Презентация - арифметическая и геометрическая прогрессии. Презентация на тему "арифметическая и геометрическая прогрессии" Презентация на тему арифметическая и геометрическая прогрессия





























Включить эффекты

1 из 26

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Учитель математики Семьянинова Е.Н. МБОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В. Суворова»

Слайд 2

Игре на фортепиано; научиться этому можно лишь Д. Пойа.

Слайд 3

Французское слово «десерт» означает сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Названия некоторых десертов, пирожных и мороженного, также имеют французское происхождение.Например, мороженое «пломбир» получило свое название от французского города Пломбьер. Где оно впервые было изготовлено по особой рецептуре.

Слайд 4

Узнайте, как переводится французское слово «безе» (легкое пирожное из взбитых яичных белков и сахара)?

Слайд 5

Слайд 6

молния - перевод французского слова «эклер» (пирожное из заварного теста с кремом внутри).

Слайд 7

Прогрессии в жизни и быту

В природе все продумано и совершенно.

Слайд 8

Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 5 дм., а каждый следующий – на 2 дм. длиннее. Найдите длину семи таких стержней. Ответ: 77 дм.

Слайд 9

В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? Ответ: 121

Слайд 10

Грузовик перевозит партию щебня массой 210 тонн, ежедневно увеличивая норму перевозки на одно и то же число тонн. Известно, что за первый день было перевезено 2 тонны щебня. Определите, сколько тонн щебня было перевезено на девятый день, если вся работа была выполнена за 14 дней. 18 тонн

Слайд 11

Тело падает с башни, высотой 26 м. В первую секунду проходит 2м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд пройдет тело до удара о землю? Ответ: 4 секунды

Слайд 12

За первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров. Определите, сколько дней улитка потратила на весь путь, если расстояние между деревьями равно 150 метрам. Ответ: 30 дней

Слайд 13

Из пункта А выехал грузовой автомобиль со скоростью 40 км/ч. Одновременно из пункта В навстречу ему отправился второй автомобиль, который в первый час прошел 20 км, а каждый следующий проходил на 5 км больше, чем в предыдущий. Через сколько часов они встретятся, если расстояние от А до В равно 125 км? Ответ: 2 часа

Слайд 14

Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? Ответ:1900

Слайд 15

Немного истории

Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах».

Слайд 16

На связь между прогрессиями первым обратил внимание Архимед.

Слайд 17

В 1544 г. вышла книга немецкого математика М. Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу:

Слайд 18

128 -3 7 -3+7=4 4 16 -4 -2 -1 0 1 2 3 5 6 64 6-(-1)=7 32 1 2 4 8

Слайд 19

кросснамбер

а б д е в г ж

Слайд 20

5 1 1 2 1 1 2 6 5 0 0 5 0 0 8 1 3 а б в г д е ж

Слайд 21

Решение задач

  • Слайд 22

    1. Решение: b2=3q, b3=3q2 , q=-5; -4; -3; -2; -1 3; -15; 75 3; -12; 48;… 3; -9; 27;… 3; -6; 12;… 3; -3; 3;… Ответ:

    Слайд 23

    2. Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найдите эти числа. Решение: Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2

    Слайд 24

    3. Уравнение имеет корни, а уравнение – корни. Определите k и m, если числа – последовательные члены возрастающей геометрической прогрессии. подсказка Решение: - геометрическая прогрессия Ответ: k=2, m=32

    Слайд 25

    Теорема Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

    Слайд 26

    литература

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    МБОУ «Воронежская кадетская

    школа им. А.В. Суворова»

    Семьянинова Е. Н.

    Умение решать задачи – практическое искусство,

    подобное плаванию или катанию на лыжах, или

    подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.

    Найдите сумму одиннадцати членов арифметической прогрессии, первый член которой равен – 5, а шестой равен – 3,5.

    Ответ: 77дм

    Ответ: 18 тонн

    Ответ: 4 секунды

    Улитка

    метрам. (Слайд 12)

    Ответ: 30 дней

    Ответ: 1900

    Другой пример.

    64 6 -1 6 – (-1) = 7

    Нетрудно сообразить:

    2-3∙ 27 = 24, 26: 2-1 = 27

    V. Кросснамбер. (Слайд 19-20)

    Работа в группах.

