Природные комплексы и природные зоны. Природные комплексы Смена природных компонентов с высотой называется




Вариант 1

А. Урал

Б. Сырдарья

В. Амударья

Г. Волга

Д. Или

2. Смена природных компонентов с высотой называется:

А. Высотная поясность

Б. природный пояс

В. географическая оболочка

Г. широтная зональность

Д. климатический пояс

3. На этих островах имеются около150 вулканов, 40 из них - действующие:

А. Британские

Б. Антильские

В. Багамские

Г. филиппинские

Д.Японские

4. В результате смешанных браков негров и индейцев образовалось новое население Америки:

А. Метисы

Б. Мулаты

В. Карибы

Г. Самбо

Д. Ирокезы

5. Группа людей, объединённых на основании общности происхождения и внешних наследственных физических признаков:

А. Племя

Б. население

В. раса

Г. народ

Д. человечество

6. Наибольшее количество в Австралии выпадает:

А. В центре

Б. На востоке

В. На западе

Г. на севере

Д. на юге

7. Самый большой остров мира:

А. Гренландия

Б.Новая Зеландия

В. Кюсю

Г. Мадагаскар

Д. Исландия

8. Самое большое озеро в мире:

А. Сарезское

Б.Байкал

В. Красное

Г. Балхаш

Д. Каспийское

9. Самый глубокий участок Мирового океана:

А. Тонга

Б. Марианский

В. Кермадек

Г. Антиба

Д. Рондыш

10. Платформа- это …

А) устойчивые участки земной коры.

Б) складчатые горные области

В) межгорная впадина

Г) приподнятые выровненные участки

Д) Котловина, заполненная водой

11. Самое холодное и мощное течение:

А) Течение западных ветров

Б) Перуанское

В) Куросио

Г) Северо-Атлантическое

Д) Гольфстрим

12. Пояс солнечной освещённости, получающий наибольшее количество тепла,

А) северный умеренный

Б) южный умеренный

В) жаркий

Г) южный полярный

Д) северный полярный

13. Английский учёный, открывший озеро Танганьика и водопад Виктория:

А) А. Гумбольдт

Б) Д. Левингстон

В) Ф. Дрейк

Г) Н. Вавилов

Д) П. Семёнов

14. Горы, названные древними инками «медными»:

А) Аппалачи

Б) Атласские

В) Драконовы

Г) Кордильеры

Д) Анды

15. На государственном гербе Австралийского союза изображён:

А) Кенгуру и страус Эму

Б) утконос

в) Собака динго

г) Ехидна

д) коала

16. Самый пресный океан:

А) Тихий

Б) Атлантический

В) Индийский

Г) Северный Ледовитый

Д) Южный

17. В каком климатическом поясе наблюдается смена четырёх климатических сезонов года?

А) тропическом

Б) субтропическом

В) умеренном

Г) экваториальном

Д) субэкваториальном

18. Параллель, южнее которой не бывает полярной ночи или полярного дня (в северном полушарии):

А) северный тропик

Б) южный тропик

В) северный полярный круг

Г) южный полярный круг

Д) экватор

19. Холодное перуанское течение оказывает влияние на климат пустыни:

А) Сахара

Б) Намыт

В) Виктория

Г) Атакама

Д) Гоби

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

  1. Почти посередине пересекается экватором
  2. Наибольший по площади
  3. Открыли голландцы в ХVII в.
  4. Протекает самая большая по площади бассейна и самая многоводная на Земле река
  5. Является южной полярной областью земного шара
  6. До прихода европейцев на юге жили племена ацтеков и майя, которые занимались земледелием, умели обрабатывать металлы, строить большие дома из камня, имели свою письменность.

Итоговый контроль знаний за 7 класс

Вариант 2

  1. Выберите один правильный ответ.
  1. Волна, образующаяся при землетрясении в океане:

А) Тайфун

Б) Цунами

В) Смерч

Г) Ураган

Д) Бриз

2. Широты, в пределах которых образуется лёд на поверхности океана:

А) субтропические

Б) тропические

В) экваториальные

Г) арктические

Д) субэкваториальные

Д) появление азота

3. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия

Б) Аргентина

В) Бразилия

Г) Венесуэла

Д) Чили

4. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня

Б) тайга

В) степь

Г) смешанный лес

Д) влажные субтропики

5. Река, вытекающая из Великих озёр:

А) Арканзас

Б) Огайо

В) Святого Лаврентия

Г) Миссури

Д) Миссисипи

6. Основная климатическая характеристика саванн:

А) большая амплитуда годовых температур

Б) сухо и жарко в течение года

В) сильные ветры и малое количество солнечных дней

Г) смена сухого и влажного сезонов года

Д) большое количество осадков в год

7. Образование природных зон на суше обусловлено:

А) соотношением равнинных и горных территорий

Б) соотношением между растительным и животным миром

В) степенью освоенностью территории человеком

Г) климатом, т. е. соотношением тепла и влаги

Д) состоянием Мирового океана и поверхностью вод

8. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи

Б) светлый цвет кожи

В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы

Д) узкий разрез глаз

9. На побережьях Антарктиды обитают:

А) куропатки

Б) Белые медведи

В) полярные совы

Г) пингвины

Д) песцы

Д) не имеет уклона

10. Открыл Америку:

А) Сократ

Б) Архимед

В) Платон

Г) Колумб

Д) Бехайм

11. Последним был открыт материк:

А) Антарктида

Б) Африка

В) Северная Америка

Г) Австралия

Д) Южная Америка

Д) водные

12. Огромное влияние, часто отрицательное, на развитие географической оболочки оказывает

А) человеческое общество

Б) извержение вулкана

В) животный мир

Г) растительность

Д) органический мир

А) в субтропических широтах

Б) на экваторе

В) в умеренных широтах

Г) в тропиках

Д) в субтропиках

Д) С. Америка

А) Гималаи

Б) Анды

В) Памир

Г) Тянь-Шань

Д) Урал

15. Географическая оболочка образована:

А) литосферой

Б) гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы

В) гидросферой

Г) атмосферой

Д) биосферой

16. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами - это

А) литосфера

Б) стратосфера

В) гидросфера

Г) биосфера

Д) атмосфера

А) Мак-Кинли

Б) Килиманджаро

В) Монблан

Г) Фудзияма

Д) Джомолунгма

18. Укажите страну Северной Америки:

А) Индия

Б) Бразилия

В) Канада

Г) Италия

Д) Аргентина

19. Самый высокий водопад на земном шаре:

20. Установите соответствие:

Итоговый контроль знаний за 7 класс

Вариант 3

1. Наиболее низкие температуры наблюдаются в районе

А) полюсов

Б) умеренных широт

В) экватора

Г) тропиков

Д) прибрежной зоне

2. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия

Б) Аргентина

В) Бразилия

Г) Венесуэла

Д) Чили

3. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня

Б) тайга

В) степь

Г) смешанный лес

Д) влажные субтропики

4. Назовите, на каких картах можно заметить зависимость рельефа от особенностей строения земной коры:

А) на физической карте и геологической карте

Б) на геологической карте и карте природных зон

В) на физической карте и карте климатической

Г) на карте «Строение земной коры» и карте природных зон

Д) на физической карте и карте «Строение земной коры»

5. Пролив, разделяющий Европу и Африку:

А) Дрейка

Б) Магелланов

В) Гибралтарский

Г) Берингов

Д) Мозамбикский

6. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи

Б) светлый цвет кожи

В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы

Д) узкий разрез глаз

7. Географическая оболочка образована:

А) биосферой

Б) Литосферой

Г) Атмосферой

В) гидросферой

Д) Гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы

8. Главная цель создания заповедников :

А) культурная

Б) сохранение природных ландшафтов

В) туристическая

Г) хозяйственное использование природных ресурсов

Д) лечебная

9. Основными климатообразующими факторами являются:

А) воздушные массы, режим осадков, литосферные плиты

Б) географическая широта, движение воздушных масс и подстилающая поверхность

В) влияние океанов, землетрясения и вулканы, ледниковый покров

Г) вечная мерзлота, горы и равнины

Д) приток солнечного тепла, температурный режим, движение воздушных масс

10. Песчаные бури в Сахаре:

11. Чередование природных зон на равнинах называется:

А) высотной поясностью

Б) антропогенным комплексом

В) географической оболочкой

Г) ландшафтом

Д) широтной зональностью

12. Государства изображаются на … карте:

А) климатической

Б) топографической

В) природных зон

Г) политической

Д) физической

13. Меньше всего осадков выпадает:

А) в субтропических широтах

Б) на экваторе

В) в умеренных широтах

Г) в тропиках

Д) в субтропиках

14. Природная зона, в которой температура равномерна в течение года, ночью выше + 10 0 С, осадки выпадают регулярно, часты заболевания лихорадкой .

А) смешанный лес

Б) экваториальный лес

В) степь

Г) тундра

Д) высотная поясность

15. Чем обусловлено разнообразие природных зон на суше:

А) влиянием течений

Б) соотношением тепла и влаги

В) влиянием географических объектов

Г) влиянием океанов

16. Древнейший материк, объединяющий все южные материки называется

А) Антарктида

Б) Лавразия

В) Гондвана

Г) Атлантида

Д) Пангея

17. Смену природных зон при движении от экватора к полюсам называют:

А) природно-территориальный комплекс

Б) высотная поясность

В) континентальность

Г) биоценоз

Д) широтная зональность

18. Основная сила, формирующая географическую оболочку:

А) растительность

Б) почва

В) солнечная радиация

Г) вода

Д) воздух

19. Величайшая пустыня на Земле:

А) Тар

Б) Сахара

В) Кызылкум

Г) Намиб

Д) Каракум

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

  1. Самый влажный материк
  2. Планомерно изучается со времени проведения Международного геофизического года.
  3. Единственный, на котором нет действующих вулканов и современного оледенения.
  4. С востока омывается самым соленым морем в мире.
  5. Омывается четырьмя океанами.
  6. На востоке древние, очень разрушенные горы уступами обрываются в сторону Приатлантической низменности.

1

А. Урал Б. Сырдарья В. Амударья Г. Волга Д. Или

А. Высотная поясность Б. природный пояс В. географическая оболочка

Г. широтная зональность Д. климатический пояс

А. Британские Б. Антильские В. Багамские Г. филиппинские

Д.Японские

А. Метисы Б. Мулаты В. Карибы Г. Самбо Д. Ирокезы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный срез по географии для 8 класса

1 . Самая крупная река бессточного бассейна Евразии:

А. Урал Б. Сырдарья В. Амударья Г. Волга Д. Или

2. Смена природных компонентов с высотой называется:

А. Высотная поясность Б. природный пояс В. географическая оболочка

Г. широтная зональность Д. климатический пояс

3. На этих островах имеются около 150 вулканов, 40 из них – действующие:

А. Британские Б. Антильские В. Багамские Г. филиппинские

Д.Японские

4. В результате смешанных браков негров и индейцев образовалось новое население Америки:

А. Метисы Б. Мулаты В. Карибы Г. Самбо Д. Ирокезы

5. Группа людей, объединённых на основании общности происхождения и внешних наследственных физических признаков:

А. Племя Б. население В. раса Г. народ Д. человечество

6. Наибольшее количество осадков в Австралии выпадает:

А. В центре Б. На востоке В. На западе Г. на севере Д. на юге

7. Самый большой остров мира:

А. Гренландия Б.Новая Зеландия В. Кюсю Г. Мадагаскар Д. Исландия

8. Самое большое озеро в мире:

А. Сарезское Б.Байкал В. Красное Г. Балхаш Д. Каспийское

9. Самый глубокий участок Мирового океана:

А. Тонга Б. Марианский В. Кермадек Г. Антиба Д. Рондыш

10. Платформа- это …

А) устойчивые участки земной коры.

