Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку Как решать задание 7 по русскому языку




Урок посвящен тому, как решать 7 задание ЕГЭ по информатике


7-я тема — «Электронные таблицы Excel»- характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Типы ссылок в ячейках

Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными , абсолютными и смешанными .

Стандартные функции Excel

В ЕГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции:

  • СЧЕТ — количество непустых ячеек,
  • СУММ — сумма,
  • СРЗНАЧ — среднее значение,
  • МИН — минимальное значение,
  • МАКС — максимальное значение

В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)

  • следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2 ):
  • Построение диаграмм


    Решение заданий ЕГЭ по информатике

    Рассмотрим, как решается задание 7 ЕГЭ по информатике.

    Анализ диаграмм

    7_1:




    Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?



    ✍ Решение:
    • столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
    400 + 100 + 200 + 400 + 200 + 200 + 400 + 300 + 200 = 2400
  • по круговой диаграмме можно определить только доли отдельных составляющих в общей сумме: в нашем случае это доли участников по различным предметам тестирования;
  • для того чтобы разобраться, какая круговая диаграмма подходит, сначала посчитаем самостоятельно долю участников, тестирующихся по отдельным предметам; для этого из столбчатой диаграммы вычислим сумму участников по каждому предмету и разделим на уже полученное в первом пункте общее количество участников:
  • Биология: 1200/2400 = 0,5 = 50% История: 600/2400 = 0,25 = 25% Химия: 600/2400 = 0,25 = 25%
  • Теперь сравним полученные данные с круговыми диаграммами. Данные соответствуют диаграмме под номером 1 .
  • Результат: 1

    Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:

    7_2:

    На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.


    Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?



    ✍ Решение:

    Результат: 2

    Подробный разбор задания смотрите на видео:

    Копирование формул

    7_3: ЕГЭ по информатике 2016, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 2.:

    Дан фрагмент электронной таблицы.

    Из ячейки A3 в ячейку С2
    С2 ?


    ✍ Решение:

    Результат: 180

    Разбор данного 7 задания смотрите на видео:

    7_4: ЕГЭ по информатике 2017, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 5:

    A3 в ячейку E2 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек автоматически изменились.
    Каким стало числовое значение формулы в ячейке E2 ?


    ✍ Решение:
    • Рассмотрим формулу в ячейке A3 : = $E$1*A2 . Знак доллара означает абсолютную адресацию: при копировании формулы буква или цифра, стоящая рядом с долларом, не изменится. То есть в нашем случае сомножитель $E$1 так и останется в формуле при копировании.
    • Поскольку копирование осуществляется в ячейку E2 , необходимо посчитать на сколько столбцов вправо переместится формула: на 5 столбцов (от A до E ). Соответственно, и в сомножителе A2 буква A заменится на E .
    • Теперь посчитаем на сколько строк вверх сместится при копировании формула: на одну (c A3 на E2 ). Соответственно и в сомножителе A2 цифра 2 заменится на 1 .
    • Получим формулу и посчитаем результат: =$E$1*E1 = 1

    Результат: 1

    7_5: 7 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

    Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3 в ячейку A4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились.
    Каким стало числовое значение формулы в ячейке A4 ?


    Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.


    ✍ Решение задания 7:
    • Знак доллара $ означает абсолютную адресацию:
    • $ перед буквой означает фиксацию столбца: т.е. при копировании формулы название столбца меняться не будет;
    • $ перед цифрой означает фиксацию строки: при копировании формулы название строки меняться не будет.
    • В нашем случае меняться не будут выделенные буквы и цифры: = $C 2 + D$3
    • Копирование же формулы на один столбец влево, означает, что буква D (в D$3) должна поменяться на предшествующую ей C . При копировании формулы вниз на одну строку, значение 2 (в $C2) меняется на 3 .
    • Получаем формулу:
    = $C3 + С$3
  • В итоге имеем результат: 300 + 300 = 600
  • Результат: 600

    Подробное решение данного 7 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    Какая формула была записана

    7_6: 7 задание ЕГЭ. Задание 6 ГВЭ 11 класс 2018 год (ФИПИ)

    Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 5х–3у для значений х и у от 2 до 5 . Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 2 до 5 . Затем в ячейку В2 записал формулу (А2 – значение х; В1 – значение у), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:E5 . В итоге получил таблицу, представленную ниже.


