Рим и эллинистический мир краткое содержание. Эллинистическая цивилизация презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Презентация на тему: Древние Греция и Рим




Предмет : история.

Тема урока : Рим и эллинистические государства.

Класс : 5.

Цели урока :

Предметные : обеспечить усвоение материала о завоеваниях древних римлян; научить делать выводы об особенностях превращения Рима в великую средиземноморскую державу.

Метапредметные : продолжить формирование умений учащихся структурировать учебный материал, работать с различными источниками, сравнивать

Личностные : научить давать и объяснять нравственную оценку действиям римлян на покорённых ими территориях.

Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева. – М.: Баласс, 2012. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья.

Посмотрите на карту на стр. 222.

Какие государства являются самыми крупными?

Давайте с вами узнаем, какие мнения и факты высказывают историки о завоеваниях римлян.

Открываем с. 221, читаем разговор

Археолога и Источниковеда.

Какое мнение высказывает Археолог о римлянах-завоевателях?

Какое мнение высказывает Источниковед? Какими фактами он подтверждает свое мнение?

Какое возникает противоречие между мнениями Археолога и Источниковеда?

Давайте попробуем сформулировать проблему сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

Записывает сформулированный вместе с учениками вопрос на доску.

Читают диалог.

Работают с картой.

Македонское, Сирийское, Египетское.

Археолог считает, что римляне

были завоевателями, даже в своих

молитвах они просили у богов о расширении подвластных им земель.

В войнах они отстаивали независимость и честь своего народа. По сообщению Плутарха в 196 г. до н.э. грекам было объявлено «сенат римский и консул Тит Квинций Фламинин, разбив македонского царя Филиппа, дают независимость греческим городам, освобождают от гарнизонов и податей с правом самоуправления».

Вместе с учителем формулируют вопрос, записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Владеть смысловым чтением.

4. Анализировать (выделять главное).

5. Сравнивать объекты по заданным критериям.

6. Делать выводы.

7. Составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Личностные УУД

1. Оценивать действия римлян.

II . Планирование деятельности .

Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

Высказывают точки зрения (нужно узнать цели, которые преследовали римляне в завоеваниях, какие государства были завоеваны).

III . Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Прочитайте 1-й абзац из п. 1 на

с. 221–222 и запишите в тетрадь цели завоеваний.

Мы с вами выяснили, что новые завоевания давали римлянам власть,

богатство и земли.

А сейчас давайте проследим хронологию завоеваний римлянами Македонского царства.

Для этого вам необходимо сейчас при помощи учебника (с. 222-224) составить таблицу «Завоевание Римом Македонского царства».

Один из учеников рассказывает о событиях, опираясь на таблицу. Остальные – следят по карте на стр. 222.

Работают с учебником, записывают цели завоеваний в тетрадь.

Составляют таблицу.

Слушают, работают с картой.

IV. Выражение решения проблемы .

Какой ответ на вопрос к сегодняшнему уроку вы можете дать?

Примерный вывод по проблеме:

Римляне являлись завоевателями,

так как подчинили власти всё Средиземноморье, установив на этих землях свои порядки.

Записывают вывод в тетрадь.

V. Применение нового знания .

Почему Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем?

Справедливо ли римляне поступили с Карфагеном, Коринфом?

Высказывают различные версии.

VI. Домашнее задание .

Параграф 36, пересказ.

Параграф 37, ответить устно на вопросы (вспоминаем то, что знаем).

Записывают в дневник.

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

Презентацию подготовили студентки группы Ф – 201 Абдурахманова К. и Родионова В.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

§ 45. Рим и эллинистический мир

Рим и эллинистический мир

Вся римская история представляется нам подчас беспрерывной чередой войн. Причины каждой последующей войны были как бы заключены в результатах предыдущей. Неуклонное расширение римских пределов неизбежно вело к столкновению Рима с государствами, к границам которых подходили его владения.

Вспомните, какие государства называют эллинистическими.

