in the development of preschool children will belong to the games, especially the collective plot games with rules. Strict compliance with the rules of the game and assumed roles and responsibilities, subordination to the logic of the game are taught a child to organize his behavior, limit the desire to act in the common interest, to bring it started to end. On entering school begins a new stage in the development of the will of the child. At school, the child is faced with a number of rules and long-term obligations, it is necessary to subject the activity requirements of the school and the teachers in front of him. Strict daily life teaches him actively and intelligently manage their behavior, to perform the duties, often subjecting them to personal desires and needs. The success of the school for the formation of students will depend on the organization, methods and techniques of educational work: clear organization of training and employment, the reasonable demands on students daily control over their activities and the implementation of the rules of conduct. A notable development will observed in adolescence, when there is a significant growth of conscious relation to reality, the teaching, the growth of societies motives order (the sense of duty, responsibility). By teenager independence more demanding, weakened the direct custody of them, which makes it advisable to have to organize their behavior. However, the weak formulation of educational work of teen activity often takes the negative form (stubbornness, foolhardiness, impulsivity). At the youthful age in connection with the active formation of outlook motives of societies, the order (with the proper education) is gradually beginning to play a leading role. Parenting a child will in school and in the family through the organization of his volitional behavior. Only in the course of organized activities he acquires experience in overcoming difficulties. It is necessary to play, learning and especially the work of children included the elements of voluntary efforts aimed at achieving the goals that have not only personal, but also certain societies value. Of course, at a very early age (2-3 years) the child is not able to clearly are aware of the social significance of certain actions or deeds. The way education will in this age comes mainly through the direct organization of adult behavior of the child, through the production of the correct mode of living, the right habits. Public is the meaning of the behavior becomes comprehensible child is already at a later age. To bring up a child the courage, determination, perseverance, to be systematically put it into an environment and natural life situations in which he could and would have to show these qualities. In other words, it is necessary to organize a kind of exercise willpower. Greenhouse education, which eliminates all the difficulties with the way of life of the child, leading to the development of weak will, inability to confront the difficulties and achieve goals. However, the goals that are set before the child or that he puts in front of him, should not exceed its capacity. Otherwise, it can form the uncertainty in their own abilities, a habit not to bring it started to end. In every possible way encouraging children to exercise volitional action, the teacher should help them clearly understand the implications of the implementation or failure of tasks. At the same time, promoting a successful outcome, it seeks to ensure that the children appeared happy proud feeling of satisfaction, which is a powerful "reinforcement" committed actions impetus to the implementation of other volitional acts. The role of staff in the education of the will. A well-organized, well-oriented children"s group requires its members volitional behavior, helping them to set reasonable and socially useful purposes, to find ways to achieve them, encouraging the fight against obstacles, assists in overcoming them, gives the public, the child"s actions assessment, approving or condemning his actions. An important role in the education of B. is the presence of the collective long-term goals, or "promising lines" (the term Makarenko), ie interconnected and subordinated to each other socially valuable goals and objectives - from close and relatively easily attainable to more meaningful and distant. Will tempered in the process of reaching the distant future goals, the next the same purpose should be considered and evaluated as necessary steps to achieve them. A significant role in the education will play an ethical conversation. Often people misunderstand and evaluate volitional qualities: foolhardiness mistaken for genuine courage, stubbornness evaluated as persistence, haste and ill-considered actions taken for determination, and so the children explained in the process of ethical conversations, what will, what it expresses what the right the way her education. Great value (especially in adolescence and in young adulthood) has a self-education will. The provider must help students understand the strengths and weaknesses of their will, to reveal the specific ways of self in the process of solving real-life problems (elimination of the backlog on academic subjects, the acquisition of the necessary and useful, and the eradication of bad habits, and so on), to help in the organization of self-control behavior. Physical state, especially the nervous system, although it is not critical for the development of the capacity for willful actions (exceptionally strong people will have many physically weak and sick people), still plays a role. Often weakness is the result of insufficient stock of physical and nervous strength to overcome the obstacles on the way to the goal, which does not represent any difficulties for the physically strong man. Therefore, physical education, exercise, strengthening the nervous system and improving health, promote the formation of the will. Thus, in the psychology of the will is understood as the Self-determination and self-control person of their activities and behavior contrary to the external and internal obstacles, influences and impacts. Currently, there are various theories will, as part of which are considered appropriate forms of individual behavior (the theory of behaviorism), personal conflicts and ways to overcome them (motivation psychology), strong-willed personality characteristics (personality psychology). Formation of strong-willed qualities of the individual student, as well as the direction of its strong-willed development is an indispensable task of modern education system. All volitional qualities have a direct impact on both the moral and mental development of the child and on its activities. Conclusion Will in psychology is defined as a person"s ability to work towards achieving this goal consciously, breaking the external and internal obstacles. If necessary, a strong-willed person is able to abandon the planned or implemented actions, if it no longer meets the changed circumstances. Such is human nature, and the ability, if necessary, to refrain from a particular action. Overcoming obstacles and difficulties associated with the so-called will power - a special state of mental stress, which mobilizes physical, intellectual and moral powers of man. Determined action by external objective circumstances, such as conditions, way of life and human activities. These impacts are remote and indirect, and therefore do not always realize that sometimes creates the illusion of absolute arbitrariness of human actions and behavior. This is based and idealistic interpretation of the will as a kind of spirituality that makes complete freedom, the arbitrariness of human behavior. Free will is not in an imaginary independence from natural laws and the laws of society, development, and based on the knowledge of these laws, the possibility to use them for specific purposes. However, volitional activity of man, being objectively determined, not understood as adherence to a fatal external circumstances, supposedly liberating man from responsibility for his actions.

