Линкор Тирпиц – потерянные надежды. Линейный корабль «Тирпиц Где потоплен тирпиц




Операции «Тирпица» [ | код ]

Операция Sportpalast [ | код ]

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 . PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии , а QP-8 - примерно в то же время из Мурманска . 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову . Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом, базировавшемся на авианосце HMS Victorious , и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии - адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax ) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung [ | код ]

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений.

История полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор « » — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота «Бисмарк» и«Тирпиц». Внушительный вид новыхвоенных кораблейнастолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven » в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и » начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

С точки зрения истории можно посмотреть на любой и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

линкор Тирпиц фото

линкор Тирпиц показательные стрельбы

линкор Тирпиц ходовая рубка

орудие линкора Тирпиц, фото сделано в порту Fættenfjord, Норвегия

линкор Тирпиц готовится к бою

Тирпиц в одном из походов

линкор «Tirpitz» в порту Fættenfjord возле Trondheim, Норвегия, июнь 1942

линкор Тирпиц в Scheerhafen, Киль, 1941

линкор «Тирпиц» брат-близнец линкора «Бисмарк», с которым они никогда не виделись

линкор «Тирпиц» в порту крепости Altenfjord, Северная Норвегия

линкор «Тирпиц» немцы не спешили выставлять в бой

Технические характеристики линкора «Тирпиц» :

Длина - 251 м;
Ширина - 36 м;
Высота - 15 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек;
Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8;
Орудие 150 мм - 12;
Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм - 16;
Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация:
Самолёт «Arado» - 4;

линкор Тирпиц иллюстрации

на линкор «Tirpitz» немцы возлагали большие надежды

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

В Германии хорошо работают инженерная мысль и промышленность. Вместе они создали немало полезных и эффективных машин и оборудования. В случае войны их симбиоз был опасным для потенциального противника – СССР во время Великой Отечественной ощутил это на себе. Но без «проколов» не обошлось.

Некоторые монстры германского военпрома были страшны на бумаге и на глаз, но практический результат от их применения стремился к нулю. К числу этих «пугал» принадлежит линкор «Тирпиц». Англичане боялись его не потому, что он нанес им значительный урон, а потому, что он просто существовал.

Как вы яхту назовете… Видно, что немецкие военные моряки не знали этой песенки капитана Врунгеля. Иначе они выбрали бы для суперлинкора другое название. А так история корабля вполне соответствовала истории человека, чье имя он получил.

Отец флота германского

Адмирал Альфред фон Тирпиц пользовался в среде германских военных моряков хорошей репутацией. Его превозносили за конкретный факт биографии: он не проиграл ни единого сражения. Тому есть уважительная причина – он ни в едином и не участвовал.

Но заслуги у адмирала имелись. Перед Первой мировой он активно выступал за развитие и усиление германского флота. Целью было положить конец английскому господству на море. Тирпицу нравились большие корабли с толстой броней – он верил, что эти плавучие танки одолеют британцев.

Результат оказался так себе – англичане были в морском деле опытней, и на каждый немецкий корабль строили 2 своих.

Не дала успеха и подводная война, поклонником которой являлся Тирпиц. Она только накликала в противники Германии еще и США, возмущенные подводной атакой на «Лузитанию» (этот пассажирский лайнер затонул после торпедирования подлодкой U-20. Погибло 1198 человек).

Но в сознании немецких военных Тирпиц остался «отцом флота» и символом грядущей победы над Англией на воде. Вот его имя и использовали для титулования нового корабля.

Канцлер и адмирал

В 1935 году военные заказали к постройке два линкора. Гитлер, придя к власти, сразу начал игнорировать условия Версальского мира, ограничивающие германский военный потенциал, и это оказалось тем вопросом, в котором немцы были с ним действительно заодно (слишком уж унизительные условия выставили победители).

Было решено построить в стране корабли, способные поставить на место британские дредноуты. Один из них назвали «Бисмарк», а второй удостоился чести стать «Тирпицем».

С ними изначально было что-то не так. вышел в единственное в своей жизни плавание, и англичане потопили его (не без урона для себя, но все равно).

«Тирпиц» дожил до 1944 года, но его боевая эффективность оказалась несущественной. Основным занятием линкора была… игра в прятки с британскими военными. Корабль повторил судьбу адмирала – ни в одном заметном сражении ему поучаствовать не довелось.

Гигантский охотник за транспортами

Известно, что в отношении оружия Гитлеру была свойственна гигантомания. Его очаровывали большие и страшные на вид устройства. На деле гиганты не оправдывали затраченных на их сооружение ресурсов (пример – гигантская пушка «Дора», что так и не смогла нормально обстрелять 30-ю севастопольскую батарею).


То же произошло с «Бисмарком» и «Тирпицем». Но характеристики кораблей вызывали уважение. В войне участвовали линкоры с лучшими показателями (тот же японский «Ямато»), но немецкие корабли представляли собой тоже немалую силу.

Система приписок по-немецки

Она (система) сопровождала корабль уже на стадии проектирования. Но она была обратная той, что применялась советскими бюрократами.

В угоду требованиям Версальского мира, ограничивающего немецкий военный потенциал, данные по кораблям не завышались, а занижались.

Так, официально заявленное водоизмещение «Тирпица» должно было составить 35 тыс. тонн. Но уже в проекте «для внутреннего использования» фигурировал показатель в 45,5 тыс. тонн. Далее водоизмещение линкора было еще увеличено в ходе реконструкций (до 53 тыс. тонн), но это уже никто не скрывал – война началась.

Подобное чудо произошло и с вооружением «Тирпица» – официально главный калибр должен был быть 350 мм, но почему-то на деле оказалось, что он составляет 380 мм.

Технически продвинутое пугало

«Тирпиц» был спущен на воду в 1939 году, и первую свою задачу немедленно выполнил – англичане таки перепугались. Они имели привычку держать против каждого немецкого корабля 2 своих в запасе аналогичного класса (на войне не до дуэльного кодекса). Против линкора требовались линкоры. Но англичанам не хватало уверенности, что они имеют подобный резерв против «Тирпица» и «Бисмарка».


Линкоры серии «Король Джордж» удались не лучшим образом, а тут немцы предъявили действительно мощный броненосец. Немецкий линкор «Тирпиц» не был совершенством, но его мощь впечатляла.

Тактико-технические характеристики (линейные, броневые, ходовые, огневые) у «Тирпица» были не рекордные, но хорошие. Здесь можно просто обратиться к цифрам.

  1. Размеры – 253,6 м общей длины, 15 м общей высоты (от киля), 36 метров в ширину.
  2. Толщина брони – от 145 до 320 мм, на башнях главного калибра и рубке – 360 мм.
  3. Максимальная скорость – более 30 узлов.
  4. Главный калибр – 380 мм (8 орудий); плюс еще 12 пушек 150 мм и 116 зениток разного калибра.
  5. Дальность автономного плавания – до 16500 км.
  6. Палубная авиация – самолёты «Arado» 4 шт.

Корабль двигали 12 котлов и 3 турбины. Он имел станцию радиолокации и, кроме артиллерии, нес торпедные аппараты. В процессе эксплуатации его несколько раз модернизировали; в частности, увеличивалось количество зенитных установок.


Но при том изначально «Тирпиц» планировалось использовать не для сражений с равным противником, а для охоты за транспортными кораблями. Пунктиком гитлеровцев была английская морская торговля, и они желали ее прекратить. Корабль должен был использоваться не как линкор, а как крейсер.

Вот его и отправили в Северное море – и безопаснее, и добыча под рукой (транспортные конвои, везущие в северные порты СССР оборудование, вооружение и материалы по ленд-лизу).

Явное превосходство англичан на западе и судьба «Бисмарка» заставило гитлеровское командование поберечь второе морское чудо.

Линкору уготовили приятную синекуру – трепать арктические конвои. Командование боялось, что с любимой морской игрушкой фюрера случится что-то непредвиденное. И убрало ее от греха подальше.

Капитаны и морское право

Еще остается упомянуть о людях, что должны были приводить в движение плавучее чудо. Команда линкора в лучшие дни состояла из 2608 человек, из них 108 офицеров.

Командиров на «Тирпице» за время существования корабля сменилось несколько, но все они были в ранге капитанов цур зее (по российской системе – капитанов 1 ранга). Первым в феврале 1941 года линкор принял Ф.К.Топп (до того ему довелось руководить строительством и испытаниями корабля).


Заслуживает внимания судьба последнего командира. Роберт Вебер хорошо знал неписаное морское право. Он не оставил своего корабля, и вместе с «Тирпицем» пошел на дно. Вместе с ним погибло 1700 человек команды; части экипажа удалось спастись.

Символическая гроза арктических конвоев

С января 1942 года «Тирпиц» нес службу в Северном море. В норвежских фьордах можно было найти удобную стоянку для линкора, мало заметную для противника. Немецкое командование желало уберечь единственный оставшийся новомодный корабль и уповало на то, что само его существование убавит храбрости англичанам.

Кроме того, гитлеровцы ожидали скорого падения Ленинграда и почему-то решили, что в этом случае Балтийский флот СССР гарантированно кинется удирать в Швецию.

Ленинград устоял, Балтийский флот никуда не сбежал, даже арктические конвои в основном страдали от авиации и других судов, но не от «Тирпица».

Он в основном пробовал тактику «хвать и тикать» – появлялся на мгновение, и снова на базу.

Но все же линкору довелось поучаствовать в нескольких настоящих операциях. Масштаб их таков, что позволяет поверить в то, что «Тирпиц» выводил со стоянки лишь для того, чтобы у фюрера не возникало вопросов, чем он вообще занимается.

Гонки за лесовозом

В числе его подвигов – попытка перехвата в марте 1942 года сразу двух конвоев. Первый из них, PQ-12, шел из Исландии в Мурманск, второй (QP-8) – навстречу ему, из Мурманска.


Немецкая эскадра, в составе которой плыл грозный «Тирпиц», сумела проскочить точно перед носом одного и за кормой второго каравана. Потом все оправдывались, ссылаясь на погоду – дескать, туман, видимость ноль, и авиаразведка нахимичила.

Жертвой охоты за конвоями стала только «Ижора» – советский лесовоз, случайно отставший в тумане от своих. Командующему «Тирпица» хватило здравомыслия не тратить на него дорогие заряды – несчастную посудину догонял и топил один из эсминцев эскадры. И все равно «Ижора», практически безоружная, продержалась против вооруженного до зубов морского волка полтора часа! Успев при этом предупредить остальных о нападении.

Напрасный ход конем

Еще одна антиконвойная операция (с кодовым названием «Ход конем») осуществлялась в июле того же года. Для конвоя PQ-17дело закончилось плохо – более половины судов пошло ко дну. Но «Тирпиц» их не трогал.

Он просто вышел в море, и этого хватило, чтобы в британском адмиралтействе началась паника.

Получив данные разведки о выступлении германского «пугала», конвою был передан приказ рассеяться, а судам сопровождения – отстать. Получалось, что английское командование сознательно приносило транспорты в жертву, спасая крейсера.

Конвой приказ выполнил. Для линкора не было добычи. Командование решило, что мелкие германские суда справятся с задачей отлова кораблей конвоя по одному. Так и получилось. А «Тирпиц» отправился вновь на стоянку – подальше от английской авиации и подлодок. Это была блистательная победа – линкору для того, чтобы ее одержать, и пушки-то расчехлять не пришлось.

Из пушек по шахтам

Довелось «Тирпицу» принять участие и в стрельбах по побережью. В сентябре 1943 года он выдвинулся к берегам Шпицбергена. Там оставались строения шахтерского городка (перед войной уголь добывали СССР и Норвегия) и некоторое время работали немецкие метеорологи. Их обстреляли англичане преследовавшие собственные цели при высадке на Шпицберген.


Местью за «подлое нападение» (жертвой которого оказался аж 1 человек) и стал визит «Тирпица». Операция красиво называлась «Цитронелла» (иначе «Сицилия»).
Огромный линкор привез с собой несколько сотен морских пехотинцев и опробовал в реальном бою свой главный калибр, стреляя по шахтерским баракам. Выглядело страшно, но практический результат был бы больше при стрельбе по воробьям.

Этими тремя операциями боевая биография линкора и исчерпывается. Все остальное время он стоял на якоре, чинился и портил нервы англичанам.

Судьба заманчивой мишени

Англия не видела «Тирпиц» в деле, но боялась его – очевидно, из-за отсутствия уверенности, что в нужный момент под рукой у нее не окажется 2-х или более линкоров против одного «немца».

