Партия «Союз русского народа» (СРН). Партия «Союз русского народа» (СРН) Союз русского народа политические требования




«Союз русского народа » (СРН) - одна из крупнейших национально-монархических партий консервативного толка - возник в ноябре 1905 года во многом как реакция на появление в России либеральных и радикально левых политических партий, поставивших задачу смены государственного строя.

В ноябре в Петербурге состоялся I учредительный съезд cоюза и были сформированы руководящие органы, в том числе Главный совет, председателем которого избрали известного русского педиатра доктора медицины Александра Дубровина . Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых были крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Пуришкевич , редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут , богатый курский помещик, статский советник Николай Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Соболевский , известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иловайский и другие. Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой выступал сам Дубровин.

Александр Дубровин

В августе 1906-го Главный совет партии утвердил партийный устав и принял программу партии, идейной основой которой стала «теория официальной народности», разработанная графом Сергеем Уваровым ещё в 1830-е, - «самодержавие, православие, народность». Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:

1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;

2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;

3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;

4) приоритетное развитие русской нации - великороссов, малороссов и белорусов.

Тогда же под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня», которую первоначально возглавил Грингмут. Кстати, за основу этой организации взяли древнюю форму русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации. А само название «Чёрная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т.е. «чёрными», сотнями. Между прочим, именно такие «чёрные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского , которое спасло страну в 1612 году.

Вскоре среди руководителей СРН стали нарастать острые противоречия. В частности, товарищ (заместитель) председателя Главного совета Пуришкевич, обладавший незаурядной харизмой, начал постепенно оттеснять Дубровина на второй план. Поэтому в июле 1907-го в Москве был срочно созван II съезд «Союза русского народа», на котором сторонники Дубровина приняли постановление, направленное против неуёмного самоуправства Пуришкевича, который в знак протеста против данного решения вышел из состава партии. Однако история не закончилась и получила дальнейшее развитие на III съезде СРН, состоявшемся в феврале 1908-го в Петербурге. На сей раз группа именитых монархистов, недовольных политикой Александра Дубровина, обратилась с жалобой к члену Главного совета графу Алексею Коновницыну, что привело к новому расколу не просто в самом центральном руководстве, но и в её региональных отделах: московском, киевском, одесском и других. В результате в ноябре 1908-го Пуришкевич и его сторонники, в число которых входили ректор Московской духовной академии Антоний Волынский, томский архиепископ Питирим и тамбовский епископ Иннокентий, вышедшие из состава СРН, создали новую организацию - «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

Владимир Пуришкевич

Тем временем обстановка внутри СНР продолжала ещё больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» явилось отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября. Лидер СРН Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считал, что любое ограничение самодержавной власти принесёт крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Николай Марков полагал, что Манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счёт, а подчиниться воле монарха.

По мнению ряда современных историков, такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении СРН оказался лично заинтересован премьер-министр Пётр Столыпин, стремившийся создать в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов). Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам Дубровин, и его сторонники крайне негативно относились ко всем «трём китам» столыпинской внутренней политики:

1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию - Всероссийский национальный союз;

2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путём преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;

3) наконец, они являлись противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований Столыпина.

Пётр Столыпин

В декабре 1909-го, пока лидер СРН пребывал на лечении в Ялте, в Петербурге произошёл «тихий переворот» и к власти пришёл его новый заместитель граф Эммануил Коновницын. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почётного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился. Однако вернуть прежнее влияние в партии так и не смог, и в 1911-м она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя». Таким образом, политика Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой насчитывалось до 400 000 членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой. Неслучайно бывший одесский градоначальник генерал Иван Толмачёв в декабре 1911 года с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».

Тупик «мужицкого демократизма»

Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 году был создан Совет монархических съездов, однако воссоздать единую организацию не получилось.

Позже в общественном сознании вполне основательно сформировали лживый кровожадный образ «Союза русского народа» и «Чёрной сотни», который до сих пор формирует негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю. Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:

1) были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;

2) использовались реакционными кругами в своих узкоклассовых корыстных интересах;

3) выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов.

Между тем на совести «Чёрной сотни» было всего три политических убийства, тогда как на совести левых радикалов - десятки тысяч. Достаточно сказать, что, по последним данным современной американской исследовательницы Анны Гейфман , автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами «Боевой организации эсеров» в 1901–1911 годах стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра (Николай Боголепов, Дмитрий Сипягин, Вячеслав Плеве ), 7 губернаторов (великий князь Сергей Александрович, Николай Богданович, Павел Слепцов, Сергей Хвостов, Константин Старынкевич, Иван Блок, Николай Литвинов ).

О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские учёные и деятели русской культуры, как химик Дмитрий Менделеев, филолог Алексей Соболевский, историки Дмитрий Иловайский и Иван Забелин, художники Михаил Нестеров и Аполлинарий Васнецов, и многие другие.

Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом: почему произошёл крах СРН и других патриотических партий? Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство явилось первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом». А это оказалось совершенно не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Чёрную сотню» следовало немедленно остановить, и её остановили. Ведь неслучайно самый проницательный политик той поры Владимир Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это - темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».

Евгений СПИЦЫН

Деятельность Либерализм Народность Организация политическая Отношения социальные Петропавловская крепость Погром Политика Революция Ремесло Реформы Россия Санкт-Петербург Свобода Советы "Союз русского народа" Суды Российской Федерации Террор Труд Февральская революция Царь Частная собственность Черносотенцы Чиновник Витте С.Ю. Николай II Столыпин П.А. 1855 28 ФВ 1917 14 ОК 1917 1 НЯ 1920 АП 1921

"Союз русского народа" - самая крупная из черносотенных партий России . 6 НЯ 1905-8 НЯ 1905 в Петербурге произошло преобразование "Русского собрания" (возникло в 1900 ) в "Союз русского народа". В "Союзе" были представлены все сословия и социальные группы , но главную роль в его создании сыграла интеллигенция . Имела своей целью сохранение самодержавия и "единой и неделимой России", финансировалась правительством. Союз отличала национальная и религиозная нетерпимость (под лозунгом "Россия для русских"), антисемитизм . С ведома полиции проводила погромы . Лидеры - Дубровин А.И . (1905-1910 ), Пуришкевич В.М . В III Госдуме Союз имел 32 депутата. Официальным органом "Союза русского народа" была ежедневная газета "Русское знамя". К к.1907 "Союз" располагал 2124 отделами в 66 губерниях России , численность членов "Союза" составляла примерно 350 тыс.членов. Программа "Союза" была выработана в 1906 . Краеугольным камнем программ всех партий в то время был национальный вопрос . В к.XIX-н.XX в. на окраинах империи происходил подъём националистических движений , появилось большое количество партий, имевших националистическую окраску. Сепаратизм окраин вызвал ответную реакцию. Черносотенные организации связывали себя исключительно с русским населением. В области внешней политики "Союз русского народа" выступал за осторожную, взвешенную политику. Члены "Союза" выступали за единую и неделимую Россию и заявляли, что "завоёванные кровью предков земли" навсегда останутся в составе России. В программе организации был выдвинут тезис "Россия для русских". В партийных документах подчёркивалось, что "русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая", только русским должно принадлежать "право государственного строения и управления". Под русскими члены "Союза" подразумевали также украинцев и белорусов. В духе насильственной русификации члены "Союза" собирались решать проблему языка и культуры . Русскому языку отводилась роль государственного и обязательного для всех подданных. Но они настаивали на том, чтобы просвещение и образование строились на национальных началах. Низшее образование предполагалось полностью передать в ведение Русской православной церкви . Среднее и высшее образование д.б. стать привилегией русского населения и приравненных к нему народов . Русские наделялись "исключительными" и "преимущественными" правами. Так, русские д.б. иметь исключительное право на государственную службу, преподавательскую и адвокатскую деятельность . Программные документы "Союза" обещали уважать религию, культуру, обычаи нерусских народов. Все народы, населявшие Российскую империю, были поделены ими на "дружественные" и "недружественные" русским. К "дружественным" относились народы, исконно населявшие Россию. Их "союзники" называли "равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами". К потенциальным врагам России относили народы, чьи представители принимали активное участие в революционном и национально-освободительном движении, а также финнов , поляков, некоторые кавказские народы. "Союз русского народа" был единственной партией, открыто заявившей о своём антисемитизме.