Б) складчатые горные области

В) межгорная впадина

Г) приподнятые выровненные участки

Д) Котловина, заполненная водой

11.Волна, образующаяся при землетрясении в океане:

А) Тайфун Б) Цунами В) Смерч Г) Ураган Д) Бриз

12. Широты, в пределах которых образуется лёд на поверхности океана:

А) субтропические Б) тропические В) экваториальные Г) арктические

Д) субэкваториальные

13. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия Б) Аргентина В) Бразилия Г) Венесуэла Д) Чили

14. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня Б) тайга В) степь Г) смешанный лес Д) влажные субтропики

15. Река, вытекающая из Великих озёр:

А) Арканзас Б) Огайо В) Святого Лаврентия Г) Миссури Д) Миссисипи

16. Основная климатическая характеристика саванн:

А) большая амплитуда годовых температур

Б) сухо и жарко в течение года

В) сильные ветры и малое количество солнечных дней

Г) смена сухого и влажного сезонов года

Д) большое количество осадков в год

17. Образование природных зон на суше обусловлено:

А) соотношением равнинных и горных территорий

Б) соотношением между растительным и животным миром

В) степенью освоенностью территории человеком

Г) климатом, т. е. соотношением тепла и влаги

Д) состоянием Мирового океана и поверхностью вод

18. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи Б) светлый цвет кожи В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы Д) узкий разрез глаз

19. На побережьях Антарктиды обитают:

А) куропатки Б) Белые медведи В) полярные совы Г) пингвины Д) песцы

А) Гималаи Б) Анды В) Памир Г) Тянь-Шань Д) Урал

Ответы:

1.Г 2.А 3. Д 4. Г 5.В 6. В 7. А 8. Д 9. Б 10. А

1. А 2. Г 3. В 4. В 5. В 6. Б 7. Г 8. А 9. Г 10.А



Понятие о природном комплексе

Основным объектом изучения современной физической географии является географическая оболочка нашей планеты как комплексная материальная система. Она неоднородна как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. В горизонтальном, т.е. пространственном отношении, географическая оболочка подразделяется на отдельные природные комплексы (синонимы: природно-территориальные комплексы, геосистемы, географические ландшафты).

Природный комплекс — территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз (сочетание микроорганизмов и характерных животных). В природном комплексе однотипны также взаимодействие и обмен веществ между составляющими его компонентами. Взаимодействие компонентов и приводит в конечном итоге к образованию конкретных природных комплексов.

Уровень взаимодействия компонентов в составе природного комплекса определяется в первую очередь количеством и ритмами солнечной энергии (солнечной радиации). Зная количественное выражение энергетического потенциала природного комплекса и его ритмику, современные географы могут определить ежегодную производительность его природных ресурсов и оптимальные сроки их возобновляемости. Это позволяет объективно прогнозировать использование природных ресурсов природно-территориальных комплексов (ПТК) в интересах хозяйственной деятельности человека.

В настоящее время большая часть природных комплексов Земли в той или иной степени изменена человеком, или даже заново создана им на природной основе. Например, оазисы в пустыне, водохранилища, плантации сельскохозяйственных культур. Такие природные комплексы названы антропогенными. По своему назначению антропогенные комплексы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, городскими и т.п. По степени изменения хозяйственной деятельностью человека — по сравнению с исходным естественным состоянием они подразделяются на слабо измененные, измененные и сильно измененные.

Природные комплексы могут быть разных размеров — разного ранга, как говорят ученые. Самый крупный природный комплекс — географическая оболочка Земли. Материки и океаны — природные комплексы следующего ранга. Внутри материков выделяются физико-географические страны — природные комплексы третьего уровня. Такие, например, как Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, пустыня Сахара и другие. Примерами природных комплексов могут служить и всем хорошо известные природные зоны: тундра, тайга, леса умеренного пояса, степи, пустыни и т.д. Наименьшие по размерам природные комплексы (местности, урочища, фауны) занимают ограниченные территории. Это холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Интересно, что чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия. Однако и у природных комплексов значительных размеров сохраняется однородность природных компонентов и основных физико-географических процессов. Так, природа Австралии совсем не похожа на природу Северной Америки, Амазонская низменность заметно отличается от прилегающих с запада Анд, Каракумы (пустыни умеренного пояса) опытный географ-исследователь не перепутает с Сахарой (пустыни тропического пояса) и т.п.

Таким образом, вся географическая оболочка нашей планеты состоит из сложной мозаики природных комплексов разного ранга. Природные комплексы, образовавшиеся на суше, сейчас называют природно-территориальными (ПТК); образовавшиеся в океане и другом водоеме (в озере, реке) — природными аквальными (ПАК); природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) созданы хозяйственной деятельностью человека на природной основе.

Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс

Географическая оболочка — непрерывная и целостная оболочка Земли, включающая в себя в вертикальном разрезе верхнюю часть земной коры (литосферы), нижнюю атмосферу, всю гидросферу и всю биосферу нашей планеты. Что же объединяет, на первый взгляд, разнородные компоненты природной среды в единую материальную систему? Именно в пределах географической оболочки происходит непрерывный обмен веществом и энергией, сложное взаимодействие между указанными компонентными оболочками Земли.

Границы географической оболочки до сих пор четко не определены. За верхнюю ее границу ученые принимают обычно озоновый экран в атмосфере, за пределы которого не выходит жизнь на нашей планете. Нижняя граница чаще всего проводится в литосфере на глубинах не более 1000 м. Это верхняя часть земной коры, которая образована под сильным совместным воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов. Вся толща вод Мирового океана обитаема, поэтому если говорить о нижней границе географической оболочки в океане, то ее следует проводить по океаническому дну. В целом географическая оболочка нашей планеты имеет общую мощность около 30 км.

