Когда по православному календарю прощенное воскресенье. Прощеное воскресенье. Как просить прощение и прощать




Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой…

Здравствуйте, друзья.

Вы успели от души полакомиться блинами на Масленицу? А то ведь праздник подходит к концу, уже пятница, осталось каких-то пару дней. Лично я еще ими не объелась =) Но да ладно, не о Масленице эта статья, точнее не совсем о ней.

Дело в том, что последний день Масленицы называется Прощеное воскресение, и это не с проста. Именно о Прощеном воскресенье хочется поговорить сегодня. О традициях этого праздника, его истории. Выяснить какого числа в 2018, 2019, 2020 и так далее его отмечают, ну, и самое главное, разобраться, как правильно просить прощения и отвечать тем, кто его просит у нас.

* Кстати, возможно вас заинтересует полная статья о традициях и обычаях Масленицы . Там собрано все: история праздника, интересные факты и так далее.

А теперь вернемся к Прощеному воскресенью.

Какого числа отмечать

Друзья, этот праздник переходящий — у него нет конкретной даты. Прощеное воскресенье каждый год приходится на разные дни. Так как этот христианский праздник - часть Масленичной недели, то и отсчет его ведется точно так же, как и всей Масленицы — от Пасхи. Но можно не ломать голову, а просто запомнить, что Прощеное воскресенье — это последнее воскресенье перед Великим постом и день, завершающий Сырную седмицу (Масленицу).

Как я уже говорила в одной из своих статей, даты Пасхи рассчитаны уже на много лет вперед поэтому не составит труда узнать, какого числа того или иного года будут отмечать Прощеное воскресенье.

История, смысл и названия праздника


Праздник Прощеное воскресенье (или Сыропустная неделя, Неделя Адамова изгнания, Сыропуст, Прощеный день) такой же старый, как и само христианство. По библейской истории он уходит корнями в пустынные земли Древнего Египта, где христианские отшельники совершали свои великопостые путешествия.

Священные тексты гласят, что монахи отправлялись в пустыню (естественно, поодиночке), чтобы провести там в молитве почти 40 дней Великого поста. Делалось это для того, чтобы усилить свой подвиг молитвы и подготовиться к одному из самых почитаемых христианами праздников — Пасхе.

Пустыня — враждебная человеку среда: перепады температуры от ужасной жары, до сильного холода, ограничения в воде и пище, дикие животные. В таких условиях выжить непросто, и монахи, уходя в свой священный поход отлично это понимали. Поэтому, отправляясь в столь опасное путешествие они просили у всех прощения за все вольные и невольные обиды, ну, и конечно, сами всех прощали, ведь другой возможности могло и не представиться, а перед Богом следует представать с чистой душой и совестью.

Также, стоит отметить, что еще одно название Прощеного воскресенья — Неделя Адамова изгнания . Все, наверное, знают эту библейскую легенду об изгнании первых людей из Рая. Но мало, кто знает, что изгнали их вовсе не за грех, а за то, что те отказались признаться в содеянном и покаяться. Ох, уж эта людская гордыня и упрямство.

Отсюда и фундаментальные строки в Священном Писании, о том, что тот, кто не попросит прощения у ближнего своего и не покается сам, на Царство Божье, после смерти, может не рассчитывать.

Третье название Прощеного воскресенья — Сыропустная неделя (Сыропуст) . Это означает, что благочестивые христиане завершают свою подготовку к Великому посту и прекращают употреблять в пищу все скоромное. И это воскресенье — последний день для вкушения рыбы, масла, молока, яиц и так далее, на них накладывается табу до самой Пасхи.

Но, стоит отметить, что уже в последний день Масленицы есть мясо и мясные продукты, в соответствии с христианской традицией, не принято.

Прощеное воскресенье: традиции

Как и у любого древнего праздника, у Прощеного воскресенья есть свои традиции, которые «настаивались» веками. Самое важное, конечно — это попросить прощения у всех, кого мы могли обидеть, причем просить прощения следовало не с самого утра, а с заката до полной темноты.

В старину на Руси люди обязательно ходили в храм, к родне, соседям и прочим знакомым, на кладбище, с целью попросить прощения. По пути просили о прощении даже совершенно незнакомых людей, это было нормой.

И, конечно же, нужно было и самим простить обидчиков, обязательно искренне, иначе все теряет смысл.

Интересный факт: в такой великий праздник даже старорусские князья заключали временное перемирие, а некоторые воины, и вовсе, не брали в руки оружия.

