Одна из самых эффективных методик обучения детей чтению. Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова Секреты обучения чтению дошкольников




Принято считать, что каждое новое поколение детей умнее своих родителей. И правда, современные малыши раньше начинают ходить и говорить, с года, а то и раньше посещают развивающие студии, где активно тренируют память, учатся общаться, читать, рисовать, считать. Молодым родителям приходится соответствовать своим детям, осваивая всё новые и новые методики обучения чтению и другие принципы раннего развития.

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет - личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками - это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Если вы основательно подготовились к чтению и по всем признакам малыш уже готов к новым знаниям и умениям, важно определиться с методикой обучения чтению дошкольника в домашних условиях.

Традиционная фонетическая методика

На сегодняшний день эта методика является наиболее распространённой, её применяют в школах и детских садах, по её же принципам учились читать несколько последних поколений. Методика основывается на обучении звукам (фонетике), которые затем в сознании ребёнка постепенно складываются в слоги, слова, предложения и целые тексты.

Эта методика популярна, так как благодаря своей последовательности и чёткости даёт стопроцентный результат. Согласно её принципам, научиться читать можно в несколько этапов.

Изучение букв и звуков

Если вы решили заниматься с малышом по традиционной методике, начинать необходимо с изучения букв. Важно запомнить их написание, научиться отличать друг от друга, и только потом переходить к чтению. Одной из самых важных рекомендаций является то, что, называя букву, произносить следует звук, который она обозначает. Делается это для того, чтобы ребёнок не запутался, и со временем ему не пришлось объяснять, почему «Эс О Ка» читается как «СОК».

Переход к чтению слогов

На этом этапе у детей чаще всего возникают определённые трудности. Чтобы помочь ребёнку осознать связь между отдельными звуками, слог преподносят как единое целое. Взрослый, проводящий занятие, чётко и правильно произносит слог, после чего ребёнок за ним повторяет. Для максимально быстрого преодоления этого этапа рекомендовано воспользоваться советами из методики Надежды Жуковой, о которой речь пойдёт позже.

Чтение слова, предложений и текста

При переходе к чтению целых слов важно, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного слова. Поэтому на этом этапе важно останавливаться на каждом слове, уточнять у малыша, всё ли ему понятно.

Когда ребёнок освоил чтение слов, можно переходить к последнему этапу традиционной методики обучения чтению детей дошкольного возраста - чтению текстов. На этом этапе родителям следует запастись терпением, так как дети, запросто читающие и понимающие отдельные слова, могут столкнуться с трудностями восприятия текста.

Проблемы с чтением текстов:

  • ребёнок может не понимать смысла предложения или абзаца, полностью сконцентрировав внимание на сложном слове;
  • иногда дети пытаются не прочитать слово, а угадать его смысл по аналогии со словами с похожим написанием;
  • некоторые детки заменяют буквы в словах, снова-таки основываясь на образах других конструкций.

Нельзя заставлять дошкольников читать, принуждать перечитывать один и тот же текст. Это может вызвать негативное отношение к чтению в целом и не принесёт желаемого результата. Также не стоит слишком рано ждать беглого чтения - дети 4−5 лет чаще всего к этому ещё не готовы.

Авторские методики

Разобравшись с основными этапами обучения читать, которые являются основополагающими в любой методике, можно выбрать один из многочисленных методов, предлагаемых отечественными и зарубежными педагогами, который подойдёт именно вашему ребёнку.

Кубики Николая Зайцева

Этот метод подойдёт тем родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать как можно раньше. Обучение по кубикам Зайцева происходит в форме весёлой игры: ребята могут свободно передвигаться по комнате, стоять или даже лежать.

Суть метода заключается в том, что на кубиках разного цвета и размера написаны склады - сочетания гласных и согласных букв, согласных и твёрдого либо мягкого знака, одиночные буквы. Дети, играя в кубики, создают из них различные комбинации, учатся составлять слова. Ещё одной особенностью этих кубиков является то, что внутрь каждого из них помещается предмет, способный издавать звуки: в кубиках с глухими звуками находятся деревянные палочки, если написана гласная буква - колокольчик и так далее. Таким образом, у ребёнка развивается не только умение читать, но и музыкальный слух, интеллект, чувство ритма.