1

Статья посвящена рассмотрению урока в школе как одной из форм развития волевых качеств у подростков на протяжении экспериментальной части диссертационного исследования. Автор утверждает, что урок в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с другими формами применения средств физической культуры, имеет ряд преимуществ, заключающихся в: систематической форме занятий физическими упражнениями, проводимыми в единстве с другими средствами физической культуры, осуществлении педагогического процесса под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых, индивидуальных возможностей учащихся и др. В целях достижения цели, на всем протяжении эксперимента учебный год был разделен на три этапа, позволившим детям адаптироваться и адекватно воспринять нагрузку: исходный, основной и коррекционно-контрольный. Автор также отмечает, что в процессе эксперимента урок выступал как одна из основных форм применения средств физической культуры по решению данной проблемы, выполняя поставленные задачи по развитию таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность и целеустремленность, посредством выполнения учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Сущность изложенного в статье сводится к тому, что волевые качества у подростков развиваются через выполнение физических упражнений, а урок в этом контексте выполняет важнейшую роль по их развитию. Следовательно, лишь при соблюдении всех условий авторской программы по развитию волевых качеств у подростков средствами физической культуры, мы смогли достичь запланированного результата.

приемы активизации механизмов включения волевых усилий подростков на уроках физической культуры

волевые качества подростков

урок физической культуры

1. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с.

2. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко и др. – Череповец, ЧГУ, 2012. – 152 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1977. – 349 с.

4. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. – Т. 19. – № 4. – 1998. – С. 27-40.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 268 с.

6. Горбунов, Ю.Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности: монография / Ю.Я. Горбунов. – Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2011. – 123 с.

7. Горшков, А.Г. Физкультурно-оздоровительная технология: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: НОУ ВПО МИФКиС, 2013. – 100 с.

8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 376 с.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, любого типа и вида, развитие волевых качеств у подростков - одна из приоритетных задач. И это не случайно, поскольку их развитие одновременно сколь «вечная», столь и «актуальная» педагогическая проблема.

«Вечная» потому, что, во-первых, ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного, «раз и навсегда», решения, поскольку каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения.

«Актуальная» в силу того, что для каждого подростка, родителей и учителей, это значимая, практическая задача. От ее результативного решения во многом зависит настоящее и будущее подростка, его способность преодолеть трудности и вызовы переходного периода, его успешность вступления во взрослую жизнь. Волевые качества - это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности.

В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как «вечностью» и «актуальностью» практической задачи развития волевых качеств, так и особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств физической культуры. Средства физической культуры позволяют удовлетворить стремление подростков к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, желанию выделиться, самоутвердиться, добиться авторитета, усилить интерес к себе, занять достойное место в кругу сверстников.

