Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива. «Планирование учебно-творческой работы и формирование репертуара самодеятельного хореографического коллектива Тематический план курса




Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Музыкальный колледж

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

СД. 03. Методика работы с творческим коллективом

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)


Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива.

Коллектив художественной самодеятельности можно определить как организованную форму педагогической, художественно-технологической и исполнительской деятельности, реализующую совокупность норм и ценностей в соответствии с функциями и позициями совместной деятельности руководителя и участников, обеспечивающую успешное выполнение поставленных перед ними задач.

Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование нравственных, эстетических, художественных и физических качеств участников. В понятие художественные технологии входят цели задачи работы над художественными произведениями, художественные средства и действия по преобразованию этого материала в сценическое произведение. А также формы организации, руководства и управления этой деятельностью. Исполнительская деятельность многообразна. В нее входят спектакли, концерты, праздники. Фестивали, выступления на различных культурно-досуговых мероприятиях(вечерах отдыха, тематических вечерах, музыкальных гостиных, лекториях и т.д.)

Самодеятельные коллективы не возникают в результате волевых решений, административных приказов. Задача организаторов народного художественного творчества сознательно, квалифицированно формировать и развивать систему самодеятельных творческих формирований, с учетом объективных и субъективных факторов.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач досугового учреждения.



Не менее важен учет материальных возможностей для создания нового творческого коллектива. Препятствовать могут слабая материальная база или отсутствие руководителя-профессионала.

Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

При формировании творческого коллектива необходимо реализовать принцип активности: руководитель должен уметь активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении. Важен и принцип индивидуального подхода. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с творческим коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого ученика.

Из всех способов организации людей именно коллектив обеспечивает наивысшую результативность, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.



Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения любителей в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих моментов.

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с кружковцами свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: Методика работы с творческим коллективом

Специальность: 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

Образовательный уровень СПО: базовый

Сыктывкар 2009

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»

Зам.директора по учебной

работе В.С.Морозова

Одобрена предметной (цикловой)

комиссией общепрофессиональных

дисциплин и библиотечного дела

Н.Ф. Гусева

Рецензенты:

Кузнецова Г.И., директор ГУРК «Учебно-методический центр по подготовке и переподготовке кадров культуры и искусства».

Гнедых Н.М., преподаватель Коми республиканского колледжа культуры им.В.Т.Чисталева.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для студентов, обучающихся по всем специализациям специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Изучается на втором году обучения один семестр. По итогам семестра проводится промежуточная аттестация – экзамен. По итоговой государственной аттестации вопросы по дисциплине включены в итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

Программа разработана с учетом межпредметных связей с другими дисциплинами, изучающими отдельные модули, составляющие понятие «методика работы с творческим коллективом». В программе использованы материалы из сборника программ «Народное художественное творчество», разработанного Т.И. Баклановой.

Цель курса – формирование у студентов целостной системы понятийных, методологических и теоретических знаний в области методики работы с творческим коллективом.

В соответствии с государственным образовательным стандартом будущий специалист должен знать:

  1. Сущность, функции и основные задачи досуговой творческой деятельности.
  2. Технологию создания творческого коллектива.
  3. Принципы организации и методы работы с творческим коллективом.
  4. Психолого-педагогические особенности формирования репертуара.
  5. Методику подготовки сценических выступлений.
  6. Уметь самостоятельно создать творческий коллектив и организовать в нем педагогический процесс.

Освоение курса предполагает сочетание лекционных, семинарских и практических занятий. Обязательным дидактическим компонентом является внеаудиторная самостоятельная работа над проблематикой курса. Реализация национального регионального компонента осуществляется через использование опыта практической деятельности профессиональных и самодеятельных коллективов Республики Коми.

Тематический план курса

Специализации: «Театральное творчество (театр кукол)»; «Театральное творчество»; «Народное хоровое творчество»; «Хореографическое творчество» – на базе Основного общего образования

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Макс.

Самост.

Теорет.

семестр

Вводная тема

Раздел 1.