Глен Доман, Павел Тюленев, Масару Ибуки

Всех этих педагогов связывает одно - они придерживаются той точки зрения, что, чем раньше начинать обучение ребёнка чтению, тем лучше.

По методике Глена Домана, малышу уже с 3−6 месяцев показывают карточки, на которых написаны слова целиком, без деления на звуки и слоги. Метод рассчитан на то, что ребёнок, регулярно наблюдающий одни и те же комбинации букв, запоминает их и со временем учится читать. Следует отметить, что этот метод работает, если начинать обучение именно с указанного возраста. Дети старше 1 года хоть и запоминают показываемые слова, в дальнейшем стараются не прочесть их, а угадать, что делает метод нерезультативным.

Масару Ибуки знаменит своим девизом: «После трёх лет уже поздно». Согласно его теории, до 3 лет - это именно тот возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям, ведь это время самого активного развития головного мозга.

Метод Надежды Жуковой

Имея за плечами многолетний опыт работы логопедом, Надежда Жукова разработала свою систему обучения, основанную на традиционной методике, и даже издала свой Букварь. В методике Жуковой упор сделан на чтении слогов, так как для ребёнка проще выделить в слове именно слог, а не звук.

Педагог предлагает учить не весь алфавит по порядку, а отдельные звуки: вначале гласные, затем согласные. Причём уже после знакомства с гласными можно сразу же складывать их в слоги (АО, УО, УА), и только потом переходить к согласным.

В Букваре Надежды Жуковой родители найдут подробные методические рекомендации по применению метода.

Ребус-метод Льва Штернберга

Особого внимания заслуживает сравнительно новая методика обучения чтению - ребус-метод Льва Штернберга. Этот подход к обучению действует следующим образом. Начинается процесс со словарной игры, в ходе которой малышу предлагается «обрубить» слова: взрослый говорит «корова», ребёнок должен сказать «ко…», «замок» - «за…» и т. д.

Когда навык освоен, слова учителя заменяются на карточки-подсказки, на которых при помощи рисунков изображены слова. Например, на карточке нарисованы дыня и рак. Ребёнок «обрубает» эти слова, у него получаются слоги «ды…» и «ра…», а если их сложить, получим новое слово «дыра». С каждым занятием картинки усложняются, растёт количество рисунков, малыш учится составлять более длинные слова.

Методика Марии Монтессори

Особенность этого метода заключается в том, что обучение чтению начинается не с изучения букв или звуков, а с их написания. В этом малышам помогают специальные таблицы: буквы, вырезанные из шершавой бумаги и наклеенные на картонные карточки. Повторяя за взрослым звук, ребёнок «рисует» его - обводит пальчиком букву на табличке. После этого ребята учатся складывать звуки в слоги, слова, предложения.

Методика Монтессори признана педагогами всего мира очень результативной . К сожалению, она предназначена для применения в учебных заведениях профессиональными педагогами, поскольку рассчитана на групповые занятия, да и дома будет довольно проблематично подготовить необходимый дидактический материал.

Обучение чтению по Ольге Соболевой

Основная цель метода Ольги Соболевой - привить детям любовь к чтению, свести к минимуму механическое заучивание слов без интереса и удовольствия. Построена эта система обучения на ассоциативном мышлении. Изучая новую букву, малыш не механически запоминает её, а связывает её с каким-то похожим образом или даже героем любимой сказки. Весь процесс выстроен в форме игры, информация подаётся для всех типов восприятия: визуально, аудиально и кинестетически, то есть дети на одном занятии слышат, видят и могут физически ощутить новую информацию.

Эта методика не подойдёт родителям, которые хотят, чтобы всё было чётко и поэтапно. Такой подходят оценят, скорее, творческие личности.

Кубики Чаплыгина

Эти деревянные кубики кардинально отличаются от картонных кубиков Зайцева. В набор входит 10 кубиков и 10 блоков, каждый из которых состоит из двух кубиков, вращающихся вокруг своей оси. На каждой стороне всех кубиков написаны буквы, из которых можно составлять слова. Ребёнок учится читать в игровой форме: держит кубики в руках, переворачивает их, вращает, складывает слова, произносит их, запоминает.

Современная педагогика насчитывает десятки различных методов обучения чтению в домашних условиях. По мнению Ольги Тепляковой, детям намного проще начинать обучение с привычных слов, которые «живут» вокруг них, чем с незнакомых букв и слогов. Популярностью пользуется в последнее время так называемый «Способ 66», обещающий, что малыш начнёт бегло читать через 66 дней.

Какую бы из существующих методик вы ни выбрали, помните, что ваш ребёнок индивидуален. Не стоит предъявлять к нему завышенные требования, учитывайте возраст и способности малыша, и результат не заставит себя долго ждать.

Все без исключения родители хотят, чтобы его ребенок был самым умным, самым красивым, самым лучшим. И в связи с этим стремятся помочь ему узнавать что-то новое, развиваться, совершенствоваться.

Способности человека поистине огромны, и большинство из них формируется в раннем детстве, именно поэтому сейчас наблюдается модная тенденция раннего обучения чтению.

Одни педагоги и психологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет намного легче усваивают информацию, чем 7-ми летние, другие же, напротив, не поддерживают старания родителей как можно быстрее начать обучение своих чад, считают это преждевременным и нарушающим естественное развитие ребенка.

Существует множество методик раннего обучения чтению, подходы абсолютно разные, но суть одна: как можно раньше вложить в ребенка максимум информации и научить читать.

Предлагаю рассмотреть самые популярные из них:

Методика Глена Домана.
Самая «ранняя». В комплект входят карточки с написанными красным цветом словами, их рекомендуется показывать ребенку с 6ти месяцев, начиная с пяти карточек и постепенно увеличивая количество. Когда ребенок освоит приличный набор слов - рекомендуется переходить к словосочетаниям, предложениям и даже целым книгам

Основной тезис этой методики: Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.

Методика Глена Домана обещает, что ребенок сможет читать целыми словами, без заучивания букв и слогов. Малыш научится читать со скоростью взрослого, причём даже раньше, чем скажет своё первое слово.

Минусы:

Слишком много инструкций, которых нужно неукоснительно придерживаться. Обучение необходимо начинать с самого раннего возраста, и быть последовательными, многие мамы отмечают, что начиная учить ребенка читать в возрасте 3х лет по методике Домана, результатов добиться практически нереально, так как ребенку на карточки смотреть уже не интересно. Малышу не предоставляется возможности активно участвовать в обучении, он просто смотрит и запоминает. И наконец, карточки для занятий нужно готовить самостоятельно, а у многих родителей просто нет на это времени.

Методика Монтессори

Обучение по системе Монтессори проходит в игровой форме, что, несомненно, нравится детям. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Вообще, основа способа Марии Монтессори - тактильнось, это касается и чтения. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, шероховатых буковок, доставляет малышам удовольствие и привлекает внимание. Перед тем как учить буквы, ребята обводят различные рамочки, заштриховывают рисунки, это развивает пространственное мышление, вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев, руки готовятся к письму. Наряду с письмом идет и чтение. Когда дети узнают несколько гласных и согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита. Ребенок, составляющий самостоятельно слова, уже начинает читать. От слов дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Минусы:

Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах немного странная. Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи, к примеру, ролевых игр, которые так любят детки там просто нет, фантазировать ребенка не учат.

Методика Зайцева

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склады, в отличие от слогов, - это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции: "ба-бу-ш-ка" вместо "ба-буш-ка".

В занятиях используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак - зеленым. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Процесс обучения по методике Зайцева рекомендуют проводить в игровой форме. Детей нужно не столько учить письму и чтению, сколько играть с ними в интересную игру, а полезный результат придет в процессе. Упражнения с кубиками Зайцева рассчитаны на детей трехлетнего возраста, однако даже самым маленьким можно предложить эти кубики как погремушки с разным звучанием.

Минусы:

Заготовки для кубиков Зайцева, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и время тоже. Кубики Зайцева конечно продаются в виде заготовок, но они картонные, а это значит недолговечные, особенно для маленьких исследователей, уж они то обязательно проверят, что там звенит внутри кубика, а вам придется покупать новый комплект.

Методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича

Это своего рода игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В набор входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Пропевая складовые песенки, родители сначала показывают ребенку склад сами, а потом указывают на него его пальчиком.

Обучая малыша чтению этим методом, нужно добиться, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки, они - своеобразный инструмент, с помощью которого он овладевает чтением. Ребенка можно приучить к определенному расположению складов песенками, рисунками, стихами, играми. Тогда, в случае необходимости, он сам будет находить нужный склад.

Минусы:

На мой взгляд, за отсутствием музыкального слуха у ребенка и родителя, методика может быть не эффективной.

Вальдорфская система

Совсем не ранняя система, но тоже достаточно интересная. Согласно Вальдорфской методике обучать детей чтению и письму можно не ранее того, как молочные зубы ребенка сменятся на коренные. До этого периода избегают любой маломальской нагрузки на память и логическое мышление. Устный подход используется на протяжении всего обучения. Особенно усилена устная традиция в детском саду и в первом классе. Чтению уделяется меньше внимания часто даже и во втором классе. В Вальдорфской школе дети учатся чтению, освоив письмо. То есть сначала они неосознанно копируют буквы, а потом пытаются прочитать написанное. Большинство детей овладевает чтением в третьем классе, хотя уже во втором многие дети успешно справляются с чтением.

Минусы:

Недостатками Вальдорфской педагогики я бы назвала некоторую отрешенность от мира сего. Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательниц рассказы об ангелах, феях, ведьмах и прочем.

Преподаватели много времени уделяют играм, и совсем мало обучению, идеализируют окружающий мир и представляют его волшебным и сказочным. Оценки, кстати, в таких школах тоже не ставят, а некоторым деткам необходимо указывать на их недочеты, а так же подчеркивать их достоинства, что и можно сделать посредством оценок.

Кубики Чаплыгина "Читаю легко"

Секрет методики - в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами - малышу очень легко их крутить и вертеть. Просто вращая кубики, ребёнок сам получает всё новые склады, а значит, и новые слова. Буквы не в случайном порядке находятся на сторонах кубиков - это результат тщательного подбора сочетаний. Из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трёх - уже целых 500.

Минусы:

В школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с разными подходами к чтению, ведь там его будут обучать к чтению по буквам. Этот минус, кстати, относится и к остальным системам обучения.

Методик раннего обучения чтению существует великое множество, мы рассмотрели только самые популярные. В описании можно увидеть ряд преимуществ того или иного способа, однако, не стоит забывать о недостатках, они есть в любой системе, хотя для кого то наоборот выступят достоинствами.

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, помните, что гораздо более важную роль в начале занятий играет мамин энтузиазм и позитивный настрой во время уроков. Только обучение, которое приносит радость, будет полезно и эффективно для малыша.

] В последнее время чаще и чаще ко мне и моим коллегам обращаются родители с жалобами, что их дети не могут научиться читать или никак не запомнят буквы. Конечно, я интересуюсь, сколько же лет «ученику». Как правило, оказывается 3-4-5 лет. На мой удивленный вопрос, зачем же его сейчас учить читать, мамы часто ссылаются на ребенка друзей, который в 2 года уже все буквы знал, или в 5 уже бегло читает. Реже говорят, что в детстве в 5 лет сами уже читали (видимо, родителей, научившихся читать только в школе, раннее обучение чтению тревожит меньше).
Давайте же сначала честно ответим себе на вопрос: «Почему я хочу, чтоб мой ребенок научился читать?» Сейчас мы не будем рассматривать вариант, когда малышу через полгода в школу. Ведь уже не новость, что к поступлению в 1 класс, чтоб успешно учиться, ребенок должен читать хотя бы по слогам. Впрочем, в скобках заметим, что бывают случаи, когда дети, научившиеся читать в школе «с нуля», догоняют и перегоняют своих более подготовленных одноклассников не только по скорости чтения, но и по успеваемости вообще.

Итак, с чем связано желание мам и пап как можно раньше научить свое чадо читать? рассмотрим несколько аргументов родителей.
-«многие в его возрасте уже читают» (как вариант: «я в его возрасте уже читал»)
- «от этого он станет умнее»
- «научится читать – будет сам себя развлекать «полезным» делом».