    По горизонтали:

    ;

    127; -119; …;

    По вертикали:

    Дана геометрическая прогрессия 3; b2; b3;…, знаменатель которой - целое число. Найдите эту прогрессию, если

    12q2 + 72q +35 =0

    Значит, q=-5; -4; -3; -2; -1

    Арифметическая прогрессия

    Геометрическая прогрессия

    Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2

    k и m

    По теореме Виета

    Искомые числа: 1; 2; 4; 8.

    Ответ: k= 2, m= 32

    VII. Домашнее задание.

    Решите задачи.

    Литература:

    Алгебра 9 класс. Задания дл обучения и развития учащихся/ сост. Беленкова Е.Ю. «Интелект - Центр». 2005.

    Библиотека журнала «Математика в школе». Выпуск 23.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. Худадатова С.С. Москва. 2003.

    Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46.

    Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса/сост. Т.Е. Бондаренко. Воронеж. 2001.

    МБОУ «Воронежская кадетская

    школа им. А.В. Суворова»

    Семьянинова Е. Н.

    Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

    1) обобщить информацию по прогрессиям; совершенствовать навыки нахождения n-го члена и суммы n первых членов данных прогрессий с помощью формул; решение задач, в которых используются обе последовательности;

    2) продолжить формирование практических навыков;

    3) развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

    Умение решать задачи – практическое искусство,

    подобное плаванию или катанию на лыжах, или

    игре на фортепиано; научиться этому можно лишь,

    подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.

    I. Организационный момент. Объяснение целей урока. (Слайд 2)

    II. Разминка. В мире интересного. (Слайд 3-6)

    Французское слово «десерт» означает сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Названия некоторых десертов, пирожных и мороженного, также имеют французское происхождение. Например, мороженое «пломбир» получило свое название от французского города Пломбьер. Где оно впервые было изготовлено по особой рецептуре.

    Используя найденный ответ и данные таблицы, узнайте, как переводится французское слово «безе» (легкое пирожное из взбитых яичных белков и сахара)?

    Найдите сумму одиннадцати членов арифметической прогрессии, первый член которой равен – 5, а шестой равен – 3,5.

    Французское слово «безе» в переводе означает поцелуй. Второе из предложенных слов – «молния», является переводом французского слова «эклер» (пирожное из заварного теста с кремом внутри).

    III. Прогрессии в жизни и быту. (Слайд 7)

    Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы. Они берутся из самой нашей жизни, связаны с ней и помогают решать некоторые практические вопросы.

    Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 5 дм, а каждый следующий - на 2 дм длиннее. Найдите длину семи таких стержней. (Слайд 8)

    Ответ: 77дм

    В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (Слайд 9)

    Грузовик перевозит партию щебня массой 210 тонн, ежедневно увеличивая норму перевозки на одно и то же число тонн. Известно, что за первый день было перевезено 2 тонны щебня. Определите, сколько тонн щебня было перевезено на девятый день, если вся работа была выполнена за 14 дней. (Слайд 10)

    Ответ: 18 тонн

    Тело падает с башни, высотой 6 м. В первую секунду проходит 2м, за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд пройдет тело до земли? (Слайд 11)

    Ответ: 4 секунды

    Улиткаползет от одного дерева до другого. Каждый день она проползает на одно и то же расстояние больше, чем в предыдущий день. Известно, что за первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров. Определите, сколько дней улитка потратила на весь путь, если расстояние между деревьями равно 150

    метрам. (Слайд 12)

    Ответ: 30 дней

    Из пункта А выехал грузовой автомобиль со скоростью 40 км/ч. Одновременно из пункта В навстречу ему отправился второй автомобиль, который в первый час прошел 20 км, а каждый следующий проходил на 5 км больше, чем в предыдущий. Через сколько часов они встретятся, если расстояние от А до В равно 125 км? (Слайд 13) Ответ: 2 часа

    Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? (Слайд 14)

    Ответ: 1900

    IV.Немного истории. (Слайд 15-16)

    Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». На связь между прогрессиями первым, по-видимому, обратил внимание Архимед. В 1544 г. вышла книга немецкого математика М. Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу (Слайд 17):

    В верхней строке – арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней – геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Расположены так, что нулю арифметической прогрессии соответствует единица геометрической прогрессии. Это очень важный факт.

    А теперь представьте, что мы не умеем умножать и делить. Необходимо умножить, например, на 128. В таблице над написано -3, а над 128 написано 7. Сложим эти числа. Получилось 4. Под 4 читаем 16. Это есть искомое произведение.

    Другой пример.

    Разделим 64 на. Поступаем аналогично:

    64 6 -1 6 – (-1) = 7

    Нижнюю строчку таблицы Штифеля можно переписать так:

    2-4; 2-3; 2-2; 2-1; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27.

    Нетрудно сообразить:

    2-3∙ 27 = 24, 26: 2-1 = 27

    Можно сказать, что если показатели составляют арифметическую прогрессию, то сами степени составляют геометрическую прогрессию. (Слайд 18)

    V. Кросснамбер. (Слайд 19-20)

    Работа в группах.

    Кросснамбер – один из видов числовых ребусов. В переводе с английского слово «кросснамбер» означает «кресточислица». При составлении кросснамберов применяется тот же принцип, что и при составлении кроссвордов: в каждую клетку вписывается один знак, «работающий» на горизонталь и на вертикаль.

    В каждую клетку кресточислицы вписывается по одной цифре (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначаются буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, - только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. 42 нельзя записывать как 042).

    Некоторые задания из кросснамберов могут показаться расплывчатыми и допускающими несколько (а иногда и очень много) ответов. Но таков стиль кросснамберов. Если бы они всегда давали только однозначные ответы, то это не было бы игрой.

    По горизонтали:

    а) количество нечетных чисел натурального ряда, начиная с 13, сумма которых равна 3213;

    в) сумма пяти первых членов геометрической прогрессии, четвертый член которой равен 3, а седьмой равен ;

    д) сумма первых шести положительных членов арифметической прогрессии

    127; -119; …;

    е) третий член геометрической прогрессии (bn), у которой первый член равен 5, а знаменатель g равен 10;

    ж) сумма -13 + (-9) + (-5) + … + 63, если ее слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии.

    По вертикали:

    А) сумма всех двузначных чисел, кратных девяти;

    Б) удвоенный двадцать первый член арифметической прогрессии, у которой первый член равен -5, а разность равна 3;

    В) шестой член последовательности, которая задана формулой n-го члена

    Г) разность арифметической прогрессии, если.

    VI. Решение нестандартных задач. (Слайд 21)

    Дана геометрическая прогрессия 3; b2; b3;…, знаменатель которой - целое число. Найдите эту прогрессию, если

    b2=3q, b3=3q2, тогда. Решим неравенство.

    12q2 + 72q +35 =0

    Значит, q=-5; -4; -3; -2; -1

    Искомые последовательности: 3; -15; 75;…

    Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найдите эти числа. (Слайд 23).

    В, с – искомые числа. Составим таблицу.

    Арифметическая прогрессия

    Геометрическая прогрессия

    По условию сумма трёх чисел, образующих геометрическую прогрессию, равна 26, т.е. , в=6

    Используем свойство членов геометрической прогрессии. Получим уравнение:

    Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2

    Уравнение имеет корни, а уравнение – корни. Определите k и m , если числа – последовательные члены возрастающей геометрической прогрессии. (Слайд 24-25)

    Так как числа образуют геометрическую прогрессию, имеем:

    По теореме Виета

    Получаем, так как последовательность возрастающая.

    Искомые числа: 1; 2; 4; 8.

    Ответ: k= 2, m= 32

    VII. Домашнее задание.

    Решите задачи.

    Найдите геометрическую прогрессию, если сумма первых трех членов ее равна 7, а их произведение равно 8.

    Разделите число 2912 на 6 частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно

    В арифметической прогрессии составляет и. Сколько нужно взять членов этой прогрессии, чтобы их сумма равнялась 104?

    Литература:

    Алгебра 9 класс. Задания дл обучения и развития учащихся/ сост. Беленкова Е.Ю. «Интелект - Центр». 2005.

    Библиотека журнала «Математика в школе». Выпуск 23.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. Худадатова С.С. Москва. 2003.

    Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46.

    Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса/сост. Т.Е. Бондаренко. Воронеж. 2001.

    Скачать конспект

    Презентацию "Арифметическая и геометрическая прогрессии" можно использовать как на уроке для объяснения нового материала, так и на уроках обобщения. В ней представлены: теоретический материал и формулы, сравнение арифметической и геометрической прогрессии, математический диктант, с проверкой ответов, задания разного уровня на знание формул и практического содержания, а так же самостоятельная работа. К каждым заданиям есть ответы и готовые решения и объяснения. К уроку прилагается конспект урока обобщения. Материал можно использовать при подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации по математике.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Урок-презентация по математике в 9 классе по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

    Учитель 1 квалификационной категории Церетели Н.К.

    Цели урока:

    Дидактическая:

    Систематизировать знания по изучаемой теме,

    Применять теоретический материал при решении задач,

    Формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения,

    Развивающая:

    Развивать логическое мышление,

    Продолжить работу по развитию математической речи,

    Воспитательная:

    Формировать эстетические навыки при оформлении записей,

    Формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

    Оборудование:

    Компьютеры, проектор, презентация: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

    Ход урока:

    1. Организационный момент: (слайд 2-5)

    Число, классная работа, тема урока.

    Изучена данная тема,
    Пройдена теории схема,
    Вы много новых формул узнали,
    Задачи с прогрессией решали.
    И вот в последний урок
    Нас поведет
    Красивый лозунг
    “ПРОГРЕССИО - ВПЕРЕД”

    Цель нашего урока повторить и закрепить умения и навыки использования основных формул прогрессии при решении задач. Осмыслить и сравнить формулы арифметической и геометрической прогрессии.

    1. Актуализация знаний учащихся: (слайд 6,7)

    Что называется числовой последовательностью?

    Что называется арифметической прогрессией?

    Что называется геометрической прогрессией?

    (два ученика записывают формулы на доске)

    Сравните арифметическую и геометрическую прогрессии.

    1. Математический диктант: (слайд 12-16)

    Какая последовательность?

    1) 2; 5; 8; 11;14; 17;…

    2) 3; 9; 27; 81; 243;…

    3) 1; 6; 11; 20; 25;…

    4) –4; –8; –16; –32; …

    5) 5; 25; 35; 45; 55;…

    6) –2; –4; – 6; – 8; …

    Истинно или ложно каждое высказывание?

    1. В арифметической прогрессии

    2,4; 2,6;… разность равна 2.

    2. В геометрической прогрессии

    0,3; 0,9;… третий член равен 2,7

    3. 11-ый член арифметической прогрессии, у

    Которой равен 0,2

    4. Сумма 5 первых членов геометрической прогрессии,

    У которой b =1, q = -2 равна 11.

    5. Последовательность чисел, кратных 5,

    Является геометрической прогрессией.

    6. Последовательность степеней числа 3

    Является арифметической прогрессией.

    Проверка ответов.

    (один ученик зачитывает ответы, разбор по презентации)

    1. Самостоятельная работа: (слайд 18-26)

    1 уровень

    (задания по коррекции знаний ученики решают за компьютером, затем проверяют ответы по готовым решениям)

    1) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия

    а 1 = 5 d = 3

    Найти: а 6 ; а 10 .

    2) Дано: (b n) геометрическая прогрессия

    b 1 = 5 q = 3

    Найти: b 3 ; b 5 .

    3) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия

    а 4 = 11 d = 2

    Найти: а 1 .

    4) Дано: (b n) геометрическая прогрессия

    b 4 = 40 q = 2

    Найти: b 1 .

    5) Дано: (а n) арифметическая прогрессия

    А 4 =12,5; а 6 =17,5

    Найти: а 5

    6) Дано: (b n) геометрическая прогрессия

    B 4 =12,5; b 6 =17,5

    Найти: b 5

    2 уровень

    (класс решает самостоятельную работу на 15 минут)

    1)Дано: (а n ), а 1 = – 3, а 2 = 4. Найти: а 16 – ?

    2)Дано: (b n ) , b 12 = – 32, b 13 = – 16. Найти: q – ?

    3)Дано: (а n ), а 21 = – 44, а 22 = – 42.Найти: d - ?

    4)Дано: (b n ) , b п > 0, b 2 = 4, b 4 = 9.Найти: b 3 – ?

    5)Дано: (а n ), а 1 = 28, а 21 = 4. Найти: d - ?

    6) Дано: (b n ) , q = 2. Найти: b 5 – ?

    7) Дано: (а n ), а 7 = 16, а 9 = 30.Найти: а 8 –?

    3 уровень

    (задания по сборнику «Тематические тесты ГИА-9», под редакцией

    Лысенко Ф.Ф.)

    Проверка ответов

    1. Решение заданий ГИА. (слайд 27)

    (разбор задач на доске)

    1) Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а ее десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии.

    2) Число –3,8 является восьмым членом арифметической прогрессии (а п ), а число –11 является ее двенадцатым членом. Является ли членом этой прогрессии число а п =-30,8?

    3) Между числами 6 и 17 вставьте четыре числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию.

    4) В геометрической прогрессии b 12 = 3 15 и b 14 = 3 17 . Найдите b 1 .

    1. Применение арифметической и геометрической прогрессии при решении текстовых задач. (слайд 28,29)
    1. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы максимальная продолжительность была 1 час 45 минут.
    2. Ребенок заболеет ветрянкой, если в его организме окажется не менее 27000 вирусов ветряной оспы. Если заранее не сделана прививка от ветрянки, то каждый день число попавших в организм вирусов утраивается. Если в течении 6 дней после попадания инфекции болезнь не наступает, организм начинает вырабатывать антитела, прекращающие размножение вирусов. Какое минимальное количество вирусов должно попасть в организм, чтобы ребенок, которому не сделали прививку, заболел.
    1. Итог урока:

    Анализ и оценка успешности достижения целей урока.

    Анализ адекватности самооценки.

    Выставление оценок.

    Намечается перспектива последующей работы.

    1. Домашнее задание: (слайд 31)

    сборник №1247,1253,1313,1324

    Урок сегодня завершён,

    Но каждый должен знать:

    Познание, упорство, труд

    К прогрессу в жизни

    Приведут.


    Определение арифметической и геометрической прогрессии. Формула n-го члена арифметической и геометрической прогрессии.

    «Все познается в сравнении»


    Найдите закономерности

    Устная работа

    Арифметическая прогрессия

    1) 1, 3, 5, 7, 9, …

    2) 5, 8, 11, 14, …

    3) -1, -2, -3, -4, …

    4) -2, -4, -6, -8, …

    Геометрическая прогрессия

    1) 1, 2, 4, 8, …

    2) 5, 15, 45, 135, …

    3) 1; 0,1; 0,001;0,0001;

    4) 1, 2/3, 4/9, 8/27, …

    d- разность

    q-знаменатель


    Определение

    Арифметической Геометрической

    прогрессией

    называется п оследовательность,

    отличных от нуля чисел

    каждый член которой, начиная со второго,

    равен предыдущему члену,

    сложенному с одним

    и тем же числом.

    умноженному на одно

    и то же число.


    Определение

    • Числовая последовательность

    а 1 ,а 2 ,а 3 ,…а n ,.. b 1 ,b 2 ,b 3 ,…b n ,…

    называется

    арифметической геометрической

    если для всех натуральных n

    выполняется равенство

    a n+1 = a n + d b n+1 = b n * q


    0 арифметическая прогрессия возрастающая d арифметическая прогрессия убывающая q 1 геометрическая прогрессия возрастающая 0 геометрическая прогрессия убывающая" width="640"

    арифметическая прогрессия возрастающая

    арифметическая прогрессия убывающая

    геометрическая прогрессия возрастающая

    геометрическая прогрессия убывающая


    Формула n-го члена прогрессии

    • Пусть заданы а 1 и d

    a 3 =a 2 +d=a 1 +d+d=а 1 +2d

    a 4 =a 3 +d=а 1 +3d

    …………………………… ..

    a n =a 1 +(n-1)d

    • Пусть заданы b 1 и q

    b 3 = b 2 *q= b 1 *q*q=b 1 *q 2

    …………………………………………… .. b n = b 1 * q n-1

    Чтобы задать

    арифметическую геометрическую

    прогрессию, достаточно указать её

    первый член и первый член и

    разность знаменатель


    Составьте геометрическую прогрессию:

    • Ежедневно каждый болеющий гриппом

    может заразить четырех окружающих.

    1; 4; 16; 64;…

    • Дима на перемене съел булочку. Во время еды в
    • кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через
    • каждые 20 минут происходит деление бактерий (они
    • удваиваются).