14,5

Тема 1.1.

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Тема 1.4.

Раздел 2.

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Тема 2.3.

Тема 2.4.

Тема 2.5.

ИТОГО:

Тематический план курса

Специализации: «Постановка театрализованных представлений»; «Народное хоровое творчество»; «Хореографическое творчество» – на базе Среднего (полного) общего образования

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Макс.

Самост.

Теорет.

семестр

Вводная тема

Раздел 1.

Организационные основы работы самодеятельных коллективов.

14,5

Тема 1.1.

Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества

Тема 1.2.

Понятие «коллектив». Особенности функционирования любительских художественных коллективов.

Тема 1.3.

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Тема 1.4.

Личность участника коллектива. Методы диагностики.

Раздел 2.

Руководство педагогическим про-цессом в творческом коллективе

Тема 2.1.

Сущность и структура педагогичес-кого процесса в любительском кол-лективе.

Тема 2.2.

Технология разработки педагогичес-ких программ для творческих кол-лективов.

Тема 2.3.

Формы работы в творческом коллективе.

Тема 2.4.

Руководство художественно-твор-ческой деятельностью.

Тема 2.5.

Организация выступлений творчес-ких коллективов.

ИТОГО:

Тематический план курса

Специализации: «Театральное творчество (театр кукол)»; «Театральное творчество»; «Декоративно-прикладное творчество» – на базе Среднего (полного) общего образования

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Макс.

Самост.

Практ.

семестр

Вводная тема

Раздел 1.

Организационные основы работы самодеятельных коллективов.

14,5

Тема 1.1.

Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества

Тема 1.2.

Понятие «коллектив». Особенности функционирования любительских художественных коллективов.

Тема 1.3.

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Тема 1.4.

Личность участника коллектива. Методы диагностики.

Раздел 2.

Руководство педагогическим про-цессом в творческом коллективе

Тема 2.1.

Сущность и структура педагогичес-кого процесса в любительском кол-лективе.

Тема 2.2.

Технология разработки педагогичес-ких программ для творческих кол-лективов.

Тема 2.3.

Формы работы в творческом коллективе.

Тема 2.4.

Руководство художественно-твор-ческой деятельностью.

Тема 2.5.

Организация выступлений творчес-ких коллективов.

ИТОГО:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводная тема

Цели и задачи курса. Направленность курса на подготовку специалиста, освоившего систему базовых знаний по методике работы с любительскими коллективами разной направленности, а также об источниках и каналах научной информации о данном объекте исследования.

Роль и место курса в системе подготовки студентов по специальности 071302 (0518) «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Структура курса. Название и основное содержание разделов и тем программы.

Сущность междисциплинарного подхода к изучению вопросов методики. Взаимосвязь курса с другими общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами.

Методы изучения курса. Формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.

Самостоятельная работа: Найти определение терминов и заполнить мини-словарь руководителя творческого коллектива. Термины: методика, метод, творчество, самодеятельность, художественная деятельность, группа, коллектив, клуб по интересам, кружок, студия, ансамбль, педагог, педагогический такт, педагогическое мастерство, урок, цель, репертуар, репетиция, концерт, смотр, конкурс, фестиваль.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.

Требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

  1. Понятийный и терминологический аппарат предмета «Методика работы с творческим коллективом».
  2. Нормативно-правовые документы по организации любительских коллективов.
  3. Методику работы с творческим коллективом.
  4. Методы диагностики мотивов и ожиданий участников любительских коллективов.
  5. Требования к профессиограмме современного руководителя творческого коллектива.

Студент должен уметь:

  1. Объяснить сущность основных понятий предмета «Методика работы с творческим коллективом».
  2. Самостоятельно создать и организовать деятельность любительского коллектива.
  3. использовать методы диагностики участников творческого коллектива.

ТЕМА 1.1. Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества.

Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику современного любительского творчества: общественно-политическая ситуация; развитие телекоммуникационной сети; рост уровня благосостояния людей; повышение образовательного уровня субъектов; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров культуры и искусства.