Победив Карфаген, Рим сделался хозяином на западе Средиземноморья. Теперь взгляды римлян обратились к востоку. Там лежали богатые земли. Важнейшими из них были Египет, Сирия и Македония. Расклад сил между этими государствами долгое время решал все в эллинистическом мире. Был период, когда существовало всеми признанное равновесие: в одиночку ни одна из стран не смела выступить против Египта, но Египту невозможно было бы одолеть одновременно два других сильнейших государства. Затем властолюбивые правители Сирии и Македонии начали борьбу против влияния Египта в соседних землях. Египет не смог остановить их и стал сдавать свои позиции. Зато возмутились небольшие государства, свободы которых попирались под натиском воинственных соседей. Так, жители греческих городов стали оглядываться сначала на Карфаген, а затем и на победоносный Рим в поисках противовеса влиянию Македонии. Этим и воспользовался Рим, вмешавшись в борьбу под предлогом защиты слабых от порабощения.

Знатные сирийцы. Древняя мозаика

Войны Рима с Македонией и Сирией

Ближайшим к Риму государством эллинистического мира было Македонское царство, которым в конце III – начале II века до н. э. правил царь Филипп V. Это был талантливый полководец и деятельный правитель, пытавшийся расширить пределы своего царства на весь Балканский полуостров. Рим всей своей мощью обрушился на Македонское царство. В ходе двух Македонских войн римляне сумели вытеснить Филиппа из Греции. Чтобы надежно закрепиться на Балканском полуострове, они заключили союз с греками, враждовавшими с македонским царем.

Монета Сирийского царства

Союза с греками домогался и сирийский царь Антиох III, рассчитывавший на их помощь в борьбе с Римом. Он переправился с войском на Балканы, но греки не поддержали его, а в битве с римлянами сирийская армия была разбита. После этого римляне перенесли войну в Малую Азию. Их легионы возглавлял брат знаменитого Сципиона, выбранный в тот год консулом. Сам победитель Ганнибала, бывший его советником, фактически руководил войсками. В 190 году до н. э. Антиох был разбит и по заключенному миру лишился всех владений в Малой Азии.

Силы некогда великих государств – Македонского и Сирийского царств – были истощены. После битвы при Пидне в 168 году до н. э. римляне полностью подчинили себе Македонию. Через двадцать лет было подавлено восстание греков, недовольных вмешательством Рима в их дела. В назидание побежденным римляне полностью разрушили Коринф – один из древних городов Греции.

Вспомните, на какое время пришелся период наивысшего могущества Македонского государства.

«Карфаген должен быть разрушен!»

Пока римляне не вспоминали о Карфагене, занятые делами на Востоке, тот понемногу оправлялся от поражения, богатея на морской торговле. Однако Рим не мог примириться с возрождением своего старинного противника. Каждая речь одного из авторитетнейших римских сенаторов Марка Порция Катона заканчивалась словами: «И все-таки, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен!» Наконец сенат вынес приговор: Карфаген подлежал уничтожению, а его жители – переселению подальше от моря, которое веками кормило их и обеспечивало процветание городу.

Заседание сената в Риме. Современный рисунок

В 149 году до н. э. римляне осадили Карфаген, началась Третья Пуническая война. Сначала казалось, что эта война будет легким делом. Но перед лицом неотвратимой гибели жители Карфагена обнаружили удивительное мужество и стойкость, обороняясь от своего давнего врага. Мужчины и женщины, стар и млад укрепляли стены и ворота, днем и ночью без отдыха ковали оружие. Осада продолжалась около трех лет. Штурмом города руководил Публий Сципион Эмилиан – родной внук отважного консула, погибшего при Каннах, усыновленный семьей Сципиона – победителя Ганнибала. Когда Карфаген был взят и разграблен, через весь город провели плугом борозду в знак того, что на этом месте запрещается селиться во веки веков.

Развалины Карфагена

Митридатовы войны

Последним могущественным противником Рима на эллинистическом Востоке был понтийский царь Митридат VI Евпатор (120– 63 годы до н. э.). Его царство располагалось на северном побережье Черного моря. Митридат VI был замечательной личностью, добился власти и славы наперекор многим невзгодам. Он отличался огромным ростом, не знал равных себе в искусстве верховой езды и стрельбы из лука. Но Митридат был искушен не только в военном деле, но и в искусстве правителя. Обладая умением заключать выгодные союзы, он смог объединить вокруг себя всех противников Рима. Его союзниками стали и армянский царь, и морские пираты Средиземноморья, и греческие города.

