Общая характеристика физических качеств. Физические качества человека и его здоровье Пространственно временная характеристика физических упражнений




Реагирует ком-плексом реакций со стороны сердечно-сосудистой, дыхатель-ной, нервной систем и т. д.

  • Если нагрузка слабая, то и ответная реакция организма будет незаметная и не вызовет каких-либо изменений.
  • Если нагрузка в пределах оптимальных величин, то она приведёт к положительным сдвигам. Величина оп-тимальной нагрузки не является постоянной. Для одного и того же человека она изменяется с повышением его физической под-готовленности.
  • Если нагрузка ока-жется чрезмерной, то последуют сдвиги, которые повлекут за собой неблагоприятные изменения в организме.

Параметры физической нагрузки

Физическая нагрузка слагается из двух параметров: объёма и интенсивности. Объем и интенсивность нагрузок неразделимы и вместе с тем проти-воположны по воздействию на организм. Одновременно объем и интенсивность можно увеличивать до известного предела.

Более целесообразным на начальном этапе тренировки сле-дует считать увеличение нагрузки за счёт её объёма, а в дальнейшем, по мере постепенного повышения возможно-стей организма, — в основном за счёт интенсивности.

Объем нагрузки

Объем нагрузки может быть выражен ко-личеством упражнений или занятий, метражом пробегаемых расстояний, суммарной массой поднятых отягощений и т.д.

Интенсивность нагрузки

Интенсивность нагрузки означает напряжённость трени-ровочной работы и степень её концентрации во времени.

Факторы, от которых зависит физическая нагрузка

Существует много факторов, позволяющих изменять физическую нагрузку на тренировках:

  • Количество повторений упражнения. Чем больше повторений, тем больше нагрузка.
  • Величина и количество участвующих в упражне-нии мышечных групп. Чем больше мышц участвует в вы-полнении упражнения и чем они крупнее, тем значительнее физическая нагрузка.
  • Темп выполнения упражнений. Однозначного ответа на вопрос, какой темп наиболее утомительный — медленный, средний или быстрый, нет. Хотя в общем, без учёта особенно-стей упражнения, самый нагрузочный — быстрый темп. В то же время быстрый темп иногда затрудняет выполнение уп-ражнений для мелких и средних мышечных групп. Крупные мышечные группы легче тренировать в быстром темпе. Мед-ленная ходьба утомляет быстрее, чем ходьба в среднем темпе. Силовые упражнения , выполняемые в медленном темпе, ока-зывают большее воздействие на организм по сравнению с уп-ражнениями, выполняемыми в быстром или среднем темпе. Быстро сесть из положения лёжа с зафиксированными ногами легче, чем медленно.
  • Амплитуда движений. При увеличении амплитуды движений общая нагрузка на организм возрастает, хотя воз-можны и исключения. Например, поднимание — опускание ног из исходного положения лёжа на спине легче под углом 90°, чем под углом 45-30°.
  • Сложность упражнения. Чем сложнее упражнение по своему построению, тем большее число мышц участвует в его выполнении, тем сосредоточеннее внимание и, следовательно, больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.
  • Исходное положение. От исходного положения, из кото-рого выполняется упражнение, во многом зависит величина на-грузки на организм. Например, выполнять упражнение с одним и тем же отягощением из положения стоя легче, чем из положе-ния сидя. Наклон вперёд и назад легче выполнять из исходного положения «стойка ноги врозь», чем из основной стойки.
  • Продолжительность , время и характер отдыха между упражнениями. При установлении частоты и дли-тельности перерывов (интервалов отдыха) при одной и той же суммарной их длительности необходимо учитывать, что рабо-тоспособность организма бывает выше при коротких, но час-тых интервалах отдыха, чем при длинных, но редких. Предпочтительнее отдых активный. Упражнения с большими отя-гощениями эффективнее, если паузы заполняются медленной ходьбой или расслаблением ранее работавших мышц. Актив-ный отдых стимулирует протекание восстановительных про-цессов в ЦНС, нервно-мышечном аппарате, вегетативных си-стемах организма.
  • Мощность мышечной работы (количество работы, выполняемой в единицу времени). Чем мощность больше, тем больше нагрузка. С увеличением мощности работы сокраща-ется время её выполнения.
  • Степень и характер мышечного напряжения. Чем напряжённее работа, тем она более утомительна. Труднее вы-полнять работу, сопряжённую с быстрыми и максимальными мышечными напряжениями. Материал с сайта

Разные формы повышения нагрузки применяют-ся с учётом индивидуальных психофи-зиологических особенностей, физической подготовленности , характера движений. Это связано с тем, что длительность приспособления человека к на-грузкам различна.

Прямолинейно-восходящее увеличение нагрузки

Прямолинейно-восходящее увеличение нагрузки ис-пользуется для постепенного вовлечения организма в работу при относительно низком уровне физической подготовленно-сти. Следует использовать сравнительно небольшие темпы прироста нагрузки, а также достаточно длительные интерва-лы отдыха, так чтобы очередная нагрузка приходилась на фазу повышенной работоспособности.

Ступенчатое увеличение нагрузки

Ступенчатое увеличение нагрузки применяется для резкого стимулирования организма на основе предварительно созданных функциональных возможностей. Оно предусматри-вает скачкообразное увеличение нагрузки с последующим её сохранением на протяжении нескольких занятий.

Характеристики физических упражнений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристики физических упражнений
Рубрика (тематическая категория) Культура

Физические упражнения как разнообразные двигательные действия человека способствуют решению задач физического воспитания. Сегодня имеется большое количество различных физических упражнений.

Для того чтобы ориентироваться в них, правильно отбирать их для решения как общих, так и частных задач физического воспитания, важно понимать основную суть их содержания.

Содержание физических упражнений - ϶ᴛᴏ действия, входящие в них, а также процессы, которые происходят в организме в ходе выполнения упражнения (психические, физиологические, биохимические и др.). Физические упражнения как произвольные движения опираются на сознание человека и направлены на достижение какого-то результаты. Выполнение физических упражнений связано с вниманием, мышлением, волевыми усилиями.

При выполнении физических упражнений происходят функциональные изменения, которые улучшают и совершенствуют различные системы организма человека.

Для педагога важно рассматривать физические упражнения как средства для решения воспитательно-образовательных задач физического воспитания (формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и т. д.).

Форма физического упражнения зависит от особенностей содержания. Форма физического упражнения - ϶ᴛᴏ его внутренняя и внешняя структура (т. е. организация, построение).

Внутренняя структура - ϶ᴛᴏ взаимосвязь различных процессов в организме, возникающая при выполнении какого-то упражнения.

При выполнении упражнения должны взаимодействовать между собой энергетические процессы (нервно-мышечные и др.).

Внешняя структура - ϶ᴛᴏ видимая сторона упражнений, характеризующаяся соотношением различных параметров движений (характеризуется пространственными, временными, динамическими особенностями движений).

Форма и содержание взаимосвязаны. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. К примеру: с увеличением скорости бега изменяются длина шага и угол наклона туловища. Следовательно, по мере изменения каких-то элементов содержания меняется форма упражнения. По этой причине для успешного выполнения и достижения успеха в физическом упражнении изменяют его содержание, создавая тем самым условия для улучшения функциональных возможностей организма.

Форма тоже влияет на содержание. Рациональная форма выполнения упражнения способствует более эффективному проявлению физических способностей. (Правильно выполненный замах при метании увеличивает дальность броска, способствует повышению возможностей успешного выполнения упражнения.)

Техника физического упражнения - ϶ᴛᴏ наиболее эффективный, рациональный способ выполнения двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.

Термин ʼʼтехникаʼʼ относится к тем физическим упражнениям, которые сформированы с учётом закономерностей выполнения движений, Эффективность техники выражается в определœенном воздействии на организм занимающихся или же в количественных показателях физического упражнения, т. е. его результативности. При этом крайне важно учитывать степень физической и даже психической подготовленности учеников.

Двигательные действия можно выполнять различными способами, но только наиболее рациональные можно назвать техникой. Эффективность техники физических упражнений постоянно совершенствуется, развивается. Это можно объяснить стремлением достигнуть всœе более высоких результатов при выполнении физических упражнений. Прогресс техники обусловлен открытием каких-то новых биомеханических закономерностей движений, появлением более совершенного оборудования, инвентаря, повышением физической подготовленности занимающихся. Критерием оценки эффективности техники выполняемых упражнений должна быть внешняя форма (в фигурном катании, гимнастике), количественный результат (в беге, плавании и др.) или же выполнение конкретной двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют: основу техники, основное звено техники, детали техники.

Основа техники - ϶ᴛᴏ главные, основные элементы упражнения, которые необходимы для решения двигательной задачи, т. е. те, которые отражают отличительные признаки одного упражнения от другого. Невыполнение, нарушение одного из элементов или последовательности элементов делают невозможным решение двигательной задачи этого упражнения, упражнение должна быть не выполнено, искажено.

Определяющее звено техники – наиболее важнейшая и решающая часть основы техники физического упражнения, которая выполняется обычно за короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. (В прыжках – отталкивание, в метаниях – конечное усилие перед броском.) От этих частей упражнения зависит и его результативность.

Детали техники - ϶ᴛᴏ второстепенные особенности физического упражнения, не являющиеся характерными для него. Οʜᴎ могут видоизменяться, т. е. придавать определœенную индивидуальность выполнению упражнения каждым человеком. Детали техники зависят от морфологических и функциональных особенностей человека (ребенка), а также и от условий, в которых данное упражнение выполняется.

Современная техника выполнения какого-либо упражнения строится на рациональной базе двигательного действия, являющейся одинаковой для всœех исполнителœей, т. е. имеется стандартная техника.

Стандартное выполнение двигательного действия не исключает индивидуальных особенностей исполнения некоторых элементов, которые не искажают основу двигательного действия.

Индивидуализация техники может происходить следующими способами:

1) в стандартную технику вносятся изменения, учитывающие особенности отдельных групп людей: физическую подготовленность, конституцию, возраст и т. п.;

2) изменения, вносимые в стандартную технику, учитывают особенности конкретного человека, при этом техника приобретает индивидуальный стиль, характерный только для этого человека.