Но это далеко не все традиции:

  1. Традиционно, на Прощеное воскресенье в церквях совершается праздничная служба - читают Евангелие от Матфея, в котором говорится о прощении.
  2. После наступает, так называемый, Чин прощения — особая процедура покаяния священнослужителей перед прихожанами.
  3. Не забывают рассказать и о первых людях — Адаме и Еве, которых прогнали из Рая за самовлюбленность и надменность, чтобы напомнить о том, как опасны эти качества.
  4. Накануне поста доедают все скоромные продукты, это называется заговеньем. Причем даже в воскресном приеме пищи были свои традиции:

      с самого утра вся семья собиралась в родительском доме и начинала свой день с поедания блинов;

      в течение дня было принято есть семь раз (по числу недель в Великом посте);

      ужинать садились поздним вечером, причем за накрытый белой скатертью стол;

      по окончании трапезы, со стола ничего не убирали, а все накрывали красивой скатертью (белой или вышитой), сверху овечьей шкурой, и оставляли до утра, потом все убирали, а остатки пищи отдавали животным (это делалось для того, чтобы уберечь дом от ссор);

      спиртного почти не пили.

  5. В Прощеное воскресенье следовало посещать баню, дабы вступить в Великий пост чистыми, не только душой, но и телом.
  6. Засыпать было принято до полуночи, никакого секса, вообще, идеально, чтобы муж и жена легли отдельно.
  7. Детям до семи лет под подушку клали какую-нибудь вкусняшку (яблоко, конфету и т. п.), чтобы год был сытный.
  8. Желающие забеременеть женщины вставали перед окном и обращались к небу и предкам со словами: «Предки, простите и мне помогите», потом три раза крестились и ложились в постель. Такой ритуал помогал быстрее зачать ребенка.
  9. А желающие попросить прощения у умерших предков шли на кладбище перед закатом солнца, клали на могилу блины, кланялись на все четыре стороны, и обращались с просьбой о прощении к умершему.
  10. Гадали по блинам и по их начинкам.
  11. Кто-то помимо гаданий, занимался иными магическими практиками. До сих пор в сети можно найти всякие заговоры на этот день.
  12. Бывало, что люди пекли друг для друга специальный, посыпанный сахаром ржаной хлеб — укрух.

Христианство и язычество


Друзья, Прощеное воскресенье — это последний день Масленицы, а Масленица — чисто языческий праздник.

Из-за такого тесного переплетения верований и получилась ядреная смесь традиций. Рядом стоят совершенно несовместимые вещи — посещение храма и гадания, например.

Я напомню, православная церковь резко негативно смотрит на ворожбу и иные, подобные, занятия.

Даже шумные и веселые гуляния со сжиганием чучела в последний день Масленицы осуждаемы, я уж не говорю о всяких снятиях проклятий и приворотах.

По сути своей, Прощеное Воскресенье именно христианский праздник, и если уж и праздновать его, то в соответствии с христианскими традициями.

Однако, каждый выбирает то, что ему ближе.

Как просить прощения в Прощеное воскресенье

Основной смысл этого действа — искренне раскаяние. Просить прощения нужно с душой, от чистого сердца, совершенно у всех, даже не ощущая вины. И не копировать стишок или картинку из интернета, отправляя их ради галочки собеседнику, потому что так принято.

Обычно, когда просят прощения в этот день, то говорят: «Прости меня, если я в чем-то виноват перед тобой». Если есть какая-то конкретная вина, то стоит ее озвучить: «Прости меня за то-то и то-то».

Ответить можно несколькими способами:

  1. Бог простит, меня прости;
  2. Бог простит, и я прощаю.

Говорить нужно именно «прости» или «простите», но не «извини». Это очень разные понятия:

    В первом случае, человек как бы признает свою вину и обещает исправиться. Это, как раз, и почитается в Библии;

    Во втором же случае, человек просит «вывести его из вины», делает вид, что и не виноватый он вовсе.

На этом, пожалуй, все. До новых встреч, друзья.

P. S. Вспомнила тут, пока писала: в Германии есть праздник — День покаяния и молитвы , так вот он, мне чем-то напоминает Прощеное воскресенье. Не знаю почему, они разные, но вот тем не менее.

МОСКВА, 18 фев — РИА Новости, Сергей Стефанов. Последний день перед Великим постом православные христиане называют Прощеным воскресеньем. Издавна в этот день на Руси верующие просят друг у друга прощения и готовятся вступить в "святую и великую Четыредесятницу" — самый строгий и продолжительный пост. О том, почему сложилась такая уникальная традиция и какие еще смыслы есть у этого праздника, — в материале РИА Новости.

Изгнание Адама из рая

В Церкви Прощеное воскресенье называют еще "сыропустным". Это слово означает "сыр опускаю" ("оставляю"): Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, когда разрешается есть скоромную пищу — яйца и молочные продукты.

В Прощеное воскресенье Русская православная церковь совершает за богослужениями "воспоминание Адамова изгнания". По Библии это событие — выдворение первых людей, Адама и Евы, из рая за непослушание Богу — положило начало земной истории. И как праотец Адам потом каялся в своих проступках, так и все верующие, вступающие в Великий пост, призываются к тому же.