Средства физической культуры применяются в работе с подростками в разных формах: урок физической культуры, физкультурные ме-роприятия в режиме учебного дня, спортивные сорев-нования, физкультурные праздники, занятия в спор-тивных кружках и секциях и т.п. Вместе с тем основной формой применения средств физической культуры для решения конкретных учебно-воспитательных задач является урок.

Урок по сравнению с другими формами применения средств физической культуры имеет ряд преимуществ. Он является систематической формой занятий физическими упражнениями, проводится в единстве с другими средствами физической культуры, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых и индивидуальных возможностей учащихся . В теории и методике физической культуры к уроку предъявляются достаточно жесткие требования, от выполнения которых зависит результативность решения любых задач урока .

  1. Четкость определения задач урока. На каждый урок может быть определено по 2-3 задачи, одна из них должна быть связана с развитием конкретного волевого качества, в зависимости от того конкретного упражнения, который будет на уроке основным.
  2. Целесообразный отбор средств и методов обучения на уроке, соответствующих поставленным задачам. Никакая задача урока не может быть достигнута без заранее обдуманного отбора учебного материала, без учета подготовленности класса, возрастно-половых особенностей.
  3. Обеспечение тесной связи урока с предыдущими и последующими по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности физических нагрузок.
  4. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Любой урок только тогда будет способствовать развитию волевых качеств, когда учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
  5. Постоянное видоизменение содержания уроков, методики их проведения и организации. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения уроков способствует формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, а значит, оказывает более интенсивное влияние на развитие волевых качеств.
  6. Обеспечение безопасности занятий на уроках. Повышенная травмоопасность уроков физической культуры обусловлена характером его содержания - работой на спортивных площадках, гимнастических снарядах, с различными предметами, которые при неправильной организации урока могут привести к травмам у отдельных учеников. В этом случае о развитии волевых качеств можно будет и забыть.
  7. Постоянный контроль над ходом и результатами деятельности на уроках. Он позволяет осуществлять оперативное управление деятельности учащихся на уроках, оперативно вносить необходимые корректировки, индивидуально помогать в освоении физического упражнения.

Каждое из этих требований не является каким-то специальным для решения задачи развития волевых качеств у подростков. В то же время их выполнение является обязательным, без учета этих требований решение любой конкретной воспитательной задачи урока, в том числе и по развитию волевых качеств, просто невозможно.

Исходя из этого, в ходе экспериментальной работы по развитию волевых качеств у подростков, проведенной нами в 2011/12 - 2012/13 учебных годах на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 36» и Свято-Покровской классической православной гимназии г. Саратова, мы предложили преподавателям физической культуры реализовывать эти требования, условно разделив учебный год на три этапа: исходный (первая четверть), основной (вторая и третья четверти) и контрольно-коррекционный (четвертая четверть).

На «исходном» этапе в ходе уроков мы исходили из того, что подростки за время летних каникул соскучились по коллективу одноклассников, воспринимают уроки физической культуры в большей степени как такую «форму учебы», которая представляет собой возможность в полной мере удовлетворить естественную потребность в двигательной активности в составе коллектива одноклассников. Они не утратили пока желания общаться и играть в коллективе, «жить» в нем. Поэтому большое внимание уделялось обеспечению и научению их этой активной деятельности, через активное использование спортивных игр по упрощенным правилам, как правило, на свежем воздухе, занятий по легкой атлетике, с активным использованием приема проведения различных эстафет. На данном этапе большое внимание уделялось и созданию условий для самопознания подростком самого себя, через оценку его поведения и деятельности преподавателем и сверстниками. Поощрение в виде похвалы, справедливые замечания со стороны преподавателя, одноклассников, объективная оценка достигнутых результатов оказывают ему реальную помощь в самопознании и развитии настойчивости, выдержки, целеустремленности. С целью самопознания и развития волевых качеств на данном этапе активно практиковались проведение бесед по таким темам «Почему мы такие разные?», «Коллектив, в котором я живу», «Как победить неуверенность в себе» и т.п.