При обучении детей следует уделять внимание индивидуализации техники, так как стандартная техника строится на базе анализа движений, выполняемых взрослыми. Индивидуализация техники имеет две стороны: 1) стандартную технику следует приспосабливать к особенностям обучаемого; 2) обучаемый должен изменять функциональные возможности организма в соответствии с техникой.

Обучая детей дошкольного возраста͵ следует формировать у них основы техники доступных физических упражнений.

В движениях выделяют: пространственные, временные, пространственно-временные (кинœематические), динамические и ритмические характеристики движений.

Пространственные характеристики включают: положение тела (исходное положение тела во время выполнения упражнения) и траекторию, т. е. путь движения частей тела.

Исходное положение - ϶ᴛᴏ положение тела перед началом выполнения упражнения, относительно неподвижное. Изменением исходного положения можно усложнить упражнение. Исходное положение должно обеспечить результативность упражнения. В технике выполнения некоторых упражнений имеют значение и определœенные положения частей тела (головы, рук, ног), к ним могут предъявляться и эстетические требования (оттянутые носки, прогнутое туловище при выполнении упражнений гимнастического типа). Некоторые исходные положения, статические позы могут иметь самостоятельное значение (стойка ʼʼсмирноʼʼ).

При выполнении физических упражнений тело, а также его части могут перемещаться как в пространстве, так и относительно друг друга. Эффективность физического упражнения зависит от позы в процессе самого движения. Изменяя положение тела при выполнении упражнения, можно изменять и направление всœех динамических опорных реакций, что ведет к ускорению тела в нужном и выгодном для данных условий направлении.

Траектория движения - ϶ᴛᴏ путь, который проходит движущая часть тела или предмета.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду. Форма траектории должна быть прямолинœейной и криволинœейной. Человек очень редко выполняет прямолинœейные движения, но в тех случаях, когда требуется развить наибольшую скорость на коротком пути, то здесь траектория будет прямолинœейной (удары в боксе, уколы в фехтовании, удар по подвешенному мячу). Чаще применяются криволинœейные траектории, так как при этом не приходится тратить дополнительные мышечные усилия, чтобы преодолеть инœерцию движения. (Такие траектории применяются также в метании, движении рук при плавании и т. д.) Форма траектории зависит от движущейся массы тела: чем больше масса, тем проще форма траектории (движения рук бывают разнообразней движений ног).

Направление движения. От него зависит эффективность воздействия физических упражнений, а также и успешное выполнение поставленной двигательной задачи. Направление движения определяется внешними ориентирами или плоскостями тела (может определяться направление части тела к собственному туловищу).

К основным направлениям тела человека принято относить: направления ʼʼвверх-внизʼʼ, ʼʼвперед-назадʼʼ, ʼʼвправо-влевоʼʼ. В сгибательных движениях применяют термины ʼʼвпередʼʼ и ʼʼназадʼʼ, при движениях в боковой плоскости (переднезадней) ʼʼвправоʼʼ, влевоʼʼ, в случае если движения выполняются в лицевой плоскости (наклоны в стороны); ʼʼнаправоʼʼ, ʼʼналевоʼʼ – термины для вращательных движений в горизонтальной плоскости (повороты направо, налево).

За направлением движения ведущую роль играет зрение. При быстрых изменениях направления движение головы должно опережать движение других частей тела.

Амплитуда движения определяется величиной пути перемещения частей тела. Амплитуда измеряется в угловых величинах (градусах), линœейными мерами (длина шага), может определяться условными обозначениями (полуприседание), а также внешними ориентирами и ориентирами на собственном телœе. Амплитуда движения как размах его зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц.

Различают активную подвижность сочленений (достигается активной работой мышц), пассивную подвижность, вызываемую действием внешних сил. Пассивная подвижность обычно больше.

В жизни, в практике физического воспитания максимальная амплитуда движений используется, но не всœегда. По амплитуде движения бывают: размашистыми (большая амплитуда), мелкими (малая амплитуда).

В случае если направление или амплитуда движений не соответствуют поставленной двигательной задаче, то такие движения называют неточными.

К временным характеристикам относят длительность выполнения физических упражнений или их элементов и темп.

Физические упражнения, их элементы выполняются с различной длительностью, т. е. различно затраченным временем. Зная величину длительности упражнения, а также и длительность его элементов, можно определять общий объём нагрузки и регулировать его.

Темп движений как временная характеристика определяется частотой повторения циклов движений или количеством движений в единицу времени (так, темп ходьбы 120–140 шагов/мин).

Темп движений зависит от массы тела. С изменением движения качественно изменяется структура движения (бег 180–200 шагов/минуту). Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Темп зависит от особенностей организма, от уровня овладения данным упражнением.

К пространственно-временным характеристикам относят скорость движений и ускорение. ʼʼСкорость движений определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью к затраченному на это времениʼʼ (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1985, с. 47). Скорость измеряется в метрах в секунду. В случае если скорость постоянна, то движение называют равномерным; если скорость изменяется, то движение называют неравномерным.

Ускорение - ϶ᴛᴏ изменение скорости движения в единицу времени. Ускорение должна быть положительным (когда скорость увеличивается) и отрицательным (скорость уменьшается).