В 88 году до н. э. огромное войско понтийского царя напало на римские владения в Малой Азии. Митридат сумел завоевать симпатии местных жителей, недовольных римлянами. Вторжение понтийцев на первых порах казалось им избавлением от гнета. Римляне были изгнаны из многих городов Малой Азии. Затем войско понтийского царя высадилось в Македонии, и вскоре весь Балканский полуостров поднялся против власти римлян.

Митридат VI. Изображение на монете

Войны с Митридатом затянулись на долгие двадцать лет. Первая из них закончилась изгнанием понтийцев из Греции, вторая привела к окончательному крушению господства Митридата в Азии. Содержание большой армии вынудило царя потребовать деньги у греческих городов, которым он сам обещал свободу от налогов. Греки перестали поддерживать Митридата. В конце концов понтийский царь растерял всех своих союзников и покончил с собой. В Риме смерть грозного врага праздновали как величайшую победу. Войны с Митридатом фактически завершили борьбу Рима за господство над эллинистическим миром. Последним из великих эллинистических государств римскую власть признал над собой Египет в 30 году до н. э.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о войнах Рима с Понтийским царством.

Подведем итоги

В ходе длительных войн Рим подчинил себе крупнейшие эллинистические государства – Македонию, Сирию, Боспорское царство, Египет.

146 год до н. э. Разрушение Карфагена.

II–I века до н. э. Победы Рима над эллинистическими государствами.

Вопросы и задания

1. С какими эллинистическими правителями и государствами пришлось воевать римлянам?

2. Кто в эллинистическом мире был последним опасным для Рима противником?

3. Попробуйте объяснить, почему римляне предпочли разрушить дотла богатые торговые города Коринф и Карфаген.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV– I вв. до н. э.) Молодой правитель был верен клятве, данной отцом, и вскоре начал войну против Персии.Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава V. Эллинистический мир

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XXIII. Эллинистический Египет 1. Территория Одним из крупнейших и типичных эллинистических государств был Египет, управляемый династией Птолемеев, потомков одного из ближайших военачальников Александра Македонского, представителя знатной македонской семьи

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню высотой

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ (475-27 гг. до н. э.) Кумы (474 г. до н. э.): роковой удар?Объединяя эти два периода, которые в совокупности составляют четыре с половиной века, со второй четверти V в. до н. э. и вплоть до начала эпохи Римской империи, мы охватим большую

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 22 Эллинистический мир ГОСУДАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ Общий облик эпохи эллинизма в первую очередь определяли несколько крупнейших монархических государств. Самым большим по территории из этих царств было так называемое государство Селевкидов – по имени правившей

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ Египет находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Эллинистический Восток Египет После смерти Александра Македонского на совете «диадохов»- наследников, которыми стали шесть его военачальников,- держава была поделена. Образовались так называемые эллинистические государства. Начался новый период античной истории.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ Положение греческой культуры в царстве Птолемеев определялось тем, что греков там насчитывалось самое большее несколько сотен тысяч, в то время как общая численность населения страны составляла приблизительно 10–12 млн. человек. Высшая власть в

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Греция и эллинистический мир.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 45. Рим и эллинистический мир Рим и эллинистический мирВся римская история представляется нам подчас беспрерывной чередой войн. Причины каждой последующей войны были как бы заключены в результатах предыдущей. Неуклонное расширение римских пределов неизбежно вело к

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 16: Эллинистический Египет. Особенности эллинизма.В период ожесточенной борьбы полководцев за раздел державы Александра в Восточном Средиземноморье складывались элементы новых экономических и политических отношений. Массы македонян и греков - купцов,

Из книги Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины) автора Вихнович Всеволод Львович

Глава 18. ИРОД И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР Конец эпохи гражданских войн в римской державе. Придворный быт Ирода как эллинистического царя, многонациональный состав его советников и придворных. Покровительстве эллинистическим искусствам и наукам. Николай Дамасский и другие.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Подписи к слайдам:

Эллинистическая цивилизация – Встреча Запада и Востока выполнила: учитель истории Кубаян Р.Л. Г.Белореченск,2015 год.

1. «Рассуждая как всеобщий покровитель, посланный богами, он … соединил в одно целое людей со всех концов света, смешав их, словно вино в праздничном кубке.. он потребовал, чтобы родиной считали – Вселенную, добрых людей – соплеменниками, а злых чужестранцами, чтобы эллины и варвары не различались между собой ни по плащам, ни по щитам».