На втором этапе основное внимание уделялось процессам самоутверждения подростков в коллективе. Как отмечают большинство детских психологов, в этом возрасте самоутверждение чаще всего происходит через агрессивное поведение и редко через интеллект подростка . Поэтому задача состояла в том, чтобы оптимальным для развития волевых качеств образом направить «агрессивность» подростков в русло активной физической (спортивной) состязательности. Важным моментом на данном этапе является развитие у них привычек заботы о своих товарищах в ходе занятий по физической культуре, об успехах коллектива в спортивной деятельности, об оказании помощи отстающим, о согласовании своей деятельности с потребностями коллектива. Развитие волевых качеств настойчивости и выдержки на этом этапе активно идет через развитие терпеливости в выполнении учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Повышению решительности способствует уверенность в своих силах, для чего задания каждому ученику должны быть «достижимо трудны». То есть они должны быть достижимы для каждого и вместе с тем достаточно трудны, настолько, насколько необходимо включения волевых усилий для их выполнения. Большое внимание на этом этапе уделялось развитию волевых качеств в коллективе и через коллектив. Для этого активно использовались спортивные игры, в ходе которых подросток с необходимостью должен проявлять ответственность перед коллективом, чувство товарищества, взаимопомощи, что достаточно активно развивает целеустремленность, решительность, выдержку.

На третьем, коррекционно-контрольном этапе осуществлялся мониторинг достигнутых уровней развития волевых качеств у подростков по методике, выбранной и адаптированной нами для проведения работы по развитию волевых качеств. На основании анализа полученных результатов в содержательную часть программы развития волевых качеств вносились необходимые коррективы, которые были обязательны для учета в следующем цикле развития волевых качеств (учебном годе). Большое внимание в ходе этого этапа уделяется контрольным занятиям, на которых проверяется уровень развития физических качеств. Для того чтобы получить максимальную отметку, подросток должен мобилизоваться и проявить имеющиеся волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность, без этого получение хорошего результата невозможно. На этом этапе ярко проявляется осознанный подход к занятиям физической культурой. Подростки активно отстаивают свое право на известную самостоятельность, свободу в действиях. Они не переносят назойливого назидания, чрезмерной опеки, у них активно проявляется общественная инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, принятие на себя ответственности в ее достижении. Все это поощрялось и направлялось преподавателями в разумное русло.

Одним из эффективных приемов развития волевых качеств в ходе уроков физической культуры стало ведение «Дневника саморазвития» каждым подростком. В таком «Дневнике» подросток должен был самостоятельно наметить цели по развитию у себя основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости на четверть, обозначив, каких результатов он хотел бы достичь по каждому из этих качеств. При помощи преподавателей и родителей наметить способы и приемы их достижения, как в учебное, так и внеучебное время. Ежедневно отмечать в дневнике, что удалось выполнить, а что нет, и почему не удалось выполнить. Вносить коррективы на каждый последующий день с учетом того, чего не выполнил ранее. Для более успешного выполнения того, чего сам же и спланировал, подростку рекомендовались индивидуальные приемы стимуляции волевых усилий: самоубеждение, обращение к чувству долга, самоодобрение, самоприказание, самозапрещение и т.п. Важную роль играли и рекомендованные подросткам обязательные для выполнения правила: поставил цель - иди к ней неуклонно; выполнение запланированного - залог успеха; окончил день - подведи итоги (целеустремленность); делай не то, что нравится, а то что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать (настойчивость); сначала пойми - потом решай; если решил - делай (решительность); прежде чем ответить - подумай; прежде чем сделать - подумай дважды; удовлетворяя свои интересы - учитывай интересы других (выдержка); не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственной инициативе; будь судьей самому себе; больше полагайся на себя, чем на других (самостоятельность).

Экспериментальная работа показала, что ведение подобных дневников для большинства подростков, особенно в начале эксперимента, было очень не простым делом. Понадобилось активное участие родителей в этом процессе. Для этого с ними на одном из родительских собраний были проведены инструктажи по контролю над ведением таких дневников. Дневники стали обязательными для ежедневной проверки родителями. Главной целью таких дневников было не достижения в развитии физических качеств (хотя на это они изначально направлены, и это в учебном плане важно), а активизация механизмов включения волевых усилий для их развития. Так как полученные результаты свидетельствуют, что прямой корреляции между физическими и волевыми качествами нет. Быть сильным, выносливым, быстрым - не значит быть самостоятельным, целеустремленным, решительным, выдержанным. А вот добиться предельно возможных для себя на данный момент времени уровней развития физических качеств, включив для этого все свои волевые усилия, очень важно в подростковом возрасте. Такая работа объективно способствует развитию всех актуальных для подростка волевых качеств.