Особенности функционирования любительских коллективов в современной социокультурной ситуации: возрастание социальной роли и общественной значимости любительского творчества; усиление влияния на сферу духовного и практического освоения мира человеком; повышение воспитательной социально-педагогической роли любительского творчества на формирование личности участника; тенденции к образованию новых форм организации самодеятельного творчества.

Правовые и нормативные основы организации художественно-творческой деятельности.

Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя в процессе создания коллектива: сбор и анализ исходной информации, организационно-педагогическое проектирование, реализация проекта, оценка эффективности работы коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

Взаимосвязь процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления в любительском коллективе.

Проблемные вопросы для самостоятельной подготовки студентов :

  1. Нужна ли сегодня «самодеятельность»?
  2. Должен ли современный творческий коллектив выполнять идейно-художественные и социально-просветительные задачи, или занятия в любительских коллективах нужны в основном как форма творческого самовыражения участника?
  3. Правомерно ли добиваться от участников элементарной сценической, музыкальной, хореографической грамотности если они пришли в коллектив отдыхать?
  1. Что важнее в творческих коллективах: процесс занятий или результат?
  1. Как Вы понимаете выражение «Искусство принадлежит народу». Кто автор этого тезиса?

ТЕМА 1.2. Понятие «коллектив», особенности любительских художественных коллективов.

Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». Признаки коллективов самодеятельного творчества: добровольность деятельности субъекта; духовная мотивация; изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей; собственная активность и инициативность состава; совместная деятельность.

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.

Самостоятельная работа:

ЗАДАНИЕ:

  1. Составить «паспорт» одного из любительских художественных коллективов.
  2. Заполнить таблицу: особенности функционирования коллективов с образовательным компонентом и клубов по интересам.

ТЕМА 1.3. Руководитель коллектива . Требования к профессиограмме .

Профессиограмма руководителя творческого коллектива. Характеристика блока качеств: профессиональное мастерство, социально-психологические требования, художественно-творческие функции руководителя, организаторские способности.

Педагогический такт, педагогическое мастерство.

Самостоятельная работа:

  1. Составить «творческий портрет» одного из успешных руководителей художественного коллектива.
  2. «Оценить» по пятибалльной шкале соответствие требований к навыкам и умениям выпускника специализации колледжа культуры на данном этапе профподготовки.
  3. Составить кроссворд

Педагогический процесс как культурная деятельность. Структура гуманного педагогического процесса.

Классификация коллективов народного художественного творчества: кружки начального и повышенного типов, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства. Классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т.д.)

Базы создания коллективов: школы, клубные объединения, центры детского и юношеского творчества, вузы и т.д.

Понятие “организация” и “организаторская деятельность”, их соотношение. Понятие об организационной структуре самодеятельного коллектива, о его инфраструктуре и макроструктуре. Системный подход к организации коллектива. Учет в процессе организации коллектива культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

Взаимосвязь процессов организации, самоорганизации и самоуправления в любительском коллективе.

Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя коллектива:

1 этап - подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей. интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.

2 этап - педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организации.

3 этап - реализация проекта.

4 этап - диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализ результатов и художественно творческой деятельности).

5 этап - корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического процесса с учетом диагностики его эффективности.

Документация коллектива (план учебно-воспитательной работы, репертуарный план и др.), отражение в ней цели и задач педагогического руководства коллективом и поиск путей их реализации.

Тема 3.2.Методика педагогического руководства художественно-творческим процессом

Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в самодеятельном (любительском) коллективе.

Соотношение понятий ”творчество” и сотворчество”. Основные виды художественно-творческой деятельности: создание и исполнение произведений искусства.

Формы художественно-творческого процесса: репетиции, концерты, выставки и др.