Если единственная причина начала ваших занятий по изучению азбуки то, что ребенок знакомых уже читает, успокойтесь и трезво оцените ситуацию. Как правило, это волнует тревожных родителей, которые боятся, что с их ребенком что-то не так или, что они недостаточно хорошие родители. Понаблюдайте внимательно за «юным дарованием» и своим малышом: разве ваше чадо хуже? Они и играют примерно в одни игры, и ссорятся из-за одного и того же
Они отличаются только тем, что один умеет читать, а другой нет. Но если вы вдруг найдете в своем малыше что-то такое, чего не умеет его читающий ровесник, то «пятерка» вам с плюсом. И успокойтесь.
Поговорите с воспитателями, спросите, как ваше чадо рисует, лепит. Внимательно ли слушает задание, смотрит, когда показывают образец. Любит ли слушать, когда читают книги. Если воспитатель скажет, что с этим все в порядке, понизьте голос и скажите: «Я понимаю, что сравнивать детей между собой не педагогично, но все-таки: в общих чертах как наш смотрится на фоне остальных?» Если и тут вы получите утешительные данные, забудьте про буквы на ближайшие месяцы.
Если же воспитатель или вы сами в процессе «сравнительного анализа» увидите, что у вашего малыша есть проблемы с рисованием, лепкой, выдержкой, плачет он чаще остальных, не умеет договариваться, то вряд ли умение читать поможет ему справиться с этими трудностями. В этом случае лучше заняться именно лепкой и рисованием. На прогулках не стоять в стороне с журналом, а внимательно наблюдать, как ваш малыш играет с другими ребятками, вовремя вмешиваться, объясняя ему поступки других детей, предлагая поменяться, уступить, договориться. Если дети будут рады вашей компании, то и результаты обязательно появятся, потому что это значит, вы все делаете тактично, не задевая детских чувств ни своего чада, ни его друзей. И так в песочнице нужно будет провести не одну прогулку. Приглашайте детей в гости, и там тоже играйте вместе с ними. Труднее ли это, чем научить читать? Я думаю, что труднее. Но тогда вы дадите своему ребенку то, что ему действительно пригодится в жизни. А это такие умения, которым чем позже, тем научить труднее. И уж конечно, в школе учительница его этому не научит.
Если мне удалось вас убедить, что в 3-4-5 лет вашему потомку не обязательно уметь читать, но назойливые знакомые по-прежнему время от времени задевают ваши родительские чувства, напоминая, что их-то ребенок уже умеет читать, спросите их: «И много он читает?» Скорее всего, это не книги, а вывески на магазинах и надписи на упаковках. Ваш ребенок пока поживет без этого.