Настоятель храма Святой Елизаветы в Покровском-Стрешневе митрополит Рязанский и Михайловский Марк замечает, что ни один человек в своей жизни не может избежать серьезных ошибок, которые Церковь называет грехом. И в этом все люди — "верные" последователи своего прародителя Адама.

"С приходом Великого поста мы должны начать другую жизнь, наступило время оплакивать соделанные нами грехи. Мы повторили путь Адама в грехопадении, но нам еще предстоит повторить его путь в покаянии. И открывающийся перед нами период Великого поста помогает нам в этом", — говорит архиерей.

По его словам, при слове "покаяние" у некоторых возникает представление, что это "сплошные отрицательные эмоции" и полная противоположность тому, что понимают под полноценной жизнью. Однако в действительности лишь первый этап покаяния — раскаяние — может быть связан с негативными переживаниями. Полноценное же покаяние наполняет душу радостью и избавляет человека от внутренних конфликтов, порождающих грех.

Считается, что первой Божьей заповедью, которую нарушили Адам и Ева, был именно запрет "вкушать" плод одного, определенного Богом дерева — "древа познания добра и зла". И чтобы примириться с Богом, человек снова должен пройти через пост. Правда, теперь это воздержание гораздо более строгое.

"Прости меня!.."

В Прощеное воскресенье во всех православных храмах читается отрывок из Евангелия со словами Спасителя: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Это обязательное условие для вступления человека в пост, без которого даже полное воздержание от пищи будет считаться, выражаясь юридическим языком, недействительным: Бог не примет его.

"Чтобы пережить прощение, нам надо научиться самим прощать. Вот именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам", — объясняет клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, протоиерей Олег Стеняев.

Воплощая этот призыв к всепрощению, в церквях и монастырях служат вечерни с особым "чином прощения". Священники читают молитву, прося у Бога благословения для всех на предстоящий длительный пост (помимо 40-дневного Великого поста, это еще и следующая за ним Страстная "седмица", неделя). Затем по традиции духовенство просит прощения у всех, собравшихся в церкви, а миряне — у духовенства и друг у друга.

"Прости меня" и "я прощаю" верующие говорят в течение дня и всем своим домочадцам и знакомым, которым чем-то досадили или на которых сами держат обиду. Конечно, слова могут быть и другими, главное — дух примирения. Извинится за свои проступки, "вольные или невольные", перед всеми и патриарх после вечерней службы в храме Христа Спасителя.

Сам чин прощения берет свое начало в палестинских и египетских монастырях V-VI веков, когда накануне Великого поста монахи на 40 дней уходили в пустыню, чтобы посвятить все свое время молитве и подготовке к празднику Пасхи.

"Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне, — рассказывает насельник Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский). — Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения — чтобы примириться со всеми людьми и, благодаря этому, — с Богом".

Не "личный подвиг"

А за неделю перед Прощеным воскресеньем православная церковь вспоминала евангельскую притчу о Страшном суде, после которого Господь введет в Царство Небесное тех, кто как-то помогал другим людям в их нуждах, и во "тьму внешнюю" — не оказавших своим ближним никакой милости.

Однако, как объясняет преподаватель и духовник Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Вячеслав Харинов, "неделя о Страшном суде" может подвигнуть человека чрезмерно увлечься различными социальными проектами, он может решить, что его спасение зависит именно от того, сумеет ли он "накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного, заключенному помочь". Но Прощеное ставит все на свои места.

Отец Вячеслав говорит о прощении и как о "реализации в себе богоподобия": "Потому что Бог прощает — Он милостив и многомилостив. И мы, делая то же, как бы примеряем на себя это богоподобие, как бы подражаем Творцу в этом акте".

"Наше спасение начинается с того, как мы будем относиться к ближнему. Смысл христианской сотериологии (учения о спасении. — Прим. ред.) в том, что, если мы не сделаем ничего для спасения ближнего, мы сами не спасемся. И в этом отношении, конечно же, пост — удивительное время. Надо уметь увидеть в нем не личный подвиг, не мое личное дело, но момент какого-то удивительного служения другим… Увидеть наше собственное спасение в ближнем", — заключает священник.

Примеров тому много в жизни святых. Один из древних отцов церкви Антоний Великий считал неприличным делать что-либо хорошее для себя прежде, чем сделает это ближнему. А знаменитый подвижник XX века старец Силуан Афонский писал, что "блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш есть наша жизнь".

Празднование Масленицы в России

/
На фото: участники праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

2 из 17

Масленица символизирует рубеж зимы и весны, последний всплеск сытой веселой жизни в преддверии длительного великопостного воздержания. В этом году масленичная неделя длится с 12 по 18 февраля.
На фото: участники праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/
На фото: участник народных забав во время празднования Масленицы на центральной площади Владивостока.