Как видим, географическая оболочка по объему и территориально совпадает с распространением на Земле живых организмов. Однако единой точки зрения относительно соотношения биосферы и географической оболочки до сих пор нет. Одни ученые считают, что понятия «географическая оболочка» и «биосфера» очень близки, даже тождественны, и указанные термины суть синонимы. Другие же исследователи рассматривают биосферу только как определенную стадию развития географической оболочки. В этом случае в истории развития географической оболочки выделяют три этапа: добиогенный, биогенный и антропогенный (современный). Биосфера, согласно этой точке зрения, соответствует биогенному этапу развития нашей планеты. По мнению третьих, термины «географическая оболочка» и «биосфера» не тождественны, так как отражают разную качественную суть. В понятии «биосфера» основное внимание акцентируется на активной и определяющей роли живого вещества в развитии географической оболочки.

Какой точке зрения отдать предпочтение? Следует иметь в виду, что для географической оболочки характерен ряд специфических особенностей. Она отличается, прежде всего, большим разнообразием вещественного состава и видов энергии, характерных для всех компонентных оболочек — литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Через общие (глобальные) круговороты вещества и энергии они объединены в целостную материальную систему. Познать закономерности развития этой единой системы — одна из важнейших задач современной географической науки.

Так, целостность географической оболочки — важнейшая закономерность, на знании которой основывается теория и практика современного рационального природопользования. Учет этой закономерности позволяет предвидеть возможные изменения в природе Земли (изменение одного из компонентов географической оболочки обязательно вызовет изменение других); дать географический прогноз возможных результатов воздействия человека на природу; осуществить географическую экспертизу различных проектов, связанных с хозяйственным использованием тех или иных территорий.

Географической оболочке присуща и другая характерная закономерность — ритмичность развития, т.е. повторяемость во времени тех или иных явлений. В природе Земли выявлены ритмы разной продолжительности — суточный и годовой, внутривековые и сверхвековые ритмы. Суточная ритмика, как известно, обусловлена вращением Земли вокруг своей оси. Суточный ритм проявляется в изменениях температуры, давления и влажности воздуха, облачности, силы ветра; в явлениях приливов и отливов в морях и океанах, циркуляции бризов, процессах фотосинтеза у растений, суточных биоритмах животных и человека.

Годовая ритмика — результат движения Земли по орбите вокруг Солнца. Это смена времен года, изменения в интенсивности почвообразования и разрушения горных пород, сезонные особенности в развитии растительности и хозяйственной деятельности человека. Интересно, что разные ландшафты планеты обладают различной суточной и годовой ритмикой. Так, годовая ритмика лучше всего выражена в умеренных широтах и очень слабо — в экваториальном поясе.

Большой практический интерес представляет изучение и более продолжительных ритмов: 11-12 лет, 22-23 года, 80-90 лет, 1850 лет и более длительных но, к сожалению, они пока еще менее изучены, чем суточные и годовые ритмы.

Природные зоны земного шара, их краткая характеристика

Великий русский ученый В.В. Докучаев еще в конце прошлого столетия обосновал общепланетарный закон географической зональности — закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам. Зональность обусловлена в первую очередь неодинаковым (широтным) распределением по поверхности Земли солнечной энергии (радиации), связанным с шарообразной формой нашей планеты, а также разным количеством осадков. В зависимости от широтного соотношения тепла и влаги закону географической зональности подвержены процессы выветривания и экзогенные рельефообразующие процессы; зональный климат, поверхностные воды суши и океана, почвенный покров, растительность и животный мир.

Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки — географические пояса. Они протягиваются, как правило, в широтном направлении и, по существу, совпадают с климатическими поясами. Географические пояса отличаются друг от друга температурными характеристиками, а также общими особенностями циркуляции атмосферы. На суше выделяются следующие географические пояса:

— экваториальный — общий для северного и южного полушарий;- субэкваториальный, тропический, субтропический и умеренный — в каждом полушарии;- субантарктический и антарктический пояса — в южном полушарии. Аналогичные по названиям пояса выявлены и в Мировом океане. Поясность (зональность) в океане находит свое отражение в изменении от экватора к полюсам свойств поверхностных вод (температуры, солености, прозрачности, интенсивности волнения и других), а также в изменении состава флоры и фауны.

Географическая оболочка не везде утроена одинаково, она имеет «мозаичное» строение и состоит из отдельных природных комплексов (ландшафтов).

Природный комплекс (стр. 1 из 2)

Природный комплекс – это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями: климатом, рельефом, почвами, водами, растительным и животным миром.
Каждый природный комплекс состоит из компонентов, между которыми существуют тесные, исторически сложившиеся взаимосвязи, при этом изменение одного из компонентов рано или поздно приводит к изменению других.

Благодаря неравномерному поступлению солнечного тепла на земную поверхность географическая оболочка очень разнообразна. Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами, в полярных областях, наоборот, медленно текущими процессами и бедностью жизни.

На одних и тех же широтах природа также может быть различной. Это зависит от рельефа и удаленности от океана.

Поэтому географическую оболочку можно разделить на разные по размерам участки, территории или природно-территориальные комплексы (сокращенно природные комплексы, или ПК). Формирование любого природного комплекса происходило длительное время. На суше оно осуществлялось под влиянием взаимодействия компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, растений, животных, почв.

Все компоненты в природном комплексе, как и в географической оболочке, переплетены друг с другом и образуют целостный природный комплекс, в нем также происходит обмен веществ и энергии. Природным комплексом называется участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике (например, лес, болото, горный массив, озеро и т. д.).

Природные комплексы испытывают на себе огромное влияние человека. Многие из них уже сильно изменены многовековой деятельностью человечества. Человек создал новые природные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Такие природные комплексы называются антропогенными (от греч.

«антропос» — человек — прим. от biofile.ru).