    Какая формула была записана в ячейке В2 ?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

    Варианты:
    1)=5*$A$2–3*$B$1
    2)=5*$A2–3*B$1
    3)=5*A$2–3*$B1
    4)=5*A2–3*$B$1


    ✍ Решение:
    • Мысленно представим копирование ячейки с формулой отдельно по горизонтали и по вертикали.
    • По горизонтали:

    • В формуле ссылка на столбец А не должна менять букву при копировании, значит, перед ней необходимо поставить знак $ :
    = 5 * $A
  • Тогда как имя столбца B должно меняться (на C, D, E), чтобы цифры в вычитаемом менялись (3, 4, 5):
  • = 3 * B


    По вертикали:

  • Номер строки в уменьшаемом должен меняться, чтобы цифры в нем увеличивались (3, 4, 5). Тогда как строки в вычитаемом меняться не должны: $A2 . Таким образом, необходимо поставить знак $ перед номером строки в уменьшаемом: B$1
  • В результате получаем формулу: = 5 * $A2 – 3 * B$1 , что соответствует номеру 2 .
  • Результат: 2

    Значение формулы СУММ или СРЗНАЧ

    7_7: ЕГЭ по информатике задание 7 (пример задания P-00, Поляков К.)

    За

    Как изменится значение ячейки C3 , если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2 в B3 ?
    («+1» означает увеличение на 1 , «-1» означает уменьшение на 1 ):

    Варианты:
    1) -2
    2) -1
    3) 0
    4) +1


    ✍ Решение:
      Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:
    • В ячейке C2 будет находиться число 4 , так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
    • В ячейке С3 будет находиться число 3 :
    (1 + 2 + 2 + 6 + 4) / 5 = 3

    Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:

  • Перемещение содержимого ячейки означает, что ячейка B2 окажется пустой, а в ячейке B3 появится число 6 .
  • Тогда расчёт формулы в ячейке C2 поменяется: количество непустых ячеек диапазона A1:B2 станет равным 3 .
  • Соответственно изменится и значение после расчёта формулы ячейки C3 : среднее значение содержимого диапазона ячеек A1:C2 станет равным:
  • (1 + 2 + 2 + 3) / 4 = 2

    (нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).

  • Таким образом, значение после перемещения формулы изменилось, уменьшившись на 1 . Верный ответ 2
  • Результат: 2

    Подробное решение задания на видео:

    7_8:

    В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3 .

    Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4) , если значение ячейки С5 равно 5 ?


    ✍ Решение:
    • Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
    • Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
    (C2 + C3 + C4 + C5)/4 = 3
  • Примем неизвестную сумму в за x и получим по формуле вычисления среднего значения:
  • x / 4 = 3
  • Найдем x :
  • x = 3 * 4 = 12 -> C2 + C3 + C4 + C5 = 12
  • По заданию необходимо найти =СУММ(С2:С4) . Зная значение в ячейке С5 , вычтем его из полученной суммы и найдем ответ:
  • C2 + C3 + C4 = C2 + C3 + C4 + C5 - C5 = = 12 - 5 = 7

    Результат: 7

    Подробное решение смотрите на видео:

    Какое число должно быть записано в ячейке

    7_9: ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 7 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Дан фрагмент электронной таблицы:

    А1 , чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек А2:С2 , соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.