3 из 17

В течение всей недели православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу, яйца и молочные продукты. В число традиций масленичной недели входят массовые гуляния и всевозможные конкурсы и забавы.
На фото: участник народных забав во время празднования Масленицы на центральной площади Владивостока.

© РИА Новости / Виталий Аньков /
На фото: праздничная ярмарка на центральной площади Владивостока.


4 из 17

В старину верили, что тот, кто не веселится в эти дни и не провожает зиму, весь грядущий год будет жить бедно и пусто. А вот у тех, кто справит праздник как следует, все дела будут спориться, в доме будет изобилие, а все хвори пройдут стороной.
На фото: праздничная ярмарка на центральной площади Владивостока.

/
На фото: сожжение арт-объекта художника Николая Полисского на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.


5 из 17

В первый день масленичной недели из тряпок и соломы сооружали чучело, а потом, приделав к большому бревну, катали на санках и устанавливали на самой высокой снежной горке.
На фото: сожжение арт-объекта художника Николая Полисского на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.

/
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале наблюдают за гусиными боями.


7 из 17

В местах народных гуляний на неделю разворачивались шумные ярмарки и балаганы, повсюду стояли помосты с разнообразными угощениями, шатры, в которых продавали орехи и пряники, горячий сбитень и чай из самоваров.
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале наблюдают за гусиными боями.

© РИА Новости / Александр Кряжев /
На фото: участники праздничных масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


8 из 17

В Западной Европе неделя перед Великим постом традиционно была временем карнавалов. У восточных христиан как таковой карнавальной традиции не было, однако считалось, что это время, когда человек в разумных пределах позволяет себе отдохнуть.
На фото: участники праздничных масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

© РИА Новости / Владимир Вяткин /
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы.


9 из 17

У каждого дня масленичной недели существовало свое название. Так, понедельник это "встреча", вторник - "заигрыши", среда - "лакомка". В среду было принято ходить друг к другу в гости и угощаться блинами и пирогами.
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы.

© РИА Новости / Александр Кряжев /
На фото: участник масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


10 из 17

Четверг назывался "разгулом", или "переломом". Наступала середина масленичной недели, и в этот день все плясали, водили хороводы, пели частушки, устраивали кулачные бои.
На фото: участник масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

© РИА Новости / Евгения Новоженина /
На фото: ряженый на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.


11 из 17

Еще одна неотъемлемая черта Широкого четверга - взятие штурмом снежного городка; в этот день повсюду разводились специальные ритуальные костры, через которые люди прыгали, символически очищая свою душу.
На фото: ряженый на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.

© РИА Новости / Александр Кряжев /
На фото: молодецкие игры во время праздничных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


12 из 17

Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи.
На фото: молодецкие игры во время праздничных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

© РИА Новости / Виталий Аньков / Пятый день Масленицы - "тещины вечерки". Существовала традиция, согласно которой семейные люди должны были проводить этот день с самым близкими родственниками. Главный символ Масленицы - румяный блин, символизирующий солнце. Каждая хозяйка старалась достойно угостить пришедших к ней гостей.


14 из 17

Пятый день Масленицы - "тещины вечерки". Существовала традиция, согласно которой семейные люди должны были проводить этот день с самым близкими родственниками. Главный символ Масленицы - румяный блин, символизирующий солнце. Каждая хозяйка старалась достойно угостить пришедших к ней гостей.

© РИА Новости / Александр Кряжев /
На фото: сжигание чучела во время праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


15 из 17

Шестой день масленичной недели называли "золовкиными посиделками". Также в этот день вечером сжигали чучело Масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к Великому посту.
На фото: сжигание чучела во время праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

© РИА Новости / Виталий Аньков / Седьмой, заключительный день масленой недели - "проводы", "Прощеное воскресенье", "целовальник". В этот день, по древнему обычаю, было принято просить друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми.
На фото: посетители праздничной ярмарки Широкой Масленицы на центральной площади Владивостока.


Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 10 марта, в последний день Масленичной недели. В этот день принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения.

В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.

В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд “чин прощения”. В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.

История воскресного прощения

Древняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.

За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение “прощеное”.

Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: “относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.

Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.

Традиции Прощеного воскресения

В этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.

Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.

Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название “целовальника”.

В светлый день старшие родственники первыми просили прощения у молодых. А на Руси государи просили прощения у подданных и солдат.

После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.

В это время принято собираться за большим семейным столом на “блинную” трапезу. После можно сходить в баню и “смыть” свои грехи перед Великим Постом.

Традиции и запреты Прощеного воскресенья

Издавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.

В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.

Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.

По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.

Прощеное воскресенье – что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост – время покаяния. Покаяние – это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.

– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы…

– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

– Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

Прощеное воскресенье – что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост – время покаяния. Покаяние – это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.

– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы…

– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

– Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко