ЕГЭ по истории. Критерии оценки сочинения по истории. Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ Схема написание эссе по истории




ПО ИСТОРИИ

Некоторые признаки эссе:

Цель эссе

Структура и план эссе

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

Как написать текст рассуждение?

По цели высказывания тексты бывают разные: тексты-сообщения, тексты-описания и тексты-рассуждения. В последнем виде текстов люди не просто выражают ход своих мыслей и отстаивают свою точку зрения.

В рассуждениях обязательно есть причина и следствие, доказательства и объяснения. Если возникла необходимость создать именно такой текст, то сначала следует узнать о его структурных особенностях, которыми он и отличается от других видов текстов.

При написании текста-рассуждения очень важно:

Определить логику тексту.

Нужно уметь логически мыслить и правильно выстраивать причинно-следственные связи.

2. Поработать над темой текста.

Описываемая проблема должна быть интересна: не стоит останавливаться на тех вопросах, которые уже много обсуждались другими. Нет необходимости слишком углубляться в философию и браться за такие темы, как, например «что появилось раньше - яйцо или курица», так как с подобными «проблемами» вы рискуете написать текст ни о чём. Садиться за рассуждение стоит в том случае, если по интересующей многих проблеме вы можете предложить новое видение, ранее никем не описанное.

3. Грамотно сочинить вступление.

В этой части текста будет достаточно всего нескольких предложений, где следует указать проблемы, вопросы и суждения по этим темам. Здесь можно привести, например, цитаты и высказывания известных людей, но злоупотреблять этим не стоит. Эта часть должна быть максимально содержательной, но при этом по возможности и максимально емкой.

4. Продумать тезис суждений.

Под тезисом подразумевается именно та мысль, которую вы и рассматриваете в тексте.

Эссе по истории: основы написания, план и примеры

Но подробно останавливаться на проблеме в тезисе не следует, так как все основные рассуждения и объяснения будут в самом тексте. Тезисов может быть и несколько, все зависит от того, насколько сложная и глубокая тема вами была выбрана.

5. Подобрать аргументы.

Все суждения должны быть подкреплены серьезными и убедительными аргументами. Стоит помнить, что скудная доказательная база, равно как и нагромождение доводов, не украсят текст. Но при этом любой приведенный вывод должен основываться на доказательствах. Здесь можно опираться как на собственный опыт, так и на опыт известных личностей.

6. Сделать правильный вывод из суждений.

Под такими рассуждениями имеются в виду те мысли, которые вытекают из анализа, доказательств и аргументации описываемой проблемы. Но при этом не следует пересказывать всю вышеизложенную информацию — в этой части нужно выделять лишь самое основное, при этом формулировать мысли необходимо в более развернутом виде, чем того требует вступление.

7. Логически выстраивать высказанные мысли.

Любому человеку, читающему рассуждения в тексте, должно быть легко следить за размышлениями и умозаключениями, чтобы уловить закономерность, которая привела к определенным выводам.

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы.

Как писать сочинение по истории?

Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Задание №25 в ЕГЭ по истории.

Алгоритм написания исторического сочинения:

дать характеристику периода истории России;

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);

используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну историческую оценку значимости данного периода для истории России;

в ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду истории России.

Готовясь к выполнению задания №25 необходимо проработать предложенные периоды:

При проверке сочинения используются критерии из демоверсии:

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания.

Эссе по истории: примеры, темы, план

К1 Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России 2
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны 0

К3 Причинно-следственные связи 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны 0

К4 Историческая оценка событий 1
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана 0

К5 Использование исторических терминов, понятий 1
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия 1
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок 2
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
Допущена одна фактическая ошибка 1
Допущены две или более фактические ошибки 0

К7 Форма изложения 1
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0

Максимальный балл — 11

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).

5 хитростей при написании эссе по истории

Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Поиск Лекций

Клише, рекомендованные использовать при написании эссе по истории

Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

Алгоритм написания эссе по истории

I. Вводная часть

Опишите общую ситуацию в государстве на начало периода, укажите, какие задачи стояли перед ним, перечистите основные события и явления, происходившие в течение этого времени («1.Общая характеристика периода«)

II. Основная часть

1. Укажите исторический процесс (событие, явление) периода, которое вы намереваетесь рассмотреть более подробно («3.Явление, процесс«)

2. Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на его развитие («5.Причины явления, процесса«)

3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля и, основываясь на исторических фактах, раскройте его роль в этом процессе (явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов, его влияние на происходившие изменения.