Национальный состав населения Российской империи в начале XX в.

Черносотенцы требовали строго соблюдать "черту оседлости ", наложить полный запрет на получение евреями образования, не допускать их на государственную и общественную службу, лишить избирательных прав , запретить заниматься врачебной деятельностью, адвокатурой, журналистикой. Целью "Союза" являлось выселение евреев в Палестину. В политической области "Союз" высказывался за неограниченную монархию . В аграрном вопросе выступали против любых попыток конфискации частнособственнических земель. Они предлагали покончить с крестьянским малоземельем путём продажи государственных земель "по доступным ценам", организацией переселения , развитием мелкого сельского кредита , улучшением агротехники. В рабочем вопросе высказывались за "упорядочение условий труда ", "возможное сокращение рабочего дня". В н.1908 по политическим расхождениям из "Союза" вместе с группой единомышленников вышел Пуришкевич В.М. и создал "Русский народный союз имени архангела Михаила ". "Союз русского нарда" прекратил свою деятельность вместе с отречением Николая II от престола. Внутренние разногласия привели к распаду "Союза" в 1908-1912 на ряд самостоятельных организаций.

Антисемитизм Государство III Госдума Группа социальная Губерния Движения социальные Деятельность Избирательная система Избирательное право

Партии. «Союз русского народа»

Название партии

«Союз русского народа», крайне правая монархическая черносотенная партия.

Девиз:

«За Веру, Царя и Отчество».

Гимн: «Боже, Царя храни!»

Годы существования

190-1917 (прекратила существование после Февральской революции)

Социальная база

    Знатные дворяне

    Крупные чиновники

    Военные

    Деятели культуры, интеллигенция и др.

Численность

В период расцвета партии (1907) до 400 тысяч

Лидеры

А.И. Дубровин

В.М.Пуришкевич

Программа

    Государственное устройство

    Сохранение существующего порядка

    Укрепление самодержавия, неограниченной монархии.

    Сохранение сословий

    Необходимость сохранения господствующего положения церкви

    Царь не должен отождествляться с правительством. Правительство несёт полную ответственность за свои действия.

    Единство и неделимость России

    Единство власти и народа через совещательный орган

    Для властей - свобода слова, печати, союзов, неприкосновенность личности.

    Национальная политика

    Великодержавный шовинизм. Развитие национального русского самосознания, объединение русских людей для общей работы на благо Российской империи. Под русским понимались белороссы, великороссы и малороссы - всё славянское православное население. Русский язык – государственный язык

    Инородцы делились на дружественные и недружественные (в зависимости от степени их участия в революционном и национальном движении). Им предоставляли либо льготы, либо ограничения.

    Все народы России, кроме евреев, должны пользоваться равными правами

    Антисемитская политика, обвинение евреев во враждебном отношении к христианству, в их стремлении к мировому господству

    Враждебное отношение и к полякам, которые, как и евреи, «завладели богатствами нашей род­ной земли и высасывают последние соки из русских людей»

    Аграрный вопрос

    Неприкосновенность частной собственности

    Отрицание любых вариантов отчуждения помещичьих земель

    Передача малоземельным крестьянам земли по доступным ценам через Крестьянский банк

    Оказание помощи переселенцам для переезда на новые места

    Предоставление мелкого кредита для хозяйственных нужд и др.

    Рабочий вопрос

    Улучшение положения народа

    Облегчение труда рабочих, «упорядочение условий труда»

    Улучшение условий быта

    «Возможное « сокращение рабочего дня

    Введение страхований

    Сотрудничество между рабочими и предпринимателями

    Социальная и экономическая политика

    Участие в открытии школ, больниц, церквей издание литературы. С этой целью планировалось создание « Всероссийского банка Союза русского народа»

    Содействие российскому предпринимательству

    Освобождение русских финансистов от зависимости от иностранных банков

    Избавление от засилья бюрократии

    Введение всеобщего бесплатного образования

Методы и средства борьбы

    Выступление против революции и парламентаризма

    Проведение преобразований посредством последовательных и осторожных реформ

Монархические партии правительственного лагеря возникли только в ходе революции 1905-1907 гг., после опубликования царского Манифеста 17 октября 1905 г. Создавались эти партии под непосредственным влиянием революцион­ного движения и в противовес ему.

До начала революции самодержавие не признавало никаких обществен­ных организаций, даже для собственной защиты. Деятельность помещичьих кружков носила не политический характер. Они больше были похожи на клубы, объединяющие идейных сторонников самодержавия.

Первая легальная монархическая организация появилась в октябре - но­ябре 1900 г. в Петербурге под названием «Русское собрание». Устав этого кружка был утвержден в январе 1901 г. заместителем министра внутренних дел П.Н. Дурново и предусматривал изучение явлений русской и славянской народной жизни, разработку вопросов русской и вообще славянской словесности, худо­жеств, народного хозяйства, охранение чистоты и правильности русской речи.

Членами «Русского собрания» были знатные дворяне, крупные чиновники и военные, некоторые деятели искусства. По мере нарастания революции оно все больше превращалось в центр притяжения всех правительственных сил. Именно здесь обкатывались политические лозунги крайне правых, отбирались будущие вожди черной сотни. .

В ноябре 1905 г., после Манифеста 17 октября «Русское собрание» опуб­ликовало свою избирательную программу, которая стала общей для всех органи­заций правого толка. В ней утверждалось, что самодержавие не отменяется Ма­нифестом; Государственная дума не должна ничего менять в основных законах, а может только осуществлять деловую разработку и обсуждение законодательных предложений, и надзор за действиями государственных властей. Отдельными пунктами утверждалась необходимость сохранения господствующего положения православной церкви, отмечалось, что царь не должен отождествляться с прави­тельством; правительство несет всю ответственность за проводимую в стране политику. Русский язык признавался государственным; евреи обвинялись во враждебности к христианству и стремлении к всемирному господству. .

Но «Русское собрание, скорее, представляло собой политический салон. Начиная с января 1905 г. активизировались дворянско-сословные кружки и организации, начался процесс их обновления. Возникает множество монархиче­ских организаций в различных районах страны. Все они отстаивали незыблемость самодержавия, помещичьего землевладения, стремились сохранить политическую систему.

В апреле 1905 г. были образованы «Союз русских людей» и «Русская мо­нархическая партия», а осенью того же года, когда политическая деятельность перестала считаться государственным преступлением, - возникли многочислен­ные черносотенные организации: «Союз русского народа» «Народная партия порядка» «Союз законности и порядка», «Общество активной борьбы с револю­цией», «Белое знамя», «Двуглавый орел» и т.п.


Черносотенство в России имеет свою историю. Само определение «черная сотня» первоначально имело самый невинный смысл. На Руси «черной сотней» называли податное посадское население, простых русских людей. Эта историче­ская параллель часто использовалась в пропагандистских целях. В «Руководстве монархиста – черносотенца» на риторический вопрос: «Почетное ли звание «чер­ная сотня»? – дается утвердительный ответ: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собранная вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

Разумеется, в начале ХХ века черных сотен в прежнем понимании больше не было. Это название возродилось в 1905 г. на газетных страницах как презри­тельная кличка. Она прочно приклеилась к участникам погромов в 1905-1906 гг., а позднее и ко всем крайне правым.

Черносотенцы поддерживали правительство, стояли за самодержавную монархию, за полицейскую власть, за сохранение всей помещичьей земли. Круп­ный деятель монархической партии Илиодорв «Правде о Союзе русского на­рода», выпущенной в Одессе в 1907 г.,писал, что они желают возродить древнее братство, чтобы русские люди не обижали друг друга, чтобы помещики и вообще богатые люди не обижали крестьян и своих подчиненных, а крестьяне не шли бы войной против помещиков. Чтобы все дружно встали друг за друга против ино­странцев, особенно жидов и поляков, которые завладели богатствами нашей род­ной земли и высасывающие последние соки из русских людей.

В целом, черносотенцы были убеждены в изначальной порочности демократиче­ских принципов, считали, что слабый или порочный монарх может принести большой вред, но это предпочтительнее борьбы за власть между политиками. Демократия – это обман. Как бы ни устраивалась система выборов, народная масса всегда участвует лишь в слабой доле голосования. Но и по этому вопросу у них не было единства взглядов. Одни из них уже не отрицали необходимости законодательных учреждений, другие высказывались за их замену законосовещательным народным представительством (Земский собор). Третьи продолжали настаивать на реставрации неограниченного самодержавного режима. Однако эти различия во взглядах не мешали черносотенцам единодушно выступать с довольно резкой критикой правительственной бюрократии, включая высших чиновников.

Идеализируя традиционные и патриархальные устои, черносотенцы сознавали неизбежность развития капитализма. Антибуржуазный заряд своей критики они направляли лишь на некоторые неприемлемые для них его стороны (монополии, чрезмерное увлечение иностранными инвестициями и т.п.). Мо­нархическая пресса требовала даже объявления всех существующих синдикатов и трестов вне закона. По мнению черносотенцев, государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать национальный состав предпринимателей и одновременно, в целях сохранения и упрочения особого пути развития России, содействовать развитию национальной промышленности, ориентируясь на среднюю и мелкую промышленность, различные кустарные промыслы.

В основе идеологического «костяка» черносотенцев лежал старый «тре­угольник» графа Уварова: самодержавие – православие – народность, который был модернизирован злобными призывами объединяться всем русским патриотам и защищать веру, царя и отечество от внутреннего врага.

А врагов у России, по мнению черносотенцев, было три: инородец, интел­лигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многона­циональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с нацио­нально – освободительным движением. Невозможно подавлять другие народы, не подавляя свою собственную интеллигенцию с ее демократическими и интерна­циональными традициями. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Все взаимосвязано.

Образ злодея-инородца традиционно использовался в контрреволюцион­ной пропаганде. Однако сам образ менялся. В течение почти всего XIX века зло­деем-инородцем был поляк. Но на рубеже веков злодей изменил национальность и превратился в еврея. Правда, и позже поляки считались «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологией стал антисемитизм.

Отчего произошла такая метаморфоза? В XIX веке самым мощным на­ционально – освободительным движением было польское. Его кульминацией стало восстание 1863 года, которое произвело громадное впечатление на всю Россию. Поэтому не случайно именно с польским народом начали связывать революционную борьбу. Кроме того, поляки были католиками, т.е. иноверцами. Так сложился стереотип, который активно использовался в консервативной идео­логии XIX века.

На рубеже веков массовое национально – освободительное движение ох­ватывает уже многие народы, и поляки теряют ореол исключительности. Развива­ется капитализм, в интересах которого – ликвидация национальной обособленно­сти народов и национального неравенства. Между тем в России наиболее бес­правной оказалась нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма.

Даже В. Розанов, которого никак нельзя обвинить в нежной любви к ев­реям, считал их положение в России совершенно невыносимым для любого дру­гого народа. Русские евреи были ограничены в праве выбора места жительства, им запрещалось проживать во внутренних губерниях России и Сибири. Ограни­чения черты оседлости не распространялись на купцов первой гильдии, лиц, имевших высшее образование, фельдшеров, дантистов, акушерок, ремесленников. С 1891 г. запрещено проживание евреев – ремесленников в Москве и Московской губернии и произведены их массовые выселения. В 1893 г. из черты оседлости были исключены Ростов-на-Дону и Таганрог.

Приезд и временное пребывание евреев во внутренних губерниях обстав­лялись многочисленными стеснениями, нарушение их влекло за собой различные меры административной ответственности. Им не разрешалось приобретать в соб­ственность или аренду недвижимое имущество вне городов и местечек губернии черты оседлости, независимо от их места проживания (с 1903 г.). Вместе с этим ограничивалось право промышленности и торговли, право образования.

От участия в городских и земских выборах евреи были устранены, в офи­церские чины не производились, на государственную службу практически не принимались. По законам Российской империи еврей никаким образом не мог стать ни земледельцем, ни скотоводом.

Поэтому не удивительно, что борьба за эмансипацию, задержавшаяся в сравнении с Европой на 100 лет, все больше вовлекала еврейскую молодежь как в национально – освободительное, так и в революционное движение. Соответст­венно, то и другое было взаимосвязано, ибо только после свержения самодержа­вия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равно­правие с другими народами.

В начале XX века ультраправый лагерь считал евреев главными виновни­ками революционной смуты. Официальная цель черносотенцев заключалась в том, чтобы «возбудить энергию евреев в деле скорейшего переселения в собст­венное государство и обзаведения собственным хозяйством».

Ненависть к евреям (они же революционеры) была неразрывно связана с ненавистью к собственной русской интеллигенции.

Безусловно, и русская интеллигенция не была однородной массой. Но к черносотенцам не примкнул ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы», «подлые най­миты», «изменники родины», «интеллигентская шушера», «жидолюбы», «жидо­хвосты» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Лев Толстой, Чехов, Горький, Леонид Андреев, Мережковский, Милюков, Набоков, Маклаков, Зарудный.

Для черносотенной печати характерны также элементы возрастного кон­серватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям.

Простота, с которой все беды отечества списывались на внутреннего врага, делало черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Но полное отсутствие созидательных требований свидетельствовало об ее слабо­сти. Черносотенцы ничего не обещали и ничего не предлагали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное дви­жение пошло на убыль уже к концу революции 1905-1907 гг. Сказалось неумение черносотенцев предложить позитивную программу.

По мнению самих черносотенцев, их объединял национальный характер движения «истинно русских людей». В своей печати листовках они обращались исключительно к «триединому русскому народу», куда относили так же украин­цев и белорусов, не признавая их самостоятельными нациями. К их самобытной культуре относились свысока, а их языки считали простонародными диалектами.

К «истинно русским» они относили не всех русских, лишь сторонников монархических убеждений, причем наиболее крайних. Следовательно, черносо­тенное движение было все-таки не национальным, а одним из политических. Список «истинно русских вождей» пестрил молдавскими, греческими, грузин­скими и немецкими фамилиями: Грингмут, Думбадзе, Пуришкевич. Привечал «Союз русского народа» и мусульман. Была попытка создать «Мусульманский Союз русского народа из казанских татар». В то же время к категории «евреев и еврействующих» относили князей Павла и Петра Долгоруковых, П.Н. Милюкова.

Постоянно подчеркивая революционность евреев, их стремление к рес­публике, парламентской демократии, к свободе, черносотенцы приписывали соб­ственному народу (кроме крамольной интеллигенции) политический консерва­тизм, покорность властям, ненависть к инакомыслию, неприятие правового госу­дарства.

Крестным отцом российского черносотенства можно с уверенностью счи­тать шефа службы политического сыска, директора Департамента полиции, ми­нистра внутренних дел России В.К. Плеве. Именно он в начале ХХ века присту­пил к созданию организационных структур черной сотни, подбирая для них кадры. Материальным источником существования крайне правых было прави­тельство, причем это не скрывалось. Субсидии выдавались также из секретных фондов Министерства внутренних дел. Деньги шли также от купцов, помещиков, предпринимателей. Ежегодно субсидии, поступавшие в кассу черной сотни из всех источников, составляли 250-300 тыс. руб. . Но помощь не покрывала расходов. Один из видных черносо­тенцев Н.Е. Марков, получая из рук министра внутренних дел толстый пакет с деньгами, каждый раз роптал: «Что даете пустяки?»

Крайне правые пользовались симпатиями высших властей. Губернаторы оказывали содействие черносотенной пропаганде. Но монархисты ориентирова­лись на самых консервативных советников. В то же время Председателя Совета министров графа С.Ю. Витте считали, чуть ли не вождем революции и даже под­кладывали бомбы в его дом. Известный черносотенный деятель иеромонах Илио­дор призывал еженедельно драть министров розгами, как жидомассонов, а Сто­лыпина пороть по средам и пятницам, дабы помнил постные дни.

В свою очередь, правительство штрафовало и закрывало наиболее оголте­лые черносотенные газеты, за демагогические нападки черносотенцев на царское правительство их даже называли «революционерами справа».

Как известно, все партии и движения славились какой-нибудь особо по­любившейся тактикой. Черносотенцам принадлежит монополия погромной так­тики. Еще в 1902 г. в Саратове, в 1903 г. в Кишиневе и Гомеле так называемые «русские патриоты» избивали демонстрантов и устраивали погромы. Объектом избиений были инородцы, демократическая интеллигенция. Практиковался и индивидуальный террор. С 17 октября по 1 ноября 1906 г. погромы имели место в 358 населенных пунктах, в результате их погибло 1622 и ранено 3544 человека. . Интересны факты черносотенных дружин. Их основная функция состояла в том, чтобы оказывать непосредственное содействие полиции в борьбе с революционным движением. В 1906-1907 гг. они существовали в 11 городах. . Власти на всех уровнях не только попустительствовали черносотенцам, но и оказывали им прямое содействие, включая и снабжение оружием.

Массовой политической черносотенной организацией стал созданный 8 ноября 1905 г. в Петербурге «Союз русского народа». Высшим органом «Союза» было совместное собрание членов – Учредителей и Главного совета. Печатным органом была газета «Русское знамя».

Главный Совет ведал всеми текущими делами и состоял из 12 действи­тельных членов и 18 кандидатов. Каждые 3 года должно было проходить обнов­ление Совета, но только на четверть. Главный Совет избирал Председателя, двух его заместителей и казначея.

Председатель наделялся исключительными полномочиями, избирался по­жизненно, мог оставить должность только по собственному желанию, при этом оставаясь Почетным председателем. .

Председателем Главного Совета «Союза русского народа» был Александр Иванович Дубровин, доктор медицины, статский советник. Он окончил медико-хирургическую академию, работал в детском приюте. Потом занялся частной практикой. Он редактировал черносотенную антисемитскую газету «Русское знамя». Являлся организатором ряда политических убийств, в т.ч. по его указа­нию готовилось покушение на лидера кадетов П.Н. Милюкова. Осенью 1920 г. был арестован ВЧК, в декабре 1920 г. приговорен к расстрелу за организацию целого ряда убийств, погромов, поджогов. .

Его заместителем были Владимир Митрофанович Пуришкевич и Алек­сандр Иосифович Тришатный. Пуришкевич – крупный землевладелец Бессараб­ской губернии. С отличием окончил Новороссийский университет, писал сатиры в стихах и прозе, проявил себя прекрасным оратором. Умный и беспощадный политик, он с 1900 г. служил в Министерстве внутренних дел Плеве. Был депута­том II, III, IV государственной думы. Приобрел широкую известность своими погромными, антисемитскими выступлениями в Думе. Тришатный – инженер, автор Устава «Союза русского народа», организатор районных отделов партии. .

Среди руководителей «Союза» были известный филолог, академик А.И. Соболевский, сын знаменитого поэта А.А. Майков, литературовед и пушкинист Б.В. Никольский. Черносотенцев поддерживал религиозный философ архиепи­скоп Антоний Волынский, хорошо знавший Ф.М. Достоевского и послуживший в молодости прототипом для Алеши Карамазова. Как мы видим, люди разные. Но всем им было присуще имперское мышление. Они видели, что империя зашаталась, и реагировали соответствующим образом.

Социальной базой СРН были: крупное и среднее поместное дворянство, незначительная часть буржуазии, гражданская и военная бюрократия, чьи эконо­мические и социальные интересы были тесно связаны с самодержавием и им охранялись, - это губернаторы и градоначальники, помещичьи чины и другие чиновники, вплоть до министров. Были представители духовенства и интелли­генции, крестьянства и рабочих. Черносотенные организации создавались и в студенческой среде, но количество их членов не превышало 5-10% всего студенчества. .

В конфликте между трудом и капиталом черносотенцы взяли на себя ми­ротворческую миссию. Их программа гласила, что СРН призывает как хозяев, фабрикантов и их уполномоченных, так и рабочих стараться разрешить возни­кающие между ними недомолвки, споры, раздоры полюбовно, по Божию, следуя заповедям Господним.

Они обещали содействие в возможности сокращения рабочего дня, госу­дарственном страховании на случаи смерти, увечья, болезни и старости, упорядо­чение условий труда. К тому же черносотенцев в первую очередь принимали на работу, поскольку их благонадежность не вызывала сомнения.

Черносотенное «Общество активной борьбы с революцией и анархией» открыло в Петербурге несколько столовых для нуждающихся рабочих, а москов­ский отдел устроил бесплатную библиотеку и вечерние курсы грамоты. При «Экономическом союзе» в Петербурге существовало бюро труда для изыскания мест безработным. На Путиловском заводе большевики и черносотенцы поделили сферы влияния. Большевики закрепились в «холодных» мастерских, черносо­тенцы – в «горячих» (прокатном, мартеновском) цехах. Объяснялось это тем, что в «горячих» цехах квалифицированные рабочие зарабатывали очень прилично – 80-100 руб. в месяц, и участвовать в забастовках не имели ни малейшего желания.

Аграрная часть программы СРН предусматривала неприкосновенность частной собственности, продажу крестьянам на выгодных для них условиях ка­зенных земель, увеличение помощи переселенцам. Одновременно подчеркивалась необходимость упрощения порядка продажи крестьянами своих земель и выхода из общины. .

Как мы видим, у черносотенцев не было действенной аграрной про­граммы. И все же значительное число членов «Союза» составляли крестьяне. Дело в том, что крестьяне выступали орудием иных сил. Нередко инициатива открытий отделов СРН исходила от местных помещиков. Огромное значение имел пример духовенства, в большинстве своем поддерживавшего черносотен­цев.

Можно привести выдержку из полицейского донесения, которая также разъясняет секрет крестьянских «симпатий» к СРН: «В некоторых деревнях число примкнувших к «Союзу русского народа» достигает 600-700 чел. Идут сборы на приобретение Союзнического флага и Союзнических значков. Агитатор «Союза» рекомендует спешить запасаться значками, обладатели которых будут-де освобо­ждены от земских сборов и примут участие в предстоящем в самом близком бу­дущем разделе панских земель … В особенности усердно раскупаются эти ново­явленные индульгенции крестьянами, имеющими большое количество сыновей, чем больше значков – тем больше наделов».

Точных данных о численности СРН нет. Надо иметь в виду, что большин­ство членов СРН состояло в нем номинально: при их вербовке черносотенцы нередко записывали в отделы целые селения, улицы, предприятия, внося в списки и детей. Руководители СРН уверяли, что в их рядах состоит до 3 млн. чел. Их противники считали, что «Союз» «даже в периоды наивысшего расцвета распола­гал несколькими тысячами, максимум 1-2 десятками тысяч на всю Россию посто­янных членов». На основе архивных изысканий С.А. Степанов установил, что в конце 1907 – начале 1908 гг. в 2208 населенных пунктах действовало 2229 отделов монархических организаций разного типа. Их общая численность составляла примерно 410 тыс. человек.

Конечная цель деятельности СРН определялась введением в стране стро­гого, прочного правового порядка на основе единства и неразделимости царской власти, основанной на единении царя с народом. Признавалось совещательное народное представительство в лице Государственной думы.

Выработка верной тактики по отношению к Думе была важной политиче­ской задачей для всех партий России. Монархисты принципиально отрицали думу, обладавшую законодательными правами, но приняли самое активное уча­стие в выборах, заявив, что тем самым выполняют волю монарха.

Дума первого созыва должна была собраться после поражения Декабрь­ского вооруженного восстания, что вселяло надежду. К тому же выборы прохо­дили по закону от 11 декабря 1905 г., по которому значительное преимущество отдавалось крестьянам. Это тоже устраивало монархистов. Однако правые потер­пели сокрушительное поражение. Только один депутат от блока правых с октяб­ристами оказался в Думе. Причем такое объединение было, скорее, исключением, т.к. монархисты отказывались от соглашения с октябристами из-за конституци­онных воззрений. Проводить свои идеи через Думу монархистам было невоз­можно, и они стали своими средствами бороться против нее.

При выборах II Думы монархисты заручились поддержкой правительства, в качестве избирателей регистрировались даже полицейские. Вошло 10 правых и монархистов. Вместе с октябристами – 54 депутат. В Думе, будучи в меньшин­стве, они прибегали к форме скандалов, ругани в адрес противников. Неодно­кратно наказывались изгнанием из зала заседаний Думы. Именно с помощью этих партий удалось распустить II Государственную думу.

После роспуска Думы вводится новое положение о выборах. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам буржуазии, 65 голосам мелкой городской буржуазии, 260 голосам крестьян и 550 голосам рабочих. Третья избирательная компания была более удачной. В Думу прошли 168 членов СРН и беспартийных правых.

Как известно, все партии и движения славились какой-нибудь особо по­любившейся тактикой. Черносотенцам принадлежит монополия погромной так­тики. Еще в 1902 г. в Саратове, в 1903 г. в Кишиневе и Гомеле так называемые «русские патриоты» избивали демонстрантов и устраивали погромы. Объектом избиений были инородцы, демократическая интеллигенция. Практиковался и индивидуальный террор.

Что такое погром – все приблизительно знают. Экзальтированная толпа идет по улицам, громит магазины, лавки, квартиры, избивает и убивает людей, не делая различий между мужчинами, женщинами, детьми.

Погромы происходили в России и раньше. Но только в ХХ веке они при­обрели политическую окраску и только в ХХ веке превратились в тактику целого политического движения.

Наиболее распространенными были еврейские погромы. Но на Кавказе обязанности евреев исполняли армяне, а в России – русские интеллигенты и уча­щиеся. Психологически это вполне объяснимо. Рушился государственный уклад, привычный образ жизни. Народ в своем большинстве не был подготовлен к демо­кратическим преобразованиям. В Екатеринбурге, например, одному журналисту проломили голову за попытку зачитать вслух царский манифест о свободах.

Демократы же не учитывали консервативности мышления, мало счита­лись с чувствами людей, сохранявших веру в прежние идеалы. Сбрасывались с фасадов императорские вензеля, крушили портреты венценосца и бюсты его пред­ков. Кое-где собирали деньги на «гроб Николаю II». Естественно, это вызывало возмущение.

Вот как отзывался о погромах епископ Антоний, не страдавший юдофиль­ством: « …В это самое время за стенами храмов пьяная, озверевшая толпа врыва­лась в еврейские дома, грабила имущество жильцов, терзала людей, не щадя старца и младенца. Бесчестили женщин, разрывали грудных младенцев на глазах матерей, и трупы их выбрасывали из окон на улицу вместе с товарами еврейских магазинов. А там жадная толпа, не замечая окровавленных тел, бросалась через них к одеждам и украшениям и хватала себе все, что попадалось под руку; граби­тели обогащались вещами, облитыми кровью несчастных жертв».

В погромах участвовали не помещики и капиталисты, а социальные низы общества: мелкие торговцы, ремесленники, рабочие, дворники, просто городской плебс. Мало кто из них был доволен своей жизнью до 1905 года, но все они ви­дели, что от митингов, демонстраций и беспрерывных стачек жизнь не улучша­ется, но все более усложняется. В том, что революционные брожения не были причиной, а следствием общегосударственного кризиса, мог разобраться далеко не каждый.

Естественно, погромная деятельность лидерами СРН отрицалась. По­громы представлялись как святая месть русского народа за происки инородцев, а ответственность за убийства возлагалась на сионистские или крайне левые груп­пировки. Надо сказать, что хорошую «услугу» черносотенной пропаганде оказы­вали террористические акты и «экспроприации», организуемые эсерами и боль­шевиками.

В прокламациях СРН, наряду с лозунгами «Россия, прежде всего, для рус­ских!», «Соединимся же люди русские, все без различия сословий в прочный неразрывный союз за Веру, за Царя и Отечество! Но будем твердо помнить, что наш Союз есть Союз мира и любви!», были призывы «соединяться в кружки, составлять списки всем крамольникам и бунтовщикам в городах и селах, бить их кому, как и чем удобнее, ночью, из-за угла, через окна».

Безусловной гражданской добродетелью в среде черной сотни считалось доносительство. Доносить, как следует из Устава, можно было на каждого. Под­час доносы были полны абсурда и свидетельствовали об интеллектуальном уровне доносчиков. Например: «Возле врача Гиндина группируются революцио­неры, власти, дворяне, политики и прочая революционная сволочь», или: «Счи­таю нужным сообщить, что я узнал из достоверных источников, что наш Саха­линский граф С.Ю. Витте страдает прогрессивным параличом мозга. Думаю, что мое сообщение Вам нелишне».

Главная ставка делалась на примитивное разжигание национальной розни. «Союз русского народа» был активен только в районах с многонациональным составом населения. Наиболее активно действовал СРН на Украине, в Белоруссии – регионах со смешанным населением. А в 15 губерниях «черты еврейской осед­лости» было сосредоточено более половины всех членов Союза. .

В губерниях со слаборазвитой промышленностью находилось 49,4% членов крайне правых организаций, соответственно, в среднеразвитых – 21,6%, в высокоразвитых – 29%. .

Черносотенцы поделили все народы на «дружественные» и «враждебные». Критерием служило участие или неучастие в революционном и национальном движении. Нерусское население Поволжья, Средней Азии и Сибири считалось лояльным, тогда как финны, поляки, армяне, кавказские «туземцы» были отне­сены к «враждебным инородцам».

Осенью 1907 г. из СРН выходят Пуришкевич, Восторгов, Андреев и др., и в 1908 г. утверждают «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Единственное отличие нового союза от старого заключалось в том, что его руко­водители признавали необходимость существования законодательных учрежде­ний.

Осознавая все же, что распыление сил вредит общественному делу, в фев­рале 1910 г. Главный Совет СРН и Главная Палата Союза Михаила Архангела заключили соглашение. Но именно в это время произошел очередной раскол в союзе Дубровина. В нем выделилось течение «обновленцев». В результате про­тивники обновления обособились во Всероссийский союз русского народа под руководством Дубровина. Они укоряли обновленцев в отходе от идеи самодер­жавной власти, в проведении принципа народовластия в виде земско-соборного представительства от населения в Государственной думе. Кроме того, обнов­ленцы безоговорочно встали на защиту столыпинской аграрной реформы, идеи разрушения общины. Дубровинцы же взяли общину под свою защиту, считая ее единственно возможным противовесом западноевропейскому социализму.

В IV Думе положение правомонархических партий усилилось, но спасти самодержавие не удалось. «Лебединой песней» черносотенцев стало убийство Григория Распутина, поскольку он дискредитировал монархию. В ноябре 1916 г. Пуришкевич выступил с сенсационной вестью в Государственной думе, которая кончалась словами: «Да не будет Гришка Распутин руководителем нашей внут­ренней и внешней политики». Впервые крайне правому оратору аплодировала левая часть Думы. 17 декабря старца убили во дворце Юсупова. А спустя всего 2 месяца черносотенцы сходят с политической арены. Самоликвидируются как раз в то время, когда монархии как никогда требуется защита.

Это была единственная партия, прекратившая свое существование сразу после Февральской революции. Ее центральный орган – газета «Русское знамя» - запрещен постановлением Петросовета в первые дни марта 1917 г. Но самой организации никто официально не закрывал.

Деятельность черносотенцев становится предметом расследования специ­альной чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Но выводов сделать комиссия не успела. Помешала Октябрьская революция. К этому времени была единственная подпольная организация в Петрограде, созданная Пуришкевичем. Была установлена связь с белым движением, закупалось оружие, планировалось покушение на Ленина и Троцкого. Но организация провалилась, ее члены предстали перед судом петроградского революционного трибунала. Су­дебное заседание проходило открыто, подсудимых защищали известные адво­каты. Несмотря на заявление Пуришкевича, что он не может не бороться с совет­ской властью, он был амнистирован. Позже он умрет от тифа в Новороссийске.

Но уже через 2-3 месяца после амнистии Пуришкевича, в связи с «крас­ным террором», других черносотенцев расстреливали без суда и следствия. Неко­торые эмигрировали. А, например, академик А.И. Соболевский стал действитель­ным членом Академии наук СССР. Митрополит православной церкви Западной Европы Евлогий после войны принял советское гражданство.

Некоторые лидеры «Союза» утверждали, что черносотенство – предтеча фашизма. Например, Н.Е. Марков писал: «Если бы тогдашнее правительство доросло до понимания того, что впоследствии понял в Италии Муссолини, и вместо упорного противодействия поддержало бы и осуществило бы правитель­ственную, спасительную мысль о необходимости опереть Верховную власть на организованную в мощные монархические союзы лучшую часть народа – история России была бы совсем иная».

В известной степени идеи черносотенцев воплотили в жизнь … больше­вики. Сохранилось единовластие, правда, в иной форме. Законодательные учреж­дения существовали лишь для видимости. Свобода слова, собраний была ликви­дирована. Недаром Соболевский писал друзьям, что любуется тем, как больше­вики прижали ненавистных либералов. Да и митрополит Евлогий принял совет­ское гражданство не случайно, его восхищал Сталин, почти установивший гра­ницы Российской империи.

В 1923 г. «Еженедельник Высшего монархического совета» в Берлине пи­сал: «недаром наши враги отождествляют нас с фашистами. Да, мы фашисты, особенные, русские и искренне завидуем итальянским в том, что мы пока не со­крушили врага».

Не секрет, что идеи черносотенцев созвучны сегодня лозунгам некоторых организаций. Шовинизм, антисемитизм оказались очень живучи. Единственная надежда, что уроки истории не пропали даром, и мы опять не окажемся в полити­ческом тупике.

Союз Русского Народа-крупнейшая правомонархическая организация дореволюционной России. Подобные организации, возникшие главным образом как реакция на активную деятельность левых общественных движений, ставили своей главной целью самосохранение русской нации как таковой в противовес сильнейшему западному влиянию, которое оказывалось на русское общество в конце ХI Х-начале ХХ веков. Один из лидеров монархистов, М.О.Меньшиков, среди всего прочего заметил, что «мы не хотим чужого, но наша земля-Русская земля-должна быть нашей». Среди первых правомонархических организаций, возникших в самом начале ХХ века, следует особо выделить Русское Собрание, появившееся в 1901 году, которое должно было, по замыслу его создателей, «содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа». Впоследствии многие деятели этой организации явились основателями Союза Русского Народа.

В 1905 году, когда революционные элементы резко активизировали свою деятельность и стали покушаться на национальные святыни русского народа, Русским собранием и другими патриотическими организациями, а также благодаря стихийным возмущениям части простого русского народа, антирусской смуте был оказан мощный отпор, со своей стороны зачастую перераставший также в крайние античеловеческие формы в виде еврейских погромов и т.д.Следует отметить, что ещё в апреле 1905 года возникает одна из крупнейших монархических организаций, «Союз русских людей»; примерно в это же время возникает и Монархическая партия, основателем которой был В.А.Грингмут. Последняя организация стояла на крайне правом фланге политического спектра.Чуть позже, в октябре 1905 года, непосредственно после опубликования Манифеста 17 октября, способствовавшего взрыву революционной активности, стихийно возникает Союз Русского Народа (СРН), самая массовая черносотенная организация. Следует отметить, что сам термин «Чёрная сотня» был взят из истории и означал в Московской Руси тяглое посадское население т.н. «Чёрных слобод», не имея сам по себе никакого отрицательного значения. Однако он был использован политическими противниками СРН и других правых организаций для характеристикиих «погромной сущности». В создании Союза Русского Народа принимали участие влиятельные силы, прежде всего Русское Собрание и другие правые круги, устроившие делегацию Московской добровольной охраны в октябре 1905 года. Посещение ею одного из виднейших представителей правых-старосты Исаакиевского собора Е.В.Богдановича, детально описано другим черносотенным деятелем, одним из основателей СРН, Б.В.Никольским в его дневнике. Последний примерно тогда же узнал, что это мероприятие было организовано сотрудником московского охранного отделения. Таким образом, с момента создания СРН Департамент полиции принимал непосредственное участие в его деятельности. Известно, что СРН получал субсидии из секретного фонда МВД на издание агитационного материала и на предвыборную кампанию.

8 ноября 1905 года был сформирован Главный совет СРН, председателем которого был избран доктор медицины А.И.Дубровин, бывший до этого членом Русского Собрания, мастер закулисных политических интриг. Его заместителем стал В.М.Пуришкевич, известный историк, писатель, талантливый оратор. В Совет также входили Н.Е.Марков, А.И.Коновницын, Э.И.Коновницын, Е.Д.Голубев, А.И.Тришатный, Б.В.Никольский, А.А.Майков, В.А.Андреев, Е.А.Полубояринова и др. Союз сразу вышел за рамки Петербурга, и вскоре стали возникать его отделы во многих городах России, часто на основе уже существовавших там монархических организаций.

Численность СРН колебалась в разное время его существования. К концу 1907 г. он насчитывал около 400 местных отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число членов СРН доходило до 400000 человек. В конце 1907 года в 66 губерниях и областях действовало 2124 отдела СРН, по преимуществу в Европейской России, и особенно много-в Белоруссии и на Украине, т.е. в черте еврейской оседлости. Организация СРН имела следующую систему: в низовых структурах существовали т.н. десятки со своим десятником, десятки объединялись в сотни с сотником во главе, а сотни-втысячи с тысячниками. Организации, вошедшие в состав СРН, сохраняли своиназвания и уставы. Руководил работой СРН Главный Совет, состоявший из 12 действительных членов и 18 кандидатов. СРН участвовал в работе монархических съездов, на которых постоянно увеличивалась численность его представителей. Что же касается социального состава СРН, то его костяк составляли представители интеллигенции-преподаватели, врачи, юристы, инженеры и т.д. Кроме того, значительным было представительство буржуазии, а также выходцев из низов---крестьян, ремесленников, рабочих; разрешалось вступать в эту организацию военнослужащим и чиновникам. В состав СРН входило множество представителей духовенства-среди них такие известные имена, как св. о. Иоанн Кронштадский, имевший членский билет № 1, и др. Государь император Николай Второй также числился в составе СРН. Что же касается дворянства, то в СРН его было представлено сравнительно мало; значительно больше-в «Русском Собрании» и в «Союзе Русских Людей».

ВУставеСРН, опубликованном в 1906 году, говорилось о том, что членами СРН могли быть только природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно православные, либо старообрядцы и единоверцы. Лица нерусской национальности, за исключением евреев (последние, даже выкресты, вообще не допускались в СРН) принимались по единогласному постановлению членов Главного Совета. В программе СРН провозглашалось, что благо Отечества-в незыблемом следовании триединой формуле графа С.С.Уварова-«Православие, Самодержавие, Народность». Православию, по мысли черносотенцев, должно было быть предоставлено первенствующее и господствующее положение. По мысли членов СРН, царская власть должна сохраняться неограниченной, а роль Государственной Думы сводиться только к совещательной функции. При этом Думу 1906 г. они считали чужеродной и не признавали. СРН резко критиковал современный бюрократический строй, заслонивший «светлую личность Царя от народа». Русский народ, по мысли СРН, должен обладать господствующим положением в сохранении и развитии государства. В целом идеология СРН не выходила за рамки общей православно-монархической концепции русской государственности и опиралась прежде всего на воззрения поздних славянофилов (К.Н.Леонтьева, М.Н.Каткова, отчасти-Н.Я.Данилевского), а также монархистов и деятелей церкви (Л.А.Тихомирова, К.П.Победоносцева и т.д.). По земельному вопросу СРН стоял за сохранение помещичьего землевладения и неприкосновенности земельной собственности, а также за передачу земли малоземельным крестьянам по доступным ценам, в т.ч. путём покупки за счёт государства у частных владельцев. По рабочему вопросу СРН предлагал способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, социальному страхованию, вместе с тем резко выступая против любых забастовок и стачек. В отношении экономики СРН выступал за освобождение её от иностранной зависимости, за введение национального кредитного рубля, за борьбу с иностранным, прежде всего еврейским, капиталом, за образование общегосударственного земельного банка и т.д. В области образования СРН выступал за введение всеобщего бесплатного обучения, национально русского по своей сути. По национальному вопросу СРН выступал за сохранение единой и неделимой России без автономий, но при уважении прав т.н. «дружественных наций» (живущих «извечно среди русского народа» народов Поволжья, Средней Азии, Сибири, немцев). К «враждебным» нациям СРН относил финнов, поляков и кавказцев прежде всего из-за их сепаратизма. Особое отношения у членов СРН было к евреям. СРН разделял теорию о «жидомасонском заговоре» и выступал за ужесточение политики правительства по отношению к евреям, за лишение их почти всех прав, за сохранение черты осёдлости, за ускорение процесса возвращения евреев на историческую родину-в Палестину. Ведущим печатным органом СРН сталас ноября 1905 г. газета «Русское знамя», издававшаяся в Петербурге, а на местах существовали другие печатные органы (в частности, газета «Вече» в Москве).

Идеи СРН приобрели широкую популярность. Делая упор на массовую просветительскую работу с открытием школ, устройством чтения, собраний, бесед, пропаганду своих идей через печатные издания, СРН вместе с тем имел ярко выраженную наступательную позицию. Т.н. боевые дружины Чёрной Сотни участвуют в наведении порядка и в борьбе с революционным террором, развязав свой, черносотенный террор. Дружинники также боролись и с революционным студенчеством, ограничиваясь, как правило, резиновыми дубинками. В 1906 году черносотенцы организовывают убийство члена кадетской партии профессора М.Я.Герценштейна, а в 1907 году--неудачное покушение на С.Ю.Витте и удачное покушение на бывшего депутата Думы, редактора «Русских Ведомостей» Г.Б.Иоллоса. Кроме того, черносотенцы боролись с беспатентными шинками, преимущественно еврейскими, участвовали в строительстве церквей, богаделен и приютов, домов трудолюбия, касс взаимопомощи. СРН участвует в выборах во вторую Госдуму в 1907 году, выступив, однако, на заседаниях за роспуск «октябристской» Думы. На следующий день после роспуска этой Думы, 4-го июня 1907 года, царь Николай поблагодарил СРН за активную антидумскую политику. «Да будет же Мне Союз Русского Народа надёжной опорой, служа для всех и во всём примером законности и порядка. Николай».

Тенденции к расколу СРН наметились сразу же с момента его создания в силу достаточной аморфности организации, скороспешности её создания, а также в силу растущих властных амбиций лидеров и ряда идеологических расхождений. Осенью 1907 г. Пуришкевич покидает СРН, а в марте 1908 года создаётсобственную организацию-Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, в которую вошёл ряд бывших членов СРН. Новый союз, в отличие от своих черносотенных собратьев, признавал необходимость существования законодательных учреждений. В целом большая часть членов СРН отрицательно отнеслась к реформам П.А.Столыпина вследствие его политики по разрушению крестьянской общины. В 1909 году оппозицию в СРН возглавил депутат Думы Н.Е.Марков, редактор газеты «Земщина», получавший субсидии на её издание от правительства Столыпина. В декабре 1909 года соперники Дубровина, воспользовавшись его отсутствием, провели решение о предоставлении доктору титула почётного председателя СРН при утрате им фактической власти. В начале 1910 года обновленцы (противники Дубровина) из Главного Совета добились заключения соглашения с организацией Пуришкевича. Дубровинцы, выступившие против этого соглашения, оказались в меньшинстве и исключались из Главного Совета. Газета «Русское знамя», в противоположность «Земщине», осталась в руках дубровинцев. Раскол между членами СРН углублялся и вскоре затронул практически все организации на местах. В конце ноября 1911 г. сторонникам Дубровина удалось собрать съезд в Москве, на котором они добились «упразднения» членов обновленческого Главного Совета и избрания нового, с председателем Дубровиным. Марковцы не признали это решение, и некоторое время фактически существовало два Главных Совета, из которых дубровинский стоял правее по политическим вопросам. В августе 1912 года фактическое существование параллельных черносотенных организаций было закреплено юридически. Противники марковцев (обновленцев) образовали самостоятельный союз, получивший название Всероссийского Дубровинского СРН. Чуть позже, в ноябре 1912 года, подставная фигура-граф Э.И.Коновницын, исполнявший обязанности председателя обновленческого Совета, был устранён от дел, аего место занимает Н.Е.Марков (Марков 2-й). Что же касается дубровинского СРН, то он, занимаясь постоянными нападками на правительство с правой стороны, вскоре лишился поддержки официальных властей и оказался на грани финансового краха.

В третьей (1907- 1912 г.г.) и четвёртой (1912- 1917 г.г.) Государственных Думах представители СРН, а также бывшие его члены, участвуют в работе фракции правых и умеренно правых, в целом критикуя политику Столыпина; выступают против расширения гражданских прав и свобод, особенно, по отношению к евреям; пытаются провести через Думу (правда, безуспешно) различные законы чрезвычайного характера. Члены СРН выступили за обвинение еврея Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве в Киеве мальчика Андрея Ющинского, что не разделялось передовой русской общественностью.

Перед Первой мировой войной члены СРН, как правило, заняли прогерманскую ориентацию, склоняясь к поддержке Тройственного Союза, в первую очередь, вследствие существования в Германии и Австро-Венгрии монархических правительств.Подобных взглядов придерживался, в частности, депутат Думы Н.Е.Марков, выступая в мае 1914 г. с думской трибуны. С самого начала войны черносотенцы были вынуждены менять свои принципы в пользу полной и яростной поддержки правительственной политики, заговорив, среди всего прочего, о желании избавить братьев-славян «от тевтонских тисков». При этом дубровинский СРН занял крайнюю шовинистическую политику, а обновленцы-более умеренную. Руководители думской фракции крайне правых были включены в различные комиссии и комитеты. К примеру, Н.Е.Марков участвовал в «Особом совещании по государственной обороне», а В.М.Пуришкевич руководил санитарным поездом. Главный совет СРН открыл собственный лазарет, а на средства СРН содержались богадельни и койки в госпиталях.

Продолжается и политическая деятельность СРН. В августе 1915 г. дубровинцы и другие черносотенцы организуют совещание монархистов в Саратове, поддержав решение царя занять пост Верховного Главнокомандующего, потребовав распустить Думу и выступив резко против Прогрессивного блока. В ноябре 1915 г. состоялось ещё два монархических совещания в Петрограде и Нижнем Новгороде, члены которых критиковали Прогрессивный блок и пытались решить вопрос об объединении монархистов.Пытаясь спасти репутацию государя, монархисты включаются в борьбу с тобольским «старцем», Г.Е.Распутиным, а в декабре 1916 г. при непосредственном участии В.М.Пуришкевича он был убит. В целом же правые сохранили своё влияние при дворе до самой Февральской революции 1917 г., а после свержения самодержавия монархисты оказались первыми партиями, подвергшимися преследованию. 5 марта 1917 г. исполком Петросовета запретил издание печатного органа Дубровинского СРН-газеты «Русское знамя». Прекратился выпуск и других черносотенных газет. Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию, пред которой предстали, среди прочих, черносотенные лидеры. Из их показаний следовало, что СРН прекратил свою деятельность сразу же после свержения самодержавия. Отделы были распущены, архивы уничтожались. Быстрый развал монархических организаций был предопределён во многом их кризисом, возникшим примерно с 1910 г. Характерно, что черносотенцы даже не пытались перейти в подполье, за исключением В.М.Пуришкевича, создавшего подпольную организацию осенью 1917 г. Она была раскрыта большевиками, и Пуришкевич получил 1 год тюрьмы (плюс три-условно), но был вскоре (в мае 1918 г.) был амнистирован.

В годы Гражданской войны жертвами большевистского террора пали многие черносотенные лидеры, в т.ч. и те, которые не участвовали в активной борьбе против советской власти. Среди них-бывшие руководители СРН Б.В.Никольский, А.И.Дубровин и др. В.М.Пуришкевич и В.В.Шульгин, когда-то входившие в состав СРН, стали активными участниками белого движения. Первый вскоре (в 1920 г.) умер от сыпного тифа; второй, прожив в эмиграции и затем отсидев в СССР «за антисоветскую деятельность», прожил до 1976 г. Н.Е.Марков оказался активным деятелем монархической эмиграции. Некоторые бывшие члены СРН примирились с советской властью. Среди них-филолог А.И.Соболевский, ставший действительным членом АН СССР.