На суше выделено огромное разнообразие природных комплексов. Чтобы убедиться в этом, достаточно совершить путешествие по меридиану от одного географического полюса до другого. Здесь представлены такие непохожие природные комплексы, как полярные пустыни, степи умеренных широт, тропические леса.

Можно заметить, что в направлении от полюсов к экватору в смене природных комплексов наблюдается закономерность, называемая широтной зональностью, или широтной поясностью.

Разнообразие природных комплексов внутри природных зон связано прежде всего с влиянием рельефа. В горах наблюдается закономерная смена природных комплексов с высотой - их высотная поясность. Главная ее причина - изменение температуры и осадков в зависимости от высоты, высотная поясность климата.

Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше и разнообразнее набор высотных поясов, тем сложнее природная высотная поясность. Однако суточная и годовая ритмика изменений, происходящих в природных комплексах в связи со сменой дня и ночи и сменой времен года, во всех высотных поясах одинакова: она такая же, как в широтном поясе у подножия гор.

Каждый природный комплекс, независимо от его размеров, представляет собой единое целое.

Поэтому при изменении одного из его компонентов должны изменяться и все другие, а следовательно, и весь комплекс. Эти изменения могут происходить с разной скоростью, в разных масштабах, но они неизбежны. Поскольку географическая оболочка едина, изменения, вызванные теми или другими причинами в одном ее месте, со временем сказываются на всей оболочке в целом.

Естественные изменения в географической оболочке происходили всегда. Без этого невозможно представить себе ее развитие. Но с ростом населения Земли и развитием общества естественный ход процессов, протекающих в природных комплексах, все более нарушается, становится иным и все чаще вызывает нежелательные последствия.

Не изменять географическую оболочку люди не могут. Природа - единственный источник их существования, и тем внимательнее, бережнее нужно относиться к использованию ее богатств и ресурсов. Правильное использование природных ресурсов требует хорошего знания взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природного комплекса, глубокого понимания их единства. Без соответствующих знаний невозможно восстановление и улучшение природных условий. 

География

Учебник для 7 класса

§ 14.

Природные комплексы суши и океана

  1. Назовите несколько природных комплексов своей местности. Кратко опишите один из них и укажите связи между компонентами.
  2. Из курсов природоведения и биологии вспомните, как образуются почвы и какие вы знаете почвы.

Природные комплексы суши. Географическая оболочка, являясь целостной, неоднородна на разных широтах, на суше и в океане.

Благодаря неравномерному поступлению солнечного тепла на земную поверхность географическая оболочка очень разнообразна.

Как меняются природные комплексы

Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами, в полярных областях, наоборот, медленно текущими процессами и бедностью жизни. На одних и тех же широтах природа также может быть различной. Это зависит от рельефа, от удаленности от океана.

Поэтому географическую оболочку можно разделить на разные по размерам участки, территории или природно-территориаль-ные комплексы (сокращенно природные комплексы, или ПК).

Формирование любого природного комплекса происходило длительное время. На суше оно осуществлялось под влиянием взаимодействия компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, растений, животных, почв (рис. 32). Все компоненты в природном комплексе, как и в географической оболочке, переплетены друг с другом и образуют целостный природный комплекс, в нем так же происходит обмен веществ и энергии.

Природным комплексом называется участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике (например, лес, болото, горный массив, озеро и т.

Рис. 32. Взаимосвязи компонентов природного комплекса

Природные комплексы океана в отличие от суши состоят из следующих компонентов: воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород и рельефа дна.

В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

Разнообразие природных комплексов. Природные комплексы бывают разных размеров. Отличаются они и по образованию. Очень большие природные комплексы - это материки и океаны. Образование их обусловлено строением земной коры.

На материках и океанах выделяют менее крупные комплексы - части материков и океанов. В зависимости от количества солнечного тепла, т. е. от географической широты, бывают природные комплексы экваториальных лесов, тропических пустынь, тайги и т. д. Примерами мелких могут служить, например, овраг, озеро, речная долина, морской залив. А самый большой природный комплекс Земли - географическая оболочка.

Все природные комплексы испытывают на себе огромное влияние человека.

Многие из них уже сильно изменены многовековой деятельностью человечества. Человек создал новые природные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Такие природные комплексы называются антропогенными (от греч. «антропос» - человек).

  1. Пользуясь текстом учебника, выпишите в левую колонку тетради компоненты географической оболочки, в среднюю - компоненты природных комплексов суши, в правую - компоненты природных комплексов океана. Что общего между компонентами каждого природного комплекса?
  2. Что такое природный комплекс?
  3. Как различаются природные комплексы?

Природная зона как природный комплекс

Географическая оболочка не везде утроена одинаково, она имеет

«мозаичное» строение и состоит из отдельныхприродных комплексов

(ландшафтов).

Природный комплекс –это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями: климатом, рельефом, почвами, водами, растительным и животным миром.

Каждый природный комплекс состоит из компонентов, между которыми существуют тесные, исторически сложившиеся взаимосвязи, при этом изменение одного из компонентов рано или поздно приводит к изменению других.

Наиболее крупным, общепланетарным природным комплексом является

географическая оболочка, она подразделяется на природные комплексы более мелкого ранга.

Разделение географический оболочки на природные комплексы обусловлено двумя причинами: с одной стороны, различиями в строении земной коры и неоднородностью земной поверхности, а с другой – неодинаковым количеством солнечного тепла, получаемого её различными участками. В соответствии с этим выделяются зональные и азональные природные комплексы.

Наиболее крупными азональными природными комплексами являются материки и океаны.

Более мелкими – горные и равнинные территории в пределах материков (Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Анды, Амазонская низменность). Последние подразделяются на ещё более мелкие природные комплексы (Северные, Центральные, Южные Анды).

К природным комплексам низшего ранга относятся отдельные холмы, речные долины, их склоны и т.д.

Самые крупные из зональных природных комплексов – географические пояса. Они совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия (экваториальный, тропический и т.д.).

