Святой тихон задонский в чем помогает отзывы. Чудеса исцеления при обращении к святителю тихону задонскому. Без куска хлеба




Стылым зимним днем 1998 года по каменным ступеням, ведущим во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, осторожно, с остановками, поднимался семинарист, болезненно-бледный от мучившего его недуга. В последнее время он так обострился, что юноша, дежуря в столовой и поднимая ведро с водой, едва не терял сознание. Лекарства давали лишь краткое облегчение. Как человек церковный, семинарист терпеливо переносил выпавшие ему страдания. Когда же появилась возможность, поехал в Задонск. В соборе паломник приложился к мощам святителя Тихона Задонского. Затем долго молился перед Владимирской иконой Божией Матери; вечером исповедался, а назавтра причастился. Уже на обратном пути в Воронеж семинарист почувствовал, что у него "новая спина". Произошло то, что в христианстве называется чудом исцеления.

Достоверно известно, что "монастырь Тешевской на реке, на Дону, устье речки Тешевки, под Тешевским лесом" был основан около 1610 года монашествующими старцами Кириллом и Герасимом ("быть может, даже по благословению Святейшего Патриарха Гермогена"). Невозможно в одной публикации даже бегло очертить почти четырехвековую историю знаменитой русской обители, поэтому задержусь на славнейшей ее странице.
В 1769 году этот монастырь избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон, уже при жизни почитавшийся верующими за святого. Именно здесь этот архиерей достиг небесных высот на пути земном; здесь на протяжении четырнадцати лет он создал свои духовные произведения, принесшие ему славу "российского Златоуста". Скончавшийся 13 августа 1783 года, он был погребен в склепе под алтарем соборного храма. Надпись на надгробии гласила, что Преосвященный Тихон "показал образ добродетели словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою..."
- Святитель Тихон был в августе 1861 года канонизирован Церковью. На торжества в Задонск по этому случаю собралось до 300 тысяч верующих - такого количества празднующих не знала ни одна коронация российских императоров, - рассказывал инок Варсонофий, по благословению епископа Задонского Никона знакомивший меня с давней и новейшей жизнью монастыря, буквально из руин возрожденного за последние 12 лет. - Но уже задолго до официального прославления Тихона у его усыпальницы по молитвам верующих происходили чудесные исцеления больных людей, что старательно фиксировалось монахами.
- Наверное, в дни прославления Тихона, когда люди имели возможность впервые приложиться к нетленным, как это выяснилось при их обретении, мощам святителя, было особенно много случаев исцелений?
- Есть авторитетное свидетельство о тех днях - письмо митрополита Московского Филарета, - отвечал мне собеседник. - В письме, в частности, говорится, что "благоговение было великое. 20 или 30 случаев благодатных исцелений записано, а было, как говорит Владыка Новгородский (митрополит Исидор), конечно, 100 и более. Он сказывал, что некоторые слепые получали зрение, что один скрюченный, у которого ноги были пригнуты за спину, когда приложен был к св. мощам, распрямился и стал на ноги, и прочее..."
Отвечая на вопрос о "природе" чудесных исцелений, инок Варсонофий напомнил назидание евангелиста Матфея: "Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай". И продолжал:
- Церковь учит, что источник чуда заключается в силе Божией, возводящей его в степень явления сверхъестественного в полном смысле этого слова. Кстати, тот же митрополит Филарет по вопросу о чудесах так высказывался: "Не все можно и должно изъяснять: многому должно только верить, потому что и можно только верить".
Сказанное отнюдь не означает какого-то "умаления" значения в нашей жизни традиционной медицины. Откроем Библию: "...Почитай врача честью по надобности в нем...", чтобы он мог "подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни". Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Однако, подчеркивается в Основах социальной концепции РПЦ, "когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни". Твердая вера - непременное условие возможности такой встречи. "Какое великое благо - вера! - говорил святой Иоанн Златоуст. - Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны". С ним через столетия перекликался "русский Златоуст", святитель Тихон Задонский: "Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях". Вот почему, движимые верой, в наши дни нескончаемой чередой притекают православные паломники к святым мощам Тихона. И вновь, как убеждены люди, по молитвам их Небесного ходатая здесь происходят чудеса исцелений больных людей.
...Здесь я вернусь к беседе с иноком Варсонофием, тем более что пора открыть: он и есть тот самый болезный семинарист, который зимой 98-го получил исцеление у мощей святителя Тихона. Насельником монастыря стал сразу по окончании семинарии. Варсонофий говорил мне, что в скором будущем может появиться целая книга о чудесах, зафиксированных в монастыре.
- Взять хотя бы недавний случай с мальчиком из подмосковного города Чехов, - вспоминал собеседник. - Бегая, он ушиб ножку. Конечно, если бы его сразу повели к врачу, скорее всего, лечение было бы успешным. Но с этим припозднились, и оказалось, что у ребенка уже развивается туберкулез кости. А это означало страдания на всю жизнь... Родители привезли сынишку в Задонск. Несколько дней провел он здесь с отцом - и святитель Тихон помог маленькому молитвеннику избавиться от опасного недуга.
Или взять случай с женщиной, приехавшей в Задонск с паломнической группой. Она была на костылях, и монахи помогли ей приложиться к мощам чудотворца. Затем автобус повез паломников к одному из двух источников, в свое время открытых Тихоном Задонским. Там страдалица при содействии спутниц трижды окунулась в купель... Когда автобус уже отъезжал от источника, эта женщина хватилась своих костылей, и оказалось, что она... забыла их в купальне!
По совету Варсонофия и я решил отправиться на тот же источник. Когда наступил мой черед, вошел в купальню, освещаемую горящими свечами, не догадываясь, что ждет меня.
Вот уже ступени, ведущие в купель. Касание воды - и словно получаешь ледяной ожог. Следующий шаг - вода по плечи - и перехватило дыхание. Погрузился с головой ("Во имя Отца...), еще раз ("и Сына") и третий раз ("и Святого Духа"). И вот уже противоположные ступени, ведущие из купели. Поднялся - и в этот миг меня от головы до пят пронизало таким жаром, какого никогда прежде я не испытывал!..
Выйдя из купальни, чувствовал себя двадцатилетним. Ночью спал, как убитый, а утром с трудом смог припомнить, боль в каком плече меня накануне беспокоила.