2. Он, македонянин, страну и жилища предков покинул … И к азиатам пошел, судьбы принужденьем гонимый, Род, избивая людской, на все племена обнажая Свой сокрушительный меч: ...он – молния, что поражает Все племена, он злая звезда для народов!

Проблема: Александр – жестокий завоеватель или человек, мечтавший о единении людей и культур?

Александр Македонский-союз Эллады - Херонее - падение Греции – Филипп - Персидская держава - поход на Азию.

Проигравшая Греция, в битве при Херонее в 338 г. до н.э., и союз Эллады, заключили с Филиппом Македонским договор. Филипп объявил войну Персии, которую продолжил его сын Александр и совершил военный поход на Азию

Где произошло первое столкновение? - С кем? Продолжаем расследование. Куда направляемся для поиска улик далее? Следующая наша остановка? Куда ведут следы дальше? Куда ведут следы после Египта? Скажите, какая цель была у Александра Македонского? Остановился ли теперь Александр, победив своего ненавистного врага? Смог ли он покорить всю Индию? Что мы знаем о природе Древней Индии? Какой стала армия?

« фоторобот » Александра Македонского Жестокость мечтатель тщеславный воин образованный

Вывод: Александр Македонский - жестокий завоеватель и человек, мечтавший о единении людей и культур. Он одновременно мечтал о славе великого завоевателя и об объединении Востока и Запада.

Постановка проблемы Осуществились ли мечты Александра Македонского о слиянии разных народов и культур Запада и Востока в рамках одной цивилизации?

Мировая кухня

Монархия Корона Сыр

Греция Полис Оливки

Аристократы Рабы Перец

Рецепт «Эллинистическая цивилизация» Создание на Востоке новых городов - полисов по греческому образцу. 2. Закрепление деления общества на слои, как на Западе так и на Востоке. 3.Монархическое правление в древнегреческих государствах по восточному образцу. 4.Принятие восточными народами культуры, языка и обычаев греков-эллинов.

«Эллинистический мир» стремился к слиянию в единое целое, в которое каждый внёс бы свою лепту. Почему задача создания единого общества актуальна в XXI веке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гуманитарные проблемы ядерной цивилизации

урок физики в 11 классе в разделе " Физика атомного ядра" по теме " Смертельная опасность или жизненная необходимость"....

Демо-тест к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса. Перед использованием теста, пос...

Примерно на рубеже III и II вв. до н.э. эллинистический мир вступает в эпоху упадка. Кризис в первую очередь охватил крупные эллинистические державы и особенно самую богатую и могущественную из них Царство Птолемеев. Восстания и волнения местного населения совпали с династическими распрями и разладом в верхах и привели к длительному экономическому и политическому коллапсу. Птолемеи оказались не в состоянии отстаивать свои внешнеполитические интересы и даже защищать внеегипетские владения.

Установившийся ранее в эллинистическом мире баланс сил был теперь разрушен, и малые эллинистические государства, сохранявшие независимость благодаря противоречиям между могучими сверхдержавами, оказались в уязвимом положении. Многие из них стали возлагать свои надежды на Рим.

Вторая Македонская война (200 197 гг. до н.э.). В конце III в. до н.э. правитель Селевкидского царства Антиох III и царь Македонии Филипп V приступили по взаимной договоренности к разделу внеегипетских владений Птолемеев и захвату небольших эллинистических государств. Антиох III отвоевал у Египта Южную Сирию и Палестину, а Филипп V напал на греческие полисы в районе Причерноморских проливов.

Это угрожало интересам небольших, но богатых и процветающих эллинистических государств Пергамского царства и Родоса, объявивших Македонии войну. После того как несколько лет боевых действий не дали перевеса ни одной из сторон, в 200 г. до н.э. Пергам и Родос обратились за помощью к Риму.

Римляне опасались, что победа враждебной им Македонии приведет к опасному росту ее могущества. Союз с Пергамом и Родосом, а в перспективе и с другими противниками Македонии позволял помешать этому ценою сравнительно небольших усилий и затрат. Римляне провозгласили себя защитниками свободы всех утесняемых греческих государств и потребовали от Филиппа очистить захваченные территории, а после его отказа объявили ему войну.

Во второй Македонской войне (200 197 гг. до н.э.) римляне использовали небольшие военные силы и на первых порах не стремились к решительным действиям. Зато их дипломатия была очень активной. Благодаря ей к антимакедонской коалиции примкнули Этолийский и Ахейский союзы и племена иллирийцев и дарданов.