В свою очередь географические пояса состоят из природных зон, которые выделяются по соотношению тепла и влаги.

Природной зоной называется крупный участок суши со сходными природными компонентами – почвами, растительностью, животным миром, которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.

Главным компонентом природной зоны является климат, поскольку от него зависят все остальные компоненты.

Растительность оказывает большое влияние на формирование почв и животного мира и сама зависит от почв. Называются природные зоны по характеру растительности, поскольку она наиболее очевидно отражает и другие особенности природы.

Климат закономерно изменяется при движении от экватора к полюсам. Почва, растительность и животный мир определяются климатом.

Значит, эти компоненты должны изменятся широтно, следуя за изменением климата. Закономерная смена природных зон при движении от экватора к полюсам называется широтной зональностью. В районе экватора расположены влажные экваториальные леса, у полюсов – ледяные арктические пустыни.

Между ними находятся другие виды лесов, саванны, пустыни, тундра. Лесные зоны, как правило, располагаются на территориях, где соотношение тепла и влаги сбалансировано (экваториальный и большая часть умеренного пояса, восточные побережья материков в тропическом и субтропическом поясе). Безлесные зоны формируются там, где имеется недостаток тепла (тундры) или влаги (степи, пустыни). Это континентальные районы тропического и умеренного поясов, а также субарктический климатический пояс.

Климат меняется не только широтно, но и вследствие изменения высоты.

С поднятием в горы температура понижается. До высоты 2000-3000 м увеличивается количество осадков. Изменение соотношения тепла и влаги вызывает изменение почвенно – растительного покрова. Таким образом, в горах на различной высоте расположены неодинаковые природные зоны.

Эта закономерность называется высотной поясностью.

Смена высотных поясов в горах происходит примерно в той же последовательности, что и на равнинах, при движении от экватора к полюсам. У подножия гор расположена природная зона, в которой они находятся. Количество высотных поясов определяется высотой гор и их географическим положением.

Чем выше горы, и чем ближе они расположены к экватору, тем разнообразнее набор высотных поясов. Наиболее полно вертикальная поясность выражена в Северных Андах. В предгорьях растут влажные экваториальные леса, затем идёт пояс горных лесов, а ещё выше – заросли бамбуков и древовидных папоротников.

С увеличением высоты и понижением среднегодовых температур появляются хвойные леса, которые сменяются горными лугами, нередко переходящими, в свою очередь, в каменистые россыпи, покрытые мхом и лишайниками.

Вершины гор венчают снега и ледники.

Ледяная зона

Ледяная зона занимает самый север нашей страны и включает в себя Северный Ледовитый океан и острова. Южная ее граница проходит примерно по параллели 71° с. ш. Северное положение определяет суровость природных условий зоны; ледяной и снежный покров лежит здесь почти в течение всего года.

Времена года в ледяной зоне очень своеобразны.

Зимой господствует полярная ночь, которая на широте 75° с. ш. длится 98 суток, на широте 80°- 127 суток, а в районе полюса - полгода. В это время на небосводе часто вспыхивают полярные сияния.

Временами они озаряют небо па протяжении нескольких суток, но чаще сияние продолжается час-полтора.

Лето характеризуется ярким круглосуточным освещением, но недостатком тепла. Температура воздуха и летом остается очень низкой и редко поднимается выше 0°.

средняя температура самого теплого месяца не превышает +5°с. Небо бывает затянуто серыми низкими облаками, по нескольку дней идут моросящие дожди, переходящие в снег. Часты туманы. Гроз и ливней почти не бывает. Несмотря на холодное лето, снеговой покров на открытых местах сходит и почва с поверхности оттаивает. Не успеет сойти снег, как на островах начинают зеленеть и цвести арктические растения: маки, камнеломки. Яркие цветки рядом со снегом - обычная летняя картина.

Летом появляются животные , которых почти не видно зимой: белый медведь, песец, пеструшка, а также прилетевшие с юга птицы: чайки, кайры, чистики, гагарки и др.

Многие птицы устраивают гнезда на береговых скалах и образуют так называемые птичьи базары.

Ничего непонятно?

Лето короткое. В августе температура уже падает ниже 0°, морозы усиливаются, снег покрывает землю сплошным покровом. Весной и осенью некоторое время бывает смена дня и ночи в течение суток.

Большая часть северного ледовитого океана в течение всего года покрыта плавучими льдами.

Толщина однолетнего льда достигает 1,8 м, многолетнего - 3-4 м, торосистых льдов - до 20- 25 м.

Постоянного населения в ледяной зоне почти нет . На островах и материке построены метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой, за движением льдов. Данные наблюдений передают в Москву, в гидрометеоцентр, где их обрабатывают и наносят на специальные карты.

В центральной части северного ледовитого океана организуют станции «северный полюс», дрейфующие на ледяных полях.

Зимовщики на этих станциях изучают состояние льдов, производят промеры морского дна, устанавливают направление дрейфа льдов и производят много других важных научных наблюдений. Первая станция была организована в 1937 г. с 1975 г. работает станция «Северный полюс — 23».

На арктических островах зимой охотятся на песца, летом - на промысловых птиц. В водах Баренцева моря много разной рыбы, которую вылавливают и обрабатывают на специальных судах. Базой тралового рыболовного флота является порт Мурманск.

Зона тундры

Слово «тундра » происходит от финского «tunturi », что означает «плоский безлесный холм ».

И действительно, отсутствие деревьев – самая яркая, бросающаяся в глаза особенность зоны тундр .

Тундры широко распространены в основном в Северном полушарии – в Евразии и в Северной Америке. Зона тундр, почти непрерывным поясом тянутся по самым северным территориям материков вокруг Северного полюса, как говорят ученые, циркумполярно («циркум» по-латыни – «вокруг»: вспомните по круглую арену цирка).

В Южном полушарии около Антарктиды очень мало суши – в основном океан.