Святитель Тихон известен своей помощью в исцелении от беснования. В частности, Н.А. Мотовилов, помощник преподобного Серафима Саровского, был исцелен после 30 лет болезни, состоявшей в сильном бесовском действии, при открытии мощей Тихона Задонского, что сопровождалось видимым явлением и самого святителя Тихона.

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург - председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Описание исцеления Н.А. Мотовилова, помощника преподобного Серафима Саровского, от бесовского действия, продолжавшегося около 30 лет.

<...> Во время всенощного бдения с 12 на 13 августа по перенесении святонетленных мощей святителя и угодника Божиего Тихона в собор я имел счастие, стоя в алтаре сего собора в приделе святителя Алексия, митрополита и чудотворца Московского, закрыв для чего-то глаза, видеть высокопреосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, который, подошед ко мне, взяв меня за руку и ощутительно пожав оную, сказал мне внятным для меня, слышным ясно голосом: «Вот хорошо, вот молодец, спасибо что здесь». А когда в день Успения Божией Матери в алтаре Покрова Ее Всечестного в сем же соборе приготовлялся я к причащению Пречистых Таин Господних и стоял, закрыв глаза, то имел счастие видеть и святителя Тихона Задонского, чудотворца новоявленного, стоящим возле креста запрестольного противу Образа Божией Матери «Жизнодательницы», противу престола в сем алтаре находящейся. Святитель стоял с поникшею ниц главою пред Царицею Небесною, и по капле слез текли из очей его, в том виде, как на эстампах прежних старинных изданий сочинений его священнолепый лик его представляется. Это продолжалось до самых тех пор, как должен я был идти к причащению Животворящих Таин Христовых.

Здесь же в Воронеже <...> когда на всенощной Усекновения главы святому Иоанну Предтече стоял я возле мощей святителя Митрофана, стоявших по случаю перемены балдахина над местом его прежней усыпальницы против усыпальницы высокопреосвященного Антония, кто-то невидимый, но ясно слышимый, подошед ощутительно, сказал мне: «Что же ты думаешь, "где же обетованное мне высокопреосвященным Антонием от лица святителя Митрофана сказанное мне исцеление от внутренних болезней моих", и ждешь явного о том какого-то знамения, а разве это<го> мало, что ты удостоился хоть и с закрытыми глазами, но все-таки не во сне, а явно иметь счастие видеть двух святителей Воронежских: Антония и Тихона, - ведь это не призраки ты видел, а их самих, - так вот тебе знамение, что термин внутренних страданий твоих кончился. Этот дар Божий дан тебе, храни и делай», - и прибавлено несколько слов, лично до моей жизни относящихся.

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Статья из открытой православной энциклопедии "Древо".

Тихон (Соколов) (1724 - 1783), епископ б. Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, святитель.

В миру Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, родился в 1724 году в семье Савелия Кириллова , дьячка села Короцка Новгородской губернии, Валдайского уезда.

Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. "Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем!" Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.

В 1737 г. он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме.

В 1740 году был принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.

Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. Курс он окончил будучи 30 лет.

В 1754 по окончании семинарии Тимофей был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии.

В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихона архим. Парфением (Сопковским) и назначен на должность префекта семинарии.

В 1759 г. в сане иеромонаха переведен в Тверскую епархию. Там он был назначен архимандритом Желтикова монастыря.

В 1760 г. поставлен настоятелем Отрочь монастыря, с определением быть ректором Тверской семинарии и богословия учителем.

Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

Епископ Хутынский

13 мая 1761 г. был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиерея.

Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости. В Новгороде он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась. Когда все члены Святейшего Синода поехали в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, епископ Тихон остался в Петербурге и вел все синодские дела.

Епископ Воронежский

В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру.

Здесь, как сказал Спаситель, было "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.

Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое, называемое "Должность священническая о седьми святых тайнах", и в дополнение издал "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния".

В год своего прибытия на Воронежскую кафедру (1763) святитель Тихон воссоздает Воронежскую семинарию. Он лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами молитвами свт. Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги. За недостатком учителей в семинарии, он позаботился об образовании духовного юношества. Для поучения народа установил свт. Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, пред литургиею, в соборном храме. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично сии поучения, святитель писал христианския наставления, написал сочинение для чтения "Плоть и Дух". Для этого же написаны им были размышления на некоторыя изречения Священного Писания. Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Уничтожение народного праздника "ярилы" и бесчинных масленичных забав в Воронеже служат памятником горячей и благочестивой ревности пастыря Воронежского. Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею.

Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствою. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой.

В 1767 г. он был отставлен от управления паствою с назначением ему пенсии в размере 500 руб. Для пребывания своего на покое избрал сперва святитель заштатный Толшевский монастырь, но, ввиду неблагоприятной для его здоровья местности, перешел в 1769 г. в Задонский монастырь.

Здесь он прежде всего раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами: свое горькое детство он всегда помнил. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение. Для уединенной молитвы он запирался в своей келье, и оттуда до келейников долетали его молитвенные вздохи; "Господи Иисусе, помилуй мя!" Его видели осиянным благодатным светом. Раз сподобился он явления распятого Господа Иисуса Христа.

Свт. Тихон трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливны Орловской губернии, при церкви св. Георгия. Он принимал участие во всех страждущих и пекся об обращении раскольников в православие и, вместе с тем, не переставал излагать и мысли свои на бумагу.

День он проводил так: бывал всегда у ранней литургии, после нее писал; за обедом слушал чтение Ветхого Завета и после краткого отдыха читал жития святых и творения Иоанна Златоустого, а после вечерни - Новый Завет. Этот обычный дневной порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду, которую он очень любил. Бедным он никогда не отказывал в приеме. Любимым его занятием были его литературные труды: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), "Истинное христианство" (1776), "Письма келейные" и другие. Диктовал он их келейникам, обыкновенно ходя по комнате. Его творения до последнего времени были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество.

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Но не все понимали Христова подвижника, и у него было много случаев проявлять свое смирение. Он любил всех, но были у него особенно близкие друзья. Таков был особенно схимонах Митрофан, старец высокой духовной жизни, которому святитель поручал своих духовных детей, начинающих подвижников, и ему одному открывал свои видения. Любил он и монаха Феофана за его чистую детскую душу и называл его "Феофан - утеха моя" за то, что он умел утешать его в скорбные минуты.

Святитель не любил говорить о мирских делах и только во время войны следил по газетам за военными действиями. Но проповедовать слово Божие он никогда не пропускал случая - ни в монастыре, ни за стенами его. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он помогал там бедным, особенно после пожара. У одной бедной вдовы он бывал в каждый свой приезд, оставлял ей деньги, а мальчиков ее взял к себе на воспитание. Останавливался он у своих друзей - купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина - и через них раздавал милостыню. Особенно он любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, который, живя у отца, проводил почти монашескую жизнь. Ему святитель поручал продавать драгоценные материи, которые ему дарили, а деньги раздавать нищим. Раз святитель увидел совершенно здорового мальчика, внука Ростовцева, и сказал ему: "Собирайся, Саша, в горнее, собирайся, голубчик, в небесное отечество". Через три дня мальчик умер. Судейкин всю жизнь был церковным старостой, жил около своей церкви в добровольной нищете, потому что все свое состояние раздал бедным. Близ своего дома он устроил школу.

