Самодельный мощный холодильник для автомобиля. Самодельный автохолодильник. Несомненные плюсы доработанного холодильника для рыбалки





Пока я занимался строительством загородного дома меня не покидало желание придумать как еще можно использовать экструзионный пенополистирол. На сегодняшний день это один из самых эффективных утеплителей с огромным количеством плюсов и очень доступной ценой. Первым делом я осознал, что для поездок за продуктами в гипермаркет очень полезно иметь контейнер-термос, в котором можно безопасно перевозить замороженные продукты. Для изготовления такого ящика потребовалось 160 рублей и полчаса свободного времени. Но я решил пойти дальше и доработать конструкцию для того, чтобы использовать её в качестве автономного холодильника.

Приступим к изготовлению!


2. Итак, начнём с контейнера-термоса. Нам потребуется один лист пенополистирола с размерами 1200х600 мм, толщиной 50 мм, канцелярский нож и рулетка. Стоимость такого листа в любом строительном магазине - 160 рублей. Разрезаем лист по шаблону, берем монтажную пену и склеиваем вот такой контейнер.

3. Вот схема разделки листа. У листа имеются бортики толщиной 20 мм, их нужно срезать со всех сторон, кроме нижней. Между собой листы склеиваются монтажной пеной. Технология проста. Наносите немного пены на место склеивания, ждете 1 минуту, плотно прижимаете листы друг к другу и далее в течение 5 минут вручную контролируете, чтобы они не сдвинулись из-за расширения пены. Главное не оставлять без присмотра. Лишним останется только небольшой кусочек пенополистирола, отмеченным серым цветом на схеме.

4. Обратите внимание на конструкцию крышки, один из больших листов со схемы сверху я разрезал на 3 части по месту при склейке, чтобы обеспечить плотную фиксацию. После этого ящик снаружи можно покрасить. Краска немного разъедает пенополистирол, поэтому лучше красить в два этапа. Получившаяся емкость весит 820 грамм и имеет невероятные показатели по теплопотерям. В такой ящик можно положить несколько килограмм замороженных продуктов и без проблем перевозить их в течение нескольких часов. Главное не смешивать замороженные и охлажденные продукты. Можно дополнить конструкцию аккумулятором холода.

5. А можно и доработать конструкцию, чтобы получить полноценный холодильник. Для этих целей мы будем использовать элемент Пельтье - термоэлектрический преобразователь, принцип действия которого основан на возникновении разности температур при протекании электрического тока. Именно такие элементы используют в серийных автомобильных холодильниках, а также автомобильных сиденьях с вентиляцией.

Стоимость одного элемента Пельте максимальной мощностью 60 вт на aliexpress - 130-150 рублей. Модель TEC1-12706. В процессе работы одна сторона элемента нагревается, другая - охлаждается. чтобы элемент не сгорел требуется интенсивно отводить тепло с горячей стороны. Для этого нам потребуется процессорный кулер с радиатором из компьютерого магазина, стоимостью 250 рублей. Для улучшения циркуляции воздуха внутри холодильной камеры и исключения обмерзания радиатора я решил установить вентиляторы с обеих сторон. Также нам пригодится терморегулятор с внешним термодатчиком и реле, стоимостью 170 рублей, которое позволит контролировать заданную температуру внутри контейнера. Ну и провод удлинитель с разъемом для автомобильного прикуривавтеля за 100 рублей.

Итак, приступаем к сборке.

6. Элемент Пельтье с использованием термопасты (идет в комплекте с кулером) устанавливаем между двумя алюминиевыми радиаторами. Здесь стоит отметить, что можно повысить температурный градиент установки, если сделать сборку последовательно установленных 2 или 3 элементов Пельтье. Таким образом, чтобы один элемент Пельтье охлаждал другой. В таком варианте в контейнере реально получить отрицательную температуру до -18 градусов по Цельсию. По периметру между элементом прокладываем кусочек вспененной теплоизоляции.

7. Между собой радиаторы соединяем штатными пластинами крепления к материнской плате, соединив их с помощью пластиковых хомутов. Это позволяет также термически изолировать друг от друга холодную и горячую сторону. Пробный запуск установки. Чем интенсивнее мы будем охлаждать горячую сторону, тем ниже будет температура на холодной стороне. Здесь вентиляторы направлены на приток воздуха на радиаторы, это менее эффективно, чем если их перевернуть на выдув. В импровизированной коробке удалось добиться температуры -3 градуса, при температуре окружающей среды +26. На фото хорошо видна модель кулеров, их преимущество в большой площади опорной площадки радиаторов. А в качестве теплоизоляционной прокладки я использовал кусочек от теплоизоляции для круглых труб.

8. Теперь займемся интеграцией термоэлектрического преобразователя в новую крышку для контейнера. Для удобства размещения всей конструкции увеличим толщину крышки до 100 мм (2 листа пенополистирола). На этой фото хорошо видно прокладку по периметру между двумя радиаторами.

9. Художественная резка по пенополистиролу и обработка наждачной бумагой. Снова красим. После покраски внешняя оболочка пенополистирола становится прочнее.

10. Швы промазываем герметиком, оба вентилятора переворачиваем на выдув. Из потенциальных доработок - возможно стоит снизить скорость вентилятора на холодной стороне (сейчас оба вентилятора работают с максимальной скоростью).

11. Рядом на корпусе устанавливаем плату терморегулятора и фиксируем провод питания таким незатейливым способом. Сначала прижимаем пластиной с помощью саморезов, затем фиксируем герметиком.

12. Контейнер в сборе. Вес контейнера без крышки - 800 грамм, столько же весит крышка с термоэлектрическим преобразователем в сборе. Общие расходы - 1000 рублей и пара часов времени. Испытания с охлвжденными продуктами в багажнике автомобиля показали способность системы поддерживать температуру на дне (!) контейнера в пределах +5 градусов Цельсия, при температуре окружающей среды +29 градусов (да, в багажнике гораздо теплеее, даже при работе кондиционера) и потреблении тока - 3 Ампера. Мне кажется, это отличный результат.

Следующий контейнер планирую сделать из 3 последовательно установленных элементов Пельтье, чтобы получить полноценную морозильную камеру.


Отлична поделка для лета - сделать миниатюрный холодильник с низковольтным питанием. Разнообразие питающего напряжения (220 В, 12 В, 5 В) дает возможность использовать такой холодильник практически где угодно: в машине, офисе, дома и тп. Это прекрасная вещица, чтобы охладить напитки в жаркий летний день.

Понадобится


Изготовление миниатюрного холодильника на элементе Пельтье

Корпус был сделан произвольных размеров с учетом размещения блока охлаждения, блока питания и камеры для напитков. Он будет состоять их двух секций: одна для технической части, другая для охлаждения продуктов.
Изготавливаем корпус. Размечаем кусок оргалита с помощью карандаша и линейки.


Выпиливаем ножовкой все элементы.


Все части корпуса готовы.


Со средней части, разделяющей холодильник на две части вырезаем окно для радиатора с Пельтье модулем.


Прикладываем блок охлаждение к боковой части корпуса.


И рассверливаем множество отверстий с обоих сторон. То есть поток воздуха будет попадать с одной стороны через отверстия в боковой части. Проходить через радиатор забирая тепло и выходить через отверстия с другой стороны.


Красим аэрозольной краской из баллончика все детали корпуса холодильника.


Приступаем к сборке.


Приклеиваем разделительную часть блока охлаждения на горячий клей.


Склеиваем все части корпуса, с двух сторон.



Блок охлаждения лежит на деревянном кусочке, который приклеен к основанию.


Для подсветки понадобятся две секции светодиодной ленты на 12 В. Один цвет белый, другой цветной.


Приворачиваем маленький вентилятор.


Техническую часть холодильника делим на две части. В верхней будет располагаться источник питания. Разделительная стенка кладется на приклеенные к сторонам квадратные отрезки деревянной рейки.


Устанавливаем заднюю стенку.



Дверцу сделаем из куска акрилового стекла. Размечаем линейкой и карандашом.


Миниатюрные петли можно купить или сделать самому. Приклеиваем их на секундный клей.


Стороны акрилового стекла оклеиваем черной самоклеящейся лентой.


Приклеиваем ручку на дверцу.


Организуем подсветку. Припаем контакты к концевому мини переключателю.


Припаиваем провода к отрезкам светодиодной ленты. Сами отрезки клеим на мини полочку, сделанную из того же акрила.



Соединяем подсветку, вентиляторы, элемент Пельтье.


Устанавливаем переключатель на боковую часть.


Изолируем все открытые скрутки.


Закрываем отсек с блоком охлаждения. Это нужно сделать для того, чтобы горячий воздух не поднимался вверх и не нагревал источник питания.


Сверлим отверстие под провод питания 220 В.


Чтобы дверца холодильника не открывалась - установим на сторону маленькие неодимовые магниты от сломанного сидирома.


Закрываем верхнюю крышку, но перед этим врезаем выключатель питания, припаиваем провода. Теперь холодильник можно будет выключать кнопкой сверху.


Закрываем крышкой и фиксируем клеем.


Для должной термоизоляции оклеиваем внутреннюю часть холодильника тонким пенопластом. Сажаем вырезанные панели пенопласта на горячий клей.

Ну и наконец результат работы такой, что за тридцать минут температура внутри камеры упала с 42 до 16 градусов Цельсия. Напитки охладились до температуры 20 градусов Цельсия. И все это за 30 минут!



Конечно КПД такого холодильника намного ниже, чем у компрессорного, но у него есть и свои плюсы, один из которых является низковольтное питание, которое может составлять не только 12 В но и 5 В! Естественно питать его вполне возможно от USB порта компьютера, правда отдача будет ниже чем при питании от напряжения 12 В.
Суммарная потребляемая мощность при питании от сети 220 В составляет порядка 100 Вт.Более подробная инструкция по сборке в видео ниже.

]]> ]]> Когда нужно сохранить еду и напитки в прохладе во время недолгой поездки покупать специальный агрегат для охлаждения накладно и не рационально. Проще сделать автохолодильник или ]]> переносной контейнер своими руками.

Такую конструкцию недолго собрать из обычного фанерного ящика,пенопласта и фольги. Себестоимость минимальная. Все можно недорого купить в обычном строительном магазине. Пенопластом обкладываем стенки ящика изнутри, а фольгой изнутри и снаружи.

Создаем нужную температуру внутри контейнера с помощью аккумуляторов холода. Таким образом, можно хранить продукты в холоде в течение целого дня. При поездках на рыбалку такой ящик можно поместить в выкопанную в земле яму и прикрыть еловыми ветками, с рыбой ничего не случится в течение суток.

Однако если отдых затягивается на большее время, не обойтись без более надежного агрегата с собственным модулем охлаждения,работающим от какого-либо внешнего источника энергии. Конечно, собрать такой агрегат не каждому под силу, требуются определенные знания.

На одном из форумов автолюбителей было предложено решение того, как сделать автохолодильник своими руками, исходя из бюджета10-12 тысяч рублей. Из водоупорной фанеры делается ящик объемом 40-50литров. Внешние стенки ящика обклеиваются дерматином, а изнутри ящик обкладывается экструзионным пенополистиролом или другимтеплоизоляционным материалом толщиной примерно два сантиметра. Внутрь помещается еще одна пластиковая емкость собственно для хранения продуктов.

Охлаждать эту конструкцию автор предлагает термоэлектрическими элементами Пельтье 40х40 мм и мощностью 50 Вт. Таких модулей понадобится примерно 4-5 штук. Они собираются в«сендвич» с помощью термопасты, после чего герметизированная и термоизолированная конструкция врезается в заднюю стенку нашего ящика. На внутреннюю охлаждающую поверхность крепится радиатор, такой, который используется на компьютерных кулерах. Внешняя,горячая поверхность, должна охлаждаться с помощью мощного вентилятора или холодной ванны литров на 10, охлаждаемой вентилятором.

С помощью такой конструкции автор хотел решить проблему быстрого и надежного охлаждения примерно на 20 градусов. Однако элементы Пельтье в такой самодельной конструкции имеют очень низкий КПД, а энергопотребление такого устройства может обеспечить только бензогенератор с расходом топлива 0.5 л/час, это слишком громоздко и накладно. Гораздо выгоднее приобрести абсорбционных автохолодильник.

Работает он на газу, потребляя примерно 10-12 г сжиженного газа в час в зависимости от модели, а в пути его можно подключить к автомобильной сети. Есть модели, которые совмещают в себе три типа питания, в том числе и от обычной розетки 220 В. При этом охлаждение возможно до 20-30 градусов ниже температуры окружающей среды.

Конечно, это будет несколько дороже, и при объеме около 40литров цена агрегата составит 20-30 тысяч рублей, но выигрыш очевиден:

Проблему же быстрой и надежной заморозки в дороге можно решить лишь компрессорным автохолодильником. Заморозить до -18 С не позволяет ни одна другая конструкция. Особенно если в вашей области летом преобладает знойная жаркая погода, то хороший улов можно довести до дома в целости и сохранности лишь в автомобильной морозильной камере.

Автомобильный холодильник своими руками. Материалы и цены

Всем доброго времени суток. Давно подумывал над постройкой автомобильного холодильника. Очень незаменимая вещь в дальних поездках и отдыхе на природе. Покупать готовый очень накладно. Стоят они от 2000р. Да и внутренний объем не большой у них.

Перечень материалов для изготовления:

Лист фанеры 12мм 400р

Герметик 80р

Клей для дерева 70р

Термоизоляция «Порилекс» 10мм (была в хозяйстве)

Петли 40р

Защелки 50р

Шурупы (были в хозяйстве)

Лак акриловый по дереву 110р

Алюминиевый скотч (был в хозяйстве)

Клей Момент Классик 2шт 100р

Дверной уплотнитель 2м 30р

Итого: 880 рублей

Стыки фанеры тщательно промазываем клеем для дерева. Термоизоляцию, для уверенности, «Момент». Стенки и дно ящика проклеил двумя слоями термоизоляции, каждый стык прошел герметиком. Внешние стороны ящика покрыл 4мя слоями акриловым лаком.

Со сборкой особых проблем не возникло. Возникли проблемы с алюминиевым скотчем, он упорно не держится на поверхности термоизоляции. Нужно чем нибудь его заменить.

Своеобразный автомобильный холодильник проверил пока что в искусственных условиях: положил в него замороженную бутылку воды объемом 0,5 литра и оставил холодильник в тени на улице с 11:00 утра до 17:00 вечера. Температура воздуха варьировалась от +22 до +25 градусов Цельсия. Лед в бутылке за все это время растаял примерно на 10-15%.

В дальнейшем планируется сделать хорошие аккумуляторы холода, либо приобрести готовые, либо внедрить охлаждающий элемент, питаемый от бортовой сети.

]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

Спасибо за внимание.

Автомобильный холодильник своими руками. Еще один вариант

]]> ]]> В поездке на персональном автомобиле, на всём протяжении пути русский люд услаждает себя яствами и прохладительными напитками, дабы дорога не была столь утомительна и безрадостна. Но в условиях летней жары сохранность продуктов питания ставится под угрозу, а напитки теряют свою прелесть вместе с живительной прохладой под воздействием палящих солнечных лучей. Единственное спасение в такой ситуации это автомобильный холодильник, однако, его стоимость, для среднестатистического россиянина, отправившегося с семьей на дачный отдых чрезмерно высока.

Холодильник своими руками в авто

Остаётся только одно, проявить вездесущую русскую смекалку и изобретательность и сделать автомобильный холодильник своими руками!

Простейшая холодильная конструкция

С этой целью обратим наши взоры на обыкновенный фанерный ящик, который и станет основой конструкции. В дополнении к нему запасёмся фольгой и пенопластом, что обеспечит минимальную себестоимость при максимальной степени отдачи. Пенопласт понадобиться для обкладки стенок ящика изнутри, фольгой же обложим ящик с обеих сторон. Теперь займёмся созданием необходимого температурного режима в контейнере, для чего надо воспользоваться аккумуляторами холода. Это позволит сохранить продукты на протяжении полноценного светового дня. Необходимо обеспечить приемлемые условия хранения для холодильника, к примеру, если целью поездки является рыбалка, то на месте для него выкапывается яма, прикрываемая еловыми ветками, что позволит в течение суток обеспечить сохранность улова.

Холодильный агрегат с модулями охлаждения

Но если поездка продолжительная, то столь хлипкий агрегат, может не справиться с возложенной на него высокой миссией. В данном случае холодильник необходимо оборудовать модулем охлаждения, который будет работать от внешних источников энергии. В данном случае затраты будут существенными и могу достигнуть 12 000 рублей, однако это всё равно намного дешевле фирменного холодильного оборудования. И так, воспользуемся водоупорной фанерой, из которой необходимо сделать ящик, объём коего будет достигать 50 литров.

Внешние стенки обклеиваются при помощи дерматина, изнутри агрегат обкладывают экструзионным пенополистиролом, который к слову, можно заменить любым иным теплоизоляционным материалом, толщина которого достигает двух сантиметров. Внутри необходимо поместить дополнительную пластиковую ёмкость, в которой собственно и будут храниться продукты. Охлаждать данную конструкцию предполагается термоэлектрическими элементами мощностью 50Вт, речь идёт о Пельтье 40х40мм.

Понадобиться порядка пяти подобных модулей, которые будут собраны в сэндвич при помощи термической пасты и подвергнуты герметизации и термической изоляции. Внутренняя охлаждающая поверхность прикрепляется к радиатору, а внешнюю разогретую поверхность придётся охлаждать посредством мощных вентиляторов. Это позволит быстро и надёжно охладить продукты и напитки на 20°С, приводом для этого устройства будет служит бензиновый генератор, расход топлива при этом составит около полулитра в час.

Итоги работы

Вот такой он, получился автомобильный холодильник своими руками, возможно, это не чудо враждебной техники, но всё же вполне работоспособный агрегат. Он обеспечит сохранность продуктов вплоть до глубокой заморозки. Из недостатков можно выделить высокий топливный расход и громоздкость. Можно выбрать один из двух предложенных вариантов в зависимости от дальности переезда и решаемых задач. Изготовление любой из предложенных конструкций обойдётся дешевле, нежели покупка готовой техники в магазине, что является неоспоримым преимуществом.

Подведём итоги. Для создания простейшего холодильника нам понадобиться минимум материалов:

Создание сложного агрегата потребует финансовых вложений, но обеспечит более надёжный и стабильный результат. Оба варианта апробированы на практике и могут быть рекомендованы к применению.

Для того, чтобы сделать автохолодильник своими руками, нет необходимости приобретать дорогостоящие материалы и придумывать сложные схемы сборки. В этой статье рассмотрим простой и эффективный способ сделать автомобильный холодильник при минимальных затратах времени и средств.

1 Самодельный холодильник - собираем корпус

Корпус будущего холодильника можно собрать из различных материалов, однако лучше всего использовать строительный материал, а именно экструзионный пенополистирол. У этого материала есть много плюсов и стоит он недорого. Пенополистирол активно используют для утепления различных конструкций и зданий, он обладает отличными теплоизоляционными свойствами и стойкостью к внешним воздействиям.

Замена замка капота на ВАЗ-2109 - решаем проблему сами

Замок багажника в Лада Калина - регулировка и замена детали своими руками

Защита картера Хендай Солярис - выбираем и устанавливаем сами

Брызговики Лада Гранта - важные средства защиты от камней и грязи

Программа для внешнего тюнинга авто - создаем уникальный стиль!

Чтобы смоделировать корпус будущего холодильника, вам потребуется один или два листа пенополистирола стандартных размеров и ширины (1200х600 и 50 мм), стоимость одного листа в строительном магазине не превышает 450 рублей. Для склеивания контейнера потребуется также несколько баллонов монтажной пены. Для работы также потребуется рулетка для замеров и канцелярский нож, с помощью которого необходимо разрезать лист пенополистирола по заранее подготовленному шаблону.

Стенки контейнера лучше всего сделать двойными, склеив листы между собой монтажной пеной. Для этого следует нанести на поверхность немного пены, соединить листы и подождать 5–10 минут до полного высыхания, контролируя, чтобы листы не сдвигались из-за расширения пены. Шаблон размеров можно взять по примеру обычного деревянного ящика, только в нашем случае вместо дерева используется утеплительный материал.

Двойные стенки контейнера

После создания контейнера снаружи его можно покрасить в любой цвет с помощью обычной краски. Лучше красить в несколько этапов, так как краска немного съедает полистирол. Что касается крышки, то необходимо вырезать кусок материала таким образом, чтобы он максимально плотно прилегал к поверхности и плотно закрывался. Даже без электрических элементов такой ящик способен сохранять сильно замороженные продукты в течение нескольких часов, так как материал обладает низкими показателями теплопотери.

Чтобы получить полноценный холодильник, необходимо подключить к корпусу элемент Пельтье. Принцип работы прибора термоэлектрического преобразования основан на возникновении разности температур в зависимости от протекания электрического тока. Такой прибор используется и при промышленном производстве автохолодильников, а приобрести его можно в строительном магазине.

2 Соединение электрических элементов

Чтобы сделать полноценный самодельный холодильник, а не просто термоконтейнер, помимо элемента Пельтье необходимо приобрести и компьютерный кулер (в любом специализированном магазине). Кулер необходим для активного отвода тепла с одной из частей холодильника, так как в процессе работы одна сторона будет нагреваться, другая охлаждаться, за счет этого и будет происходить сохранение определенной температуры внутри коробки. Для контроля этой температуры необходим также терморегулятор со специальным датчиком, а для подключения холодильника к бортовой сети автомобиля нужен удлинитель с разъемом для прикуривателя.

Компьютерный кулерДля начала необходимо установить элемент Пельтье между двух алюминиевых радиаторов. На этом этапе можно использовать термопасту для кулера, а по периметру между элементом и радиаторами проложить небольшой кусочек теплоизоляционного материала (подойдет изоляция для труб). Радиаторы можно соединить пластинами крепления к материнской плате, а пластины - пластиковыми хомутами.

Установка элемента Пельтье в самодельный холодильник автоТаким образом, чем интенсивнее будет охлаждаться горячая сторона контейнера, тем ниже будет температура на холодной стороне. С одним элементом Пельтье и кулером при правильном монтаже можно добиться температуры минус 2 градуса внутри коробки. Для понижения температуры внутри можно использовать несколько элементов Пельтье, таким образом, чтобы один охлаждал другой и т. д.

3 Установка конструкции в крышку самодельного холодильника

Если конструкция собрана правильно и при пробном запуске нагнетается нужная температура, стоит приступать к установке кулера с элементом Пельтье в крышку. Для лучшего теплоотвода рекомендуется увеличить толщину крышки в два раза, то есть посадить на пену еще одну часть пенополистирола по размеру крышки. Под размер конструкции следует вырезать отверстие в утеплителе (используйте канцелярский нож), затем с помощью наждачки нужно выровнять поверхность и при желании снова покрасить. Краска в этом случае позволяет не только улучшить эстетический вид, но и придает прочности внешней оболочке пенополистирола.

Кулер с элементом ПельтьеДалее нужно установить вентиляторы и промазать швы герметиком. Скорость вентилятора можно регулировать, однако лучше оставить максимальную скорость на выдув для обеспечения максимально возможной низкой температуры. К вентилятору нужно подключить датчик терморегулятора, а саму плату с помощью саморезов закрепить на крышке. Провод питания к прикуривателю также устанавливается в крышку, можно использовать пластину и саморезы, а корпус пластины закрыть герметиком.

Таким образом, на выходе у вас получится качественный самодельный холодильник. Вес коробки будет примерно 800–900 грамм, столько же по весу будет и крышка с интегрированным вентилятором и терморегулятором.

При использовании такого холодильника в летнюю погоду, при условии, что вентилятор всегда работает на выдув с максимальной скоростью, на дне стабильно будет держаться температура +5 … +7 градусов. При этом вся конструкция будет потреблять не более 4 ампер тока.

Для более мощного результата, как мы уже отмечали, необходимо интегрировать два или три последовательно установленных элементов Пельтье, но это уже будет морозильная камера, а не простой холодильник. И для создания таких температур необходимо будет использовать дополнительный радиатор и антифриз, по принципу автомобильного кондиционера, а это сделать намного сложнее. Существует еще несколько способов сделать автохолодильник своими руками, однако представленный способ наиболее эффективный и простой, кроме того, стоимость всех деталей не превышает 3500 рублей, а результата вполне достаточно для перевозки различных продуктов на дальние расстояния.

Речь пойдет не о ящике, который рыболов зимой заодно использует как сиденье, а о холодильнике, что сегодня можно прикупить за разумные деньги практически в любом магазине товаров для дома, туризма и отдыха.

Нехитрым техническим приспособлением, которое скрасит «одиночество рыбака» на природе и добавит комфорта в любимом занятии на рыбалке, для меня стал доработанный своими руками в домашних условиях переносной автомобильный холодильник (см. фото 1 и 2). Мне удалось приобрести такой холодильник всего за пару тысяч рублей, и в июле я сделал уже краш-тест (тест на износ) доработанного холодильника своими руками в полевых условиях на рыбалке.

Как он может помочь на природе или на рыбалке? Очевидно, охлаждением всего, чего захотите, что поместится в объем холодильной камеры — 30 л; причем это охлаждение можно провести вдали от цивилизации и источников энергии — с помощью переносного аккумулятора.

Но сначала давайте рассмотрим принцип работы автохолодильника, чтобы стало ясно, как его дорабатывать. Принцип работы охлаждающей системы основан на применении технологии Пельтье (Peltier), вполне безопасной с химической и электрической точек зрения и не использующей хлорфторсодержащих веществ и охлаждающих жидкостей.

Что мы знаем о системе Пельтье? В основе работы элемента Пельтье лежит эффект, открытый французским часовщиком Жаном Пельтье. В 1834 г. он в процессе эксперимента обнаружил, что при протекании постоянного электрического тока в цепи, состоящей из разнородных проводников, в местах контактов (спаях) проводников поглощается или выделяется, в зависимости от направления тока, тепло. Количество тепла пропорционально току, проходящему через контакт проводников.

Почти такой же принцип охлаждения действует в автохолодильниках и водных диспенсерах (кулерах): на плоский элемент Пельтье в соответствии с полярностью подается напряжение питания 12-14 В. В кулере, так же как и в автомобильном холодильнике имеется твердотельный нагревательный элемент плоской формы, установленный на радиатор охлаждения площадью 20 см?. К радиатору прикреплен вентилятор для дополнительного охлаждения (см. фото 3). Как видно из фото 3, в конструкции установлен вентилятор модели RDH9025S-APF; диаметр лопастей 12,5 см, ток потребления 0,35 А, номинальное напряжение 12 В (работоспособен в диапазоне 9-24 В)

Вентилятор и элемент Пельтье (см. фото 4) подключаются соответствующими разъемами к электронной плате управления. Сечение соединительных проводов к нагревательному элементу не менее 2 мм сделано для того, чтобы минимизировать потери (падение напряжения) в проводах от источника питания. С одной стороны, элемент Пельтье нагревается (за счет приложенного напряжения), а с другой — своей поверхности отдает холод.

????????????? ????? ??????????, ???????????? ?? ????? ????????, ????????? ????? ? ?????????? «???????????» ????????? ????? ? ?????? ??????????? ? ? ??????????? ???, ???? ???????? ? ???????, ? ?????? ? ?????. ??? ? ?????? (???????????), ??? ? ?? ?????? (?????) ??????? ???? ??????????? ?? 0?+5 °? (?????????? ?? ???? ?????????? ????? ????????? 10% ? ?????? ?? ??????????? ??????????), ?????? ???? ??? ??????????? ????? ??? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ????????? ???????; ?? ??? ????? ??????????? ?????????????? ????????????? ?????, ??? ?? ???????? ????????? ????????? ??????? ????????????.

На практике нагревательный элемент и вентилятор могут работать по нескольку часов подряд (особенно летом, когда окружающая температура +25 °C и более). Необходимо учитывать, как инерцию охлаждения температуры и ее естественное приближение к комнатной (несмотря на то что термокамера герметична, но все же не имеет двух стенок, как хороший термос), так и то, что при открывании крышки в резервуар поступит неохлажденный воздух, соответствующий окружающим условиям; поэтому общая температура в термокамере летом сразу повысится.

Инерционная зависимость в данном случае присуща всем устройствам аналогичного модельного ряда. В табл. 1 представлены «охлаждающие» характеристики автомобильного холодильника, протестированного мною. Некоторые модели автохолодильников снабжены встроенным электронным дисплеем (индуцирующим температуру внутри термокамеры) и автоматическим электронным устройством для сохранения (предохранения) аккумулятора. Однако эти многофункциональные автохолодильники будут стоить намного больше, чем приведенная мною (выше) реальная цена простейшего из их собратьев.

Делаем автомобильный холодильник автономным

Для этого его всего лишь нужно дополнить соответствующим аккумулятором. Потребляемая мощность автохолодильника рассчитывается по формуле (приложенное напряжение х потребляемый ток), 12 В х 0,35 А=4,2 Вт. Исходя из этого расчета, подбирался аккумулятор AGM VRLA CT1207 (см. фото 5) c номинальным напряжением 12 В и энергоемкостью 7 А/ч. Это многоцелевая аккумуляторная батарея (далее — АКБ), залитая электролитом с возможностью долива дистиллированной воды в аккумуляторные банки, рассчитана на активный срок службы до 5 лет. Ее вес в состоянии готовности (залитая АКБ) 1,6 кг.

Рекомендованная батарея (или ее аналог по электрическим характеристикам) полностью заряжается от генератора автомобиля (при условии работающего двигателя) за 4-5 часов (зависит от ее новизны и степени разряженности). То есть, если вы отправляетесь на рыбалку в автомобиле, просто с помощью проводов подключите разъем автохолодильника на зарядку, не включая вентилятор автохолодильника (чтобы зарядка пошла лучше). Закрепляем АКБ любым удобным способом (я закрепил АКБ к корпусу холодильника с помощью металлической скобы и двух саморезов, но можно применить и обычный скотч). Электрическое питание холодильника осуществляется «штатным» способом — с помощью разъема для прикуривателя автомобиля и адаптера для сети 220 В.

Кстати, второй вариант «зарядки» автономного аккумулятора усовершенствованного холодильника для рыбалки предпочтительнее: от любого зарядного устройства в домашних условиях зарядите отдельно АКБ или АКБ, уже подключенную к холодильнику, и затем берите его на рыбалку. Время зарядки от напряжения осветительной сети 220 В (через адаптер постоянного тока) того же аккумулятора в домашних условиях у меня заняло 5 часов.

??????????? ? ?????? ???????????? ????? ???, ??????? ????? ?????? «??????? ???????» ?? ???????? ?????? ????????. ????, ? ??????? ????????? ????????? ????????????? ???????????????? ????? ????????????? ???? ???????? ???????? 2 ?? ?????? (??? ?????????? ?????? ??????????, ??????? ????? ???????? ?? 2 ?) ? ?????????? ???????????? ????????? ????? ??????????? ???? ??????. ??? ?????????????? ???????????? ????? ??????????? ?????????? ? ?? ??????? ?????? ?? ???????? ? ????????????? ?????????????.

Несомненные плюсы доработанного холодильника для рыбалки

С учетом небольшой цены холодильника и несложной его доработки (чтобы оно служило рыбаку в автономном режиме) на сегодняшний день разумной альтернативы такому устройству нет. Ведь даже после выключения питания холодильной камеры ее содержимое сохранит заморозку (останется холодным) еще в течение длительного времени (согласно моим тестам, если не открывать крышку, то накопленная отрицательная температура до 0 °С может сохраняться 12 часов и более).

Что можно хранить? Наживку, рыбу, раков (в том числе в живом виде — для этого заполнить термокамеру водой в разумных пределах), лекарства, снег, лед и много чего другого. Шум вращения вентилятора холодильника невелик, что также подтверждается специальным тестом. «Шумовой тест» проведен мной с помощью специального профессионального шумомера DVM401, который при непосредственном приближении датчикамикрофона к работающему вентилятору холодильника показал уровень 71,2 дБ (см. фото 6). Для сравнения: примерно такой же звук издает вентилятор моего ноутбука, если этот шум зафиксировать тем же прибором в непосредственной близости от источника шума. Таким образом, для рыбалки и туризма это устройство можно считать вполне приемлемым.

Условия для долговременной эксплуатации холодильника для рыбалки

Чтобы холодильник для рыбалки служило долго и качественно, потребуется, по возможности, выполнять несколько простых условий. Подключение к устройству должно производиться с соблюдением полярности (+ и -). Так автохолодильник прослужит рыбаку неограниченное количество лет. Для того чтобы холод в термокамере еще более сохранялся, рекомендую внутрь положить 2-3 герметичных изотермических аккумулятора холода (плоские фляги размерами 10х20 см, с наполнителем любого производителя), приобрести их можно в тех же магазинах за символическую цену в 150-200 руб.

Рекомендации эксплуатации холодильника для рыбаков

После каждого использования (хранения рыбы или наживки) следует очистить влажной тканью внутренности термокамеры и внешние стенки. Поскольку устройство накапливает холод относительно инертно, при внешней температуре окружающего воздуха 20 °С, внутри термокамеры температура +3 °С будет достигнута только через 35 минут работы, для поддержания холода внутри камеры следует как можно меньше открывать крышку холодильника во время работы.

Дополнительно можно провести мероприятие для сохранения температуры в термокамере. Для этого крышку автохолодильника придется открыть до шага, иллюстрирующего фото 3. И проложить по периметру внутренней крышки самоклеящуюся изоляционную уплотнительную ленту, применяемую для шумоизоляции в автосервисах (для уменьшения шумности и вибрации соприкасающихся пластиковых деталей). Такая лента свободно продается в магазинах автотоваров и (или) товаров для дома. Как это правильно сделать, показано на фото 7. После прокладки лентой по периметру крышку собирают в обратной последовательности, закручивая до упора 6 саморезов. Теперь ваш новый термосберегатель готов к рыбалке и отдыху на природе.

Предостережения

Имеется ограничение, основанное на электрических характеристиках встроенного вентилятора — активная непрерывная работа не более 36 часов. Однако этого времени вполне достаточно для поездки на природу. Для тех случаев, когда условия жизни на природе и эксплуатация требуют большего времени, достаточно на 2 часа выключить автохолодильник, а затем снова включить еще на 36 часов. Не желательно держать холодильный ящик вблизи открытого огня, чтобы не нарушить целостность (деформировать) герметичной камеры.

Не стоит также и целиком опускать холодильник в воду, поскольку в нем присутствуют электрические детали и компоненты (вентилятор, охладитель с элементами Пельтье, аккумулятор), чтобы не испортить холодильник и не нанести вред природе. Прикрытие (невольно или намеренно) вентиляционной решетки приведет к тому, что эффективность охлаждения намного уменьшится. С той же целью нежелательно эксплуатировать холодильник в пустыне, на пляже и местах с большим скоплением пыли. С другой стороны, практические тесты показали, что доработанный автохолодильник хорошо служит как летом, так и зимой и может сохранить для вас на несколько часов не только рыбу в замороженном состоянии, но даже и лед, и снег (см. фото 8 и 9).