Когда наметился явный перевес сил противников Македонии, римляне перешли в решительное наступление. В 197 г. до н.э. в Фессалии под Киноскефалами римский полководец Тит Квинкций Фламинин, командующий войсками союзников, наголову разгромил македонскую армию. Филиппу пришлось капитулировать.



Согласно условиям навязанного ему мира, он должен был освободить все захваченные им за пределами Македонии владения и вывести войска из Греции, выплатить Риму 1000 талантов серебра в качестве контрибуции, выдать флот и сократить армию до пяти тысяч человек. Фактически Македония не только утратила статус великой державы, но и попала в зависимость от Рима.

Сирийская (Антиохова) война (192 188 гг. до н.э.). Завоевав владения Птолемеев в Сирии, Палестине и Малой Азии, Антиох III переправился в 196 г. до н.э. в Европу и начал захватывать расположенные в районе Причерноморских проливов греческие города, только что освобожденные Римом из-под власти Македонии.

Римляне, занятые подавлением восстаний в Испании и Цизальпинской Галлии, не стали предъявлять ему ультиматум, но им было ясно, что их ожидает новая большая война и надо начинать дипломатическую подготовку к ней.

В том же самом 196 г. до н.э. на Истмийских играх, проводившихся около Коринфа, в присутствии делегаций всех греческих государств Тит Квинкций Фламинин объявил, что римляне выводят свои гарнизоны из всех греческих городов и крепостей и возвращают греческим полисам свободу и право пользоваться собственными законами. Поскольку ни один из освободителей Греции до сих пор никогда так не поступал, греки не поверили своим ушам. Когда глашатай, по их требованию, повторил это объявление, над стадионом пронесся такой вопль восторга, что пролетавшие птицы падали на землю и умирали от разрыва сердца. У выхода со стадиона греки бросились обнимать и целовать Фламинина и едва не задушили его. Два года спустя римские войска были действительно выведены из Греции.

Теперь Антиох III не мог претендовать на роль освободителя Греции и рассчитывать на сколько-нибудь значительную поддержку греческих государств. Однако и после эвакуации войск римляне вели в Греции активную политику, вмешиваясь в отношения между полисами, и поддерживая городскую знать в них самих. Их главным лозунгом было сохранение стабильности и в межгосударственных отношениях, и в каждом из государств.



Все, кто был недоволен существующим положением вещей, и прежде всего безземельная беднота тяготились римским вмешательством и возлагали свои надежды на Антиоха III.

В 192 г. до н.э. этолийцы, считавшие себя несправедливо обделенными условиями мира с Македонией и недовольные римской политикой в Греции, объявили Антиоха своим верховным стратегом и призвали освободить Элладу, обещая ему поддержку всех греков. После этого Антиох высадился в Греции с небольшой армией. Началась так называемая Сирийская война (192 188 гг. до н.э.).

Ожидания Антиоха не оправдались. Кроме этолийцев, к нему присоединились лишь несколько небольших греческих полисов. Римлян же поддерживали Ахейский союз, Македония, Пергамское царство и Родос. Благодаря союзникам они по-прежнему могли позволить себе вести боевые действия одновременно в Испании, Цизальпинской Галлии и Греции.

В 191 г. до н.э. армия Антиоха была разбита при Фермопилах и ее пришлось эвакуировать обратно в Азию. Вслед за этим все греческие союзники Антиоха, кроме этолийцев, капитулировали перед римлянами. Позднее римляне заключили с этолийцами перемирие на полгода, чтобы всеми силами обрушиться на Антиоха.

В 191 190 гг. до н.э. союзный флот разгромил флот Антиоха в нескольких сражениях и захватил господство на Эгейском море. Затем римская армия переправилась в Малую Азию и в 190 г. до н.э. с помощью пергамской кавалерии разбила громадное разноплеменное войско Антиоха в битве при Магнезии. Римляне были приятно поражены как богатством захваченной добычи, так и поразительно малыми потерями. Долгое время после этой кампании в Риме не было отбоя от желающих повоевать на Востоке.

В 188 г. до н.э. в городе Апамея был заключен мир, в соответствии с которым Антиох должен был отказаться от своих владений в Европе и в Малой Азии, выдать римлянам флот и выплатить громадную контрибуцию в 15 тысяч талантов.