Однажды приехал Косма к отцу Митрофану на 6-й седмице Великого поста. В Задонском монастыре общежития не было и каждый должен был заботиться сам о себе. По уставу рыба разрешается Великим постом только в Вербное воскресенье и на Благовещение, и о. Митрофан уже купил ее к Вербному воскресенью. Но, увидев Косму, он сказал: "Вербное воскресенье будет, а Космы не будет" - и велел приготовить рыбу. Но когда они обедали, неожиданно вошел святитель Тихон, Друзья так испугались, что он застал их нарушающими пост, что оба пали на колени и просили прощения. Но святитель сказал: "Любовь выше поста" - и, чтобы их успокоить, съел несколько ложек ухи. Косма был поражен. Он знал, что святитель Тихон был великий постник И в волнении он рассказал слышанное им в детстве предсказание, что в Задонске будет жить великий угодник Божий: "К себе это отнести не могу", - заметил святитель. Тем не менее запретил друзьям этот рассказ повторять.

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска, Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою дале кую северную родину. Особенно он любил по могать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее отъездов этих он по возможности избегал.

Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь.

Другой пример: святитель Тихон часто посещал друзей своих, помещиков Бехтеевых. В одно из этих посещений дети их, получив благословение, ушли и только младший, Никандр, остался слушать наставления святителя. Уезжая, святитель благословил его со словами: «Да будет благословение Божие в сем юноше». Через несколько лет Никандр Алексеевич, по воле родителей, поступил на военную службу, но скоро вернулся и объявил, что хочет поступить в монастырь. Родители испугались и, уезжая куда-то, заперли его и велели стеречь. В ту же ночь Никандр Алексеевич бежал, переплыл на лодке Дон и пристал к Задонскому монастырю, бывшему в 12 верстах от родительского дома. На берегу его ждал святитель Тихон. «Я знал, что вы нынешней ночью оставите ваших родителей, - сказал он, - и зашел за о. Митрофаном, чтобы вас встретить». Он поручил его духовному руководству о. Митрофана, и Никандр Алексеевич остался в монастыре навсегда. Но постриг принимать он его не благословил, и Никандр до своей кончины жил в монастыре послушником. Свою долю наследства он раздал бедным, а для своего пропитания он научился ремеслу. Могила его чтилась среди могил тамошних праведников.

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал Никандру Алексеевичу многие события царствования Александра I. В 1812 г. Бехтеев говорил, со слов святителя, что Россия спасется, а Наполеон погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», - писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил со словами: «Иди, и Бог тебя помилует». (Дар чудотворения святителя Тихона проявился и после его кончины, и притом с большой силой.)

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме о. Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, он никого не принимал. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам - ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный". После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года". За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что-должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать.

Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: "Вручаю вас Господу". Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Скончался 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, в возрасте 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря.

В 1846 г., по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым погребен был почивший архипастырь, а гроб его перенести для удобства в другое место. Тогда обнаружилось, что склеп, где почивал святитель, от древности обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и самый гроб близок к разрушению. Архиерейское же облачение, в котором был погребен преосвященный Тихон, несмотря на полувековое пребывание в сыром месте, найдено целым и почти не изменившимся в цвете. Тело его также обретено было нетленным и пребывающим в том положении и виде, в коем почивают угодники Божии в Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого, тело святителя было положено в новую гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. О сем тогда же архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до общего сведения и о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона и о всеобщем желании открытия мощей сего иерарха. О том же писал преосвященный Антоний и императору Николаю I. В 1860 г. преосвященный Иосиф (Богословский) подтвердил прежние донесения архиепископа Антония и засвидетельствовал о вновь совершившихся чудесных исцелениях при гробе святителя Тихона.

Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжаются до наших дней. Святитель Тихон Задонский - один из наиболее любимых русским народом святых.

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в разное время, но полное собрание их в 16-ти томах вышло в свет в 1826 году Первый том содержит в себе одно только жизнеописание Тихона.

Использованные материалы

Http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1451
http://pokrov.gatchina.ru/Holy/Holys/500.htm
http://days.ru/Life/life4431.htm

Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии.

Чаще всего человек прибегает к Богу в дни скорби и трудностей. Как только становится невмоготу на душе, так сразу идём в церковь и начинаем просить о милосердии, обращаясь в молитвах к Богу и святым, которыми щедра земля русская, каждый из них совершил свои чудеса и подвиги. Среди православных святых оставил весомый след Святитель Тихон Задонски й, житие которого скорбью и лишениями богато, он узкой дорогой шёл, но в минуты отчаяния много духовных утешений от Отца Небесного получал.

Выдающийся богослов, величайший православный просветитель и автор большого количества посланий и наставлений епископ Тихон Задонский за свою короткую, по человеческим меркам, жизнь сотворил множество трудов, содержащих милосердие, любовь, душеспасительные наставления, ставшие неиссякаемым светом Божьей благодати. Православные христиане всего мира припадают к Святому угоднику, дабы испить живительной росы, исходящей от Спасителя через Святого чудотворца.