Поэтому там тундр очень мало и они располагаются на небольших островах вокруг южного материка и в горах Патагонии.

Площади, занимаемые тундровыми зонами, значительно больше, чем принято обычно считать. В России тундры занимают второе место по площади после тайги (правда, вместе с лесотундрой – переходной полосой от нее к лесу). В Северной Америке ими тоже заняты огромные территории. По горным хребтам тундровые ландшафты местами заходят далеко на юг, туда, где на равнине таежные леса давно сменились степями.

Со словом «Арктика » обычно связано представление о сильных холодах, метелях и отсутствии «обходимых для жизни условий.

И действительно, такое мнение не лишено оснований – ведь лето в тундре холодное, короткое и светлое. Холодное – потому что даже летом заморозки не редкость, а среднемесячная температура самого теплого месяца не превышает 10 С.

Короткое – потому что длится не более 2 – 2,5 мес. А светлое – потому что в это время солнце не заходит за горизонт и круглые сутки стоит полярный день . Кроме того, осадков в тундре выпадает очень мало, не больше чем в пустыне. Но при это кажется, что воды очень много. Кругом большие и маленькие озера, реки, топи, под ногами хлюпает влажный мох.

Связано это с тем, что солнце, хоть и не заходит за горизонт, а греет все равно слабо, и испаряется очень медленно. Кроме того, летом в тундре оттаивает, да и то ненадолго, лишь верхний слой мерзлоты, а нижний, ледяной, не дает воде просочиться вглубь.

В тундровой зоне вокруг холодно и сыро. В таких суровых условиях трудно развиться настоящей почве. Все процессы идут вяло, будто нехотя, и результат соответствующий – почвы лишь примитивные, с едва обозначенными слоями, большую часть которых занимают полуразложившиеся остатки мхов, трав и кустарников – торф .

Хотя тундровая зона и раскинулась на огромных пространствах, разнообразие видов растений здесь очень невелико.

В отдельных областях их число 200 – 300, а на севере – менее 100. Никакие другие ландшафты, кроме пустынных, не кажутся столь однообразными. Интересно, что тундровые ландшафты, расположенные далеко друг от друга, даже на разных концах материков, имеют почти одинаковый набор видов растений. Одно из объяснений такого «единодушия» в том, что в зимнее время плоды и семена тундровых растений хорошо разносятся ветром по снегу или льду, пересекая беспрепятственно сушу и море.

На южной границе зоны тундры изредка встречаются небольшие группы деревьев.

На русского этнографа В. Л. Серошевского они произвели удручающее впечатление: «Лес этот жалок. Преждевременно состарившийся, покрытый бородатыми лишайниками, с жидкой, желтоватой зеленью на немногочисленных живых побегах. Деревья хворые, уродливые, покрыты массой бородавок, сучков, ветвей. Они почти совсем не дают ни тени, ни защиты; в таком лесу всюду видишь перед собой небо ».

И все же тундра бывает привлекательной и понятной глазу.

Представьте себе незаходящее солнце, маленькие мужественные растения, спешащие распустить свои неяркие, но многочисленные цветы, синюю гладь воды. Увы, эта красота недолговечна. И травянистые растения, и карликовые деревья, едва ли превышающие травы по росту, – все спешат, спешат, спешат.

Спешат распустить листья, спешат зацвести и завязать семена, спешат их сбросить – засеять в неприветливую мерзлую, насыщенную водой почву. Не успели – мороз беспощаден, солнце тоже скроется надолго, и жизнь замрет на долгие месяцы в ожидании нового, такого короткого лета.

Тема 2.

Зона лесов

Лес - это природная (географическая) зона, представленная более или менее сомкнуто растущими деревьями и кустарниками одного или нескольких видов.

Лес обладает свойством постоянно самовозобновляться.

Второстепенную роль в лесу играют мхи, лишайники, травы, кустарники. Растения здесь влияют друг на друга, взаимодействуют со средой обитания, образуя содружество растений.

Значительный участок леса с более или менее четкими границами называется лесным массивом.

Различают следующие виды лесных массивов:

Галерейный лес . Он вытянут узкой полосой вдоль реки, текущей среди безлесных пространств (в Средней Азии он называется тугайным лесом, или тугаями);

Ленточный бор . Так называют сосновые леса, растущие в виде узкой и длинной полосы на песках. Они имеют большое водоохранное значение, их рубка запрещена;

Парковый лес .

Это массив естественного или искусственного происхождения с редкими, одиночно разбросанными деревьями (например, парковый лес из каменной березы на Камчатке);

Перелески . Это небольшие леса, соединяющие лесные массивы; Роща - участок леса, обычно обособленный от основного массива.

Для леса характерна ярусность - вертикальное расчленение лесного массива как бы на отдельные этажи.

Один или несколько верхних ярусов образуют кроны деревьев, затем идут ярусы кустарников (подлесок), травянистых растений и, наконец, ярус мхов и лишайников. Чем ниже ярус, тем менее требовательными к свету являются слагающие его

виды. Растения разных ярусов тесно взаимодействуют, взаимно зависимы. Сильное разрастание верхних ярусов уменьшает густоту нижних, вплоть до полного их исчезновения, и наоборот. Существует и подземная ярусность впочве: корни растений расположены здесь на разной глубине, поэтому на одном участке хорошо уживаются многочисленные растения.

Человек, регулируя густоту посевов, заставляет развиваться те ярусы сообщества, которые ценны для хозяйства.

В зависимости от климатических, почвенных и других природных условий возникают разнообразные леса.

Экваториальные влажные леса

Это природная (географическая) зона, тянущаяся вдоль экватора с некоторым смещением к югу от 8° с.ш.

до 11° ю.ш. Климат жаркий и влажный. Круглый год средние температуры воздуха составляют 24-28 С. Времена года не выражены. Выпадает не менее 1500 мм атмосферных осадков, так как здесь область пониженного давления (см. Атмосферное давление), а на побережье количество атмосферных осадков увеличивается до 10000 мм.