От этого поражения держава Селевкидов уже никогда не смогла полностью оправиться. В ответ на него начались восстания, восточные области царства Селевкидов вышли из-под их власти. Через год после Апамейского мира Антиох III погиб при подавлении одного из восстаний. Никто из его преемников не смог снова сделать царство Селевкидов великой державой.

Рим щедро наградил своих главных союзников: Пергам и Родос. Пергамское царство значительно расширило свои пределы за счет бывших владений Антиоха. Оно превратилось в самое крупное и богатое государство Малой Азии.

После разгрома Антиоха римляне окончательно разбили этолийцев и отобрали у них часть их владений. Впоследствии Этолийский союз уже никогда не играл самостоятельной политической роли.

Сами римляне в результате Сирийской войны не получили никакого приращения своих владений, зато приобрели громадную власть и влияние, устранив последнюю великую державу эллинистического мира. Отныне ни о каком балансе сил в Восточном Средиземноморье и речи быть не могло. Даже самые богатые и сильные союзники Рима фактически превращаются в зависимые от него вассальные государства.

Третья Македонская война (171 167 гг. до н.э.). В награду за помощь в Сирийской войне Филипп V получил земли, отнятые у Этолийского союза. Римляне разрешили ему оставить за собой несколько городов, захваченных во время войны в Фессалии и во Фракии.

Однако после окончания войны с Антиохом они постепенно возвращаются к своей старой антимакедонской политике. В ответ на жалобы соседей Македонии они заставили Филиппа освободить захваченные в Фессалии и во Фракии территории. Отношения между Римом и Македонией снова обострились. Филипп начал тайную подготовку к войне с Римом.

Поскольку в отличие от многих других эллинистических государств Македония в это время находилась на подъеме и ее хозяйство быстро развивалось, Филиппу удалось восстановить экономический потенциал страны и собрать достаточные средства и запасы для будущей войны.

Он сумел создать большие резервы обученных воинов, не нарушая договора с Римом: каждый год он демобилизовывал четыре тысячи воинов из своей пятитысячной армии, набирал на их место новобранцев, обучал их и через год снова отпускал по домам. Он также добился заключения военного союза со многими иллирийскими племенами.

После смерти Филиппа подготовку к войне продолжал его старший сын и наследник Персей. Он резко изменил политику Македонии по отношению к Греции, объявив себя защитником греческой свободы. Всем политическим изгнанникам и неоплатным должникам в греческих полисах он обещал убежище и помощь в возвращении потерянных прав и имущества.

Поскольку Греция в это время находилась в состоянии тяжелого экономического и политического кризиса, его обещания встретили очень широкий отклик. Массы обездоленных видели в нем заступника против своей знати и стоящего за ее спиной Рима.

В свою очередь правители многих греческих государств и Пергама обратились в римский сенат с жалобами на Персея. В 171 г. до н.э. римляне объявили Персею войну. Так началась третья Македонская война (171 167 гг. до н.э.).

Персея поддержали многие племена Иллирии и города Эпира, но его надежда на помощь греческих полисов не оправдалась. Страх перед римским могуществом, власть и влияние местной проримски настроенной знати были слишком сильны. В то же самое время римские союзники вели себя очень вяло, стараясь всячески ограничить свое участие в военных действиях. В этой войне Риму приходилось рассчитывать главным образом на собственные силы.

На первых порах перевес в войне был у Персея. Римская армия, высадившаяся на Балканском полуострове и вторгнувшаяся в Македонию, потерпела поражение и вынуждена была отступить обратно к побережью. Персей не сумел воспользоваться плодами своей победы. Война затянулась.

Всеобщее недовольство всевластием Рима становилось все более ощутимым. Резко активизировались все антиримски настроенные деятели и социальные слои в греческих полисах. Родос, традиционный римский союзник, выступил с предложением мирного посредничества между Римом и Македонией, угрожая войной той стороне, которая откажется от переговоров. Селевкидский правитель Антиох IV, воспользовавшись моментом, напал на союзный Риму Египет и осадил Александрию. Захват Египта снова сделал бы царство Селевкидов великой державой.

В этих условиях новое поражение Рима могло изменить расстановку политических сил, вызвать создание могучей коалиции его противников. Римлянам необходима была быстрая и решительная победа. Они отправили в Македонию своего самого опытного и одаренного полководца Луция Эмилия Павла с большими подкреплениями.

В 168 г. до н.э. в битве у города Пидна в Македонии армия Персея была наголову разбита, сам он бежал, но позднее сдался римлянам вместе со всеми своими сокровищами. Захваченная в этой войне добыча была столь велика, что римских граждан навеки освободили от выплаты трибута. Теперь римляне руководствовались принципом, что война сама должна себя кормить.

Армии в награду за победу разрешили разграбить города Эпира, союзника Македонии. 150 тысяч эпиротов были проданы в рабство. Многие вожди антиримских движений в Греции были казнены или изгнаны из своих полисов. Тысячу самых влиятельных граждан Ахейского союза, который римляне подозревали в тайных симпатиях к Персею, были высланы в города Италии под надзор местных властей.

Родос был лишен своих владений в Малой Азии, полученных им после Сирийской войны. На острове Делос недалеко от Родоса римляне создали беспошлинный порт под своей охраной, который оттянул на себя родосскую торговлю. Уже через год доходы Родоса от торговых пошлин снизились в семь раз. Родос был разорен и потерял былое значение.

Сразу же после битвы при Пидне в лагерь Антиоха IV под Александрией явилось римское посольство. Глава посольства Попилий Ленат передал вышедшему навстречу Антиоху приказ сената немедленно покинуть Египет вместе со своей армией. Когда тот ответил, что должен подумать, Попилий своей тростью обвел на песке ноги царя и заявил, что тот должен дать ответ, не выходя из этого круга. После недолгого молчания разгневанный и униженный царь ответил согласием на все требования римлян.

Разбитую Македонию римляне решили не превращать в свою провинцию, поскольку с севера она граничила с воинственными племенами и в ней пришлось бы постоянно держать несколько легионов, что могло стать тяжелым бременем для римской казны и римского народа. Вместо этого она была разделена на четыре самоуправляющихся округа, которым были запрещены любые контакты друг с другом, разработка месторождений драгоценных металлов, а также торговля лесом и солью с соседними странами. Они должны были сами заботиться о защите от воинственных соседей и платить Риму в качестве дани половину того, что они отдавали раньше в царскую казну.

После гибели Македонского царства римляне уже не нуждались в сильных союзниках на Востоке. Они изменили свою политику по отношению к Пергамскому царству. Если раньше во всех его конфликтах с соседями, они выступали на стороне Пергама, то теперь на стороне его противников. Они стали разжигать рознь между царем и его родней, добиваться особых привилегий для римских и италийских торговцев и ростовщиков в Пергаме. Когда пергамский царь Эвмен приехал в Италию, чтобы объясниться с римскими властями, сенат запретил ему появляться в Риме. Пергамское царство постепенно стало клониться к упадку.

Разгром Македонии привел к тому, что у римлян не осталось в Средиземноморье ни одного достойного противника. В течение многих десятилетий после этого им приходилось не столько воевать, сколько подавлять восстания и учинять расправу с неугодными.

Вскоре после войны с Персеем на заседании римского сената разбирался вопрос о тревожном положении дел в римском государстве: уже в течение нескольких лет оно ни с кем не воевало. Сенаторы пришли к выводу, что это может повредить здоровью римского народа, и решили, что надо объявить войну племенам Далмации, которые недостаточно уважительно отнеслись к римским послам.

Подавление восстаний на Балканах. Порядки, установленные римлянами после ликвидации Македонского царства, оказались непрочными. Лишенные крепкой власти, военной защиты, традиционных хозяйственных связей, замученные бедностью и бесконечными междоусобицами, македоняне с тоской вспоминали времена Филиппа и Персея. И когда во Фракии в 149 г. до н.э. появился авантюрист и самозванец Андриск, выдававший себя за сына царя Персея Филиппа, который на самом деле умер в римском плену, они восстали и провозгласили его своим царем.

Им удалось разбить небольшое войско, посланное римлянами для подавления восстания. После этого в Греции снова возродились надежды на освобождение от римской власти. Некоторые греческие полисы заключили союз с Лже-Филиппом.

В 148 г. до н.э. сильная римская армия, вновь посланная в Македонию, разбила ополчение повстанцев и их союзников. Андриск был взят в плен и казнен. Всех участников восстания сурово наказали. Македония с присоединенными к ней соседними областями была сделана римской провинцией первым римским владением в Восточном Средиземноморье.