Путь от рождения до епископства

В неимущей семье церковного служащего Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Савелия Кирилова в 1724 г. родился сын Тимофей, которому при вступлении в духовную семинарию, сменили фамилию на Соколов. Лишившись отца, его семья из положения бедности, пришла в состояние полной нищеты. Исходя из его же слов, он вынужден был за кормёжку хлебом световой день боронить пашню у зажиточного селянина.

В раннем детстве тёмные силы чуть не сбили Тимофея с Пути, по которому он пришёл к святости в лике святителей. Кроме него, в семье были ещё три брата и две сестры, отца не помнил. Старший брат служил дьяком, а второго по старшинству взяли в армию, остались одни мальцы. И на фоне крайней нищеты приходскому ямщику, имевшему состояние, но не имевшему детей, приглянулся Тимофей. Ямщик предлагал матери взять на воспитание мальчика как сына, оставляя всё наследство ему,и оставшимся детям дать на пропитание.

Крайнее положение семьи, заключающееся в голоде, вынудило поддаться мать на уговоры ямщика и повести Тимофея к нему. Но старший, брат, прослышав об этом , бросился догонять идущую по пути мать, с умыслом отговорить. Догнав, он стал просить мать, умоляя её на коленях, не отдавать Тимофея, предлагая лучше выучить его грамоте. Тогда он сможет поступить на службу в церковь.

Образование

Вышедший указ императрицы от 1735 года брать в армию всех не учащихся или оставивших обучение детей из семей духовенства, подтолкнул принять решение определить Тимофея в духовное училище. В декабре 1738 года мать привезла его в Новгород. Где по ходатайству старшего брата, бывшего на тот момент служащим одной из новгородских церквей, его приняли в Новгородскую духовную славянскую школу при избе высших чинов церкви.

Мать на последние деньги привезла сына учиться, будучи весьма болезненной, что привело к смерти. Оставшись круглой сиротой, без стипендии Тимофею пришлось вспомнить времена детства, когда недоставало еды. Брат хоть и взял на себя иждивение, но на его скудное жалование не было возможности платить за полное содержание. Мальчику приходилось зарабатывать на хлеб, обрабатывая землю в свободное время.

Через два года обучения Тимофею представилась возможность свободное время занимать не подработками, а полностью отдаваться просвещению. В 1740 году школу преобразовали в Духовную семинарию и ему удалось перевестись в неё учиться, став избранным, из всех обучавшихся, к числу самых способных к наукам и поставленным на казённый счёт. Вот тогда и поменяли ему фамилию на Соколова.

Получая паёк, он половину хлеба продавал для покупки свечей, чтобы читать в вечернее время, уединяясь в уголке, за что подвергался насмешкам со стороны семинаристов, особенно из обеспеченных семей, которым был невдомёк подобный образ жизни. Они, махая в его сторону лаптями, кричали ему слова «Величаем тя, святителю!», оказавшиеся пророческими.

Прозанимавшись в семинарии 14 лет, из которых два изучал грамматику и остальные по четыре правила построения речи (ораторское искусство), философию и богословие. Семинарист Соколов за время обучения зарекомендовал себя прилежным, с незаурядными способностями учеником, в связи с чем ему по окончании было предложено преподавать риторику и богословие.

Постриг в монахи

По достижению 34 лет, 10 апреля 1758 году Тимофей принял постриг от архимандрита Антониева монастыря в Новгороде, нарекшись Тихоном. Сразу получив должность преподавателя философии звание перфекта. Уже летом того же года он принял посвящение в иеромонахи. Спустя год, его возводят в сан архимандрита Жолтикова Успенского монастыря, с переводом в Тверь. Где вскоре получил перевод на ту же должность в Успенского Отроча монастыря и став ректором духовной семинарии.

Отец Тихон относился к своему служению в свойственной ему манере, чтобы слушатели прониклись сердцем к его лекциям и проповедям. Читал лекции нравственного богословия настолько увлекательно, что послушать их приходили совершенно посторонние люди, читал при этом на русском языке вместо латинского, принятого в те времена. Впереди его ожидали ещё более значительные повышения в церкви и уровня духа.

Нежданное продвижение по иерархической лестнице

Его мечтам о пустынной жизни в монастыре близ Твери не суждено было сбыться. В Синоде на должность новгородского епископа выбирали кандидатуру, кидая жребий, который три раза падал на святителя Тихона. 13 мая 1761 года он был возведён в епископа Кексгольма и Ладоги в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Назначая руководить Хутынским Спасо Варлаамиевым монастырём и епарным епископом Новгородского прихода. Сам Святитель признавался , что никогда не думал, что станет епископом.