    30; 60; 120; 240;…

    • Каждый курильщик выкуривает в среднем

    8 сигарет в сутки. После выкуривания одной

    сигареты в легких оседает 0,0002 грамма

    никотина и табачного дегтя. С каждой

    последующей сигаретой это количество

    увеличивается в два раза.

    0,0002; 0,0004; 0,0008;…


    Работа в тетрадях Задание 1.

    Дано: (b n ) - геометрическая прогрессия

    b 1 = 5 q = 3

    Найти: b 3 ; b 5 .

    Решение: используя формулу b n = b 1 q n-1

    b 3 =b 1 q 2 = 5 . 3 2 =5 . 9=45

    b 5 =b 1 q 4 = 5 . 3 4 =5 . 81=405

    Ответ: 45; 405.

    Решение


    Найдите

    девятнадцатый член

    арифметической

    прогрессии, если

    а 1 = 30 и d = – 2.

    Найдите

    восемнадцатый член

    арифметической

    прогрессии, если

    а 1 = 7 и d = 4 .


    Решение:

    • Воспользуемся

    формулой n –го члена:

    a n = а 1 +( n -1) d .

    Получим:

    а 18 =7 +(18 -1)∙ 4=

    =7+17∙4=7+68=75

    Ответ: а 18 =75.

    • Воспользуемся

    формулой n –го члена:

    a n = а 1 +( n -1) d .

    Получим:

    а 19 =30+(19-1)∙(- 2)=

    = 30+18∙(-2)=30-36=-6

    Ответ: а 19 = – 6.


    Работа в тетрадях Задание 2.

    Дано: (b n ) - геометрическая прогрессия

    b 4 = 40 q = 2

    Найти: b 1 .

    Решение: используя формулу b n = b 1 q n-1

    b 4 =b 1 q 3 ; b 1 = b 4 : q 3 =40:2 3 =40 : 8=5

    Ответ: 5.

    Решение


    Работа в тетрадях Задание 3.

    Дано: (b n ) - геометрическая прогрессия

    b 1 = -2, b 4 =-54.

    Найти: q .

    Решение: используя формулу b n = b 1 q n-1

    b 4 =b 1 q 3 ; -54=(-2) q 3 ; q 3 = -54:(-2)=27;

    Ответ: 3.

    Решение


    Математику должны учить в школе

    ещё с той целью, чтобы познания,

    здесь приобретаемые были

    достаточными для обыкновенных

    потребностей жизни.

    И.Л.Лобачевский


    Биология

    Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320.

    5 инфузорий

    Легкая промышленность

    Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой

    клетки на две части. Сколько стало клеток после их десятикратного деления, если первоначально было

    6144 клетки

    Физика

    Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые?

    128; 64; 16

    Экология

    Гидра размножается почкованием, причём при каждом делении получается 5 новых особей. Какое количество делений необходимо для получения 625 особей?

    4 деления


    Подготовка к ГИА

    не является ни геометрической, ни арифметической прогрессией.

    Укажите её.

    В. 1; 4; 16;…


    Подготовка к ГИА

    Заданы три первых члена числовых последовательностей. Известно, что

    одна из этих последовательностей

    не является геометрической

    прогрессией. Укажите её.

    Б. -3; -9; -27;…

    В. -3; 5; -7;…

    Г. -3; ; -1;…


    Подготовка к ГИА

    • Последовательности (a n), (b n), (c n)

    заданы формулами n-го члена.

    Поставьте в соответствие каждой

    последовательности верное утверждение.

    УТВЕРЖДЕНИЕ

    • Последовательность –

    арифметическая прогрессия

    2) Последовательность –

    геометрическая прогрессия

    3) Последовательность не

    является ни арифметической,

    ни геометрической прогрессией


    • Придумайте или найдите задачи, позволяющие использовать геометрическую прогрессию; оформите их решение в тетрадь.

    МАНГУСТ

    Мангуст – пушистый зверёк, родина которого – Индия.

    Длина тела ~ 50-60см. Даёт потомство 3 раза в год, в помёте в среднем по 4 детёныша.