4. Сделайте вывод о характере, последствиях этого исторического процесса для развития государства, укажите различные аспекты жизни общества, в которых под влиянием данного процесса произошли изменения, укажите его историческое значение («6.Результат, значение«)

5. Повторите на основании заполненной схемы действия 1-4 для описания второго исторического процесса (события, явления).

III. Заключение

Опираясь на факты, сделайте вывод о месте периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами в вводной части сочинения, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события.

Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и дайте собственную оценку, подтверждая свои выводы историческими фактами.

IV. Проверка

После написания сочинения проверьте указанные в нем даты, имена на наличие фактических ошибок. Обратите внимание на необходимость корректного употребления терминов. Проверьте подготовленный текст, используя критерии оценивания.

  • Данный период российской истории характеризуется…..
  • Ключевыми событиями данного периода…..
  • Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)
  • Яркой исторической личностью этого периода…..
  • Историки по-разному оценивают….
  • Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….
  • ___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
  • Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
  • Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
  • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
  • Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.
  • Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
  • ___ правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
  • С одной стороны, ___.
  • Но, с другой стороны, ___.
  • Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
  • Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

В сочинении необходимо:

ü указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;

ü назвать две исторические личности, деятельность которых связанас указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знаниеисторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностейв этих событиях(явлениях, процессах);

ü – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавшихмежду событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периодаистории.

ü Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайтеодну оценку значения данного периода для истории России. В ходеизложения необходимо корректно использовать исторические термины,понятия, относящиеся к данному периоду.

ü В случае, когда исторические события(явления, процессы) не указаны иливсе указанные исторические события(явления, процессы) не относятсяк выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов

Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий(явлений, процессов)
Правильно указаны два события(явления, процесса)
Правильно указано одно событие(явление, процесс)
События(явления, процессы) не указаны или указаны неверно
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.

Пример сочинения по истории

ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы

К3 Причинно-следственные связи
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями(явлениями, процессами)
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны
К4 Оценка значения периода для истории России
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана
К5 Использование исторической терминологии
При изложении корректно использована историческая терминология
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
Допущена одна фактическая ошибка
Допущены две или более фактические ошибки
К 7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Максимальный балл

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

Прежде всего, стоит сказать, что чёткое соблюдение необходимого формата и внимательное изучение самого задания могут вам очень помочь. Для того, чтобы понять, чего от вас хотят разработчики, читайте ВСЕ,что написано в задании. Не торопитесь! По собственному опыту могу сказать, что очень высока вероятность упустить ключевые моменты и требования после первого прочтения тем к эссе.

Итак, в этом задании вам предлагают на выбор 3 временных промежутка, которые сходятся с важными периодами в истории России. По ним вам нужно написать эссе, раскрыв в своей работе несколько событий и роль в них исторических личностей,выбор которых остается за вами. Например, вам даны следующие временные промежутки: (1964-1982); (1855-1881); (1237-1242).

Особенность здесь состоит в том, что вас сразу проверяют на знание дат и периодов в истории, потому что без этих знаний вы не сможете понять какие личности и события относятся к каждому из отрезков, так как кроме этих дат у вас больше ничего не будет. Поэтому мой первый совет вам: в 95% случаев вам предложат 3 временных отрезка именно по такому принципу, который надо заучить как мантру:

1 период - правление Рюриковичей(+Смутное время)

2 период - правление Романовых

3 период -XX век.

И лишь на оставшиеся 5% приходится вероятность того, что вам дадут начало XXI века в одном из отрезков и очень важно об этом не забывать во время подготовки к экзамену. Сложность этого задания еще и в том, что в прошлом году были введены варианты, в которых отрезки указываются с конкретными месяцами, за границы которых выходить нельзя. Например: октябрь 1917-декабрь 1922.

II Формат написания

Важно отметить здесь, что особого внимания к использованию различных клише или особенностей написания со стороны членов комиссии ждать не стоит, однако существует ряд общих рекомендаций к каждому из абзацев. Всего их предполагается 5. Сейчас детально разберем каждый из них в соответствии с критериями.

    1 абзац стоит начать с фразы: “Анализируемый период является очень важным в истории России”. Здесь от вас требуется очень немного: всего лишь указать 2 события/процесса (желательно со ссылкой на конкретную дату), которые вписываются в рамки периода, без детального раскрытия. Итог - 1 критерий уже вас в кармане!