Английские военные лезли из кожи в попытках уничтожить германский линкор.

В дело шли бомбы всех калибров (включая сверхмощные «Толлбой»), обычные и управляемые торпеды. Но почти 3 года линкор казался заговоренным.

Простые методы заговора на неуязвимость

На деле все было просто. Линкор был неуязвим из-за собственных достоинств, особенностей северной природы, но еще более – промашек британцев.

  1. Видимость в Норвегии плохая. Линкор же сменил в июне 1942 года цвета – окраска приобрела северный камуфляж. Так что англичане бомбили наугад.
  2. Противовоздушная защита «Тирпица» была хороша – редкий налет не стоил англичанам нескольких самолетов.
  3. Команда линкора достигла отличных показателей и в установке дымовых завес.
  4. Английских летчиков учили бомбить по площадям. Это сходило в Дрездене, но площадь линкора значительно меньше. Так что бомбы в основном уменьшали рыбные запасы Северного моря.
  5. Несколько управляемых торпед непонятным образом… потерялись по дороге.
  6. Одна из повредивших «Тирпиц» бронебойных бомб по результатам проверки (ее провели немцы) содержала взрывчатки вдвое меньше, чем положено по стандарту.

Понятно, что с такими «заговорами» воевать непросто. Но некоторые удары достигали цели – до окончательного потопления «Тирпиц» несколько раз получал повреждения, исключавшие самостоятельный ход (в сентябре 1943 и апреле 1944 года).


Давали результат некоторые бомбежки и минирование мини-подлодками. Это в результате и погубило линкор – он не смог полноценно защититься от последней атаки.

Капитан Лунин и атака на «Тирпиц»

Вопрос, кто потопил «Тирпиц», закрыт. Это сделали британские бомбардировщики 12 ноября 1944 года. Но СССР тоже претендует на заслуги в деле охоты на линкор.
Капитан подлодки К-21 Н.А.Лунин в ходе противодействия «Ходу конем» выпустил торпеды по «Тирпицу» и сопровождавшему его эсминцу. Затем в рапорте он сообщил об услышанных взрывах и предположил, что повредил «Тирпиц» и утопил второй корабль.

Но подобные потери у немцев не зафиксированы.

Почти наверняка торпеды Лунина прошли мимо и взорвались от падения на дно. Данные о его курсе свидетельствуют, что шансы попасть в линкор у него были минимальными. Это не порочит честности капитана – он хотя бы попробовал, и не утверждал, что наблюдал попадание. Но «Тирпиц» его добычей не является.

Посмертная слава

В ходе реализации операции «Катехизис» 12 ноября 1944 года англичане сбросили на «Тирпиц» несколько «Толлбоев». Один достиг цели; попадание вызвало пожар и детонацию боезапаса. Линкор перевернулся и затонул.


Искать место гибели на карте не требовалось – корпус линкора был виден в бухте Хокейботн над поверхностью. Там он дождался конца войны.

После заключения мира Норвегия до 1957 года разрезала «Тирпиц». Значительную часть металла… продали в Германию. Немало обломков украшают музеи, из части были изготовлены сувенирные украшения. Несколько кусков линкора использовали для ремонта дорог. Носовая часть до сих пор лежит на дне.

Недалеко от места последнего упокоения «Тирпица» установлен памятник погибшим членам экипажа. Монумент сомнительный, но не воевать же с покойниками…

Судьба линкора повлияла и на окружающую природу.

После войны в районе бухты Хокейботн появились новые озера. Они образовались при заполнении водой воронок от «Толлбоев» – меткие англичане исхитрялись промахиваться по кораблю на километры.

После гибели линкора ему была придумана новая, славная биография. Англичане гордились его уничтожением так, словно «Тирпиц» до того лично отправил на дно половину их флота. В современных компьютерных играх «уничтожение «Тирпица» – распространенная задача для супергероя.

Что ж, повоюет хотя бы на экране. В реалиях «Тирпиц» не окупил и десятой части вложенных в него средств, а что англичане боялись – это их недостаток, а не достоинство корабля. Пусть теперь отрабатывает.

Видео

У Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его "sistership" - линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был "крейсером-переростком", но с вооружением от Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор "Тирпиц" - фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции - походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал - ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 "Ланкастера". Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.