Молитва перед вкушением пищи. Православная молитва перед едой и после вкушения пищи





Молитва перед едой:

Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

вариант молитвы перед едой:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения

Молитва на благословение еды и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь. .

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов »

О, Пресвятая Дево Богороди-це, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустро- ительнице, труждающихся благословение, нуждаю-щихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов на-ших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благосло-вение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с бла-гоговейным трепетом и сокру-шенным сердцем смиренно мо-лим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, муд-рая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители на-шей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вопрос в редакцию: «Зачем молиться до и после еды, ведь еда не является духовной необходимостью человека?»

Нина, г. Первоуральск

Она направлена на то, чтобы избежать чревоугодия, чтобы люди, сев за обеденный стол, приняли участие в трапезе. Молитва освящает пищу и вместе с тем напоминает, что человек жив не одним хлебом. Такая молитва особенно полезна для детей, поскольку учит их любое дело начинать помолясь. Детям, привыкшим молиться перед едой и питаться регулярно, будет легче приучиться к посту и серьезной молитве.

Молитвы перед едой и после нее: «Очи всех на Тя, Господи, уповают...», «Ядят убогие и насытятся...» содержатся в любом молитвослове. Наиболее часто читают – либо поют, если пищу вкушают в трапезной (столовой) храма или монастыря – перед едой «Отче наш». В любом случае, какую-то одну из этих молитв надо знать наизусть

В двунадесятые праздники и Пасху обычные молитвы заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари (краткие песнопения), посвященные великим церковным праздникам, можно найти в молитвослове.

После еды принята благодарственная молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ...». Ее тоже следует знать наизусть.

непременно».

Молитва перед едой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.

Молитва на благословение еды и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Крещеный мир

Андрей Полушин

Программа «Крест над Европой» продолжает рассказ о святынях Лигурийского побережья Италии и Франции. Мы начнем его на итальянской Ривьере в городе Сан-Ремо и затем отправимся на юг, в сторону Франции Церковь в честь Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и Преподобного Серафима Саровского

По православным обычаям перед вкушением пищи читается молитва перед едой. Это выражение благодарности Богу за заботу о нас, пищу на каждый день. Молитва – благодарение Создателю за уверенность в том, что Его милость простирается к нам всегда и наше обеспечение – в Его руках.

Значение и необходимость молитвы

Молитва перед едой дает верующему человеку напоминание о том, что для человека важна не только естественная пища, которая поддерживает тело. Для человека также имеет большое значение пища для духа. Перед принятием трапезы люди благодарят Господа за то, что дал пищу для человека и его семьи. Пища не является угождением плоти, а чревоугодие является грехом. Если перед тем как вкушать трапезу, прочитана молитва, то еда благословляется и принесет наибольшую пользу организму для поддержания здоровья.

Обычно перед принятием трапезы вся семья собирается за столом. Один человек простыми словами молится вслух, благословляя накрытый стол, а остальные делают это мысленно. Каждая семья имеет свои традиции. Некоторые соединяют молитвенное обращение с песнопениями.

Святые отцы считают, что обязательно нужно читать молитвенное обращение до еды и после. По их мнению, многие болезни приходят в тело человека из-за того, что не выполняется такое простое правило. Не редкость, когда люди принимают трапезу с плохим настроением, полные негатива, злобы. В таких случаях еда плохо усваивается и со временем приводит к нарушениям в работе ЖКТ. Также нельзя ссориться и конфликтовать на кухне.

Есть некоторые правила, которых следует придерживаться. Обычно все присутствующие за столом берутся за руки или складывают ладони перед собой, склонив в почтении голову. Перед тем как читать молитву, следует настроиться, посидеть в тишине. Если вы находитесь не дома или в дом приглашены гости, молитвенное обращение нужно читать про себя, чтобы находящиеся за столом люди иного вероисповедания не чувствовали дискомфорт.

После прочтения молитвенного текста еду следует перекрестить. После этого продукты, попадающие в организм, будут максимально полезными.

Обед в православии является основным приемом пищи. Перед трапезой лучше читать «Отче наш». Также при молитвенном обращении своими словами, кроме благодарения за хлеб насущный, просят Всевышнего даровать его всем нуждающимся в нем. Слова не должны быть механическим повторением, а произноситься от всего сердца. Этими словами все, что находится на столе, освящается и признается, как дар Небесный.

Если вы забыли помолиться перед обедом и вспомнили уже тогда, когда трапеза подходит к концу, то следует остановиться и помолиться. Отправить воззвание к Небесам никогда не поздно.

Важно приучать к этой православной традиции детей, показывая пример. В этом случае молодое поколение будет проявлять уважение к родительскому труду и бережно относиться к хлебу, который дает Господь. А так как в Библии Слово Божье – хлеб с Небес, то и к Святому Писанию будут относиться благоговейно.

Важно, что для молитвы перед обедом за столом собирается вся семья, так как в последнее время часто бывает, что члены семьи вообще редко друг с другом встречаются.

Алексей Мечев советовал во время каждой трапезы отделять кусок нуждающимся. Иоанн Кронштадский не советовал кушать с негативным настроем или раздраженными.

Наши предки всегда вкушали пищу с благодарением и только после освящения ее молитвой. Хорошо, что эта традиция возрождается в современном мире.

Видео «Молитва перед едой в христианстве»

В этом видео протоиерей говорит о значении молитвы перед едой, нужно ли прибегать к ней, и какую роль молитвословие играет в жизни человека и его семьи.

Молитвенные слова

Перед трапезой

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Вариант молитвы перед едой: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

«Молитва на благословение еды и пития мирянам»

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

После вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Основой православного быта является молитва перед едой, которая служит для человека неким напоминанием о том, что он живет не одним хлебом. В молитвенных обращениях люди благодарят Бога, за то, что он послал им пищу, которую они могут разделить в кругу семьи.

Стоит заметить, что во многих религиях есть традиция читать перед приемом пищи. В православии говорится о том, что пища не предназначена для чревоугодия, но если она благословлена, то человек может получить энергию для тела и разума, которая позволит научиться ему, правильно расставлять приоритеты и жить праведно.

Какую молитву надо читать перед едой?

В христианских традициях принято собираться за обеденным столом и принимать пищу. Молитвы благодарности не должны быть некой проповедью или шуткой, так лучшим вариантом является простое и быстрое благословение. Важно, чтобы в столовой находилась икона.

Обычно молитву произносит один из членов семьи, а другие либо повторяют все про себя, либо вполголоса, но в некоторых домах есть свои отличающиеся правила. К примеру, некоторые предпочитают песнопение. В христианской семье право произносить благодарственные слова получает самый старший член семьи, поскольку он считается самым мудрым и опытным.

Правила чтения православной молитвы перед едой:

  1. Все участники трапезы берутся за руки или же каждый складывает руки перед собой. Голову следует склонить. Можно встретить также варианты, когда в православии молитву перед едой читают стоя, или же находясь на коленях.
  2. Перед началом прочтения молитвы необходимо в течение минутки посидеть в тишине, чтобы настроиться.
  3. Не нужно произносить слова быстро и тихо, так как другие члены семьи не должны прислушиваться. До Бога дойдут только слова, сказанные от души.
  4. Молитва должна непременно заканчиваться словом «Аминь».
  5. Обращаясь к , поблагодарите его за пищу и общение за христианским столом.
  6. Во время прочтения молитвы необходимо обязательно креститься. Можно также перекрестить и свою тарелку с едой, но когда она уже будет пустая, делать это, ни в коем случае нельзя.
  7. После того как молитва будет произнесена вставать из-за стола нельзя, поскольку это обрывает благословенный круг.

«Благослови эту трапезу для нашего тела, Господь, и позволь нам держать Тебя в наших сердцах. Мы молимся во имя Иисуса, Аминь».

Есть и другие православные молитвы перед едой, например:

«Спасибо тебе, Господи, за насущный хлеб и еду во светлое благо. Прости мне грех чревоугодия и не посылай голод во искупление. Да будет так и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».

После того как благодарность Высшим силам была выражена, семья может приступать к приему пищи. В том случае если за столом присутствуют гости, то лучше отказаться от чтения молитвы, если вы не знаете, как приглашенные относятся к вере. Если гости не против молитвы перед столом, то ее должен читать глава семьи, которая принимает людей в своем доме. Когда верующий находится в гостях или же принимает пищу в общественном месте, то достаточно просто про себя произнести благодарственные слова и креститься необязательно.

Еще один важный момент – многие размышляют над тем, стоит ли приучать своего ребенка к молитве, так вот священнослужители рекомендуют делать это в обязательном порядке. Считается, что таким образом молодое поколение приучается к тому, что необходимо молиться, ходить в храм и соблюдать пост. Если дети еще не умеют правильно креститься, то взрослые могут помочь им с этим.

Есть в православии молитвы не только перед едой, но и после еды. Текст одной из них:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Благодарю тебя за хлеб и соль, а также за живительную влагу. Пусть сытость моя не станет чревоугодием, а голод не наступит как расплата за грехи. Аминь».

После того как молитва была произнесена, принимать пищу больше нельзя, поэтому учтите, что все члены семьи должны съесть свои порции.

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением.

Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе читает про себя какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш...” , после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш... .” , в наполовину сокращенной против даваемой в богослужебных книгах редакции, в которой она печаталась в молитвословах для мирян. Между тем в богослужебных книгах для двух уставных трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру той и другой трапезы. Соответственно этому и для всех иных случаев принятия пищи должны быть особливые для каждого чины благословения предлагаемых снедей и благодарения после вкушения их.

Желание насколько возможно приблизить домашнюю предтрапезную и послетрапезную молитву к Церковному Уставу, как это было в древности на Святой Руси, послужило поводом для составления предлагаемых чинов. В основном для них использованы соответствующие последования богослужебных книг с применением их для мирского обихода и для совершения одними мирянами без священника.

Из всех дневных трапез основною является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют уставные молитвословия, ее окружающие. Правда, пред обедом поется только одна молитва, но то величайшая из молитв, если можно так выразиться, молитва молитв, молитва Господня. А после обеденной трапезы — целый пространный чин благодарения, не только за дарование нам “брашна в веселие”, но и за насыщение: “Яко насытил еси нас земных Твоих благ”. В настоящем опыте применения уставного чина послеобеденного благодарения для мирского употребления он прежде всего сокращен опущением всего, что относится к обряду возношения “Панагии” — хлеба в честь Богоматери, который и в обителях не всегда и не везде совершается. В уставное послеобеденное чинопоследование входят тропари праздника или дня, к которым в некоторых монастырях присоединяется тропарь соборного храма или святой обители. В соответствии с этим в предлагаемом здесь чине кроме тропаря служащегося в тот день праздника Господского, Богородичного или великого вселенского святого, вводится тропарь Всем Русским Святым, общий праздник которых может быть рассматриваем как бы храмовой или обительский для всех православных русских людей. После общего тропаря Всем Русским Святым, в соответствии с тою же мыслью о значении их для нас, русских людей, указываются тропари празднуемым в тот день Русским Святым. После этого на “Славу” вводится тропарь пророку Илии, который, по откровению одному лицу высокодуховной жизни, является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих. Соответственно этому несколько изменена редакция тропаря пророку. На “И ныне” в качестве Богородична взят из той же службы Всем Русским Святым тропарь в честь первописанной Владимирской иконы Богоматери, под благодатным покровом Которой слагалась вся история великого государства Российского. В заключение всего чина послеобеденного благодарения присоединяется моление о благотворителях, особенно уместное, когда трапеза — дар любви и попечения братии.

Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она менее обильна, менее продолжительна. Для нее Устав рекомендует не готовить пищу заново, а довольствоваться оставшеюся от обеда. Вечерняя трапеза лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну, которую разве только нищие — “убогие” могли бы считать насыщением. Она значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, ее окружающие.

Не предусмотренная Уставом утренняя трапеза — завтрак — по характеру своему весьма отлична от обеденной, короче ее и ближе подходит к ужину. Соответственно должны быть отличны от обеденных и молитвословия, окружающие завтрак. Здесь могли бы быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Но для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, может быть составлен и новый чин. Подобно тому, как пред ужином читается место из 21 псалма, то и пред завтраком может быть употребляемо известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: “Очи всех на Тя, Господи, уповают...”. А после завтрака может быть, соответственно, чтение также хорошо известной многим мирянам одной из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас...”, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя, гре шнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Го споди, упова ют, и Ты дае ши им пи щу во благовре мении, отверза еши Ты ще друю ру ку Твою и исполня еши вся кое живо тно благоволе ния.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святы х оте ц наших, Го споди Иису се Христе Сы не Бо жий, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.]

И мы: Ами нь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и Небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде учеников Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Свое ю благода тию и человеколю бием, всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

Мы: Ами нь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Го споди, поми луй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя гре шнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся и мя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет во ля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м на шим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твоим, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови я стие и питие рабом Твоим, я ко Свят ecu , всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от юности на шея, дая й пищу вся кой пло ти, испо лни ра дости и весе лия сердца на ша, да всегда вся кое дово льство иму ще, преизоби луем во всякое де ло благо е, во Христе Иису се Го споде на шем: с Ни мже Тебе сла ва подоба ет, держа ва, честь и поклоне ние, со Святы м Ду хом во ве ки. Ами нь.

Сла ва Тебе , Го споди, сла ва Тебе , Святы й, сла ва Тебе , Царю , я ко дал еси нам бра шна в весе лие: испо лни нас и Ду ха Свята го, да обря щемся пред Тобо ю благоуго дни и непосты дни, егда возда си кому ждо по дело м его .

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде ученико в Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Я коже плод кра сный Твоего спаси тельнаго се яния, земля Ру сская прино сит Ти, Го споди, всех святы х, в той просия вших. Тех моли твами в ми ре глубо це Це рковь и страну нашу Богоро дицею соблюди , Многоми лостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во пло ти а нгел, проро ков основа ние, вторы й предте ча прише ствия Христо ва, Илия сла вный, от а нгела пи щу прие мый и вдови цу во вре мя гла да препита вый, и нам, почита ющим тя, благода тный пита тель бу ди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Засту пнице страны на шей Присноде ве Богоро дице притеце м, и к первопи санной ико не Ея ны не припаде м, с верою зову ще из глубины души : о Ма ти Бо жия, спаси зе млю Ру сскую, исце ли сокруше ние ея , и ве рных люде й уте ши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Ми лостиве Господи, поми луй рабо в Твои х, нас ми лующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава . И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Изба ви от бед и скорбе й рабо в Твоих, пита ющих нас, Ми лостиве, я ко мы усе рдно к Тебе прибега ем, к Ми лостивому Пита телю на шему и всем ми лостивым помилование обеща вшему.

Иерей произносит ектению: Поми луй нас, Бо же, по вели цей ми лости Твое й, мо лимтися, услы ши и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще мо лимся о ми лости, жи зни, ми ре, здра вии, спасе нии, посеще нии, проще нии и оставле нии грехо в... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее) всех лю бящих, ми лующих и пита ющих нас, благоде ющих и служа щих нам, запове давших и о них же запове дано нам моли тися, и всех сро дников их, о е же возда ти им за любо вь к нам, помяну ти их ве ру в си лу моли твы бра тии и свяще нников Твоих, и по вере их испо лните вся проше ния их, изли ти на них бла га духо вная и теле сная, благослови ти успе хом труды и начина ния их, и сохрани ти их от вся ких скорбе й (наипа че же да не бу дет им ско рби за сие де ло любви , нам соверша емое), мо лимся Тебе , Милосе рде Го споди, услы ши нас гре шных, моля щихся Тебе , и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все: Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от Своих бога тых даро в, Сво ею благода тию и человеколю бием, всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святы х оте ц на ших, Господи Иису се Христе Бо же наш, поми луй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Бо же, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвята я Тро ице, поми луй нас; Го споди, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Досто йно е сть, я ко вои стинну, блажи ти Тя, Богоро дицу, Присноблаже нную и Пренепоро чную и Ма терь Бога на шего. Честне йшую херуви м и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бога Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С на ми Бог... или Молитвами святы х оте ц... И три покаянные молитвы с поклонами.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

После трех покаянных молитв:

Ядя т убо зии, и насы тятся, и восхва лят Го спода взыска ющии Его, жива бу дут сердца их в век ве ка.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... или Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бы сть чре во Твое Свята я Трапе за, иму щая Небе снаго Хле ба, Христа Бо га на шего, от Него же всяк яды й не умира ет, я коже рече всех, Богороди тельнице, Пита тель.

Честне йшую херуви м, и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бо га Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Возвесели л ны еси , Го споди, в творе ниих Твои х, и в де лех руку Твое ю возра дуемся. Зна менася на нас свет лица Твоего , Го споди, дал еси весе лие в сердце мое м, от плода пшеницы, вина и еле я своего умно жишася. В ми ре вку пе усну , и почи ю, я ко Ты, Господи, еди наго на упова нии всели л мя еси .

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог... или Молитвами святых отец...

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш... и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас. Аминь.

Святы й Бо же, Святы й Кре пкий, Святы й Безсме ртный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвята я Тро ице, помилуй нас; Господи, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди.

Господи, помилуй (Трижды) .

Слава, и ныне. Аминь.

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся имя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет воля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м нашим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

И заупокойные тропари: Со ду хи пра ведных сконча вшихся ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) , Спа се, упоко й, сохраня я ю во блаже нней жи зни, я же у Тебе , Человеколю бче.

В поко ищи Твое м, Го споди, иде же вси святи и Твои упокоева ются, упоко й и ду шу раба Твоего (рабы Твоея) , я ко Еди н еси Человеколю бец.

Слава: Ты еси Бог, соше дый во ад и у зы окова нных разреши вый. Сам и ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) упоко й.

И ныне: Еди на Чи стая и Непоро чная Де во, Бога без се мене ро ждшая, моли спасти ся душе его (ея ) .

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни , Господи, ду шу усо пшаго раба Твоего (усо пшей рабы Твоея ) и мя (поклон) . Ели ка в житии сем я ко челове к согреши , Ты же, я ко Человеколю бец Бог, поми луй (поклон) , и ве чныя му ки изба ви (поклон) , и Небе снаго Ца рствия прича стником (причастницей) учини (поклон) , и душа м на шим поле зное сотвори (поклон) .

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш , за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зря ще мя безгла сна, / и бездыха нна предлежа ща, / воспла чите о мне, бра тие и дру зи, / сро дницы и зна емии: / вчера шний бо день бесе довах с ва ми, / и внеза пу на йде на мя стра шный час сме ртный; / но прииди те вси лю бящии мя, / и целу йте мя последним целова нием, / не ктому бо с ва ми похожду / или собесе дую про чее; / к Судии бо отхожду , / иде же несть лицеприя тия: / раб бо и влады ка вку пе предстоя т, / царь и воин, бога тый и убо гий / в ра внем досто инстве: / ки йждо от свои х дел / или просла вится, или постыди тся. / Но прошу всех и молю , / непреста нно о мне моли теся Христу Бо гу, / да не низведе н (низведе на) бу ду по грехо м мои м на ме сто муче ния, / но да вчини т мя, иде же Свет живо тный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Пла чу и рыда ю, / егда помышля ю смерть, / и ви жду во гробе х лежа щую / по о бразу Бо жию созда нную на шу красоту , / безобра зну, безсла вну, / не иму щую ви да. / О чудесе ! Что сие е же о нас бысть та инство?/ Ка ко преда хомся тле нию, / ка ко сопряго хомся сме рти?/ Вои стинну Бо га повеле нием, / я коже пи сано есть, / Подаю щаго преста вльшемуся (преста вльшейся) упокое ние.

Затем иерей: Во блаже нном успе нии рабу Божию (рабе Бо жией) имя, преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Бо жию (рабе Бо жией) преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

Все: Ве чная па мять (трижды) .

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по вели кой ско рби Креста и страда ний Твои х ра дости безме рной тридне вным воскресе нием всех испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси ны не и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святы х сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками бы ти. Благодари м Тя, я ко по милосе рдию Твоему и неизрече нному снисхожде нию к не мощем на шим утеша еши нас и трапе зою пра здничною в подкрепле ние и услажде ние не мощной плоти. Те мже молим Тя, благослови сей пасха льный хлеб, мле ко огусте вшее, я ица и прочия пасха льныя сне ди, наипа че сии , от ни хже, повину ющеся Уста ву Церкви, в мимоше дшие дни поста возде рживались рабы Твои, да бу дут они вкуша ющим их со благодаре нием во здра вие, в подкрепле ние сил теле сных, в весе лие и ра дость, да вся кое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела блага я, и от полноты благодарнаго сердца сла вити Тя, Воскре сшаго, пита ющаго и утеша ющаго нас, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по великой ско рби Креста и страда ний Твоих, радости безме рной тридне вным воскресе нием вся испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святых сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками быти. Мо лим Тя: благослови и освяти хлебы сии , и хже рабы Твои по ску дости своей вместо пасха льных сне дей угото ваша и пред Твое Свято е Лице принесо ша. Да будут они вкушающим их верным в сла дость и утеше ние, и ску дость трапе зы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсе яны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоби лующие, и в скудости су щие славят Тя, Воскре сшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Ду ха, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Господи Иису се Христе Бо же наш, изво ливый спасения нашего ради на земли во пло ти яви тися и от Безневе стныя и Пречистыя Девы Марии неизрече нно роди тися! Благодарим Тя, я ко сподобил еси нас, подвигом поста предочи стившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с па стырями славосло вити, с волхва ми поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к не мощем нашим утеша еши нас ныне не то чию изоби льною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Те мже мо лим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия , от нихже повину ющеся Уставу Церкви Твоея , в мимоше дшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, ку пно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, я ко дарова л еси нам, по прище поста святых апостолов прешедшим, дости гнути праздника славных Первоверхо вников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ - СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “...Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”.

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим... Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг... Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона. В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения...)

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом... И все мои запачканные книги я хотел бы отдать... в родную академию, — разумеется после смерти”. Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника. Во вступительной статье к “Молитвословиям” Владыка делится своим сокровенным знанием, советуя перед обедом петь составленный им новый тропарь пророку Илии — святому, который “является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих”.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().