    1 пара=2 мангуста

    через год

    4 детёныша

    4 детёныша

    4 детёныша


    • 1–й год – 2 мангуста
    • 2-й год – 12 детёнышей
    • 3-й год – 72 детёныша!!!

    Сколько детёнышей мангустов появится на 10-й год?

    в 10 = 20 155 392 детёныша

    1 слайд

    Закончился ХХ век, а вот термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием еще в IV в. н.э. От латинского слова progressio – “движение вперед”. Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания как их решать. Считалось, что в древнеегипетском папирусе Ахмеса находилась древнейшая задача на прогрессии о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающая за собою двухтысячелетнюю давность. Но есть гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом полвека назад, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. В числе арифметических, алгебраических и геометрических задач этого документа имеется такая, которую мы приводим в вольной передаче.

    2 слайд

    1) 2; 5; 8; 11;14; 17;… 2) 3; 9; 27; 81; 243;… 3) 1; 6; 11; 20; 25;… 4) –4; –8; –16; –32; … 5) 5; 25; 35; 45; 55;… 6) –2; –4; – 6; – 8; … арифметическая прогрессия d = 3 арифметическая прогрессия d = – 2 геометрическая прогрессия q = 3 последовательность чисел геометрическая прогрессия q = 2 последовательность чисел

    3 слайд

    4 слайд

    Изучена данная тема, Пройдена теории схема, Вы много новых формул узнали, Задачи с прогрессией решали. И вот в последний урок Нас поведет Красивый лозунг “ПРОГРЕССИО - ВПЕРЕД”

    5 слайд

    Решение: Очевидно, количество хлеба, полученные участниками раздела, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть первый ее член x, разность y. Тогда: а1–Доля первого – x, а2–Доля второго – x+y, а3–Доля третьего – x+2y, а4–Доля четвертого – x+3y, а5–Доля пятого – x+4у. На основании условия задачи составляем следующие 2 уравнения:

    6 слайд

    Задача 1: (задача из папируса Ринда) Сто мер хлеба разделили между 5 людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых получили в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?

    7 слайд

    8 слайд

    9 слайд

    Урок сегодня завершён, Дружней вас не сыскать. Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут.

    10 слайд

    11 слайд

    Ответы: 6.1 (20,4) (И) 6.2. (является), 6.5. (6;8,2;10’4;12’6;14’8;17.), 6.8. (b1=34 или b1= –34).

    12 слайд

    Задания из сборника предназначенного для подготовки к итоговой аттестации в новой форме по алгебре в 9 классе, предлагаются задания которые оцениваются в 2 балла: 6.1. 1) Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а ее десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии. 6.2. 1) Число –3,8 является восьмым членом арифметической прогрессии (ап), а число –11 является ее двенадцатым членом. Является ли членом этой прогрессии число –30,8? 6.5. 1) Между числами 6 и 17 вставьте четыре числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию. 6.8. 1) В геометрической прогрессии b12 = З15 и b14 = З17. Найдите b1.

    13 слайд

    Ответы: 1) 102; (П) 2) 0,5; (В) 3) 2; (Р) 4) 6; (Г) 5) – 1,2; (Е) 6) 8; (С)

    14 слайд

    «Карусель» - обучающая самостоятельная работа 1)Дано: (а n), а1 = – 3, а2 = 4. Найти: а16 – ? 2)Дано: (b n) , b 12 = – 32, b 13 = – 16.Найти: q – ? 3)Дано: (а n), а21 = – 44, а22 = – 42. Найти: d - ? 4)Дано: (b n) , bп > 0, b2 = 4, b4 = 9. Найти: b3 – ? 5)Дано: (а n), а1 = 28, а21 = 4. Найти: d - ? 6) Дано: (b n) , q = 2. Найти: b5 – ? 7) Дано: (а n), а7 = 16, а9 = 30. Найти: а8 –? 1) (П) ;2) (В) ;3) (Р); 4) (Г); 5) (Е); 6) (С).