Психолого-педагогические основы педагогического руководства художественно-творческим процессом: учет возрастных и индивидуальных особенностей, а также личностных проблем при подборе репертуара и творческих заданий; создание условий для творческого самопознания, самооценки, самореализации и саморазвития участников в процессе их художественно-творческой деятельности. Использование арттерапевтического потенциала художественно-творческой деятельности (элементы психодрамы, музыкатерапии, танцетерапии, цветотерапии, сказкотерапии и т.д.) для психолого-педагогической адаптации, коррекции личности, профилактики девиантных форм поведения и т.д.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива, участники которого имеют разный уровень художественной подготовки и художественных способностей. Специфика руководства художественно-творческой деятельностью “особых” участников коллективов: одаренных личностей, инвалидов, лиц с девиантным поведением и др.

Областной дом народного творчества

«Планирование учебно-творческой

работы и формирование репертуара

Однако постановки, представляющие современную хореографию, чаще всего представляют собой смешение стилей. Причины кроются в отсутствии педагогов, хорошо знающих новые танцевальные стили.

Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика.

Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты от организаций.

Информация для руководителей коллективов

За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов народного творчества могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, звание «заслуженный работник культуры». За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный (образцовый) самодеятельный коллектив»3.

Заключение

Перечисленная выше организационно-творческая и воспитательная работа обязательна для любого хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из пунктов, например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив, педагог должен иметь ввиду все его признаки. Кроме того, ему необходимо педагогически правильно организовать учебно-творческую жизнь танцевального коллектива.

Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой формирования личности участника.

Специфика воспитательной работы в самодеятельном хореографическом коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов.

Список использованной литературы


, Кветная детей танцевать: учебное пособие. М.: Владос. 2003. Пуртова на любительской сцене, Москва, ГРДНТ, 2006 г. Громов педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006. . «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984 Ивлева педагогического руководства любительским хореографическим коллективом. – Челябинск, 2004 Тарасов танец. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань». – 2005 г. Методические рекомендации по организации деятельности культурно-досуговых учреждений в решении вопросов по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в Ростовской области. г. Ростов-на-Дону, 2006 г. Методические рекомендации по организации учебно-творческого процесса в коллективах самодеятельного народного творчества, ДГЦ НТ, Ростов-на-Дону, 1997 г.

Руководство межличностным общением участников кол-ва. Диагностики соц.-псих.-й структуры кол-ва, социометрия. Методы руководства межличностным общением в кол-ве народно-худож. тв-ва.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время многие художественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, в следствие чего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций; личность в условиях художественного коллектива не может развиваться из-за появления лидеров, причиной чему в наши дни является социальное неравенство.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом.

В Советском энциклопедическом словаре понятие климат трактуется с греческого языка как наклон «земной поверхности к солнечным лучам», статистически многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности. Из географических факторов, влияющих на климат отдельного региона, наиболее существенны широта и высота местности, близость его к морскому побережью, особенности орографии и растительного покрова, наличие снега и льда, степень загрязнённости атмосферы. Эти факторы осложняют широтную зональность климата и способствуют местных его вариантов.

В том же словаре, понятие атмосфера понимается как воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею. В зависимости от распределения температуры атмосферу Земли подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. Атмосфера Земли обладает электрическим полем. Неравномерность её нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли. Отсюда следует, что атмосфера и климат взаимозависимы.

В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В театральной деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием - не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с театральной атмосферой.

Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.



Так как зона взаимоналожения объективной и субъективной сфер изменяется на континууме от 0 до 1, то имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата группы, организации.

Между «театральной атмосферой» и социально – психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.

Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве, - утверждал Михаил Чехов.

Атмосфера связана с субъективными чувствами человека, личное чувство может быть связано с атмосферой, либо чуждо ей. Тот актер, который сохранил (или вновь приобрел) чувство атмосферы, хорошо знает, какая неразрывная связь устанавливается между ним и зрителем, если они охвачены одной и той же атмосферой. В ней зритель сам начинает играть вместе с актером. Он посылает ему через рампу волны сочувствия, доверия и любви. Зритель не мог бы сделать этого без атмосферы, идущей со сцены. Без нее он оставался бы в сфере рассудка, всегда холодного, всегда отчуждающего, как бы тонка ни была его оценка техники и мастерства игры актера. Стоит вспомнить, как часто актеру приходится прибегать к разного рода трюкам в надежде привлечь внимание публики. Спектакль возникает из взаимодействия актера и зрителя. Если режиссер, актер, автор, художник (и часто музыкант) создали для зрителя атмосферу спектакля - он не может не участвовать в нем.

Стоить заметить, как непроизвольно меняются движения, речь, манера держаться, мысли, чувства, настроения, попадая в сильную, захватившую атмосферу? Так в жизни, так и на сцене. Каждый спектакль, отдаваясь атмосфере, можете наслаждаться новыми деталями в игре. Не нужно боязливо держаться за приемы прошлых спектаклей или прибегать к клише. Пространство, воздух вокруг, исполненные атмосферой, поддерживают живую творческую активность. Легко убедиться в этом, проделав в воображении простой опыт.

Представить себе сцену, известную из литературы или из истории. Пусть это будет, например, сцена взятия Бастилии. Вообразить момент, когда толпа врывается в одну из тюремных камер и освобождает заключенного. Всмотреться в характеры и типы мужчин и женщин. Пусть эта созданная воображением сцена предстанет с возможной яркостью. Затем скажем: толпа действует под влиянием атмосферы крайнего возбуждения, опьянения силой и властью. Все вместе и каждый в отдельности охвачен этой атмосферой.

Следует вглядеться в лица, движения, в группировки фигур, в темп происходящего, вслушаться в крики, в тембры голосов, всмотреться в детали сцены, и можно увидеть, как все происходящее будет носить на себе отпечаток атмосферы, как она будет диктовать толпе ее действия. Изменить несколько атмосферу и просмотреть “спектакль” еще раз. Допустим прежняя возбужденная атмосфера примет характер злобной и мстительной, будет видно, как она отразится в движении, действиях, взглядах и криках толпы. Снова изменить ее. Пусть гордость, достоинство, торжественность момента охватят участников сцены, и будет видно, как сами собой изменятся фигуры, позы, группировки, голоса и выражения лиц в толпе.

То, что проделали в воображении, как актер можно делать и на сцене, пользуясь атмосферой как источником вдохновения.

Роль режиссера, как руководителя в формировании (атмосферы) социально – психологического климата в театральном коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью т. к., межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо - персоналистском синтезе - это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.

В социальной психологии регуляция взаимоотношений индивидов рассматривается в двух аспектах: 1) связанный с управлением в формализованных социальных структурах - руководство и 2) связанный с управлением в неформальных структурах - лидерство.

Руководство выражает собой исторически сложившуюся потребность людей в организации их совместной деятельности. Нет человека, - говорил Сократ, - который не считал бы в чем-то себя мудрее других, а в чем-то других мудрее себя. И в величайших опасностях, когда люди бедствуют на войне, от болезней или в открытом море, как на богов уповают они на правителя в каждом из этих дел, почитая их своими спасителями, которые выделяются не чем иным, как своим знанием. И весь наш человеческий мир полон тем, что, с одной стороны, одни ищут учителей и руководителей для себя и других существ, а также их дел, иные же полагают себя способными либо учить, либо руководить.

Руководитель непременно выступает и организатором. Организатор - центр приема, переработки, трансформации и генерализации многосторонней информации, поступающей к нему от объекта, определяющего общую цель деятельности, от условий ее выполнения (материальные средства, время, место, обстоятельства), от организуемых, от результатов деятельности, от взаимодействующих соседей, но особенно важной для организаторской деятельности является психологическая информация.

Подавляющее большинство группы составляют индивиды, чей тип может быть назван "нормой", т.е. более всего соответствует нормам, ценностям и представлениям, господствующим в данном социальном объединении. В рамках этой нормы есть члены, которые принимаются или отвергаются другими.

Предпочитаемые - это члены, которых выбирают чаще, чем отвергают. Лица, на которых падает особенно много выборов, называются звездами. Вместе с тем, в группе появляется некоторая часть непредпочитаемых, которые получают мало или совсем не получают выборов. Обычно это люди, отклоняющиеся от норм и ценностей, принятых в данной группе. Звезды и близкие к ним по количеству выборов составляют контингент, из которого в той или иной ситуации выступает лидер.

Лидерство - это один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете детерминированный по своему содержанию господствующими в обществе социальными отношениями.

Лидерство как социально-психологическая проблема - явление, существующее во всех человеческих обществах. Оно имело первостепенное значение на ранних ступенях человеческого общества. Как структурное звено групповой организации, лидерство свойственно не только людям, в мире животных оно основывается на превосходстве вожака в силе, ловкости, остроте органов чувств и т.п. Его основной принцип - принцип превосходства. Лидер непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (умственно, морально, в силе и т.п.). Будучи по своему происхождению общечеловеческим социально-психологическим явлением, лидерство исторически является предтечей официального руководства.

Без лидерства не существует группы. Лидерство - стержневой процесс организации группового поведения. Появляясь в момент формирования групповых целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами малой группы.

Его можно рассматривать как некую особую подсистему межличностных отношений, а самого лидера - как фокус этих отношений.

Лидерство вызывается не только потребностью членов малой группы в регуляции совместной деятельности и общения, но и, кроме того, готовностью того или иного члена группы стать ее лидером. Роль лидера в малой группе положительных, так и отрицательных стимулов, которые в ней применяются.

Итак, в рамках формальной структуры руководитель к члену группы относиться, как к "средству производства", как к инструменту, используемому для достижения целей организации, а сам по отношению к себе, как должностному лицу, - выполнять функцию этого бездушного инструмента. Но это только одна сторона деятельности лидера. Лидер должен относиться к члену группы не иначе, как к человеку, учитывать его индивидуальные особенности, вникать в его проблемы и по возможности помогать их разрешению.

Между этими функциями, взаимодополняющими друг друга, всегда существует некий внутренний антагонизм. Он находит свое полное разрешение лишь в строго сбалансированной системе руководства, когда выполнение этих функций закрепляется за лидерами, которые одни и те же цели организации решают как бы с диаметрально противоположных позиций, реализуя на практике требования небезызвестного "принципа дополнительности". Так в традиционной семье в воспитании ребенка мать в основном выполняет личностную, а отец - инструментальную функции. Разделение функций позволяет более целостно осуществлять процесс руководства по достижению целей организации с учетом личных интересов его членов.

На практике обе эти функции не всегда получают одинаковое развитие, в зависимости от того, как они реально между собой соотносятся.

Метод воспитания (от греч. «методос» путь) это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной:практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на дознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы и приёмы воспитательной работы режиссёра с театральным коллективом, на прямую связаны с педагогической деятельностью. Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода актёра с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания.

Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед режиссером всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма режиссера. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному режиссеру не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый режиссер в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания

Часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы это неизведанные тропинки, которые прокладывает режиссер вместе со своими актерами, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие режиссеры, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе с театральным коллективом - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства режиссера.

Под приемом понимается единичное воздействие, под средством - совокупность приемов. Средство - это уже не прием, но еще не метод.

Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тотрежиссёр, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство.

Рассмотрим общие условия, определяющие выбор методов воспитания, которые так же являются спецификой режиссерского искусства.

Общие условия в выборе методов воспитания режиссера:

1. Индивидуальные и личностные особенности актеров.

2. Условия воспитания и отношения, складывающиеся в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций в режиссерской работе.

3. Уровень педагогической квалификации.

4. Время воспитания.

5. Ожидаемые последствия.

Правила выбора методов воспитания.

Общий принцип выбора методов воспитания отношение режиссера к актеру. Методы воспитания в свете гуманистического подхода - это не набор чисто профессиональных средств в руках режиссёров, равнодушных к судьбе своих актеров. Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности - эти качества придает ему режиссёр. Рассмотренные выше общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших нюансов.