Теперь второй мотив родителей: обучение чтению сделает нашего ребенка умнее. Другими словами, раз освоил такой сложный процесс, то умный. О том, что ребенок тут же возьмется за энциклопедии или станет поглощать домашнюю библиотеку, речи не идет. Как правило, в 9 случаях из 10 этого не происходит.
Готовность мозга воспринять такой сложный процесс как чтение у каждого ребенка появляется в строго отведенное ему природой время. И уж, конечно, малыш с этим не рождается. Кроме того, эта способность не имеет ничего общего с понятием «ума» или «интеллекта». Другими словами, ребенок может быть очень развитым, знать много стихов, с удовольствием слушать книги и многое из них помнить, но быть неготовым к обучению чтению. И наоборот. Все, кто когда-нибудь учил детей читать, согласятся, что есть дети, которые схватывают все налету, а есть, которые «застревают» на каком-то этапе (например, слияния звуков в слог, или очень долго читают по слогам). Это значит, их мозг еще не готов воспринять этот механизм.
Нейропсихологи говорят, что если рано начать учить читать, это может привести к межполушарному разбаллансу, а это, в свою очередь – к задержке психического развития. Потому что если задача, предлагаемая ребенку опережает его физиологические возможности к этому моменту, происходит энергетическое обкрадывание. Это не дает формироваться тем процессам, которые должны развиваться в данный момент. И получается, что толком не формируется ни то, что ребенок мог бы с легкостью приобрести, ни то, на что потрачено столько сил и времени. А «пробелы» в развитии физиологии чреваты и отсроченными проблемами, в том числе и школьными.
Кроме того, чтоб воспринимать двухмерные буквы на плоском листе книги, необходимо, чтоб хрусталик глаза достиг достаточной гибкости. Ведь маленьким детям свойственно «трехмерное» зрение, так как они много двигаются, лазают, качаются. Мир для них трехмерный. К семи годам у детей удлиняются глазные мышцы, хрусталик лучше фокусирует образ на центральной ямке сетчатки, т.е. глаз «дозрел» до ямочного фокуса, необходимого для чтения.
Кстати, если человек, даже взрослый, находится в состоянии хронического стресса, его зрение становится периферическим и поле зрительного восприятия сильно увеличивается (т.е. он хорошо видит то, что находится справа и слева от него – реакция организма, ожидающего нападения). В таком положении глазам очень сложно двигаться согласованно и следить за текстом. Попробуйте что-нибудь прочитать после того, как попали в травмирующую ситуацию.
Какое отношение это имеет к нашим малышам, обучающимся читать против воли и против их природы? Представьте себе, что вашему чаду и так трудно соединять буквы в слоги, а тут вы начинаете выходить из себя – ребенок сжимается, ему страшно, что сейчас крикнут, что его не любят, а может, и подзатыльник получит – куда уж более травмирующая ситуация! Тут и физиология уже начинает мешать: глаза двигаются не плавно, делают «скачки», могут даже заболеть. Вот и получается, что родители, имея благие намерения, сами сеют семена будущих школьных проблем. Ведь первый опыт встречи с «занятиями», с книжкой благодаря ассоциативной памяти может придать горький привкус всей учебе в будущем.
Специально для этой статьи я поговорила с учителями начальных классов. Меня интересовал вопрос: есть ли прямая зависимость между умением читать будущего первоклассника и его дальнейшими успехами в школе. Все ответы можно свести к следующему: одно умение читать не гарантирует успешной учебы. Хорошо учатся дети, которые читают быстро. Но быстро они читают не потому, что их научили на 2-3 года раньше остальных, и, конечно, не потому, что читали из-под палки каждый день, а потому что читать им нравится, и они читают много. Так что если вы попытались заинтересовать вашего 4-летку, но он остался равнодушен, не форсируйте события, подождите месяц. Потом попробуйте снова. Очень важно, как вы заинтересовываете будущего читателя, ведь есть очень много способов кроме традиционного букваря. Но об этом – в нашей следующей статье.
Некоторые родители жалуются, что их 4-летка не может запомнить буквы. Почему? Дело в том, что буква для ребенка моложе 6-7 лет выступает не как знак, символ, а как рисунок: М – это мама, А – Анина буква… Поэтому при раннем обучению чтению рекомендуется работать с целыми словами, т.е. создавать у ребенка образы слов. Об этом пишут и Глен Доман в своей книге «Как научить ребенка читать», и Николай Зайцев, автор известных звенящих кубиков.
Подведем итог. Если ребенок «дозрел» для того, чтоб освоить непростой процесс чтения, то вы затратите на это не много времени, сил и нервов. Если же он не готов, вы и для вас, и главное – для вашего «ученика» этот процесс будет очень уж энергозатратным и не без «побочных эффектов».
Кто-то скажет: «Но почему же есть дети, которые без труда научились читать раньше своих сверстников?» Потому что не у всех детей и взрослых совпадают паспортный и биологический возраста. Это не плохо и не хорошо. Ведь и на одном кусте помидор одни плоды созревают раньше, другие – позже. Но никому не придет в голову срывать зеленые, если есть возможность дозреть им на кусте.