    15 слайд

    Свойства геометрической прогрессии Дано: (b n) геометрическая прогрессия, b n >0 b4=6; b6=24 Найти: b5 Решение: используя свойство геометрической прогрессии имеем: Ответ: 12(Д) Решение

    16 слайд

    Свойства арифметической прогрессии Дано: (а n) арифметическая прогрессия а4=12,5; а6=17,5 Найти: а5 Решение: используя свойство арифметической прогрессии имеем: Ответ: 15(О) Решение

    17 слайд

    Нетрудно видеть, что получился магический квадрат, константа C которого равна 3a+12d. Действительно, сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце и по каждой диагонали квадрата равна 3a+12d. Пусть дана арифметическая прогрессия: a, a+d, a+2d, a+3d, …, a+8d, где a и d натуральные числа. Расположим её члены в таблицу.

    18 слайд

    Занимательное свойство арифметической прогрессии. А теперь, рассмотрим еще одно свойство членов арифметической прогрессии. Оно, скорее всего, занимательное. Нам дана “стайка девяти чисел” 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, 19. Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата так, что образуется магический квадрат с константой, равной 33

    Арифметическая и геометрическая прогрессия Какая тема объединяет понятия:

    1) Разность 2) Сумма n первых членов 3) Знаменатель 4) Первый член

    5) Среднее арифметическое

    6) Среднее геометрическое?


    Арифметическая

    и

    геометрическая

    прогрессии

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Прогрессии Арифметическая Геометрическая

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Слово прогрессия происходит от латинского “прогрессио”.

    Итак, прогрессио переводится как “движение вперед”.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Слово прогресс применяется в других областях наук, например, в истории для характеристики процесса развития общества в целом и отдельной личности. При наличии определенных условий любой процесс может протекать как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное направление называется регрессом, дословно - “движение назад”.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    ЛЕГЕНДА О СОЗДАТЕЛЕ ШАХМАТ

    Первый раз на управляющую кнопку, второй раз на мудреца

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Задача из ЕГЭ Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей?

    224 цветка

    224*10=2240 руб.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    http://uztest.ru

    Выполнить задания А6 и А1

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Зарядка для глаз

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    21-24 балла- оценка «5»

    17-20 баллов -оценка «4»

    12-16 баллов –оценка «3»

    0-11 баллов – оценка «2»

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Демокрит

    “ Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы”

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    100 000 р. за 1 копейку

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    100 000 за 1 копейку

    • Богач-миллионер возвратился из отлучки необычайно радостный: у него была в дороге счастливая встреча, сулившая большие выгоды.
    • «Бывают же такие удачи,- рассказывал он домашним.- Повстречался мне в пути незнакомец, из себя не видный. И такое к концу разговора предложил выгодное дельце, что у меня дух захватило.
    • Сделаем,- говорит,- с тобой такой уговор. Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по сотне тысяч рублей. Недаром, разумеется, но плата пустяшная. В первый день я должен по уговору заплатить - смешно вымолвить - всего только одну копейку.
    • Одну копейку? - переспрашиваю.
    • Одну копейку,- говорит.- За вторую сотню тысяч заплатишь 2 копейки.
    • Ну,- не терпится мне.- А дальше?
    • А дальше: за третью сотню тысяч 4 копейки, за четвертую 8, за пятую - 16. И так целый месяц, каждый день вдвое больше против предыдущего.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Получил за

    Отдал

    Получил за

    Отдал

    21-ю сотню

    22-ю сотню

    10 485 р.76 коп.

    20 971 р.52 коп.

    23-ю сотню

    20 971 р.52 коп.

    24-ю сотню

    41 943 р. 04 коп.

    25-ю сотню

    167 772 р. 16 коп.

    26-ю сотню

    335 544 р. 32 коп.

    27-ю сотню

    128 коп.=1р.28 к.

    671 088 р. 64 коп.

    10-ю сотню

    28-ю сотню

    1 342 177 р. 28 коп.

    29-ю сотню

    30-ю сотню

    2 684 354 р. 56 коп.

    5 368 709 р. 12 коп.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ


    Богач отдал: S 30

    Дано: b 1 =1; q=2; n=30.

    S 30 =?

    Решение

    S n =

    b 30 =1∙2 29 = 2 29

    S 30 =2∙2 29 – 1= 2 ∙5 368 709 р.12 коп.–1коп. =

    = 10 737 418 р. 23 коп.

    10 737 418 р. 23 коп. - 3 000 000 р. = 7 737 418 р. 23 коп. – получил незнакомец

    Ответ : 10 737 418 р. 23 коп.

    Устимкина Л.И. Большеберезниковская СОШ