    2 абзац должен содержать раскрытие ролей двух исторических личностей, связанных с вышеуказанными событиями. Алгоритм здесь такой: 1 личность - роль в 1 событии; 2 личность - роль во 2 событии. На этом шаге учащиеся очень часто сталкиваются со сложностью трактовки самого понятия “роль в событии”. На деле всё очень просто: роль личности в событии - это в основном его конкретные действия (приказы,командование войсками,переговоры и тд), которые повлияли на это событие и связаны с ним напрямую. Например: роль Петра I в Полтавском сражении заключалась в том, что именно он отдавал приказы войскам и именно под его непосредственным командованием русская армия победила шведскую. Саму роль надо раскрыть как можно подробнее,чтобы у проверяющих не возникало лишних вопросов.

    3 абзац можно назвать самым сложным в плане набора баллов, и сейчас мы с вами разберемся почему. В нём от вас требуют указать две причинно-следственных связи в рамках выбранного периода. Что это значит? Вам нужно взять ещё 2 новых(!) события(процесса,явления) и указать другие 2 события, на которые они повлияли, указав при этом причинно-следственную связь. Звучит пугающе, не так ли? Хотя на деле всё очень просто! Вот яркий пример: берём 10 съезд РКП(б) 1921 года как событие и указываем,что он напрямую повлиял на замену политики “военного коммунизма” политикой “нэпа”. Причинно-следственная связь указана, и снова балл у вас в кармане!

    4 абзац должен содержать историческую оценку значимости периода с опорой на факты или авторитетное мнение. Здесь у вас 2 варианта: либо вы в общем оцениваете значимость периода, “вбрасывая” в текст факты его воздействия на другие события (в этом плане можно выйти за верхние рамки периода и описать его влияние на события в будущем), либо же вы заранее заучиваете мнения знаменитых историков по всем периодам и указываете их. В этом плане можно цитировать таких авторитетных историков, как Ключевский, Соловьёв и Карамзин.

    5 абзацем вы завершаете все эссе классическим “значение этого периода для истории России невозможно переоценить из-за…”. И снова балл!

В целом,соблюдение такого формата обеспечит вам 7 баллов из 11 возможных. Еще один балл касается использования исторических терминов и понятий, 2 балла вы получите за отсутствие фактических ошибок, и последний балл за форму изложения. Напоследок, самое главное - не теряться в большом количестве фактов и обязательно указывать конкретные даты и факты,которые не вызовут у комиссии ни малейшего сомнения!

По ссылке вы можете просмотреть мое эссе прошлого года, которое соответствует всем критериям и помогло мне в написании ЕГЭ по истории на 100 баллов.

25. Историческое сочинение

1. Написать 2 события (явления, процесса) и выводы по каждому.

«… - это период правления …. Этот …провел много преобразований, которые… Назову наиболее важные из них.»

«Другим событием правления … является…»

(Если культурный памятник, то можно написать: «данный историко - культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО »)

2. Написать 2 личности , связанные с данной эпохой и роль этих личностей в данный период (князь, царь и его современники)

«В подготовке данного документа принимал участие сам князь (царь, император). А также его современник …»

3. Написать 2 причинно - следственные связи между событиями .

«Рассмотрим какие существуют причинно - следственные связи между данными событиями в период правления …

Оба события - и … и … - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и …

Результатом данных событий (следствием) стало…»

4. Написать 1 историческую оценку значимости данного периода (исторические факты, мнения историков)

«Правление … длилось в течение длительного времени - … лет. Его нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, …

С другой стороны, …»

5. Вывод.

«Эпоха … - это период…»

Дополнительные баллы:

Использование терминов (понятий) - 1 балл

Отсутствие фактических ошибок - 2 балла

Последовательное, связное изложение материала - 1 балл

Всего нам дают 11 баллов за сочинение. Ура!

25. Историческое сочинение 1019 - 1054 гг. (Пример)

1019 - 1054 годы - это период правления Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей. Этот князь провел много преобразований, укрепив единство Древней Руси, развивая просвещение и культуру, а также прекратив княжеские междоусобицы. Назову наиболее важные из них.

В 1019 году был составлен первый известный свод законов русского права, который вошел в историю под названием «Русская Правда». Первые упоминания о «Правде Ярослава» мы встречаем в трудах историка XVIII века Татищева. Этот документ содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Здесь была закреплена социально - сословная структура общества. Высшее сословие составляли: знать, духовенство и привилегированные слуги (тиуны, огнищане), а в низшее сословие входили смерды, закупы, рядовичи и холопы. Также отражено право - привилегия. Например, вводилась двойная вира (штраф) за убийство высокопоставленных слуг. Кроме того, итогом составления сборника является ликвидация кровной мести.