И последнее: если вы и научите своего ребенка читать в 4-5 лет, станет ли он самостоятельно этим заниматься? Даже очень прогрессивный Г.Доман категорически заявляет: для маленьких детей при обучении чтению размер букв должен быть 7,5 см в высоту, а в первой рукописной книге – 2,5 см. Это связано с физиологией. Многие ли наши издательства выпускают книги с таким большим шрифтом? Есть, конечно, родители-энтузиасты, которые сами делают книжки своим детям: вырезают картинки, а текст переписывают сами или набирают на компьютере.
А вот что говорит известный детский психолог Т. Шишова: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно… КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ЕМУ ВСЛУХ». Объясняется это тем, что становление ребенка как читателя идет гораздо медленнее. Что может осилить только начавший читать пятилетка? «Колобок»? « Репку»? и не за один прием. А ведь в этом возрасте интересно послушать «Снежную королеву», Сказки Пушкина... Родители выразительно читают (ведь и этому надо учить), ребенок представляет все «в лицах» и деталях (развивается необходимое в этом возрасте воображение), взрослые могут тут же пояснить непонятные слова, ответить на детские вопросы… Вот тогда чтение становится не только приятным времяпрепровождением, но и сближает родителей с детьми, а не становится яблоком раздора.

Ну что ж, кое-что сказано. Выбор за вами, уважаемые мамы и папы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Полезно ли раннее обучению чтению»

О психологической готовности ребенка к обучению в школе

Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе своеобразный бум раннего обучения чтению. Для родителей ребенок, нередко, становится элементом некоего престижа, соревнования. Хочется выделиться за счет необычной успешности своего ребенка. Это толкает родителей к тому, чтобы все раньше и раньше пытаться научить своих детей читать. Появляется реальная возможность заработать на этом деньги. Кроме того, престиж детского сада, который использует программы раннего обучения выше, чем тех учреждений, которые этого не делают.

Данное увлечение опирается и на рекомендации некоторых специалистов. Особым вниманием сегодня пользуется целый ряд переводных книг, например, книги Глена Домана и Сесиль Лупан, которые советуют, как обучать малышей буквально с колыбели. Все это оказывается питательной средой для повального увлечения ранним обучением чтению. Но в это же самое время мы часто слышим от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать, у них нет интереса к чтению. Возникает некий парадокс: начали учить читать рано, но в то же время интерес к чтению куда-то исчез.

Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения, компьютерных игр, но я думаю, что проблема здесь значительно глубже. Оно заключается в психологической готовности ребенка к обучению этому совершенно новому для него навыку. Детство – это не подготовка к будущей зрелости. Каждый период детства, имея свое качество, своеобразие, как бы вкладывает в копилку развития ребенка что-то уникальное именно для определенного возраста.

Сегодня начинают обучать чтению в четыре, три, и даже в два года. Вспомним данные возрастной психологии. В частности, то, что ребенок до четырех – пяти лет мыслит преимущественно образами, что правое полушарие доминирует над левым, что ребенок преимущественно синкретически воспринимает мир, а не аналитически. И если соотнесем это с тем, на какую психологическую базу опирается навык чтения, процесс самостоятельного чтения, то оказывается, что они и не очень - то стыкуются между собой.

Характер построения, стилистика устного, разговорного и письменного, печатного текстов различны. И когда ребенок пытается читать самостоятельно, он сталкивается не только с техническими проблемами перехода от одной символической системы к другой, а с проблемой понимания совершенно нового для него рода текстов – текстов письменной речи. Как дети учатся сами и как их обычно учат – от буквы к слиянию, затем к целому слову и фразе, т.е. от части к целому, от анализа к синтезу. Это довольно сложный для определенного возраста процесс. А, кроме того, вообще восприятие смысла посредством этой новой символической системы для ребенка до четырех-пяти лет не близкий, не родной для него процесс.

Обучение или игра?

Когда мы начинаем ребенка чему-то учить, это всегда происходит за счет чего-то другого. Если мы увлекаемся обучением чтению: сначала – кубики с буквами, затем запоминание алфавита, потом чтение – значит, мы вытесняем из жизни ребенка игру. Из благих вроде бы побуждений в жизни ребенка вытесняется многое, в чем он остро нуждается именно в этом возрасте и, к сожалению, не так уж много добавляет ему.

Всем известно из психологии, что есть сенситивные периоды развития, когда наиболее оптимально, эффективно усваиваются определенные навыки. И можно, конечно, если очень постараться, приложив огромное количество сил научить чему-то намного раньше, но отдача от этого впоследствии, в общем-то, никакая. Выигрыша ни в качестве, ни во времени не получается.