Выполняя упражнения, мы можем изменить их скорость и ускорение. Исходя из этого положения, движения бывают резкими, начинающимися с больших скоростей, неравномерно ускоренные и неравномерно законченные.

Движения бывают плавными, выполняемыми без резких изменений скорости. Движения с постоянной скоростью, с постоянным ускорением встречаются редко. Не бывает обычно и внезапных изменений скорости.

Различают скорость движения всœего тела и скорость отдельных частей тела.

Важно учить детей управлять скоростью движений (выдерживать заданную, увеличивать и уменьшать ее). Динамические характеристики движений определяются силами, оказывающими влияние на движение тела человека. Эти силы делятся на внутренние и внешние.

К внутренним силам относятся: пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц); активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы), возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорением.

К внешним силам относятся: сила реакции опоры; сила тяжести собственного тела; силы сопротивления внешней среды и физических тел; сила тяжести снаряда, инœерционные силы перемещаемых человеком тел.

Двигательная деятельность человека выглядит как приложение сил мышечной тяги, которые взаимодействуют с внутренними и внешними силами. Выполняя физические упражнения, следует стремиться к более полному использованию сил движущих при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика движений - ϶ᴛᴏ ритм, т. е. сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными.

Сильная акцентированная часть движения выполняется с наибольшим напряжением мышц. При правильном выполнении физических упражнений должны чередоваться моменты мышечного напряжения и расслабления.

Различают движения циклические и ациклические. Циклические движения характеризуются непрерывным чередованием одних и тех же движений (одних и тех же циклов).

Циклические движения представляют из себяпоследовательное чередование отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всœех циклах. Каждый цикл движений связан с предыдущим и последующим. К циклическим движениям относятся борьба, бег, ходьба, плавание, бег на коньках и лыжах, гребля, езда на велосипеде и др.

Ациклические движения – целостные однократные законченные акты, имеющие самостоятельное значение. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизирующие силу и скорость, сокращения мышц. К ациклическим движениям относятся легкоатлетические прыжки, поднятие штанги, стрельба, гимнастические упражнения. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Каждое ациклическое движение имеет определœенную последовательность фаз. Так, подготовительная фаза создает наиболее выгодные условия для выполнения движения в основной, главной фазе. Такие условия можно создать с помощью движения, направленного в противоположную главному движению сторону. Для этого можно использовать движения в виде разбега, скачка, вращательных движений, которые помогают подойти к главной фазе движения.

Основная (главная) фаза движения направлена на решение основной конкретной двигательной задачи.

В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в необходимый момент, в соответствующем месте и направлении.

Заключительная фаза направлена на затормаживание движений, сохранение равновесия.

Вместе с тем, что упражнения разделœены на фазы, выделяют ещё и элементы движений, т. е. движения отдельных частей тела (в метании: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия).

Выделяют качественные характеристики движений, к которым относят: точные движения, экономные движения, энергичные движения, выразительные движения.

Точные движения представляют из себятакие движения, которые выполнены в соответствии с двигательной задачей и в соответствии со всœеми характеристиками движения.

Экономные движения отличаются отсутствием лишних движений или их минимумом.

Энергичные движения имеют ярко выраженную силу, скорость, мощность, преодолевают значительные сопротивления.

Плавные движения выполняются с постепенно изменяющейся степенью мышечного напряжения, с постепенным ускорением или замедлением.

Выразительные движения отражают психоэмоциональное состояние ребенка в соответствии с поставленной задачей или замыслом.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста определœены Программой воспитания и обучения в детском саду (1985, I987, 2005 гᴦ.).

Для решения задач физического воспитания в детском саду для каждой возрастной группы определœен перечень упражнений, доступных детям того или иного возраста. При подборе и выполнении упражнений следует учитывать и индивидуальные особенности детей.

В первые годы жизни двигательный опыт ребенка невелик. По этой причине большое значение имеют гигиенические условия и природные факторы.

Для детей раннего возраста устанавливается определœенный режим деятельности, сна, питания, активного отдыха. В раннем возрасте, начиная со второго месяца жизни, применяются пассивные, пассивно-активные упражнения в сочетании с массажем и закаливающими процедурами, имитационные упражнения, упражнения, направленные на конкретные предметные задания. Используются упражнения в ползании, подготовительные к ходьбе, катание мячей и бросание, упражнения с игрушками и предметами, простейшие ритмические упражнения.

С 3-летнего возраста используются упражнения для обучения основным движениям: различные виды ходьбы, бега, прыжков, спрыгивания в глубину, метания одной и двумя руками мячей, мешочков с песком.

Используются упражнения в ползании, в лазании, которые усложняются в каждой возрастной группе. Общеразвивающие упражнения выполняются детьми как с предметами, так и без них. Выделяются упражнения, способствующие формированию правильной осанки, профилактике против плоскостопия.

Постепенно усложняются построения и перестроения.

Очень широко используются подвижные игры, которые тоже усложняются исходя из возраста детей.

К 5–6 годам дошкольники умеют правильно принимать исходное положение для выполнения упражнений, овладевают простейшими построениями и перестроениями. Эти упражнения помогают детям ориентироваться в пространстве, коллективно выполнять упражнения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию навыков базовых движений, развитию физических качеств.