Таким образом, главное назначение урока физической культуры - это создание условий для развития волевых качеств. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свои силы и самостоятельность, подростки охотно, с большим желанием участвуют в физкультурно-спортивной деятельности, максимально проявляя свои волевые качества. Кроме того, у них активно формируются навыки ответственности, самоконтроля.

Экспериментальная работа показала, что конкретная мера педагогического руководства развитием волевых качеств на уроках зависит: от опыта коллективных и самостоятельных действий подростков, от уровней развития ученического коллектива, характера отношений в нем; эффективности продуманных стимулов, вызывающих у подростков стремление к активной, целенаправленной физической деятельности; от содержания физкультурной и спортивной деятельности в классе, школе, районе, городе. Поэтому урок и является основной формой применения средств физической культуры для развития волевых качеств.

Однако у него в плане развития волевых качеств есть и отрицательные стороны. И прежде всего, это строгость рекомендуемой программы. Как бы учитель не пытался разнообразить уроки, искать какие-то интересные приемы его проведения, он всегда должен помнить о том, что в конце любой четверти оценивать учеников он будет не по степени развития волевых качеств, а по выполнению ими конкретных нормативов, предусмотренных программой. Поэтому основную часть времени он уделяет и всегда будет уделять именно этому. Именно на минимизацию этого объективного обстоятельства были и направлены наши предложения по этапам уроков физической культуры, их содержанию, внедрению дневников саморазвития. В конечном счете, задача заключается в том, чтобы физические и волевые качества у подростков развивать в единстве: акцентируя внимание на развитии физических качеств, не забывать про волевые и, наоборот, акцентируя внимание на развитии волевых качеств, не забывать про физические.

Рецензенты:

Железовская Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Тимушкин А.В., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов.

Библиографическая ссылка

Маторин Д.О. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13633 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В работе рассматриваются механизмы формирования волевых качеств юных спортсменов в процессе занятий дзюдо. На основе анализа научно-методической литературы предпринимается попытка проранжировать различные волевые качества по степени значимости для младших школьников, занимающихся дзюдо. Материалы статьи раскрывают механизмы положительного влияния занятий дзюдо на формирование значимых для детей младшего школьного возраста волевых качеств, позволяющих добиться спортивных успехов.

Короткий адрес: https://сайт/140125362

IDR: 140125362

Список литературы Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов

  • Бабаян, К.Л. Об относительной значимости волевых качеств для представителей различных видов спорта/K.Л. Бабаян//Психология физического воспитания и спорта. Тезисы докладов к VIII Всесоюзной конференции. Часть I. Ленинград 14-17 марта 1973 г. -М., 1973. -С. 24-26.
  • Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов/К.П. Жаров. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -151 с.
  • Колешао, А.А. Борьба/А.А. Колешао//Эмоционально-волевая подготовка спортсменов/Под ред. А.Т. Филатова. -Киев: Здоровья, 1982. -С. 96-110.
  • Мартыненко, А.Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Н. Мартыненко; СГАФК. -Омск, 2002. -24 с.
  • Ого, Махито. Дзюдо. (Основы. Методика)/Махито Ого. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -208 с.
  • Пуни, А.Ц. Психология формирования личности в физическом воспитании и спорте/А.Ц. Пуни/Психология физического воспитания и спорта/Под ред. Т.Т, Джамгарова. А.Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -С. 82-91.
  • Семёнов, А.Г. Спортивная борьба. Основные направления научных исследований/А.Г. Семёнов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 2003. -С. 136-141.
  • Скрябин, Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости/Н.Д. Скрябин//Спортивная и возрастная психофизиология./Под ред. Е.П. Ильина. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. -С. 98-109.
  • Шумилин, А.Г. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Г. Шумилин; КГПУ. -Красноярск, 2003. -19 с.
  • Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли/Е.П. Щербаков. -Омск: изд-во «Омская правда», 1990. -255 с.