    ✍ Решение:
    • Имеем круговую диаграмму, которая отображает доли отдельных составляющих в общей сумме. По изображению диаграммы можно судить о том, что, скорее всего, значения во всех ячейках формулы должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
    • A1 -> x :
    А2: х + 4 - 3 = х + 1 В2: (5 * х + 5) / 5 С2: (х + 1)*(х - 4) = х 2 - 3 * х - 4
  • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем любые два из полученных выражений (например, С2 = А2 ):
  • х²-3 * х - 4 = х + 1 х²-4 * х - 5 = 0 х1,2 = (4±√16 - 4 * 1 * (-5)) / 2 = (4±6) / 2 x1 = 5, x2 = -1
  • По условию задания число не должно быть отрицательным, поэтому нам подходит 5
  • Результат: 5

    Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 7 задания ЕГЭ по информатике:

    Рассмотрим еще один пример решения 7 задания ЕГЭ по информатике:

    7_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 7 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Дан фрагмент электронной таблицы:

    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1 , чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?
    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.


    ✍ Решение:
    • Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
    • По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
    • Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x :
    А2: х + 2 В2: 8/2 = 4 С2: х * 2
  • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем два из полученных выражений (например, С2 = В2 ):
  • 2 * х = 4 => x = 2

    Теория для Задания №7 ЕГЭ 2019 по русскому языку

    «Исправить ошибку в форме слова»

    Задание 7 проверяет:
    1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных)
    2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень)
    3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных,собирательных, порядковых) по падежам
    4) Склонение местоимений по падежам
    5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени)
    6) Формы образования причастий
    7) Формы образования деепричастий

    Формулировка задания №7 в ЕГЭ 2019 по русскому языку:
    «В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    — опытные ТРЕНЕРЫ
    — по ОБОИМ сторонам
    — звучит не менее ГРОМКО
    — ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
    — нет ТУФЕЛЬ»

    Правильный ответ: ОБЕИМ


    Алгоритм выполнения:

    1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
    2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
    3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
    3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации.
    4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

    Ы, И А, Я
    Слова на -тор, -сор,-вор, -ер
    инструкторы
    редакторылекторы
    ректоры
    конструкторы
    прожекторы
    секторы
    инженеры
    шофёры
    бухгалтеры
    диспетчеры
    договоры
    приговоры
    плейеры
    драйверы
    принтеры
    и т.д.
    директора
    профессора
    инспектора
    доктора
    катера
    ордера
    тенора
    фельдшера
    флюгера
    хутора
    шулера
    буфера
    веера
    буера
    повара
    Слова на –лЯ
    грифели
    госпитали
    векселя
    вензеля
    кителя
    штабеля
    штемпеля
    тополя
    шомпола
    колокола
    купола
    Остальные слова
    слесари
    токари
    конюхи
    возрасты
    кремы
    супы
    грунты
    лифты
    порты
    склады
    торты
    флоты
    фронты
    штабы
    штурманы
    адреса
    бока
    борта
    века
    желоба
    жемчуга
    жернова
    края
    кузова
    окорока
    округа
    острова
    отпуска
    паруса
    паспорта
    погреба
    потроха
    снега
    стога
    сорта
    сторожа
    тетерева
    черепа
    Форма зависит от значения
    адреса (новоселов)
    века (Средние)
    года (мои года)
    колена (выделывать)
    корпуса (танковые)
    кренделя (выделывать)
    меха (одеваться в меха)
    мужья (прочить в мужья)
    образа (святых)
    ордена (на груди)
    пропуска (временные)
    рода (войск)
    счета (оплатить)
    сыновья (и дочери)
    тона (светлые)
    учителя (профессия, в школе)
    хлеба (яровые)
    адресы (поздравительные)
    веки (на веки вечные)
    годы (войны, девяностые)
    колени (больные)
    корпусы (часов)
    крендели (вкусные)
    мехи (кузнечные)
    мужи (Отечества, ученые)
    образы (литературные)
    ордены (Тевтонский)
    пропуски (занятий)
    роды (и виды, древние)
    счеты (свести)
    сыны (Отечества)
    тоны (сердца)
    учители (не профессия,
    великие учители человечества,
    хлебы (печь формовые)