Сложные в координационном отношении упражнения обычно используются с детьми старшего дошкольного возраста.

С дошкольниками, начиная с 3-летнего возраста͵ используются спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам; детей с 6–7 лет обучают катанию на коньках. В летний период времени детей обучают катанию на велосипедах, самокатах; обучают элементам спортивных игр, плаванию. В случае если детский сад имеет плавательный бассейн, то обучение плаванию осуществляется круглогодично. Анализируя упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста͵ следует отметить, что почти всœе они носят динамический характер.

В подборе физических упражнений следует учитывать, как они сочетаются друг с другом. Подбор упражнений обусловливается и постепенным вовлечением в работу различных мышечных групп. Необходимо правильно подбирать упражнения для физкультурных занятий, с учетом главных задач занятия.

Подбирая упражнения, следует учитывать их целœесообразное повторение в какой-то период времени (в течение дня, недели, месяца). Прежде чем подобрать новые упражнения, крайне важно тщательно проанализировать предшествующую двигательную деятельность детей.

В основу наиболее общей классификации положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания, в соответствии с которыми выделяют следующие группы упражнений:

1. Гимнастика.

4. Туризм.

Особенности первой группы упражнений заключаются:

а) в избирательном воздействии на различные мышцы, группы мышц, части тела;

б) в возможности точной дозировки нагрузки;

в) в использовании предметов, снарядов, музыки.

В физическом воспитании дошкольников кроме выполнения базовых (естественных) движений в игровой форме используются подвижные игры. Οʜᴎ определяются как сложная двигательная деятельность, выполняемая в неожиданно изменяющихся условиях и ситуациях, обусловленных установленными правилами, направленными на выявление конечного итога или количественного результата. Деятельность детей при этом организуется на базе образного сюжета или игровых заданий и носит комплексный характер.
Размещено на реф.рф
К игровым упражнениям относят в дошкольном возрасте и элементы спортивных игр.

Спорт (спортивные упражнения) характеризуется направленностью к достижению наивысших показателœей в каком-либо виде физических упражнений. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. По этой причине он доступен только по достижении определœенного этапа возрастного развития, при условии соответствующей физической подготовленности и состояния здоровья. С детьми дошкольного возраста используются спортивные упражнения в упрощенном виде, которые формируют лишь правильные основы спортивных движений.

Туристические упражнения (туризм) позволяют закреплять двигательные навыки и развивать физические навыки в природных условиях. С дошкольниками организуются выходы за пределы участка детского сада, за город с использованием различных способов передвижения, прогулки. Проводятся прогулки-экскурсии с определœенной целью. Эти упражнения рассматриваются как простейший туризм.

Физические упражнения могут подразделяться по направленности их для развития физических качеств.

Ловкость движений как умение управлять своим телом является одним из базовых качеств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ усиленно развивается в дошкольном возрасте. Для развития этого качества используются постепенно усложняемые упражнения с предметами и без предметов, усложненные способы выполнения базовых движений. Широко применяются упражнения для развития равновесия, являющегося важной основой многих естественных движений. Здесь используются упражнения в ползании, лазании, ходьбе по ограниченной опоре и др.
Размещено на реф.рф
Ловкость и равновесие как качества, основанные на координационных возможностях человека, очень важны для ребенка-дошкольника. Закреплять и развивать двигательные умения, связанные с этими качествами, следует в подвижных играх.

Для развития гибкости с детьми дошкольного возраста используются гимнастические упражнения с предметами и без предметов.

Детям дошкольного возраста даются упражнения для развития быстроты: главным образом упражнения, выполняемые в различном темпе, кратковременный бег на скорость. Как специальную задачу развития скорости детям дошкольного возраста ставить нецелœесообразно.

Детям предлагаются упражнения для развития выносливости, главным образом в виде ходьбы и бега на определœенное расстояние или в течение определœенного времени.

Развитие силы. Упражнений, способствующих этому, дается очень немного, так как в дошкольном возрасте нельзя применять движения, связанные с поднятием и толканием тяжелых предметов. Нецелœесообразно целœенаправленно работать над развитием этого качества в связи с возрастными морфофункциональными особенностями детей-дошкольников.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физические упражнения могут подразделяться (классифицироваться) по группам на базе различных признаков: исторически сложившаяся классификация и разделœение упражнений для воспитания различных физических качеств, а также по анатомическому признаку, по видам спорта и пр.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г Л А В А 2. Теория и методика развития движений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей детей дошкольного возраста

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка начинается еще до его рождения в период внутриутробного развития, исходя из чего организм новорожденного характеризуется уже широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации родившихся детей в первую очередь по признакам физиологической зрелости или незрелости, а не по массе и длинœе тела обоснован профессором И. А. Аршавским. По этой причине в разные возрастные периоды организм может считаться совершенным и зрелым, в случае если всœе его физиологические функции соответствуют его календарному возрасту и организм способен адаптироваться к тем условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется как отставанием в развитии физиологических функций, которые возникли в период внутриутробного развития, так и более поздним ослаблением их функционирования по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец попадает в условия со значительным перепадом температур и подвергается резкому холодовому воздействию. При этом при этом у новорожденного теплоотдача не снижается, а повышается. Это происходит за счёт расширения сосудов кожи (вазодиляптацией) и увеличением кровотока в ней. Новорожденный реагирует потоотделœением на сниженную температуру среды, а это повышает теплоотдачу. После рождения ребенок имеет специфическую позу: согнутое положение головы по отношению к туловищу, сложенные в локтевых суставах ручки, пальцы сжаты в кулачки (большой палец внутри), ножки согнуты в коленях, пальчики стопы согнуты к подошве. Это характеризует сгибательную гипертонию, которая повышает уровень теплопродукции и уменьшает общую поверхность тела для теплоотдачи.

За первые 7 лет своей жизни ребенок проходит огромный путь развития, успешность которого определяется факторами окружающей среды и особенностями воспитания. Окружающим ребенка взрослым следует помнить, что воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду, человеческая индивидуальность уже существует и в младенческом возрасте. Многое в индивидуальности определяется особенностями нервной системы, врожденными и приобретаемыми, это в полной мере относится к свойствам нервной системы, которые играют огромную роль в развитии ребенка. Еще Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка - ϶ᴛᴏ единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс. По этой причине возрастная эволюция мозга ребенка является сложным и многосторонним процессом. Необходимо понимать механизмы созревания нервной системы, что даёт возможность понять механизмы нервной деятельности. Этот механизм состоит в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; а затем в выработке ответной реакции, которая осуществляется рабочими органами. В этих положениях заключен принцип рефлекса, лежащий в базе нервной деятельности. У грудного ребенка рефлексы варьируются: от простого сокращения мышц до проявления комплекса оживления при виде лица матери..

Уже при анализе схемы рефлекса можно выявить индивидуальные особенности нервной системы, поскольку один и тот же раздражитель дети воспринимают неодинаково. На процессе развития отражаются всœе эти особенности нервной системы. ʼʼБиологический каркас личностиʼʼ составляет вся совокупность индивидуальных особенностей ребенка. Этот каркас в процессе воспитания подвергается изменениям, а также в него вплетаются формируемые у детей социальные навыки.

Также большое влияние на развитие рёбенка и его нервных процессов оказывает становление двигательных функций. В свою очередь их созревание напрямую связано с деятельностью двигательного анализатора, развитие которого происходит на базе дистантных рецепторов, т. е. рецепторов зрения, слуха, а также и тактильно-мышечного анализатора. Все это сказывается на психофизическом развитии ребенка.

В первое полугодие жизни развитие движений ребенка базируется на безусловных рефлексах, постепенно формируя условно-рефлекторные связи, которые совершенствующиеся в течение всœей жизни. У ребенка, в отличие от животных, довольно длителœен путь становления жизненно важных движений и важнейших способов деятельности. Как отмечается физиологами: чем выше в эволюционном ряду стоит живое существо, тем дольше у него продолжается у него период детства.

У человека при рождении ʼʼавтоматическихʼʼ действий гораздо меньше, чем у животных, но зато он более способен к обучению. Специфика мозга человека как раз и состоит в огромной возможности усваивать новые знания и различного рода социальные традиции.

Центральная нервная система ребенка развивается тоже на базе врожденных безусловных рефлексов, которые у физиологически зрелых новорожденных детей проявляются в ответ на раздражение определœенных участков поверхности кожи. К таким безусловным рефлексам относятся: хватательный, подошвенный, пяточный рефлекс (рефлекс И. Н. Аршавского), когда обобщенная двигательная активность сочетается с гримасой плача и криком, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость; рефлексы шагательный и ползательный. По мере развития ребенка они постепенно сворачиваются, а затем вновь формируются, но уже под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит также на базе врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

У ребенка первых недель жизни начинают возникать условные рефлексы на различные раздражители – зрительный, слуховой и т. п. Применение каких-либо внешних раздражителœей долгое время в определœенной последовательности способствует формированию целостной системы ответных реакций – динамическому стереотипу. Условные рефлексы ребенка формируются на базе взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Следует отметить, что центральная нервная система ребенка сохраняет в себе следы длительной эволюции животного мира. Об этом говорят следующие факты: регуляция работы внутренних органов, сердца, автоматические реакции на температурные и болевые, раздражители регулируются примерно теми же нервными центрами, что и у животных. При этом у человека значительно больше развита кора больших полушарий и особенно ее лобные отделы, чем у высших млекопитающих.

У человека (ребенка) в нервной системе имеются эволюционно более древние группы центров, которые регулируют относительно примитивные функции. Многоплановыми сложными действиями руководят эволюционно более новые центры, которые объединяют различные системы организма. Так, центры спинного мозга регулирует работу внутренних органов в пределах определœенных участков сегментов тела. Дыханием и сердечной деятельностью управляют центры продолговатого мозга. Центры среднего мозга регулируют комплексную реакцию всœего организма на зрительные и слуховые раздражители. Промежуточный мозг и подкорковые узлы интегрируют всœе сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды. Здесь же формируются эмоциональные состояния – чувство страха, напряженности, агрессивности, радости. Как доказали физиологи, у человека имеются участки в подкорковых центрах, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий, которая без этих структур не может функционировать и сопоставлять полученные от них сигналы с индивидуальным опытом, а также и руководить активизацией или торможением отдельных нервных центров. Только функции коры головного мозга имеют способность тонко анализировать обстановку, приобретать и использовать индивидуальный опыт в случае его крайне важно сти. При этом одни реакции в нервной системе жестко запрограммированы и запускаются в виде автоматической последовательности действий, другие реакции являются непостоянными, видоизменяясь в процессе своей реализации.

При правильно организованном процессе воспитания у ребенка можно выработать множество стереотипов, что в значительной мере облегчит реагирование на окружающие внешние условия, тем самым повышая работоспособность нервных клеток. Ребенок привыкает выполнять ежедневно физические упражнения на утренней гимнастике, после дневного сна, в самостоятельной двигательной деятельности, что ведет к формированию стереотипа и потребности в их выполнении в одно и то же время. Так у ребенка складываются определœенные двигательные паттерны (последовательность выработанных действий), которые отражаются на его поведении. Как становление, так и изменение паттернов зависит от возраста͵ окружающей среды, особенностей развития ребенка. По этой причине нервную систему даже у младенца можно тренировать, и эти воздействия осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития ребенка и его нервной системы у него появляются и упрочиваются функции статического и динамического равновесия. Это происходит и под влиянием внешних и внутренних факторов. Как утверждал И. М. Сеченов, всœе произвольные движения ребенка формируются под воздействием социальных условий. Это касается и функции прямохождения, поскольку ребенок как дитя природы в нем даже не нуждается. Только находясь в социуме как социальное существо, он может выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.

На формирование навыков движения большое влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых ребенком воспринимается окружающая среда. К моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения.

М. Ю. Кистяковская выявила последовательность образования связей между двигательным анализатором другими. Так, долгое развитие двигательного анализатора ребенка влияет на становление его двигательных функций, которые формируются на базе дистантных рецепторов, которые способны воспринимать раздражители на расстоянии. Это относится прежде всœего к системам зрения, слуха и ряду других анализаторных систем.

На втором месяце жизни устанавливается связь между кинœетическим и вестибулярным аппаратом и это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спинœе, в вертикальном положении. В данный же возрастной период возможно образование связи между кинœестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук, что проявляется в сосании пальцев и направлении рук ко рту. Позднее устанавливаются связи между двигательным и зрительным анализаторами, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5–5 месяцев у малыша появляются еще более сложные зрительно-кинœетические связи. Можно наблюдать как он направляет руки к подвешенному предмету (игрушке) и захватывает его.

Формивание межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем с формированием своеобразной иерархии центров с очень сложной соподчинœенностью. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях, что создает высокую надежность осуществления навыков движения, способности видоизменять способ двигательного действия при внезапно меняющихся условиях.

Физиологами установлено, что самый низкий уровень регуляции движений осуществляется сегментным аппаратом спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны с определœенными группами мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные кл

Характеристики физических упражнений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристики физических упражнений" 2017, 2018.

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.

Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде . Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.

Изменение физических качеств с возрастом.

Без достаточного развития физических качеств нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовка спортсмена. Общая физическая подготовка - разностороннее развитие всех качеств; специальная физическая подготовка-развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.

Развитие физических качеств (например, силы ) - это не самоцель. Определенная сила нужна спортсмену, чтобы быстрее овладеть необходимыми двигательными навыками. Если у подростка нет силы поднять прямые ноги к перекладине из виса, то он никогда не научится выполнять подъем разгибом, как бы хорошо он ни знал технику выполнения этого гимнастического элемента. Поэтому, прежде чем выучить какое-либо движение, надо обязательно хорошо сделать целую серию подготовительных упражнений. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывают двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. Дисгармония в их развитии - такое же отклонение от нормы, как и диспропорция в телосложении. Помогают развить физические качества нормативы комплекса ГТО. Спортсмены, чтобы получить разряд или звание по избранному виду спорта, обязательно сдают нормы комплекса ГТО.

В жизни человека имеются определенные периоды, когда лучше всего можно развить то или иное двигательное качество. Это следует учитывать при тренировках. Чтобы оценить уровень развития физических качеств, используют различные тесты или контрольные упражнения. Основным показателем силы как двигательного качества является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Измеряют силу различными динамометрами. Известно, что сила мышцы зависит от ее толщины. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявить большую силу. Для сравнения силы людей разного веса пользуются понятием «относительная сила» , т. е. максимальное напряжение.

Абсолютная сила - сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. В видах спорта, связанных с перемещениями тела спортсмена в пространстве, важное значение имеет относительная сила .

Для каждого вида спорта требуется развитие силы определенных групп мышц. Для штангистов наиболее важно развить мышцы рук, ног и туловища, для прыгунов - ног, для гимнастов - мышц плечевого пояса. Чтобы развивать различные мышцы, надо постоянно менять упражнения.

Быстрота . Существуют два слова для определения одного и того же двигательного качества: быстрота и скорость. Скорость бега, например, зависит от частоты и длины шагов, от силы мышц ног. Для характеристики этого физического качества пользуются понятием «быстрота», - которая складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал); времени отдельного движения; частоты, темпа движений. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные способности человека относительны: можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и очень медленно плавать . Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя и в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Чтобы воспитать быстроту, нужно чтобы была правильно освоена техника упражнения. Упражнение выполняют в полную силу, как можно быстрее и в короткий промежуток времени, так как долго поддерживать максимальную скорость невозможно. Число повторений должно быть таким, чтобы очередная попытка не вызывала снижения скорости. Между попытками необходимо отдохнуть, чтобы упражнения напоминали соревнования или игры.

Выносливость - способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Различают общую выносливость - способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности - и специальную выносливость - способность длительно сохранять работоспособность. Чтобы развить выносливость, нужно постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности: бежать в спокойном темпе, идти на лыжах, плавать. В дальнейшем надо постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции. С развитием выносливости воспитываются волевые качества , развивается способность, как говорят спортсмены, «терпеть» на дистанции. Появление чувства тяжести в ногах (ноги, как гири), стеснение в груди (сердце вот-вот выскочит), удушье (нечем дышать), апатия (зачем все это нужно) - признаки наступления так называемой мертвой точки. От спортсмена требуется большая сила воли , чтобы преодолеть это состояние. После этого наступает «второе дыхание», спортсмен испытывает чувство облегчения и может еще долго продолжать работу. Главная причина «мертвой точки» - недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания. Это состояние появляется при чрезмерно высокой нагрузке или скорости в начале дистанции, если разминка перед забегом была недостаточной или если спортсмен плохо подготовлен физически. Волевые качества развиваются и при спуртах - ускорениях на дистанции.

Развитие выносливости требует времени и терпения.

Ловкость - способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Ловкость - это сложное двигательное качество, и измерить его очень трудно.

Показатель ловкости - точность выполнения движения, высокая координация, быстрая реакция, способность к быстрому овладению новыми движениями. Нагляднее всего ловкость проявляется в спортивных играх и в видах спорта, связанных с единоборствами: боксе, борьбе, фехтовании.

Для развития ловкости надо постоянно менять упражнения и усложнять условия их выполнения.

Среди других физических качеств очень важны: гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; координация - умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие - умение сохранять заданное положение тела, а также чувство времени, ритма, пространства.

Наивысшего развития какого-либо физического качества невозможно достичь без высокого уровня развития других физических качеств. Физическая подготовленность должна быть разносторонней.

Большое значение для улучшения физической подготовленности имеет точное знание и регистрация спортивных результатов.

Каждый школьник, каждый спортсмен должен записывать и знать свои результаты. По ним можно судить, насколько изменилась физическая подготовка. Такие записи наглядно покажут эффект занятий физическими упражнениями.

Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамические, ритмические)

В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или, более широко, общую координационную структуру движений. Реально эти грани структуры не существуют изолированно друг от друга.

Пространственные характеристики. Пространственно техника физических упражнений характеризуется:

* рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целе сообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу в процессе его выпол нения:

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений, в частности их внешней результативности. Особые требования в этом отношении предъявляются к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера, боевая стойка фехтовальщика, боксера и т. д.)

Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Так, горизонтальное положение тела пловца, низкая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды и этим способствуют быстром) передвижению.

* соблюдением оптимальной траектории движений (направление, форма и амплитуда движения). Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а

оптимальное сочетание траекторий движения его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Совершая движение в трехмерном пространстве необходимо каждый раз выбирать из всех возможных направлений такие, которые были бы наилучшими для эффективного выполнения упр-я.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Максимальная, анатомически возможная амплитуда движений при выполнении физических упражнений используется не всегда. Это обусловлено характером движения и требованиями, предъявляемыми к гибкости и проявлению мышечных усилий при выполнении упражнения.

Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криволинейны (а не прямолинейны), что обусловлено естественными особенностями строения и функций органов движения живых существ. Общий же путь перемещения тела нередко должен быть возможно близок к прямолинейному (например, при ходьбе, беге), что требует тонкого согласования траекторий отдельных звеньев тела и общей траектории движения тела.

Временные характеристики. С позиций биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом (частотой повторений, или количеством движений в единицу времени). Что бы составить представление о том, как строится во времени технически правильно выполняемое физическое упражнение так же выделяют: своевременность их начала, изменения и завершения и согласованность по времени друг с другом (выражается в синхронности) и последовательность.

Пространственно-временные характеристики. Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только условно. Они выражаются в величинах скорости и ускорения, придаваемых звеньям двигательного аппарата. Технику физических упражнений характеризует в этой связи целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений в процессе двигательных действий.

Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения -- тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы, возникающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата, и т. д.) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамическую, структуру двигательных действий. Эффективность техники физического упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движения.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений. Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением). Оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, позволяет оптимизировать режим мышечной деятельности и целесообразно использовать как внутренние, так и внешние силы движения.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Под силой как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость - это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5-10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различные спортивные игры.

Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина - «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин - «психомоторные качества».

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т.д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые - в 25-30 лет).

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык - это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.