В этом назначении Святитель Тихон Задунайский пробыл короткое время, меньше года. В 62-ом он временно был назначен председателем Синода Санкт-Петербурга. После ухода в мир иной епископа Иоанникия (Павлуцкого), главы Воронежской и Елецкой епархий его поставили на Воронежскую кафедру.

Жизнь Святителя сопровождалась особенными событиями , ведущими его к святости:

Деятельность в Воронежской и Елецкой епархиях

Воронежская епархия распространялась на огромную территорию, кроме Воронежской губернии, в неё входили многие города соседствующих трёх губерний: Курской, Орловской и Тамбовской, с землями Войска Донского. Она к его приходу пребывала в упадочном состоянии, многое требовало перестройки. Дикие нравы казачьей вольницы , невежество народа и даже части духовенства требовали незамедлительных действий.

На пути реформ стояли устоявшиеся настроения в духовной жизни общества, мешающие рассмотреть их актуальность для общего блага. Препятствия чинили отдельные личности, группы людей, светских обывателей и даже представителей духовенства. Особую заботу Святитель Тихон Задонский проявлял о подготовке достойных звания пастыря последователей, путём подъёма и верной организации религиозного обучения, вводя богослужения, со строгим предписанием придерживаться уставных канонов. Требовал исполнения.

Вспоминая своё тяжелое детство Тихон, во вверенной епархии, организовал школы для детей из бедных семей духовенства. Ставил на должности самых благородных , непрестанно беседами пробуждая в них должное понимание обязанностей своего звания. Проявляя заботу о духовном состоянии пастырей, Святитель помнил о внешнем виде храмов, реликвий, икон и утвари. Храмы ремонтировались и благоустраивались.

Обладая писательскими способностями, отец Тихон, для назидания пастырей подлинным пониманием о творимых ими таинствах, составил короткое наставление «О седьми Святых Тайнах». Следующее писание являлось инструкцией для отцов церкви к действиям во время проведения исповеди. В зависимости от степени веры кающегося, его поступков, одного следует подталкивать, побуждать к искреннему покаянию, когда исповедуясь, сокрушаются. Других же от безысходности , по причине чрезмерной горести и печали, успокаивать милосердием.

Всего во время управления Воронежской епархией были составлены им следующие сочинения:

Ввёл необходимые правила, побуждающие к проповедованию и чтению для развития, и на литургии. Каждое воскресенье проводились проповеди в кафедральном соборе и предписано было всем церковным служащим присутствовать. Святитель, увидев плачевное состояние монастырей, взялся исправлять положение. Он не удовлетворялся одними проповедями, а издавал свои труды, рассылая по храмам для народа.

Радея за вверенную паству, Тихон Задонский уделял особое внимание обучению будущих пастырей, взращивая в них смирение, прощение, веру и любовь. Много преобразований свершил он на своём посту, подняв материальный и духовный уровень церковной жизни, а также общества во вверенной губернии. Из запустения церкви и безграмотности духовенства он привёл к порядку, возродив храмы и монастыри, воспитал целое поколение молодых пастырей. Оставил после себя множество наставлений в виде сочинений .

Непомерный труд и испытания на протяжении всей жизни отрицательно отразились на здоровье Святителя. Стали часто проявляться сердечные приступы, мелочная простуда давала тяжкие осложнения.

Выход на покой

Чтобы не допустить промаха на своём посту, ввиду болезненного состояния Тихон Задонский настойчиво подавал прошения отойти на покой. Очередное его обращение удовлетворили и разрешили уйти на отдых с назначенной пенсией и местом жительства по желанию. Святитель с марта 1769 г. разместился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре под Воронежем, но неподходящий для здоровья климат вынудил его вскоре переехать, до самой смерти, в Задонский монастырь.

На покое Тихон продолжал жить во христе , плодотворно используя освободившееся время, стал усиленно молиться и много писать. Проводя время в духовных беседах о Боге и молитве, кроме 4 - 5 часов беспокойного сна. Требовательный к себе, он часто занимался физическим трудом, не обращая внимания на свои болезни. Импульсивный и несдержанный по своей природе, он добился полного смирения и кротости, что при таких качествах является подвигом.

За свою жизнь он сотворил множество произведений:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Письма
  • Бальзам для души. Таинство радости
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского (комплект из 2 книг)
  • Наставления о собственных всякого христианина должностях Святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Репринтное издание
  • Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря
  • О страстях и добродетелях
  • Молитвы и духовные размышления
  • Наставление христианское
  • Молитвослов
  • Слава Богу за все!
  • Учение Святителя Тихона об истинах веры и церкви
  • Собрание творений (комплект из 5 книг)

Обиталище Святителя Тихона стало центром божественного образования для множества людей, к нему стягивался народ с близлежащих и отдалённых земель для обретения совета, указания или благословения. Детей учил молиться , прививая церковный уклад и религиозность. В эти дни он создал шедевры духовных писаний, результат размышлений о мире и людях.