    Формы прилагательных

    Существительные на -ье, -ья
    Без ударения в И.п. С ударением в И.п.
    -ИЙ -ЕЙ
    (гулянье) гуляний
    застолий
    кушаний
    надгробий
    новоселий
    ожерелий
    раздумий
    сидений
    снадобий
    солений
    ущелий
    армий
    аудиторий
    бегуний
    гостий
    колдуний
    оладий
    пародий
    плясуний
    эскадрилий
    печений
    побережий
    подземелий
    Исключения:
    платьев
    верховьев
    кореньев
    лохмотьев
    низовьев
    подмастерьев
    хлопьев
    устьев
    (ружьё) ружей
    питей
    полыней
    статей
    судей
    и т.д.
    Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов
    -ЕЙ
    Нулевое
    -ОВ
    распрей
    ведомостей
    лопастей
    мощностей
    отраслей
    скатертей
    скоростей
    четвертей
    бомжей
    векселей
    вензелей
    госпиталей
    кабелей
    медведей
    будней
    дровней
    козней
    пельменей
    яслей
    вафель
    петель
    барж
    копён
    кочерёг
    обойм
    пелён
    сирот
    зраз
    жабр
    каникул
    лосин
    макарон
    невзгод
    оков
    сардин
    уз
    шпрот
    брызг
    выборов
    дебатов
    заморозков
    кулуаров
    мускулов
    нардов
    очистков
    сотов
    чипсов
    нервов

    Формы прилагательных

    Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

    Например:
    Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
    Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

    Числительные
    1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

    Как склоняются

    Примеры

    Склоняются как существительное степь
    Р.п. чего? Пяти
    Д.п чему? десяти
    В.п. что? двадцать
    Т.п. чем? Одиннадцатью
    П.п. о чем? Тридцати

    Имеют только две падежные формы:

    Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А

    И. сорок, девяносто, сто
    Р. Сорока, девяноста, ста
    Д. Сорока, девяноста, ста
    В. сорок, девяносто, сто
    Т. Сорока, девяноста, ста
    П. Сорока, девяноста, ста

    Меняются обе части,

    как существительное 3 склонения (как существительное степь)

    И. пятьдесят
    Р. пятидесяти
    Д. пятидесяти
    В. пятьдесят
    Т. пятьюдесятью
    П. пятидесяти

    Меняются обе части.

    Первая часть как два, три, четыре.

    Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч.

    И. двести
    Р. Двухсот (нот)
    Д. двумстам (нотам)
    В. двести
    Т. Двумястами (нотами)
    П. двухстах (нотах)
    500-900

    Меняются обе части.

    Первая часть — как степь.

    Вторая часть — как ноты во мн.ч

    И. пятьсот
    Р. пятисот
    Д. пятистам
    В. пятьсот
    Т. пятьюстами
    П. пятистах

    2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
    Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

    3) Числительные тысяча и миллион
    Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
    Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

    4) Склонение дробных числительных
    В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
    Пять четвертых – И.п.
    Пяти четвертых – Р.п.
    Пяти четвертым – Д.п.

    5) Склонение порядковых числительных
    При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
    И.п. две тысячи семнадцатый
    Р.п две тысячи семнадцатого
    Д.п. две тысячи семнадцатому
    В.п. две тысячи семнадцатый
    Т.п две тысячи семнадцатым
    П.п. две тысячи семнадцатом

    6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
    Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

    А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
    Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
    Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
    Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
    В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
    Трое саней, двое ножниц
    Г) с парными предметами
    Двое сапог, четверо ботинок
    Д) с личными местоимениями
    Их было трое, нас четверо

    7) Числительные оба обе
    Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
    Оба человека, оба друга
    Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
    По обеим сторонам, обе девушки

    Глаголы

    1) Образование повелительного наклонения

    3) Образование формы прошедшего времени

    4) Образование формы будущего времени
    Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

    5) Образование формы настоящего времени

    Разработки уроков (конспекты уроков)

    Среднее общее образование

    Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Синтаксические нормы

    Теория задания 7

    Задание : Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами даются обоснования грамматических ошибок.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Как должен выглядеть ответ:

    Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 5 баллов.

    За каждое верно определенное соответствие – 1 балл.

