Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в республике узбекистан. Предприятие (организация) в рыночной экономике: принципы функционирования и основные тенденции развития По созданию новых рабочих мест




Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе , посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос .

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова . Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов . «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института макроэкономических исследований
при Министерстве экономического развития и торговли РФ

Численность экономически активного населения в России в ближайшие годы возрастет, а количество рабочих мест сократится
Одним из инструментов регулирующего воздействия государства
на решение проблем воспроизводства основных фондов и занятости могут стать федеральные и региональные программы развития системы рабочих мест
Подготовка таких программ требует разработки механизмов согласования социальных и экономических критериев

Одним из острых вопросов, который России придется решать в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная безработица снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.

Масштабность проблемы
воспроизводства основных фондов

Важность данной проблемы определяется рядом факторов. Во-первых , в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличится, по нашим оценкам, более чем на 4 млн человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых , в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60 – 70% и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти – семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует, по нашей оценке, не менее 50 млрд долл. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.

Воссоздание системы действующих рабочих мест актуально прежде всего для крупного и среднего бизнеса в традиционных отраслях и производствах, где сосредоточена подавляющая их часть, требующая реконструкции. В условиях начавшегося в последние два года роста инвестиционной активности существуют предпосылки того, что данную проблему крупный и средний бизнес может решить сам.

Что касается создания дополнительных рабочих мест, то, учитывая длительную тенденцию сокращения занятости на крупных и средних предприятиях, решение этой задачи ложится в основном на малый бизнес, но и тут существуют серьезные проблемы. В течение последних лет он переживает кризис. Занятость здесь (около 900 тыс. человек), а также доля малого предпринимательства в ВВП (менее 10%) стабилизировались на уровне, достигнутом около пяти лет назад, что совершенно не соответствует ни стоящим перед страной задачам, ни мировой практике развития данной сферы. Сложилась и реально не меняется нерациональная отраслевая структура малого предпринимательства. Индустриальная (прежде всего промышленная) и научно-инновационная составляющие занимают в нем незначительное место при преобладании торговли, общественного питания, посредническо-сбытовой деятельности.

В целом уровень и динамика развития малого предпринимательства не дают оснований рассчитывать на его помощь в решении вопросов занятости. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса на базе четко очерченных отраслевых приоритетов с позиций именно этих задач представляется чрезвычайно важной .

Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст , то и его решение представляется крайне сложным. Чтобы сохранить к 2005 г. общую безработицу на теперешнем уровне (около 9%), необходимо обеспечить не только темпы прироста ВВП не ниже 4-5% в год, но (что самое важное) и темпы прироста инвестиций на уровне 7-10%. Поскольку рассчитывать на столь оптимистичный сценарий сложно, задача состоит в нахождении такого уровня занятости, который, с одной стороны, был бы социально приемлемым, а с другой – реально достижимым.

Возможные пути решения проблемы создания дополнительных рабочих мест

Прежде чем приступить к изложению предлагаемых нами методов решения поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть большее относительное значение в этом плане роста инвестиционной активности по сравнению с ростом производства. Наши исследования показали, что эластичность прироста занятости по приросту капиталовложений на 30% выше, чем эластичность прироста занятости по приросту ВВП. Это, в принципе, понятно, так как прирост производства в первую очередь сказывается на повышении производительности труда и сокращении скрытой безработицы, тогда как прирост инвестиций – на увеличении числа рабочих мест и соответственно занятости. В свою очередь прирост занятости отражается на уровне совокупных доходов населения: по нашим данным, прирост занятости на один процентный пункт дает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на три процентных пункта.

Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест .

n Исходный пункт при разработке таких программ – определение понятия социально приемлемого уровня занятости в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее число рабочих мест, которое необходимо создать, так и их профессиональная и отраслевая структуры.

Под социально приемлемым мы понимаем уровень занятости (безработицы), при котором степень социальной напряженности составит величину, равную или меньшую порогового значения, установленного для региона на данный период.

Наиболее простым с точки зрения методики расчетов было бы задание предельно допустимой нормы регистрируемой безработицы. Однако недостатки такого подхода очевидны, так как этот показатель, особенно в настоящее время, не отражает ни остроты реальной ситуации на рынке труда, ни тем более уровня жизни населения страны или региона.

Нами предложен интегральный критерий оценки степени социальной напряженности в регионе, который можно применять при разработке региональных программ содействия занятости и создания рабочих мест. Оценка осуществляется путем формирования единого числового показателя на базе ряда индикаторов, дающих представление о состоянии занятости и уровня жизни.

В числе показателей, характеризующих занятость , учитываются норма общей безработицы; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля лиц, работающих в режиме неполной занятости; уровень скрытой занятости. К показателям, характеризующим уровень жизни , относятся удельный вес граждан с доходами ниже прожиточного минимума; доля прожиточного минимума в среднедушевом доходе; степень дифференциации доходов населения.

Умножая вектор параметров занятости и уровня жизни в регионе на вектор нормирующих коэффициентов, получаем показатель степени социальной напряженности 1 .

При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только необходимость снижения степени социальной напряженности, но и возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные затраты на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой. Для этого нами разработана соответствующая методика, учитывающая в том числе специфику малого бизнеса.

Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятиях предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей: 1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности; 2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту; 3) оборотных средств, необходимых для нормального функционирования рабочего места.

Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий и капитальный ремонт и выплат заработной платы работникам.

Что касается малого бизнеса , то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или лизинговыми платежами.

n Следующий шаг – разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест , которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.

При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.

n Предлагаемая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявлять наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций. Предположим, что для такой программы определен некоторый фиксированный объем капиталовложений. Зная стоимость ввода нового рабочего места и коэффициенты сопряженности, легко рассчитать число прямых рабочих мест, которые возникнут в этой отрасли, и сопряженных рабочих мест, создаваемых или сохраняемых в других отраслях без инвестиционных затрат. Таким образом, можно ранжировать отрасли по числу рабочих мест на единицу инвестиционных затрат.

Методика согласования социальных
и экономических критериев

Изложенная выше методическая база позволила подойти к оценке не только экономической, но и социальной эффективности инвестиционных программ и установить отраслевые направления наиболее рационального вложения ресурсов. Определение отраслевых приоритетов для создания прямых и сопряженных рабочих мест в значительной степени должно базироваться или, по крайней мере, комплексно учитывать приоритеты государственной структурной и промышленной политики. Однако промышленная политика все еще находится в стадии формирования, хотя очевидно, что любая будущая экономическая стратегия будет опираться прежде всего на промышленный потенциал страны.

При сравнении различных вариантов инвестиционных проектов или проектов поддержки развития рабочих мест различных отраслей промышленности в основу может быть положен принцип сочетания социальной значимости и инвестиционной привлекательности отрасли , отражающий, с одной стороны, важность развития здесь рабочих мест с позиций решения социальных проблем в стране или регионе, а с другой, реальную заинтересованность инвесторов с позиций эффективности вложений.

Чтобы совместить эти часто противоречащие друг другу подходы, мы предложили построить единый показатель приоритетности отрасли , в числителе которого находится показатель ее социальной значимости , а в знаменателе – инвестиционной привлекательности .

Чем выше показатель социальной значимости отрасли, тем больше средств следует вложить в нее в рамках инвестиционных программ или программ поддержки малого предпринимательства. Однако если эта отрасль имеет высокий показатель инвестиционной привлекательности, логично предположить, что средства будут вкладываться туда в силу экономической выгоды для инвесторов. В таком случае нет необходимости развивать здесь систему рабочих мест за счет ограниченных фондов государственной поддержки.

Каждый из вышеназванных показателей численно определяется как сумма произведений соответствующего технико-экономического параметра, характеризующего отрасль, на “вес” этого параметра. В качестве важнейшего параметра показателя социальной значимости отрасли выбран показатель относительных затрат на создание одного рабочего места с учетом коэффициента сопряженности . Для краткости назовем его индексом стоимости рабочего места. Для его расчета в конкретной отрасли необходимо определить стоимость ввода рабочего места во всех отраслях, выбрать максимальную величину и разделить ее на стоимость ввода рабочего места в данной отрасли. Полученный таким образом индекс с экономической точки зрения означает, во сколько раз больше рабочих мест можно создать в данной отрасли при фиксированном объеме инвестиций, чем в отрасли с максимальной стоимостью ввода рабочего места.

Однако если дешевые рабочие места не будут заполнены или принесут работнику низкий доход, то их создание нередко нецелесообразно даже с социальной точки зрения. Поэтому вторым по важности показателем, характеризующим рабочее место с социальных позиций, является индекс заработной платы – отношение средней заработной платы в отрасли к прожиточному минимуму по стране (региону). Чем выше этот индекс, тем выше социальная значимость отрасли.

Таблица 1

Расчетные показатели социальной значимости ряда отраслей промышленности*
Показатель Вес показателя Машино- строение Электро- энергетика Легкая промышленность
Индекс стоимости рабочего места 1 11,2 2,4 30
Индекс заработной платы 5 1,04 2,37 0,6
Индекс напряженности на рынке труда 1 0,21 0,01 0,09
Индекс санитарных норм 0,05 0,81 0,69 0,84
Индекс условий труда 0,05 0,67 0,56 0,73
Индекс социальной значимости отрасли 44,8 21,5 50,4

*Использованы данные за 1998 г.

При разработке программ содействия занятости на федеральном и особенно региональном уровнях выбор отраслевых приоритетов должен учитывать ситуацию на рынке труда, в частности профессионально-квалификационный состав незанятого населения. В общем виде показатель, отражающий этот социальный аспект, назван индексом напряженности на отраслевом (профессиональном) рынке труда . Он определяется как отношение незанятых в конкретной профессиональной (отраслевой) группе работников к их общей численности. Чем выше данный индекс (т.е. чем больше напряженность на данном профессиональном рынке труда), тем выше социальная значимость отрасли.

Среди других параметров, отражающих социальные аспекты создания рабочих мест в конкретной отрасли, учитываются уровень соблюдения санитарных норм и показатель условий труда. В табл. 1 приведены расчетные показатели социальной значимости для трех наиболее репрезентативных отраслей промышленности, полученные на основе изложенной методики.

Индекс социальной значимости каждой отрасли определялся как сумма произведений ее социальных параметров на их вес. Вес каждого индекса (по существу, нормирующий коэффициент приведения всех социальных коэффициентов к одной размерности) устанавливался экспертным путем.

Однако как бы ни были важны социальные показатели, характеризующие систему рабочих мест в конкретной отрасли, необходимо учитывать экономическую эффективность создания здесь рабочих мест, индикатором которой может служить показатель инвестиционной привлекательности отрасли .

Наша методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей построена применительно к малому предпринимательству, поскольку, как уже отмечалось, дополнительный ввод рабочих мест будет осуществляться именно в этой сфере. Она базируется как на показателях официальной статистики, публикуемых в сборниках Госкомстата РФ “Социально-экономическое положение России”, так и на экспертных оценках.

Таблица 2

Показатели инвестиционной привлекательности отраслей для малого предпринимательства
Показатель Вес показателя Машино- строение Электро- энергетика Легкая промышленность
Индекс предпринимательской уверенности 1,0 0 -5,0 6,0
Индекс инвестиционной привлекательности, рассчитываемый Госкомстатом РФ 0,5 20,9 40,5 6,1
Рентабельность активов 1,0 -1,0 2,5 -1,9
Рентабельность реализации 1,0 10,0 12,0 0,9
Доля инновационной продукции 0,1 22,6 0,6 21,0
Экспортоспособность 0,1 29,1 0,6 25,6
Уровень конкуренции -1,0 0,32 0,001 1,7
Доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли 0,1 37,7 0 13,5
Показатель инвестиционной привлекательности по нашей методике - 28,0 29,85 12,4
Показатель приоритетности отрасли - 1,6 0,72 4

К числу официальных показателей, которые мы предлагаем использовать, относятся индекс предпринимательской уверенности в определенной отрасли (бальная оценка по обследованию 1200 промышленных предприятий); рентабельность активов; рентабельность реализованной продукции; удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства; доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли; показатель инвестиционной привлекательности отраслей, рассчитываемый Госкомстатом РФ.

Показатели, которые можно получить с помощью экспертных оценок на базе официальной статистики, включают экспортоспособность (доля продукции отрасли, идущая на экспорт, выраженная в процентах) и степень конкуренции со стороны импорта (отношение объема импортной продукции к объему внутреннего производства, выраженное в разах).

В табл. 2 приведены расчетные показатели инвестиционной привлекательности для малого предпринимательства отраслей, по которым ранее были определены показатели социальной значимости, при этом вес показателей устанавливался экспертным путем.

Как видно из приведенных таблиц, наибольший индекс социальной значимости среди выбранных отраслей имеет легкая промышленность, у нее же и наименьший индекс инвестиционной привлекательности. Из этого следует, что в программах государственной поддержки малого предпринимательства и программах содействия занятости приоритет нужно отдавать данной отрасли, далее идет машиностроение, а электроэнергетика вообще не попадает в разряд приоритетных.

Предложенные автором методический инструментарий анализа и прогноза движения рабочих мест с учетом стоимости их создания и поддержания и коэффициентов сопряженности, а также механизм согласования социальных и экономических критериев использовались при разработке Программы создания и поддержания рабочих мест в Российской Федерации на 2000-2003 гг., которая утверждена Министерством труда и социального развития.

Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе , посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос .

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова . Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов . «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

Создание рабочих мест

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения Кузнецов О.В. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1999. 180 с. РГБ ОД, 61:99-8/1367-9. URL: http://www.lib.uaru.net/diss/cont/78124.html (дата обращения: 07.11.2013)..

Создавая новые рабочие места предприятия, снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом, закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром Хамраев А.А. Малое предпринимательство как предпосылка создания новых рабочих мест. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-79330.html (дата обращения: 10.01.2013)..

Чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие субъектов предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников, увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете, как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах» Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября..

Существующая налоговая система не способствует развитию бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности предпринимательства.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени.

Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Так, дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места Литвинова А. Вновь образующиеся предприятия на Дальнем Востоке могут освободить от всех налогов. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/30/focus/562949984618232 (дата обращения: 15.01.2013)..

Налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно слабо По этой проблеме см.: Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России: Сборник ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения В.С. Мартемьянова. М.: Издательство «Юрист», 2012. С. 64 - 69. и имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России, по состоянию на 1 января 2012 г. разница между самыми «продвинутыми» и «отсталыми» регионами России была практически 5-кратной.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с..

Вывод. Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам будут способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом - экономическому развитию Российской Федерации.

Любопытная цифра: краудфандинговый сайт Kickstarter за семь лет существования помог создать около 300 тысяч рабочих мест. Народное финансирование становится все более популярным. Если людям нравится проект (допустим, производство необычных кружек, выпуск музыкального альбома и прочее), они перечисляют определенную сумму для его реализации. Так за счет только одного сервиса удалось создать около 9 тысяч полноценных новых компаний. В глобальном масштабе - капля в море. Однако пример наводит на размышления. Мир меняется. Теперь им правят новые технологии.


В одном из просторных помещений бизнес-инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” собралось несколько десятков человек. У этого госпредприятия сложная и важная задача - помочь молодым людям открыть свой бизнес и не прогореть в первый же месяц. В день моего визита парни и девушки пришли сюда на занятия бизнес-школы - проекта, разработанного унитарным предприятием “Кока-Кола Бевриджиз Беларусь” и бизнес-инкубатором. У будущих бизнесменов есть возможность получить консультацию специалистов, посоветоваться с уже состоявшимися предпринимателями, найти будущих партнеров. Лет тридцать назад о таком можно было лишь мечтать. Сейчас - обычное дело.

Практически у каждого из пришедших есть идея по созданию своего бизнеса. 29-летняя Екатерина уже имеет предпринимательский опыт. Сюда пришла с новой задумкой:

Это проект, который позволит молодым людям одновременно получать образование и путешествовать по всему миру. Сейчас моя цель - узнать мнение опытных коллег и найти единомышленников.

Вполне вероятно, что в будущем многие из пришедших смогут начать свое дело в бизнес-инкубаторе. Сегодня здесь обосновалось более 150 компаний. Больше всего в сфере услуг - туризм, строительство, транспортная логистика, рассказывает генеральный директор предприятия Рима Епур:

Около 20% - инновационные проекты в производстве и ИТ. В средний бизнес перерастает около 35% компаний. Некоторые остаются в сегменте малого бизнеса - но это неплохо, ведь молодые люди смогли обеспечить рабочим местом себя и, допустим, друга. У нас очень высокие показатели выживаемости бизнеса: в среднем в мире трехлетний рубеж переступает только 10% компаний, в нашем инкубаторе - около 90%. В Беларуси можно и нужно создавать бизнес. Думаю, в секторе малого и среднего предпринимательства мы вскоре увидим настоящий прорыв - для этого есть все возможности: у нас имеются свободные ниши, а главное, появляется обученная молодежь с креативными идеями, которая может их заполнить.

Задачу по созданию новых рабочих мест у нас с давних пор несет на своих плечах государство. Однако должно ли так быть? Из года в год мы перескакиваем по несколько ступеней в рейтинге “Ведение бизнеса” - согласно докладу 2017 года заняли 37-е место. Сокращается количество проверок для предпринимателей, снижается административная нагрузка. Бери и делай. Другой вопрос: где найти финансирование? Как раз денежный вопрос в свое время решался преимущественно за счет государства. Однако в нынешних экономических условиях лишних денег в казне нет. Где искать новые источники инвестиций? Вариант, который сразу приходит на ум, - привлекать зарубежный капитал. Впрочем, рубить сплеча не стоит, уверен эксперт Либерального клуба Антон Болточко:

Сейчас государству следует переориентироваться - создавать не сами рабочие места, а условия для их возникновения. Созданием рабочих мест должны заниматься предприниматели. Это касается финансирования - прежде чем обращаться к иностранному капиталу, следует обратить внимание, что и наши предприятия частной формы собственности готовы инвестировать. Но для этого необходимо решить две ключевые проблемы. Первая - обеспечение макроэкономической стабильности. Это фактически уровень инфляции и уровень стабильности национальной валюты. Сейчас дела обстоят неплохо. За по-следние два месяца инфляция в годовом выражении сложилась на уровне ниже 10% (в феврале в годовом выражении - 7%. - Прим. авт.). В то же время для мирового сообщества это по-прежнему много, оптимальный уровень - 2-3%.

Вторая - совершенствование нормативно-правовой среды. Здесь самое важное - доверие к национальному законодательству. Порой на местах оно интерпретируется по-разному. Кроме того, у нас нормативно-правовая база очень быстро меняется. Пример - налоговое законодательство. Многие отмечают, что с налогами, которые сегодня есть у нас, можно работать. Но каждый год в Налоговый кодекс вносятся поправки, которые порой кардинально меняют работу предприятий.

В мире наблюдается процесс смены техноукладов. Это затрагивает практически все отрасли экономики. На продвинутой молочной ферме теперь нужна не доярка, а программист. Чего ждать в будущем и как к этому подготовиться?

В международной практике это называют “четвертой промышленной революцией”, в основе которой - интернет-технологии. Безусловно, это влияет на развитие экономики, в том числе и на рынок труда. Есть ряд исследований, в которых описано, что некоторые профессии либо исчезнут с рынка под давлением новых технологий, либо станут менее значимыми и соответственно менее оплачиваемыми. Смена техноукладов должна быть стимулом к созданию высокодоходных рабочих мест. Согласно различным рейтингам наш человеческий капитал находится на высоком уровне - это нужно использовать. Необходимо раскрывать потенциал наших людей. В том числе создавать систему образования, которая будет отвечать современным реалиям.

Система подготовки кадров у нас создана - мы сохранили профобразование, есть высшее образование. Однако наблюдается некоторый перекос: нередко выпускник вуза идет работать по специальности, для которой достаточно окончить колледж. Как исправить ситуацию?

Один из аспектов этой проблемы - ментальный. Мы попытались сделать высшее образование массовым. Сейчас проблема - человек возмущается, что у него два высших образования, а он не может работу найти. В таком случае встает вопрос о качестве этого образования.

Нам нужно изменить подходы к подготовке кадров. И в этом процессе обязательно должны участвовать коммерческие структуры, которые после будут выступать в роли нанимателей. Это программная статья, которая переходит из одного документа в другой, но примеры реализации привести сложно. При этом я знаю случаи, когда крупные компании с солидной экспортной выручкой не раз пытались создать на базе учебных учреждений свои классы, департаменты, но всегда сталкивались с проблемами из-за препятствий со стороны учреждений образования. Возможно, здесь нужно подключить политическую волю.

Однако, готовясь к будущему, не следует забывать и о настоящем. А реальность такова: согласно данным Минтруда, в конце прошлого года в список самых востребованных профессий в городах вошли медсестры, врачи, швеи, повара, бетонщики - вакансии, привычные слуху и несколько банальные, но специалистов по факту не хватает. Зато в избытке бухгалтеров, администраторов, экономистов, юристов, слесарей, продавцов. Как обеспечить всех работой?

Варианты есть. К примеру, не нашлось подходящей вакансии в родном населенном пункте - государство поможет с переездом безработному и его семье. По направлению службы занятости можно бесплатно пройти переобучение. Предусмотрено и содействие самозанятости: при определенных условиях есть возможность получить субсидию на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также агроэкотуризма.

Государство дает удочку. Но учиться ловить рыбу нужно самому.

В прошлом году у нас было создано 54 тысячи новых рабочих мест - больше, чем было запланировано. Минимальная планка на нынешний год - 70 тысяч. И, что немаловажно, это должны быть современные, качественные и эффективные рабочие места с соответствующей зарплатой.
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Бизнес-школа “Сколково” и Агентство стратегических инициатив разработали “Атлас новых профессий”, в котором специалисты прогнозируют, какие специальности будут востребованы через 10-20 лет, а какие исчезнут. По мнению авторов исследования, до 2030 года появится более 180 новых профессий, а около 60 - канут в Лету. Вот некоторые интересные перспективные специальности.

ИТ-медик

Речь идет о специалисте, способном управлять медицинскими базами данных, а также о разработчиках программного обеспечения для лечебного и диагностического оборудования.

Проектировщик 3D-печати в строительстве

Такие специалисты будут востребованы после 2020 года. Их задача - проектирование макетов конструкций и подбор компонентов для их печати.

Аудитор комплексной безопасности в промышленности

Этот специалист будет оценивать состояние безопасности на объекте с учетом всех видов угроз: механических повреждений, пожаров, кибератак, экологических угроз и прочего.