Любое разумное и подготовленное действие режиссера должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае актёры обретают полезную привычку доводить дело до конца, а режиссер укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому режиссёр всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние членов творческого коллектива время, когда методы будут применяться. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения актёров.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия на актёра можно разделить па два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип.

Режиссер в полной мере должен владеть всеми методами и приемами воспитательного воздействия на театральный коллектив, не только как режиссер-постановщик, но и как режиссер-педагог.

Таким образом, режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы в театральном коллективе.

В идеале создание творческого коллектива - это создание союза единомышленников. Но практически эта проблема представляет огромные трудности, так как каждый режиссер имеет перед собой по-разному творчески и методологически воспитанных людей. Обычно их делят на одаренных, менее одаренных и совсем неодаренных. Это, пожалуй, единственный критерий отбора актеров.

Решение данных проблем позволит руководителям художественных коллективов добиваться высоких результатов, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности.

Коллективы любительского художественного творчества в течение творческого сезона(с сентября по май) должны представить:

Наименование жанра

творческого коллектива

Показатели результативности

Театральный

Не менее 1 одноактного спектакля или 4 номеров (миниатюр);

Не менее 4 номеров (миниатюр) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

Ежегодное обновление репертуара;

Хоровой, вокальный

Концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут);

Выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Инструментальный

Концертная программа ;

Не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

Ежегодное обновление не менее 4 части текущего репертуара;

Выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал

Хореографический

Концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут) ;

Не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

Ежегодное обновление программы не менее 1 - массовой постановкой или не менее 4 сольных (дуэтных, ансамблевых) постановок

Выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Цирковой

Концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут) ;

Не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

Ежегодное обновление не менее 3 номеров репертуара;

Выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Не менее 2 выставок в год

Фотоискусства

Не менее 2 выставок в год

Кино-видеоискусства

1 короткометражный фильм

Для вновь созданных коллективов в течение первых 2 лет существования могут быть установлены минимальные нормативы. В течение творческого сезона они должны представить:

В своей деятельности коллектив руководствуется:

Действующим законодательством Российской Федерации;

Уставом базового культурно-досугового учреждения;

Планом работы базового культурно-досугового учреждения;

Положением о своем коллективе и (при необходимости) Договором с руководителем базового учреждения.

Положение о конкретном коллективе разрабатывается на основании устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем базового культурно-досугового учреждения.

Учебно-воспитательная работа в коллективах определяется планами и программами и должна включать:

· Во всех коллективах – ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в любительском народном творчестве, тенденциям развития отдельных его видов и жанров; обсуждение вопросов формирования репертуара.

Участники коллективов в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

· В коллективах театрального искусства (драматических, музыкально-драматических коллективах, театрах кукол, юного зрителя, театрах малых форм -театрах эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и пр.) -
занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса; разучивание вокальных партий; работу с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работу над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературно-музыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов.

· В коллективах музыкального искусства (хорах, вокальных ансамблях, ансамблях народной песни, ансамблях песни и танца, оркестрах народных инструментов, эстрадных и духовых оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях, музыкантов-исполнителей, певцов) - занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; разучиванию партий ансамблей, хоров, проведению общих репетиций, классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; обучению игре на музыкальных инструментах; ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей, проведению оркестровых занятий по разучиванию партий.

· В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев) - занятия по изучению истории и теории хореографии; классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

· В коллективах циркового искусства (цирковых, исполнителей оригинального жанра) - занятия по изучению истории циркового искусства; тренажу и физическому развитию; технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера.

· В коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства - занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств - резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и т.д.; композиции; выполнение заданий художественно-оформительского характера; организации выставок, работе на пленэре.

В коллективах фото-, кино-, видеоискусства - занятия по изучению истории кино и фотографии; материальной части; технике кино-, видео- и фотосъемки; режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; организации просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; методике организации фотовыставок, просмотров кино и видеофильмов, выполнение работ оформительского характера (с фотолюбителями); созданию фильмов различной тематики