    1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:

    • Согласно (кому? чему?)
    • Благодаря (кому? чему?)
    • Вопреки (кому? чему?)
    • Подобно (кому? чему?)
    • Наперекор (кому? чему?)

    Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

    • в меру (чего?)
    • в течение (чего?)
    • в продолжение (чего?)
    • в силу (чего?)
    • в заключение (чего?)
    • в виде (чего?)
    • по причине (чего?)
    • наподобие (чего?)

    Например: Благодаряповышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

    2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

    Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

    Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

    3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    В задании с буквой должны быть кавычки

    Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге « Письмах о добром и прекрасном» .

    Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.

    Объяснение:

    • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять вИм.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
    • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

    4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

    Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

    В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись»

    Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и»,«как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

    5. Нарушение однородности понятий

    В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»

    6. Нарушение однородности синтаксических элементов

    Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

    Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.

    7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Задание с буквой начинается с деепричастного оборота

    Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

    Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?

    Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

    Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»

    8. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Ищем в заданиях с буквой причастный оборот

    Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?

    Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.

    Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

    Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

    9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

    Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

    Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».

    10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

    Вид ошибки

    Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.

    О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.

    Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.

    Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.

    Определение находится в отрыве от определяемого слова.

    Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.

    Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.

    В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.

    Ошибочное местоположение предлога.

    Черезчаса два спор закончился (часа через два)

    Ошибочное местоположение составного союза.

    Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.

    Ошибочное местоположение частицы бы.

    Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.

    11. Ошибки в употреблении предлогов

    Вид ошибки

    Предложения

    Смешение предлогов
    из и с (со)
    в и на
    от и с
    через и из-за

    Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
    Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
    Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
    Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
    От утра до вечера он трудился в своей редакции.
    Он чуть не погиб через предательство друга.

    Отсутствие предлога.

    Нельзя не приклоняться его героизмом .

    Наличие ненужного предлога.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:

    1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    2. неправильное употребление падежной формы существительного
    3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    5. ошибка в построении предложения с однородными членами
    6. нарушение однородности понятий
    7. нарушение однородности синтаксических элементов
    8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    10. неправильное построение предложения с косвенной речью
    11. нарушение порядка слов в простом предложении
    12. oшибки в употреблении предлогов

    ЕГЭ 2017: задание 7

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    ВАРИАНТ 1

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное употреблениеместоимения с предлогом

    Б) нарушение построенияпредложения с причастнымоборотом

    В) неправильное построениепредложения с деепричастнымоборотом

    Г) нарушение связи междуподлежащим и сказуемым

    Д) неправильное построениепредложения с косвенной речью

    1) Как сказал журналист, что трех моих жизней нехватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

    2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изученияредких птиц.

    3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья;некоторые мухи способны двигаться со скоростью 15 м/с.

    4) Девочка, взяв нотную папку со стола, вежливопопрощалась с учителем.

    5) Этот символ отсылает туристов к истории города,пережившего не одно наводнение.

    6) Масло эвкалипта – мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживленияран.

    7) Сильное впечатление на посетителей зоопаркапроизвели обезьяны: с них смеялись даже самыесерьезные.

    8) Стремясь приобрести идеальный загар, вампоможет специальный крем.

    9) Заведующий поликлиникой принял нас быстро.

    Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

    Задача: соотнести предложения, в которых может быть допущена речевая (грамматическая) ошибка с классификатором речевых (грамматических) ошибок. Алгоритм выполнения следующий:

    1. Помним: буква соответствует цифре и цифры не повторяются!

    2. Разбираем предложенный классификатор:

    А) неправильное употребление местоимения с предлогом – необходимо проанализировать все предложно-падежные конструкции, представленные в предложениях .

    Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом – необходимо найти предложения с причастными оборотами (ищи причастие) и проанализировать правильность их построения.

    В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом – необходимо найти предложения с деепричастными оборотами (ищи деепричастие) и проанализировать правильность их построения.

    Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым – необходимо в каждом предложении проанализировать согласование подлежащего и сказуемого.

    Д) неправильное построение предложения с косвенной речью – необходимо найти сложноподчинённое предложение (сложноподчинённые предложения) и проанализировать правильность их построения.