Созревание предпосылок

Готовность – это еще и созревание психологических предпосылок. И не только психологических, но и языковых. В частности, надо иметь в виду, что ребенок до определенного возраста даже устную речь понимает сугубо ситуативно, фрагментарно, опираясь на неречевой контекст. Речь литературная, письменные тексты – исключительно контекстные формы речи, не предполагающие опоры на ситуацию. Понимание таких текстов дается ребенку еще сложнее.

В практике работы я сталкивалась с детьми, которые не любят, когда им читают вслух. И это первый признак того, что у ребенка не все благополучно с развитием языковой системы. Ведь даже воспринимая печатный или письменный текст в озвученном виде, он не понимает полностью того, что там говорится. И это происходит даже не потому, что ребенок слышит новые слова, а потому, что эти синтаксически, грамматически сложные конструкции не перерабатываются ребенком так, чтобы он понял их смысл.

И если вновь говорить о возрасте, то у детей 4,5-5 лет способность воспринимать и понимать речь становится не так жестко привязанной к ситуации, как у детей 3, 4 лет, а речевые и письменные тексты в этом возрасте дети понимают намного легче.

Сначала картинки, затем книжки

Второе, что должно у ребенка появиться, это способность оперировать графическими символами, начиная с пиктограмм и картинок.

До определенного возраста малыши воспринимают картинку как живое явление. А по существу это более простой символ, чем буквы. Кроме того, есть как бы другие формы символообразования и символоисмользования – символическая игра, феномен игрового замещения в сюжетно-ролевой игре. Предметы-заместители появляются у детей 3 – 3,5 лет, а символическая игра несколько раньше.

Наконец, есть еще чисто технические операционные психологические механизмы, без которых сам навык чтения в той технике как это делается обычно усвоить достаточно сложно. Как читают дети на начальном этапе освоения этого навыка? Буква, еще буква, еще, еще, … прочитав все буквы до конца, они синтезируют их в нечто целостное – в слово. Прежде чем синтезировать целое слово, ребенок должен удержать в памяти этот ряд букв.

Все дети разные

Дети развиваются по-разному, с разной скоростью. Есть определенный процент детей, развивающихся с опережением возрастных показателей, со средним темпом и с некоторым запаздыванием. Например, к 6-ти годам от 5 до 10% детей имеют явную неготовность к обучению грамоте. По тем предпосылкам, которые я перечислила выше, эти дети проявляют признаки незрелости. Если начать работу раньше, примерно лет в 5, число незрелых детей будет еще больше в силу индивидуальных темпов развития. Где-то около 25%. Иначе говоря, чем младше дети, тем больше среди них будет незрелых детей. И если огульно пытаться их обучать, то детям наносится непоправимый вред.

Чтение с удовольствием

Удовольствие от чтения не появляется, потому что у ребенка нет готовности к чтению. При обучении возникает масса технических трудностей, преодолеть которые ребенок не всегда способен. Но любимая мама или воспитательница предлагает почитать, позаниматься, как тут не пойти навстречу. Малыш старается угодить взрослому. Маме очень хочется, и ребенок пойдет ей навстречу, даже если ему это трудно, даже «через не хочу». Но потом, когда настанет его время, ребенок, уже намучавшись с тем, что ему вовсе не было мило, что уже набило оскомину, не проявит интереса к чтению. Мы успеваем отравить плод еще до того, как ребенок вкусил его сладость.


Оптимальным периодом для знакомства с буквами и обучения чтению по слогам считается возраст от 5 до . Если ребенок усваивает без особых проблем, то второй шаг - складывание букв в слоги - чаще всего является весьма затруднительным. Он требует усидчивости, внимания и помощи родителей. Как научить ребенка читать по слогам, какие методики можно использовать в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно.

Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Букварь Жуковой

В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.

Акцентируйте внимание на следующих моментах:

  • Ребенок должен помогать себе пальчиками.

В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.

  • Обращайте внимание на артикуляцию.

Первый звук протяжный, второй - короткий.

  • Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.

Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.

  • В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.

Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?

Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.

Видео обучение ребенка читать по слогам

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г - ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Чтение по складам

Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:

  • Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.

Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.

  • Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
  • Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).

Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.

После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.