Конец земной жизни

На Рождество 1779 г. Святитель в последний раз посетил церковь. В январе 1782 г. он составил завещание, воздавая славу Господу за все благодеяния по отношению к нему, выразив надежду на милость Божию после жизни. За свою кончину он прознал за три дня и допускал к себе всех желающих проститься с ним. 13 августа 1783 г. Святитель Тихон Задонский покинул этот бренный мир в полном спокойствии, будто уснул.

До самого погребения народ со всех окрестностей стягивался и добивался постоянного проведения панихид, на что не хватало священнослужителей. После отпевания, совершённого 20 августа, отца Тихона похоронили в склепе под алтарём собора.

Проявление чудес

Жизнь Тихона постоянно сопровождалась проявлением чудес. Подвиги, самоотречения и проявляемая любовь возвысили его душу, ему снились вещие сны, проснулся дар предвидения. Он предсказал множество людских судеб и России, в частности, победу над Наполеоном. Он чувствовал происходящее вдали и кто нуждается в нём, сразу же появляясь вовремя. Видел мысли и настроения собеседников.

Всегда, в случае необходимости Святитель приходил на помощь, помогал всем, чем мог. Как-то двое крестьян, обманув Тихона, получили деньги, словно погорельцы. Возвращаясь домой , они смеялись с этой ситуации и вдруг с ужасом увидели, что их дома действительно горят. Подобных случаев было множество, когда люд получал наставления от святого даже путём наказаний Бога.

После смерти Тихона поток людей к нему только увеличился, стали происходить исцеления больных и иные чудеса на его могиле. Молитвы помогали при наличии разных болезней, трудностей, устраняя препятствия. Народ при жизни почитал его как святого , а после ещё больше уверовал в это. Известны случаи излечения от неизлечимых и хронических заболеваний. Молитва Тихону Задонскому влекла к исцелению даже холеры. Целебными свойствами обладали иконы святого.

Молитвы Тихону Задонскому лучше произносить на его икону и тогда явится помощь от:

  • злобы;
  • потери духовных сил;
  • от душевных болезней;
  • и печали;
  • зависимостей (алкоголь, курение, наркомания);
  • бесноватости и помешательства;
  • нищеты.

Исключительную силу имеют молитвы к святому от колдовства. Обращаясь с открытой душой и чистым сердцем, мы можем быть убеждены в его помощи от всякого зла чародейства и лукавого, особенно произнося молитвы на икону Тихона Задонского.

Обретение мощей

В 1845 году в Задонском монастыре решили возвести новый Владимирский собор, разбирая старый, обнаружили нетленные святого Тихона , даже Архиерейское одеяние было не тронуто, невзирая на продолжительное пребывание в сырости тела Тихона Задонского. Мощи перенесли в новый гроб и захоронили в Рождественской церкви монастыря. А в Синод и императору были отправлены документы о нахождении нетленных мощей, с документами находилось прошение причислить почитаемого всей Россией Тихона Задонского к лику святых.

По неизвестным причинам принятие решения затягивалось и 13 августа 1861 в день памяти Тихона произошло прославление его в лике святых.

Второе обретение мощей

После революции 1917 г. монастырь был упразднён, вся церковная утварь, иконы были подвержены описанию, после чего мощи снова положили в серебряную раку. Затем монастырь переходил из рук в руки, а после 1932 года мощи покинули Задонск, попав в антирелигиозный музей Ельца, а после краеведческий музей города Орла. Во время ВОВ верующим удалось спасти святыню . После войны в 47-м их открыто выставили в кафедральном Богоявленском соборе Орла, но Хрущевская антирелигиозная компания снова закрыла святыню в краеведческом музее.

Лишь в 1988 г. мощи Тихона Задонского передали Орловской епархии, в 1991 они наконец-то вернулись во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Много исцелений произошло в день обретения мощей старца. Рака с нетленными мощами святого собрала много народу, и каждый мог своими глазами видеть, как, прикладываясь к мощам, исцелялись самые тяжелые больные: слепые обретали зрение, неслышащие начинали слышать, а косноязычные мгновенно избавлялись от дефектов речи, у людей проходила хромота, беснование и психические болезни.

Святой образ Тихона Задонского помогал избавиться от болезней затяжных, запущенных, сложных. Монахиня, 6 лет страдавшая водянкой, циррозом печени, асцитом, приехала в Задонск помолиться святому, и в течение суток ее заболевание, так плотно укоренившееся в организме, прошло.