    3. Начинаем анализ предложений.

    Причастные обороты представлены в предложениях №5 и №6:

    5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение .

    6) Масло эвкалипта – мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран .

    В 5-ом ошибки нет. В 6 – нарушено согласование главного слова антисептик и причастной формы подходящее вместо подходящий – Б6 (и предложение № 6 из списка убираем) .

    Деепричастные обороты представлены в предложениях №4 и №8:

    4) Девочка, взяв нотную папку со стола , вежливо попрощалась с учителем.

    8) Стремясь приобрести идеальный загар , вам поможет специальный крем.

    В 4-ом ошибки нет. В 8 – нарушено единство деятеля (крем не может стремиться приобрести идеальный загар) – В8 (и предложение № 8 тоже исключаем) .

    Итак, у нас остались предложения 1, 2, 3, 4, 5, 7и 9. Ищем среди них сложноподчинённые: их,очевидно, будет немного.

    1) Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала – сложноподчинённое.

    2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц – простое.

    3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья; некоторые мухи способны двигаться со скоростью15 м/с. – сложное бессоюзное.

    4) Девочка, взяв нотную папку со стола, вежливо попрощалась с учителем – простое.

    5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение – простое.

    7) Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные – сложное бессоюзное.

    9) Заведующий поликлиникой принял нас быстро – простое.

    Обратите внимание: сложноподчинённое предложение оказалось только одно – № 1. Именно в нём и допущена ошибка, хотя мы его по сути не анализировали.

    косвенная речь

    1) Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит , чтобы исчерпать тему Байкала .

    Таким образом, Д1 (и предложение № 1 нам более не нужно) .

    У нас остались:2, 3, 4, 5, 7и 9. Проанализируем в них грамматическую основу и предложно-падежные конструкции:

    Грамматическая основа

    Предложно-падежные конструкции

    Будем анализировать все предложения:

    2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц .

    3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья ; некоторые мухи способныдвигаться со скоростью .

    4) Девочка , взяв нотную папку со стола, вежливо попрощалась с учителем .

    5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение .

    7) Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвелиобезьяны : с них смеялись даже самые серьезные .

    9) Заведующий поликлиникой принял нас быстро .

    Ответ: ошибка в предложение №2.

    Будем анализировать все предложения, кроме 9, поскольку в нём нет предлогов:

    2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц .

    3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья; некоторые мухи способны двигаться со скоростью 15 м/с.

    4) Девочка, взяв нотную папку со стола , вежливо попрощалась с учителем .

    5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение .

    7) Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные .

    Ответ: ошибка предложение №7.

    4. Получается.

    Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

    Задание 7

    Формулировка задания

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

    слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

    за СЕМЬЮ замками

    пачка МАКАРОНОВ

    в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

    ВКУСНЕЕ торта

    Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 7 вам поможет память, речевой слух, терпение.

    Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

    Существительные в именительном падеже

    Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я
    Бухгалтеры Адреса
    Возрасты Векселя
    Выговоры Вороха
    Диспетчеры Директора
    Договоры Доктора
    Инженеры Катера
    Инструкторы Кителя
    Компрессоры Кузова
    Конструкторы Купола
    Контейнеры Н едра
    Лекари Окорока
    Месяцы Округа
    Плееры Повара
    Полисы Погреба
    Порты Профессора
    Почерки Пояса
    Пудели Сорта
    ректоры Стога
    Слесари Сторожа
    Слоги Тополя
    Снайперы Хутора
    Столяры Штемпеля
    Табели Якоря
    Токари
    Торты
    Тренеры
    Флигели
    Фронты
    Шофёры

    Запоминаем пары:

    Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

    Лагери (политические) – лагеря (туристические)

    Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

    Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

    Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

    Образы (литературные) – образа (иконы)

    Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

    Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

    Курица – куры

    Полено – поленья

    Судно – суда

    Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

    Фрукты и овощи:

    Одежда и обувь:

    Бахил Гольфов
    Ботинок Джинсов
    Бутс Лампасов
    Валенок Носков
    Гетр
    Кроссовок
    Мокасин
    Панталон
    Погон
    Сапог
    Тапок
    Туфель
    Чулок
    Шаровар
    Шорт
    Эполет

    Национальности:

    Армян Монголов
    Башкир Таджиков
    Болгар Хорватов
    Бурят Якутов
    Грузин
    Лезгин
    Осетин
    Румын
    Татар
    Турок
    Туркмен
    Цыган

    Группы людей по роду деятельности:

    Единицы измерения:

    Учим, учим, учим:

    Окончание ОВ, ЕВ

    Нет окончания ОВ, ЕВ

    Бронхов Гнездовий
    Георгинов Запястий
    Заморозков Копий
    Консервов Кушаний
    Нервов Ожерелий
    Рельсов Оладий
    Верховьев Печений
    Кореньев Побережий
    Комментариев Поверий
    Лохмотьев Подземелий
    Низовьев Ружей
    Платьев Сидений
    Подмастерьев Солений
    Устьев Ущелий
    Хлопьев Угодий
    Увечий

    Окончание ЕЙ

    Нулевое окончание

    Будней Басен
    Гантелей Брызг
    Кеглей Вафель
    Ладоней Дел
    ПростынЕй (простЫнь) Кочерёг
    Распрей Кухонь
    СкатертЕй Макарон
    Чукчей Манжет
    Яслей Нянь
    ПЕтель
    Сабель
    Серёг
    Сплетен
    Сумерек
    Цапель
    Шпрот

    Род имен существительных

    Мужской, средний род Женский род
    Рояля, роялем Антресолью
    Рельса, рельсом Бандеролью
    Тюля, тюлем Виолончелью
    Шампуня, шампунем Мозолью
    Повидла, повидлом Кроссовку, кроссовкой
    Плацкарту, плацкартой
    Тапку, тапкой
    ТУфлю, тУфлей

    Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

    Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

    Склоняем числительные

    40, 90, 100

    Р. П. Д. п. Т. п. П. п.

    Сорок, девяносто, сто Сорока, девяноста, ста

    50, 60, 70, 80

    Р. П. «нет»

    Д. п. «дать»

    Т. п. «горжусь»

    П. п. «думаю о»

    пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти
    шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти
    семидесяти семидесяти семьюдесятью семидесяти
    восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью и восьмьюдесятью восьмидесяти

    Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

    200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

    При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

    двухсот двумстам двумястами О двухстах
    трехсот тремстам тремястами О трехстах
    четырехсот четыремстам четырьмястами О четырехстах
    Пятисот Пятистам Пятьюстами Пятистах
    Шестисот Шестистам Шестьюстами Шестистах
    Семисот Семистам Семьюстами Семистах
    Восьмисот Восьмистам Восемьюстами Восьмистах
    Девятисот Девятистам Девятьюстами Девятистах

    Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

    У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

    Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

    Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

    Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом .

    Полтора, полторы, полтораста

    Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

    1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

    2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

    3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

    Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец .

    Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам .

    Местоимения

    1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их .

    2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

    Глаголы

    1. 1. Повелительное наклонение
    лечь ляг лягте
    ехать поезжай поезжайте
    разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
    ездить езди ездите
    положить положи положите
    трогать трогай трогайте
    махать маши машите
    класть клади кладите
    бежать беги бегите
    высыпать высыпи высыпите
    прополоскать прополощи прополощите
    1. 2. Спряжение глаголов
    ездить езжу ездит ездят
    лазить лажу лазит лазят
    махать машу машет машут
    жечь жгу Жжёт, жжёшь жгут
    испечь испеку испечёт испекут
    стеречь стерегу стережёт стерегут

    3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились .

    4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь )

    5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться

    6. Выздороветь – выздоровею

    обессилеть – обессилею

    7. Сохнуть –сох

    промокнуть – промок

    замерзнуть – замерз

    окрепнуть – окреп

    Деепричастие

    У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ).

    У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

    Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)