Осадки выпадают равномерно в течение всего года.

Такие климатические условия данной зоны способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности со сложным ярусным строением леса. Деревья здесь мало ветвятся. Они имеют дисковидные корни, крупные кожистые листья, стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают свою густую крону. Блестящая, как бы лакированная поверхность листьев спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от ударов дождевых струй при сильных ливнях.

У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.

Экваториальные леса Южной Америки называются сельвой (порт. - лес). Эта зона здесь занимает гораздо большие площади, чем в Африке. Сельва влажнее, чем африканские экваториальные леса, богаче видами растений и животных.

Верхний ярус экваториальных лесов образуют фикусы, пальмы (200 видов).

Почвы под пологом леса красно-желтые, ферролитные (содержащие алюминий и железо).

Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен.

Многие животные обитают на деревьях. Многочисленны обезьяны - мартышки, шимпанзе. Разнообразны птицы, насекомые, термиты. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский оленек и др.). В экваториальных лесах Африки живет родственник жирафа - окапи, обитающий только в Африке.

Наиболее известным хищником сельвы Южной Америки является ягуар. Постоянно влажные условия позволили лягушкам и ящерицам распространиться на деревьях в экваториальных лесах. Среди птиц встречаются колибри, имеющие небольшие размеры и яркую окраску, попугаи, туканы. Разнообразны насекомые, многие из которых ведут паразитический образ жизни.

Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли определяют разнообразие , почв и животного мира. Поэтому наша планета — это восхитительное разнообразие «картин природы».

Что такое природный комплекс?

Взаимодействие природных компонентов: горных пород, воздуха, воды, растительного и животного мира - приводит к образованию природных комплексов.

Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и имеет неповторимый внешний облик.

Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы чем ближе они расположены , тем больше набор высотных поясов.

В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.

Антропогенные комплексы

Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы - территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи . В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли;
  • введение и отработка понятий “ коэффициент увлажнения”, “географический пояс”, “широтная зональность”, “высотная поясность”.

Задачи урока:

  • развивать умения обобщать знания, делать логические выводы;
  • продолжить формирование навыков и умения работы с географическими картами, анализировать статистические материалы.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа),
  • наглядный (компьютерный),
  • частично-поисковый и исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, настенная карта “Природные зоны мира”, карта атласа “Географические пояса и природные зоны”, диск “География. Земля и люди” (стр.34).

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. На данном этапе идет беседа с учащимися по темам “Природные комплексы” (6 класс) и “Климаты Земли” (7 класс) по следующим вопросам:

  • Какие компоненты входят в состав географической оболочки?
  • К чему приводит изменение хотя бы одного из них? Приведите примеры.
  • Что такое природная зона?
  • По облику какого природного компонента дают название природной зоне?
  • Какие климатические пояса существуют на Земле?
  • Что является главной причиной многообразия климатов?

В помощь учащимся показана таблица (слайд ) “Поступление солнечной энергии на поверхность Земли на разных географических широтах (за год)”.

По окончании беседы и обсуждения таблицы учитель совместно с учащимися делает вывод.

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены лучше, чем континентальные. Увлажнение зависит и от соотношения тепла и влаги.

Учащиеся анализируют таблицу (слайд ) “Среднегодовые показатели природных зон”.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 150-200мм в холодной тундре избыточна (образуются болота), а в жарких тропических пустынях – резко недостаточна: слайд “Коэффициент увлажнения по природным зонам”.

Слайд “Коэффициент увлажнение, определение”, учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся рассматривают рисунки на слайде “Коэффициент увлажнения и природные зоны мира”.

Учитель делает вывод (учащиеся записывают его в тетрадь): закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам - общепланетарный закон географической зональности, который вывел великий русский ученый В.В. Докучаев. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Слайд “Географический пояс, определение” учащиеся записывают в тетрадь.

Внутри географических поясов формируются природные зоны. Учащиеся слушают диктора (слайд ) “Природная зона, определение”. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что смена природных зон на суше подчиняется законам географической зональности. Закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам является широтной зональностью (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель. Приведите примеры широтной зональности.

Учащиеся работают с картой атласа “Географические пояса и природные зоны мира” и интерактивной картой Диска “Природные зоны мира”, ищут ответы на вопросы учебника, стр.35 “Мои географические исследования”.

Обсуждение итогов работы с атласом и учебником. Учитель обращает внимание учеников на меридиональное расположение природных зон на примере Северной Америки, рассматривая слайд “Примеры субмеридионального простирания природных зон”.

Учитель. В горах широтная зональность уступает место высотной поясности. Это обусловлено специфическими природными условиями гор:

  • изменение температуры с высотой,
  • влияние экспозиции склонов, различное
  • увлажнение наветренных и подветренных склонов.

Закономерная смена природных зон и растительности с высотой называется высотной поясностью (определение записывается в тетрадь).

Учащиеся анализируют слайд стр.90 “Высотная поясность в Северных Андах”.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: характер высотной поясности зависит от высоты гор и от того, в какой природной зоне они располагаются. Высотные пояса в горах последовательно сменяются по высоте аналогично смене природных зон на равнине. Нижний высотный пояс в горах будет соответствовать природной зоне, в которой находится подножие гор.

Учитель. Природные зоны формируются и в Мировом океане.

Учащиеся анализируют таблицы слайда “Широтные зоны Мирового океана”, делают вывод: свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира изменяются от экватора к полюсам.

IV. Заключительная часть урока.

Учитель закрепляет знания учащихся по теме, предложив им определить, как изменяются природные зоны Африки. Учащиеся работают с картами атласа “Африка. Природные богатства”, стр.50, слайдом “Природные зоны Африки”, стр.68.

Учитель оценивает знания и умения учащихся. Выставляет отметки.

V. Домашнее задание: §9, раздел “Формирование природных зон”, тренажер стр.12, №8.