В подготовке Краткой редакции принимал участие сам Ярослав Владимирович. В дальнейшем вышла «Правда Ярославичей» составленная сыновьями Ярослава - Изяславом, Всеволодом и Святославом. Данный документ не датирован, но многие историки склоняются к 1072 году. Здесь вводилась индивидуальная собственность на землю. Это новшество приводило к разделу Руси. Уже в XII веке Владимиром Мономахом была составлена Пространная редакция сборника.

Таким образом, «Русская Правда» с одной стороны способствовала оформлению правовой системы Древнерусского государства, а с другой стороны вела к феодальной раздробленности.

Другим событием правления Ярослава Мудрого является разгром печенегов, что отражено в летописи Нестора «Повесть временных лет». Хан печенегов в 972 году убил Святослава Игоревича (деда Ярослава) и сделал чашу из его черепа в знак уважения. Старший брат Ярослава - Мстислав, не мог отомстить за предков и Русь еще долгие годы подвергалась набегам этих кочевников. Только в 1036 году дружина Ярослава Владимировича смогла изгнать печенегов из Киева. В честь этого освобождения Ярослав начал строительство Софийского собора в Киеве, которое закончилось со смертью князя в 1054 году. С начала собор представлял собой храм византийского образца, но в конце XVII века был перестроен в стиле украинского барокко и до сих пор сохранил ансамбль подлинных мозаик и фресок. Данный историко - культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, осада Киева стала последним вторжением печенегов на Русь, после которого установилась временная «пограничная тишина».

Рассмотрим, какие же существуют причинно - следственные связи между данными событиями в период правления Ярослава Мудрого.

Оба события - и создание «Русской Правды», и окончательный разгром печенегов - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и ослаблением княжеской власти. Вспомним приход Ярослава на киевский престол. Ему удалось устранить брата Святополка Окаянного, который убил своих же малолетних братьев Бориса и Глеба в 1015 году и только в1019 году возглавить киевское княжество.

Результатом данных событий стало укрепление власти князя, поднятие авторитета Древней Руси на международной арене, развитие культуры и просвещения.

Ярослав Мудрый правил в течение продолжительного времени - 35 лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, в стране были введены единые письменные законы, развивалось образование, открывались библиотеки, строились архитектурные памятники, что способствовало установлению русской культуры на один уровень с византийской.

С другой стороны, закрепление юридических норм способствовало оформлению социального неравенства, что привело к разделу Руси на множество мелких уделов.

Эпоха Ярослава Мудрого - это период укрепления границ Руси, создания предпосылок для феодальной раздробленности, начавшейся уже в конце правления Владимира Мономаха и оформления юридического права. Но главным достижением данного периода является развитие культуры, письменности и православия Древнерусского государства.

Желаю удачи!

Задание № 25 в ЕГЭ по истории (историческое эссе) безусловно является одним из самых сложных заданий экзамена. В этой статье мы расскажем, как правильно написать историческое сочинение для ЕГЭ 2019 на максимальный балл.

В этом задании ученикам предлагается три периода российской истории на выбор:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

Один из периодов всегда относится к древней истории Руси и Средневековью, второй к Новой истории (с конца 17 века) и последний – к Новейшей истории (20 век). Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Полный список всех периодов исторических сочинений

Как писать сочинение ЕГЭ по истории?

При написании исторического сочинения руководствуйтесь нашим алгоритмом написания эссе.

Алгоритм работы над историческим сочинением ЕГЭ:

1. Выбираете наиболее подходящий период, который знаете лучше всего.
2. Определяете, к чьему периоду правления он относится.
3. Вспоминаете исторические события, произошедшие в это время; выявляете наиболее важные и второстепенные.
4. Вспоминаете исторических личностей, живших в это время, их роль и влияние на события, приведенные Вами выше.
5. Выявляете причинно – следственные связи между двумя событиями.
6. Выявляете причины происходящих в этом периоде событий.
7. Составляете , оно должно быть логично разбито на несколько абзацев.
8. Пишете эссе на основе плана и подготовленной информации.
9. Пишете заключение к сочинению, где даем оценку выбранного периода.
10. Проверяем и дорабатываем сочинение.

Историческое сочинение – одно из самых сложных заданий ЕГЭ

Чтобы лучше структурировать ваше эссе используйте распространенные фразы и клише и конструкции из

1) Используйте историческую терминологию. Термины, имеющие отношение к данному историческому периоду требуются для получения балла по одному из критериев оценки!

2) Избегайте фактических ошибок. Если вы не уверены в каких-либо датах или именах исторических личностей, лучше не пишите о них. Так вы избежите потери баллов.

3) Не забывайте о том, что текст должен быть изложен в виде связного исторического сочинения!

4) Обязательно проверяйте свое сочинение перед сдачей. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что в нем не нарушена логика повествования.