В том же самом году ахейцы, воодушевленные первыми успехами македонских повстанцев, без разрешения Рима пошли войной на Спарту, входившую в Ахейский союз, но не желавшую подчиняться его властям. Римляне в наказание расчленили союзное государство, приказав вывести из него Спарту, Коринф и некоторые другие города.

В ответ на это Ахейский союз объявил войну Риму. На Истмийском перешейке ополчение ахейцев в 146 г. до н.э. было разгромлено, их вожди убиты в бою или казнены. Для острастки всем грекам римляне разграбили и сравняли с землей Коринф, главный центр сопротивления и самый крупный и богатый город Балканской Греции. Земля, на которой он стоял, была проклята и посвящена подземным богам.

Римляне распустили союзы полисов Балканской Греции, ввели в большинстве из них олигархический строй, обложили их данью и подчинили административной и судебной власти наместника Македонии. Фактически они стали частью этой провинции. Только Афины, Спарта и города Фессалии сохранили свои старые права и статус союзных Риму государств. Всего лишь через полвека после того как римляне объявили себя защитниками греческой свободы, Греция утратила ее последние остатки.

Третья Пуническая война (149 146 гг. до н.э.). К середине II в. до н.э. Карфаген был богатым и процветающим городом-государством. Посредническая торговля, ремесло и особенно рабовладельческие поместья, расположенные на плодородной земле и организованные по последнему слову тогдашней науки, приносили немалые доходы. Сам Карфаген с его многоэтажными домами и богато украшенными золотом и слоновой костью храмами считался одним из крупнейших и красивейших городов Средиземноморья.

Римлян не радовали успехи поверженного и неопасного, но все еще ненавистного врага. После Ганнибаловой войны страх перед пунийцами долго не оставлял римлян. Своего вассального царя Масиниссу они использовали для присмотра за Карфагеном и сведения с ним счетов.

Он нередко нападал на карфагенские владения и захватывал пограничные области. Карфаген, не имевший права вести войну без согласия Рима, обращался к его властям за защитой. Они всегда решали дело в пользу Масиниссы, передавая ему одну спорную область за другой. Оставленная Карфагену небольшая округа становилась все меньше и меньше, его цветущие хозяйства приходили в упадок от постоянных набегов нумидийской конницы.

В 150 г. до н.э. после очередного набега Масиниссы карфагеняне не выдержали и вступили с ним в войну. Карфагенская армия была разгромлена нумидийцами, но римляне все равно использовали этот инцидент как предлог для вмешательства.

В 149 г. до н.э. в Карфаген направили римскую армию, а от его властей потребовали полного разоружения и выдачи заложников. Когда карфагеняне выполнили эти требования, им объявили, что их навсегда изгоняют из родного города, а сам он будет разрушен. Гнев и отчаяние охватили карфагенян. Чтобы дать им успокоиться, римляне не торопились вводить войска в Карфаген, но когда наконец они подступили к стенам города, то увидели на них граждан, вооруженных только что выкованными мечами и копьями и готовых сражаться до последней капли крови.

Несмотря на громадный перевес в силах, война оказалась для римлян более тяжелой, чем они рассчитывали. Осада непокорного города затянулась. Только тогда, когда армию возглавил лучший римский полководец Сципион Эмилиан, родной сын Луция Эмилия Павла, победителя Персея и приемный внук Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, римляне стали одерживать победы.

В 146 г. до н.э. римская армия пошла на штурм измученного голодом города. После того как через проломы в стенах солдаты со всех сторон ворвались в Карфаген, там еще шесть дней и ночей шли упорные уличные бои. Римлянам приходилось с боями захватывать каждый дом и даже каждый этаж, сносить квартал за кварталом и лишь затем продвигаться вперед. Они захватили Карфаген лишь тогда, когда убили в бою почти всех его жителей и защитников. Даже суровый римский полководец не смог удержать слез при виде погибающего на его глазах города.

По приказу сената Карфаген был полностью разрушен, место, на котором он стоял, проклято и посвящено подземным богам. Поселяться на нем снова было строго запрещено. На захваченной у Карфагена территории была образована римская провинция Африка.

В представлении многих римлян, гибель Карфагена стала концом эпохи великих завоеваний и гражданского единства и началом новой эпохи великих потрясений и бедствий.