Десница Тихона Задонского
(Фото с сайта svt-georg.orthodoxy.ru)

Просящим о выздоровлении Тихон часто являлся во сне. Женщина после рождения мертвого ребенка с тяжелыми кровотечениями именно так и выздоровела. Она долгое время молилась Тихону и дома, и в церкви. После явления ей во сне монаха она, к своему удивлению, проснулась абсолютно здоровой.

Употребив освященное масло над гробом Тихона Задонского, от трехлетнего тяжелого паралича исцелился тульский крестьянин. Родители 5-летнего мальчика дали обещание святому Тихону поклониться его гробу, если он поможет их ребенку избавиться от проблем с речью. Уже после родительского обета мальчик стал говорить отдельные слова, а когда посетил Задонск с родителями, все речевые трудности прекратились.

Молитвенные обращения за помощью к Тихону Задонскому приводили к исцелению даже от холеры. Так любящая жена в усердных молениях добилась выздоровления своего уже умиравшего супруга. Многочисленны исцеления с помощью святого Тихона от тяжелых воспалительных болезней, проблем зрения, истерии.

По сей день святой источник Тихона Задонского собирает возле себя многих, страдающих от глазных заболеваний. Проблемы со зрением после молитв к святому уходят практически мгновенно. Известен случай, когда Тихон явился маленькому мальчику, терявшему зрение вследствие недиагностированного расстройства. Во сне ребенок заплакал, а проснувшись, открыл глаза и понял, что теперь может видеть и что болезнь его миновала.

Женщина с наростом в нижнем веке слушала неутешительные прогнозы врачей: нарост увеличивался, и глаз вот-вот должен был потерять свои функции. Приехав в Задонск, женщина протерла глаз покрывалом с надгробия святителя - и чудесным образом образование из века исчезло.

Тихон Задонский. Икона
(Изображение с сайта pravoslavie.ru)

С последней надеждой обращались к Тихону Задонскому для исцеления панических атак, устрашающих видений и расстройств психики. Одна молодая девушка переживала эти состояния весьма остро, и с каждым днем ее страдания увеличивались троекратно. Припадки больной продолжались по несколько часов, а их источник для врачей оставался неизвестен. В перерывах между приступами девушке, а также ее матери, во снах являлся святой Тихон Задонский. Именно его образ женщины попросили принести знакомую монахиню.

Прикосновение к образу святого лишь немного сокращало силу приступов девушки, но успокоение ее было очевидно. Впоследствии больную отвезли в монастырь к гробу святителя. Пробыв в обители несколько недель, девушка стала чувствовать себя лучше, но ее болезнь не покидала ее, периодически возвращаясь в форме ужаснейших приступов. Лишь спустя год усердных молений матери страдающей девушке явился во сне старец, сказавший, что лекарь у нее только один, и у него стоит просить выздоровления. Вторая поездка ко гробу Тихона и искренние молитвы над мощами наконец-то освободили девушку от припадков, уже более никогда не возвращавшихся. После исцеления от припадков беснования обессилевшая женщина, пробыв двое суток у мощей Тихона Задонского, обрела настолько много сил, что смогла пешком дойти до дома более 24 верст.

Молитесь, и молитвы ваши будут обязательно услышаны! В трудную минуту мы всегда можем рассчитывать на святых покровителей.

Одним из святых, является Тихон Задонский, ему молятся от уныния, и он дарит радость! Его просят об исцелении и здоровье душевнобольных, он помогает. Девы просят Тихона о замужестве и он дарит им мужа.

Если вы попросите его о чем то от чистого сердца, с открытой душой, он обязательно поможет и вам! Храни вас господь.

Будучи великим христианским учителем и проповедником, Тихон также стал автором известных сочинений. Вел религиозную пропаганду среди населения, бросил все силы на искоренение языческих верований и традиций. Отказывался от всех жизненных удовольствий, проводил много времени за молитвой, был примером смирения и любви к пастве. Удивлял окружающих своей прозорливостью и чудотворением. Даже после кончины Тихона христиане не перестали почитать, восхвалять, уважать святого, а также обращаться к нему за помощью. Каждый христианин может рассчитывать на защиту и поддержку святого.


Молитвы Тихону Задонскому обращают, когда нуждаются в кротости и незлобии, душевных силах и здоровье. Особую силу молитва имеет при наличии душевных болезней. Речь идет о печали и унынии, алкоголизме, наркомании, душевном помешательстве и бесновании. Тихон помогает вернуть зрение, возможность ходить. Люди, испытывающие крайнюю нужду, пребывающие в условиях нищеты, обращаются к Тихону за защитой.